Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 04:48, контрольная работа
Октябрьская революция и гражданская война в России сопровождались невиданной по масштабам эмиграцией. В вольной или невольной эмиграции оказались лучшие интеллектуальные силы России, которые продолжали свою деятельность в эмигрантских центрах Европы: Берлине, Праге, Париже. Русские ученые, философы, богословы создавали новые учебные заведения, проводили конференции, издавали массу книг и периодических изданий.
2
Введение
Октябрьская революция и гражданская война в России сопровождались невиданной по масштабам эмиграцией. В вольной или невольной эмиграции оказались лучшие интеллектуальные силы России, которые продолжали свою деятельность в эмигрантских центрах Европы: Берлине, Праге, Париже. Русские ученые, философы, богословы создавали новые учебные заведения, проводили конференции, издавали массу книг и периодических изданий. Создавались также идейные течения и организации. Наиболее ярким из них было евразийство. Евразийство как самостоятельное идейное направление сложилось в начале 20-х гг. XX в. Контуры евразийской концепции уже обозначились в книге Н. С. Трубецкого «Европа и человечество», вышедшей в Софии в 1920 г. В следующем году там же был опубликован сборник статей «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев». В нем были статьи Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского. В этом программном для движения сборнике в нарочито заостренной форме были впервые четко сформулированы основные мировоззренческие принципы евразийства. К евразийству относилась целая плеяда ярких и талантливых литераторов, философов, публицистов, экономистов первой волны эмиграции. Среди наиболее известных: географ П. Н. Савицкий, филолог и культуролог Н.С.Трубецкой, Г.В.Вернадский, музыковед и искусствовед П.П.Сувчинский, религиозные философы и публицисты Г.В.Флоровский, Б. Н. Ильин, Б. Н. Ширяев, литературоведы А. В. Кожевников (Кожаев), Д. П. Святополк-Мирский, правовед Н, Н. Алексеев, востоковед В. П. Никитин, писатель В. Н, Иванов, экономист Я. Д. Садовский. На основе программных документов создателей евразийства, тезисов, философских трудов касаемых роли России и концепций ее дальнейшего развития, попытаемся раскрыть сущность этого идейно-политического движения, отобразить роль в развитии евразийской культуры России.
Глава I. Зарождение евразийства.
1.1.Причины создания движения.
Впервые евразийские идеи были высказаны еще в России, до революции. Этот «предевразийский» период движения был связан с научными поисками «старшего» поколения евразийцев — Г. Вернадского, Л. Карсавина, Н. Трубецкого. Младшее поколение (хотя разница в годах здесь была минимальная — 5-8 лет) — П. Савицкий, Г. Флоровский — присоединилось уже в эмиграции. Вернадский, с юности тянувшийся к изучению роли степной Азии в судьбе нашего отечества, уже в 1914г. писал статьи, где образно сравнивал движение России к Востоку с движением против Солнца. Карсавин до своей высылки из СССР в 1922 г. опубликовал отдельную книгу, само название которой — «Запад, Восток и русская идея» — говорит о сути его тогдашних интересов. И хотя речь идет в основном о богословско-религиозном аспекте проблемы Запад—Восток в ее отношении к национальной идее, а евразийские восточные приоритеты Карсавина, находящегося тогда под сильным влиянием В. Соловьева, еще не выкристаллизовались в полной мере, антизападничество занимает в настроениях мыслителя существенную роль. Уже тогда, не будучи лично знаком с другими участниками евразийского движения, известный русский медиевист утверждает, что важнейшая цель русской культуры настоятельно требует преодоления ограниченности западного эмпиризма и решительного отказа от суррогата всеединства, именуемых идеалом прогресса. Серьезно размышлял о роли Востока в исторических судьбах и перспективах России и Трубецкой, внимательно изучавший восточные языки, мифологию и фольклористику и оттачивающий свое будущее евразийское мировоззрение на заседаниях лингвистического кружка при Московском университете, где помимо обсуждения языковых проблем говорилось о кризисе западной духовности и «необходимости сближения европейских и азиатских тенденций мировой истории». Когда в Софии, ставшей одним из первых центров эмиграции, встретились и «объединились на общем мироощущении» основные участники евразийства, этому объединению предшествовал серьезный путь личностных исканий каждого. Революция, в которой молодые мыслители увидели закономерный итог 200-летней европеизации страны, и последующие ясные тяготы беженства сыграли роль катализатора объединения, увидевшего ясные ориентиры спасения в «исходе к Востоку».
Концепция евразийства своим пафосом новизны и специфическим радикализмом бросала вызов «катастрофическому» мироощущению, господствовавшему в эмигрантской среде, привлекла на свою сторону новое поколение русских ученых, жаждущих дать свой ответ на извечные русские вопросы о судьбе России.
1.2.Этапы развития.
В своем развитии евразийство прошло несколько этапов.
1921 — 1925 гг. — этап возникновения евразийства. «В эти годы были заложены научные, идеологические, политические основы евразийства. Тезис, что евразийство пошло от утверждения первенства культуры перед политикой, подтверждался практикой». С самого начала в нем обнаружились два направления: первое сложилось вокруг А. А. Ливена и Г. В. Флоренского, ставших вскоре священниками; второе — вокруг П. Н. Савицкого и П. П. Сувчинского. Именно в этот период была выявлена религиозная установка евразийства, сформулировано его этнографическое и хозяйственно-географическое учение, разработаны принципиальные положения об идеократии и новом правящем слое.
В Белграде, Берлине, Париже, Лондоне возникают филиалы объединений сторонников этого движения. Центром евразийства становится Прага. Диспуты и доклады, организуемые евразийцами, собирали тысячи человек. Широкий размах приобрела литературно-публицистическая и издательская деятельность. В 1923 г. для обслуживания евразийского движения было основано «Евразийское книгоиздательство», которое активно публиковало не только работы евразийцев, но их периодику: «Евразийский временник» и «Евразийскую хронику».
Шумный успех евразийского движения заинтересовал ВЧК—ОГПУ, которое через созданную ими организацию «Трест» внедрило в него своих людей.
1925— 1931 гг. — второй период развития евразийства. В этот период евразийская идеология усложняется и вбирает в себя достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, ее важнейшей составляющей и философским фундаментом становится высокое метафизическое учение об иерархии «симфонических личностей», к высшим звеньям которой относится «идея Личного Бога» и Россия — Евразия, представляющая собой «соборность» наций. С другой стороны, движение приобретает все более политизированную окраску. Выражая естественную претензию любой серьезной теории увязать себя с практической жизнью, евразийцы попытались дать подробный анализ процессов, происходящих в современной им большевистской России. Разумеется, они не могли обойти тему событий 1917 г., к которым у них было сложное, неоднозначное отношение. Для евразийцев вообще было характерно разделение понятий революции как явления истории, большевизма как плода революции и коммунистической идеи как разрушительной революционной идеологии.
Начало этого периода знаменуется расцветом евразийской деятельности, как литературно-публицистической, так и организационной. Поскольку евразийская политическая, философская и историческая концепция к этому периоду была уже сформирована, в нее начали вноситься коррективы политического характера, связанные с разработкой положений о евразийской партии, ее организации и возможностях участия в политической деятельности. Создавались новые организации евразийцев, в 1928 г. стала выходить газета «Евразия», а в 1931 г. в Брюсселе прошел первый Общеевропейский съезд.
Несмотря на эти видимые успехи, евразийство начало терять популярность. Его ставка на «Трест», как на проводника евразийской идеологии в России, провалилась с разоблачением этой организации, что сильно скомпрометировало евразийство. В начале 1930-х гг, его покидают видные ученые, лидеры евразийства, почти прекращается литературно-публицистическая деятельность.
Однако идеи евразийства не умерли: они оригинально трансформировались в «позднем евразийстве» (Л. Н. Гумилев) и «неоевразийстве» (А. Дугин).
Общее настроение, пронизывающее всю евразийскую литературу, можно определить как антизападничество и почвенничество. Евразийцы подчеркивали факт глубокого культурного переворота, совершающегося в XX в., связанного с кризисом западноевропейской культуры и цивилизации. Первая мировая война и русская революция воспринимались евразийцами как провиденческие знаки, возвестившие наступление новой исторической эпохи, в которой центральное и руководящее место будет принадлежать не Европе, а России. На смену западной культуре придет новый тип культуры. Поэтому русской эмиграции, по мнению евразийцев, следует искать духовную опору в первую очередь в русских корнях, русской традиции, русской почве.
1.3.Географическое определение России и материка Евразия.
Основной категорией евразийского мышления признавалось определение России, как особого исторического и географического мира. Из этого постулата вытекает утверждение «самостоятельной ценности русской национальной стихии». Россия, заявляли евразийцы, не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу. Это совершенно особый культурный мир, который порожден особым субконтинентом — Евразией. Как писал П. Н. Савицкий:
«Мы не Восток, но и не Запад,
Особый наш уклад и род,
Мы целостный Востоко-Запад,
Мы путники его высот».
Россия, как Евразия, есть «месторазвитие» (термин П. Н. Савицкого) — одновременно географический, этнический, хозяйственный, исторический, культурный ландшафт. «Географически евразийцы воспринимают Россию-Евразию, т. е. совокупность трех российско-евразийских низменностей-равнин и горных стран, к ним примыкающих, как «месторазвитие», как определенный «географический ландшафт», оказывающий влияние на историческое развитие», писал П. Савицкий. Идеологи евразийства в противопоставлении Евразии Европе ландшафту придавали особое, определяющее значение. По мнению П. Н. Савицкого, «флагоподобному широтно-полосовому зональному сложению евразийских низменностей-равнин противостоит мозаическое дробное зональное сложение Европы». Параллельным и горизонтальным географическим зонам Евразии — пустыне, степи, лесу, тундре — соответствует особый «волновой» ритм исторического развития — «череда подъемов и депрессий», а весь евразийский мир подобен «пульсирующему сердцу».
«Всех «волновых» моих теорий
Трепещет чуткий, четкий ритм.
Как вал в открытом, бурном море,
Волна истории бежит. Вскипает гребень белой пеной
За ним— зияющий провал,
И вновь вздымается над бездной
Идей и сил могучий вал» — так поэтически изображает это явление П.Н. Савицкий .
Наиболее оригинальными были взгляды евразийцев в области географии, истории и культурологии.
Географические представления евразийцев представлены по преимуществу в трудах П. Н. Савицкого, который накопил и обобщил богатый географический, геолого-почвоведческий и экономико-географический материал, положенный в основу утверждений о природной «спаянности» евразийских пространств. А основные идеи географических представлений он сформулировал следующим образом: «Можно сказать по праву: восточно-европейская, «беломоро-кавказская», как называют ее евразийцы, равнина по географической природе, гораздо ближе к равнинам западно-сибирской и туркестанской, лежащим к востоку от нее, нежели к Западной Европе. Названные три равнины вместе с возвышенностями, отделяющими их друг от друга (Уральские горы и так называемый «Арало-Иртышский» водораздел) и окаймляющими их с востока, юго-востока и юга (горы русского Дальнего Востока, Восточной Сибири, Средней Азии, Персии, Кавказа, Малой Азии), представляют собой особый мир, единый в себе и географически, отличный как от стран, лежащих к западу, так и от стран, лежащих к юго-востоку и югу от него. Если первым приурочить имя «ЕВРОПЫ», а ко вторым — имя «АЗИИ», названному только что миру, как среднему и посредующему будет приличествовать имя «ЕВРАЗИИ»... Но при этом Савицкий подчеркивает, что необходимость различать в основном массиве земли Старого Света не два, а три материка, не является «открытием» евразийцев. Эти мысли уже высказывались русскими географами, в частности В. И. Ламанским. Евразийцы же «обостряли формулировку» и дали новому «вновь увиденному материку» новое имя.
В частности, Н. С. Трубецкой указывает, что территория Евразии может быть определена следующей схемой: существует длинная, более или менее непрерывная полоса безлесых равнин и плоскогорий, тянущаяся почти от Тихого океана до устья Дуная. Эту полосу можно назвать системой степи. С севера она окаймлена широкой полосой лесов, за которой идет полоса тундр. С юга система степи окаймлена горными хребтами. Таким образом, имеются четыре тянущихся с Запада на Восток параллельные полосы: тундровая, лесная, степная, горная. В меридиалъном направлении все они пересекаются с системой рек.
Этой же точки зрения придерживается Г. В. Вернадский, разделивший территорию Евразии на четыре почвенно-климатические зоны: безлесую тундру, лесную зону, степную зону и безлесые пустыни. По его мнению, размещение этих зон по параллелям «в значительной мере обусловило собою направление движения кочевавших племен Евразии».
Такое расположение зон, «соотношение лесной и степной зоны», способствовало миграционным процессам, постепенному перемещению русского населения на восток. Экстенсивное земледелие вело к быстрому оскудению лесных пространств и почвы, и земледельцам приходилось переходить на новое место.
Еще одну особенность географического положения Евразии указал П. Савицкий в статье «Континент-океан». Внешние очертания Евразии характеризуются отсутствием выхода к открытому морю и отсутствием изорванности береговой линии. Поэтому она, наряду с Канадой, является самой континентальной.
Географические детерминанты, по утверждению евразийцев, не являются прямым геоприродным обоснованием каких-либо административно-политических границ, они носят рукотворный, исторический характер. Но изучать их обязательно нужно на уровне междисциплинарных исследований.
Одной из таких междисциплинарных дисциплин, по мнению П. Н. Савицкого, должна быть синтетическая дисциплина— «теософия», изучающая «спаянность» территории России-Евразии, исторические судьбы ее народов, естественную их совместимость и преемственность. Таким образом, естественно выходили на своеобразную интерпретацию истории.
Будучи историками, многие евразийцы предложили свою трактовку русской истории, связывая ее с влиянием окружающей географической среды. Наиболее адекватно евразийскую историческую концепцию изложил Г. В. Вернадский. Исходная методологическая посылка его во взглядах на историю следующая: «Каждая народность оказывает психическое и физическое давление на окружающую этническую и географическую среду. Создание народом государства и усвоение им территории зависит от силы этого давления и от силы этого сопротивления, которое это давление встречает» . Исходя из этого, русскую историю он рассматривает через призму «соотношения между лесом и степью», употребляя «эти понятия не в почвен-но-ботаническом их значении, а в совокупности их природного и историко-культурного значения» и выделяет пять периодов русской истории;
Первый период— с древнейших времен до смерти Святослава Игоревича в 972 г. Это период объединения леса и степи для использования выгод обмена их природными богатствами.
Второй период — с 972 г. до нашествия Батыя на Русь в 1238 г. Это период борьбы между лесом и степью.
Третий период — с 1238 г. до основания зависимого от Москвы Касимовского татарского царства в 1452 г. Это период победы степи над лесом.
Четвертый период — 1452 — 1696 гг. — распадение Золотоордынской державы, возвышение Москвы, когда «русский север» наступает на «монголо-турецкий юг и восток». Это период завоевания Казани, Астрахани, Сибири и Дона, т. е. есть победа леса над степью.