Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 04:48, контрольная работа
Октябрьская революция и гражданская война в России сопровождались невиданной по масштабам эмиграцией. В вольной или невольной эмиграции оказались лучшие интеллектуальные силы России, которые продолжали свою деятельность в эмигрантских центрах Европы: Берлине, Праге, Париже. Русские ученые, философы, богословы создавали новые учебные заведения, проводили конференции, издавали массу книг и периодических изданий.
Пятый период— распространение «Российского государства почти до естественных пределов Евразии». Это период объединения леса и степи «в отношении хозяйственно-колонизационном». Евразийцы переосмыслили ряд устоявшихся положений традиционных исторических представлений. В частности, они не согласились считать Россию «отсталой», «периферийной» страной, основная миссия которой — служить сдерживающим препятствием дикому нашествию с Востока. Россия — самостоятельная, полноценная страна, утверждали они, с полноценными отношениями с другими народами, населяющими евразийское пространство.
Вторая историческая новация евразийцев носила шокирующий характер. Они предложили переосмыслить «монголо-татарское иго» и последующее государственное строительство Российской империи. Эта точка зрения изложена в работе Н. С. Трубецкого «Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока» (1925). В ней говорится, что Киевская Русь не есть та основа, на которой выросло Русское государство — Россия-Евразия. Киевская Русь — это сумма княжеств, управляемая князьями варяжских династий, пишет Н. С. Трубецкой, и расположены они в бассейнах трех рек, которые почти непрерывной линией соединяют Балтийское и Черное моря. Географическая его сущность — «путь из варяг в греки».
В то же время на территории нынешней России (Российской империи или СССР ) существовали: государство Хазарское (в низовьях Волги и на Дону) и Болгарское (в среднем течении Волги и по Каме). Эти государства существовали одновременно с Киевской Русью, были политически и хозяйственно едва ли не сильнее ее. При этом господства на евразийской территории никто из них достичь не мог, ибо на пути этих оседлых, земледельческих, привязанных к тому или иному руслу, государств лежала полоса степи, где хозяйничали воинственные кочевники.
По этим причинам из Киевской Руси и не могло развиться никакого мощного государства. Киевская Русь не могла ни расширить своей территории, ни увеличить свою внутреннюю государственную мощь, ибо будучи естественно прикреплена к известной речной системе, она в то же время не могла вполне овладеть всей этой системой до конца: нижняя, самая важная часть этой системы, пролегающая по степи, всегда оставалась под ударами степных кочевников-печенегов, половцев и др. Киевской Руси оставалось только разлагаться и дробиться на мелкие княжества.
«Всякое государство жизнеспособно только тогда, когда может осуществлять те задачи, которые ставит ему географическая природа его территории», делает вывод Н. С. Трубецкой. Географическим «заданием» Киевской Руси было осуществление товарообмена между Балтикой и Черным морем. В силу указанных причин это было невыполнимо, а Киевская Русь нежизнеспособна. Из всего этого, считает Трубецкой, становится проблематичной точка зрения о приращении Руси Киевской Русью.
Решая этот вопрос, евразийцы советуют обратиться к карте, где хорошо прослеживается, что почти вся территория России некогда составляла часть монгольской монархии Чингисхана. Однако между Россией и монархией Чингисхана евразийцы знак равенства не ставят. В монархию Чингисхана входила почти вся Азия, а между тем Россия не есть Азия. Как пишет Н. С. Трубецкой «Россия есть лишь часть монархии Чингисхана» . Она определяется особыми географическими условиями, отделяющими ее от остальных частей чингисхановой монархии . Это вышеупомянутое полосное расположение географических зон.
Трубецкой не подвергает сомнению, что вторжение войск Чингисхана на Русь было тяжелым потрясением. Но в этом процессе он обнаруживал положительную сторону тоже, поскольку считал, что монгольский тип организации власти способствовал созданию мощного Московского царства, легшего в основу будущей Российской империи. «Монголы, —отмечал Трубецкой, — формировали историческую задачу Евразии, положив начало ее политическому единству и основам ее политического строя».
Историческая неправота Трубецкого очевидна, поскольку монгольский идеал государственности отнюдь не выходил за рамки удельно-вечевой системы, поэтому никакое оплодотворение его византизмом было невозможно. «Византизм означал цезарепапизм, т. е. абсолютную концентрацию в руках светского правителя мирской и духовной власти. После христианизации Руси первыми подобной установки придерживались киевские князья. От них и вели свою родословную московские государи. В империи Чингисхана вообще не существовало государственной религии, там все веры были равны. Так что Москве от монголов перенимать было нечего: все необходимое она находила в своей «собственной античности» — древнекиевских временах, к которым и восходило ее политическое бытие. Не понимать (а тем более не знать) Трубецкой этого не мог, однако «евразийский соблазн (Г. В. Флоровский) заставлял его упорно отказываться от бесспорных исторических фактов». (ЗамалеевА. Ф. Курс истории русской философии. М,, 1995. С. 157).
Географические и исторические представления евразийцев повлияли на их культурологические взгляды, в которые они внесли новые положения о связи культуры с «месторазвитием». Вот их аргумент: «Единственные условия равнинной Евразии, ее почва и особенно степная полоса, по которой распространилась русская народность, определяют хозяйственно-социальные процессы евразийской культуры. Все это возвращает нас к основным чертам евразийского психологического уклада, к осознанию ограниченности социально-политической жизни и ее связи с природой, к «материковому» размаху, к «русской широте» и к известной условности исторически устоявшихся форм, к «материковому» национальному самосознанию в безграничности, которое для европеизированного взгляда часто кажется отсутствием патриотизма, т. е. патриотизма европейского». Евразийцы считают, что в русской культуре сочетаются европейские и азиатские элементы, что она прочно связана с миром азиатских культур. В результате она становится представительницей не только европейской, но и неевропейской культуры.
Глава II. Философский смысл концепции Евразийства.
2.1. Евразийские модели развития.
Еще один аспект философии евразийства заключается в отрицании «абсолютности» западноевропейской культуры, являющейся якобы вершиной культурной эволюции мира. Европейской «общечеловеческой» культуре евразийцы противопоставили тезис об относительности многих установок «европейского» сознания. Деление народов на «культурные», «малокультурные», «некультурные» и «дикие» не выдерживает критики и является надуманным. Н. С. Трубецкой в работе «Европа и человечество» (1920 г., подверг критике аргументы такого противопоставления:
Итак, «большая или меньшая сложность ничего не говорит о степени совершенства культуры. Эволюция так же часто идет в сторону упрощения, как в сторону усложнения. Поэтому степень сложности никак не может служить мерилом прогресса. Европейцы прекрасно понимают это и применяют это мерило только тогда, когда оно удобно для их целей самовосхваления». И далее необходимо понять:
— «что европейская культура не есть нечто абсолютное, не есть культура всего человечества, а лишь создание ограниченной и определенной этнической или этнографической группы народов, имевших общую историю;
— что только для этой определенной группы народов, создавших ее, европейская культура обязательна;
— что она ничем не совершеннее, не «выше» всякой другой, ибо «высших» и «низших» культур и народов вообще нет, а есть лишь культуры и народы более или менее похожие друг на друга». Отрицая культурный европоцентризм, Н. С. Трубецкой и другие евразийцы утверждают взаимодействие культур евразийских народов в тенденции субкультурной интеграции, при устойчивой самоценности и самобытности каждого из них.
Евразийская концепция охватывает не все стороны российской действительности. Однако евразийцам нельзя отказать во внимании к ее современным проблемам и будущему России-Евразии. Вот как об этом пишет Л. Н. Гумилев, разбирая евразийские идеи Н. С. Трубецкого: «Евразийство — это менее всего простая интерпретация исторических событий. Помимо анализа тогдашней национальной ситуации в Евразии СССР, автор предлагает модель будущего национального устройства Евразии и пути следования к нему». Эта евразийская модель социального обустройства России утверждает построение общественной «системы государственно-частного хозяйства» (не являющейся «ни капитализмом, ни социализмом»), континентального федеративного государства, соборную организацию хозяйства («хозяйнодержавия»), открытость к различным влияниям с одновременным сохранением своей самобытности. Актуальной проблемой современности является также сохранение этнической и культурной целостности русской нации. Представитель позднего евразийства Л. Н. Гумилев считает, что «если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство»,
Л. Н. Гумилеву принадлежит заслуга дальнейшей разработки евразийских идей, он создатель естественно-научной теории этногенеза, исследователь этнической истории особого географического региона — Великой Степи. Как и евразийцы, он был противником евроцентристского мифа о татаро-монгольском иге, об «извечной» борьбе леса и степи. Не борьба, а динамические отношения с ясно выраженным чувством комплиментарности (уважения) существовали, по мнению Гумилева, между Русью и Степью.
В археологических экспедициях 1959—1964гг. на Нижней Волге он собрал богатый материал, позволивший ему сформулировать теорию этногенеза, в которой выявлялась связь природных условий и этноса. Эта теория была изложена в книге «Этногенез и биосфера земли». В ней несколько ключевых положений. Гумилев утверждает, что этнос не только биологическое явление, но и социальное. Этнос необходимо считать «явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос» .
Второе положение Гумилева связано с определением видов энергии (трех), питающих биосферу земли и человека, как часть этой биосферы. Это энергия Солнца, это энергия распада внутри Земли радиоактивных элементов и третий вид энергии — пучки энергии, приходящие из Солнечной системы, из Космоса. Приходят они более или менее редко, но не учитывать их тоже невозможно. «Мы живем не оторванными от всего мира, а внутри огромной галактики, которая тоже воздейсгвует на нас, как и все другие факторы, определяющие развитие биосферы». Источником исторического творчества является биохимическая энергия живого вещества биосферы. Люди различаются, считает Гумилев, по количеству биохимической энергии, которую они способны устойчиво извлекать из внешней среды.
Третье положение — анализ этнической структуры или «иерархической соподчиненности субэтнических групп». В этносе Гумилев выделяет три типа людей:
«гармоничные люди», обладающие достаточным количеством энергии для приспособления к окружающему миру;
«субпассионарии», не имеющие достаточной энергии, чтобы поддерживать бытовую устроенность;
«пассионарии», обладающие избытком биохимической энергии, которую они обращают на творческое переустройство действительности.
Преобладание одного из этих типов определяет уровень пассионарности — основа этногенеза. На него влияют также особенности географической среды, культурной традиции и этнического окружения.
— Многим евразийство обязано В.И. Ламанскому, который впервые выдвинул гипотезу о существовании наряду с Европой и Азией особого материка, их соединяющего, континентальной Евразии, к которой принадлежит Россия.
Парадоксальным образом одним из предшественников евразийства является и В.Соловьев, который уже в ранней своей работе «Три силы» попытался представить славянство (и прежде всего Россию) в качестве медиативного фактора мировой истории, снимающего в себе противоположности Запада и Востока. Отвергая государственный и религиозный деспотизм, подавляющий индивидуальность, как негативное порождение Востока и безоглядный индивидуализм и эгоизм Запада, ведущий к «войне всех против всех», Соловьев предполагал, что Россия выступит в качестве «третьей силы» всемирно-исторического развития, а русская культура сможет совместить соборный коллективизм и аскетичная самоотверженность Востока с творческой активностью и индивидуальной духовной свободой европеизированной личности в рамках гармоничного «всеединства», тем самым «примирив» идеи и принципы Востока и Запада на пути к единому человечеству. Принимая концепцию западно-восточного синтеза и всемирного призвания России и русской культуры, евразийство, однако, в отличие от Соловьева, не стремилось к созданию некоей культурной «равнодействующей», воссоздающей монистическое целое всемирной культуры. Картина мировой культуры, с т.зр. евразийства, принципиально плюралистична, многомерна, «мозаична»; миры национальных культур несводимы друг к другу и как бы «параллельны». Общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов, с т.зр. евразийства, в принципе невозможна, а если бы и была возможна, то представляла бы собой либо систему удовлетворения чисто материальных потребностей при полном игнорировании потребностей духовных, либо привела к навязыванию всем народам тех форм, которые соответствуют жизни лишь какой-либо одной «этнографической особи», т.е. стала бы средством культурного обеднения, а не обогащения народов мира и человечества в целом.
Евразийство исходит из того, что «общечеловеческая цивилизация» и «космополитизм» есть «обман», исходящий из эгоцентризма и порожденного им шовинизма романогерманских народов, полагающих свою культуру «высшей и совершеннейшей в мире» (Н. Трубецкой). На самом же деле представления о европеизме, космополитизме и общечеловеческом содержании западно-европейской культуры есть маскировка узкоэтнографического содержания соответствующих национальных культур или их общей суммы. Соответственно некритически воспринятый и усвоенный европеизированными нероманогерманцами «европоцентризм» превращается в культурный «эксцентризм», т.е. оборачивается отказом от собственной культурной самобытности, ведет к культурному, нравственному и психологическому обеднению как отдельных личностей, так и целых народов. Отсюда апелляция евразийства к национализму как к способу культурного самопознания и самоутверждения в мире нероманогерманских народов: долг каждого такого народа состоит в том, чтобы «познать самого себя» и «быть самим собой». Подобный, «истинный» национализм стремится к национальной самобытности, в то время как «ложный» национализм, диктуемый мелким тщеславием, представляет собой лишь потуги достичь сходства с «великими державами», особенно нелепые в устах «малых народов» («самостийничество»). Так, народы, входящие в российскую Евразию, с т.зр. евразийства, сильны своим единством; потому им должен быть свойствен «общеевразийский национализм», а не «ложный» национализм «самостийности». Другие разновидности «ложного» национализма — воинствующий шовинизм, основанный на отрицании равноценности народов и культур, на игнорировании соотнесенности всякой данной формы культуры с определенным этническим субъектом, его особым психическим складом; культурный консерватизм, искусственно отождествляющий национальную самобытность с культурными формами, уже когда-либо созданными в прошлом. Каждая из трех названных форм «ложного национализма» чревата каким-нибудь национально-культурным бедствием — денационализацией культуры, утратой «чистоты расы» носителями данной культуры, застоем и остановкой в культурно-историческом развитии.