Ельцинская Россия. (1991-1999гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

Цель данной работы дать ответы на следующие вопросы: удастся ли нам сохранить ценности демократии и верность выбранному курсу? Не ждёт ли нас новый скачок истории, новое авторитарное государство, прикрывшееся демократией? Эти вопросы я попытаюсь раскрыть в своем реферате – своеобразном, кратком обзоре событий, произошедших буквально вчера, но уже ставших достоянием её величества Истории.

Содержание

I. Введение .................................................................................................................................... 2
II. Ельцинская Россия. (1991-1999гг.) ........................................................................................ 3
1. Становление демократии в России ................................................................................... 3
2. Реформы «шоковой терапии» ............................................................................................ 4
3. Конституционный кризис .................................................................................................. 6
4. Референдум по Конституции РФ и выборы в Федеральное Собрание ......................... 7
5. Деятельность Правительства В.С.Черномырдина и выборы ГД РФ и Президента ..... 9
6. Второй президентский срок Б.Н.Ельцина ....................................................................... 11
7. Кризис 1998 года в экономике ......................................................................................... 12
8. «Министерская чехарда» .................................................................................................. 13
III. Путинская Россия. (1999-2004гг.) ....................................................................................... 14
1. Выборы в Государственную Думу РФ ........................................................................... 14
2. Усиление вертикали власти ............................................................................................ 16
3. Реформы Федерального Собрания РФ ........................................................................... 17
4. Экономические реформы В.В.Путина ............................................................................ 18
IV. Заключение ............................................................................................................................ 20
V. Использованные источники данных ..................................................................................... 21
1. Литература ..............................................................................

Работа содержит 1 файл

История.Постсоветская Россия.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

  Значительное место в деятельности второго Президента РФ за прошедшие пять лет занимали вопросы осуществления военной, судебной и налоговой реформ. Так, в рамках реформирования Вооруженных Сил России всерьез рассматривается вопрос о перспективах перехода к их комплектованию на профессиональной основе. Путин неоднократно заявлял, что «армия должна быть профессиональной». Однако, скорее всего, данная проблема будет разрешена не раннее чем через 10-12 лет, когда произойдёт радикальное сокращение численности ВС РФ и в их распоряжение поступят новейшие образцы вооружения и военной техники. Наметившиеся тенденции к укреплению в стране исполнительной вертикали власти в стране, усиление государственного контроля над политическим и социально-экономическими изменениями в обществе свидетельствуют о растущей роли и влиянии сложившейся политической элиты государства и важной роли «диктатуры закона» в развитии современной России.  

  4. Экономические реформы В.В.Путина. 

  Немаловажную роль в стабилизации всей российской валютно-финансовой системы в течение 1999г. сыграли в целом позитивные действия руководителей финансового блока российского Правительства – М.М.Касьянова (продвинувшегося по служебной лестнице до поста министра финансов РФ) и М.М.Задорнова (до весны 1999г. возглавлявшего Министерство финансов РФ). Благодаря их усилиям к июлю 1999г. удалось добиться от МВФ и Парижского клуба зарубежных кредиторов России «пакетного» соглашения об отсрочке выплат внешних долгов нашей страны. Однако несмотря на все принятые меры, проблема внешнего долга остается весьма острой, так как и в настоящее время он составляет огромную для отечественного госбюджета сумму в 150 млрд. долл. Определенный сдвиг в переговорах с зарубежными кредиторами произошёл в середине февраля 2000г.: благодаря достигнутому во Франкфурте «пакетному» соглашению с представителями Лондонского клуба кредиторов в отношении долгов СССР, М.М.Касьянову удалось снизит внешний долг России по этой позиции с 32 до 12 млрд. долл. и увеличить рассрочку платежей до 30 лет. В течение 2000 и 2001 гг. Правительство РФ предпринимало усилия и для того, чтобы договориться о реструктуризации внешнего долга Парижскому клубу 18 стран-кредиторов, который на 1 января 2000г. составлял 48,6 млрд. долл. Так, были согласованы сроки платежей с Францией, Канадой и другими корпорациями стран-кредиторов (за исключением 100млн. долл. долга Норвегии).

  Масштабный финансово-экономический кризис августа 1998г. не мог не привести к существенному падению доходов большинства россиян и изменению структуры потребления. Так, к лету 1999г. реальные личные доходы граждан сократились в среднем на 25%, а потребительские расходы – на 20%, причём значительно возросло потребление более дешевых отечественных товаров. Менее резкое уменьшение расходов объясняется снижением доли текущих сбережений, которые за посткризисный период приблизились к нулевой отметке. Однако уже к началу 2000г, по оценкам Госкомстата РФ, личные сбережения россиян выросли до весьма значительной суммы – примерно в 1 трлн. руб., что в сравнении с объёмом ВВП страны на 2001г. составило около 25%. Это убедительно свидетельствует о том, что многие наши сограждане после дефолта  постепенно восстановили свои доходы. Но опасность нового банковского кризиса заставляет их с большим сомнением относиться к вложению личных сбережений в банки и другие кредитные учреждения, а также в долгосрочные инвестиционные проекты. Около трети общей суммы личных сбережений находится на руках граждан. Согласно данным рассчитанным по методике Международной организации труда, в середине 1999г. в России было коло 10,5 млн. безработных (примерно14% экономически активного населения страны), а такой показатель, как ежедневный душевой доход, официально составляет в настоящее время менее 1 долл. почти для половины всех россиян (приблизительно 70 млн. человек), что свидетельствует, по нормативам международной статистики, уровню «странам с экономикой, находящейся в стадии перехода к развивающейся модели». Вместе с тем свидетельством постепенного вывода отечественной экономики и её финансовой системы из кризиса являются очевидное снижение инфляции, составившей в 1999г. около 38%, растущие золотовалютные резервы Центробанка РФ, достигшие в 2001г. абсолютно высоких показателей, а также все более возрастающие масштабы экспортной выручки, поступающей в государственный бюджет за счёт продажи на внешних рынках энергоносителей, прежде всего нефти (её цены на мировом рынке с середины 2000г. достигали небывалой отметки со времен мирового энергетического кризиса 1970-х гг.), газа и продукции черной и цветной металлургии.

  Данные, иллюстрирующие социально-экономическое развитие России в 2001г, дают все основания для оптимизма. В самом деле, ВВП уже в первом квартале вырос на 4,9%, а в целом за год более чем на 5%. В пяти базовых отраслях: промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и розничной торговле – рост производства составил 5,3%. Инвестиции в основной капитал выросли на 4,2%. В основном деньги пошли в капиталоемкие отрасли – машиностроение и металлообработку. В структуре экономики хотя и преобладало производство товаров (44% - одно из самых высоких в мире), но впервые значительно возросло и производство услуг. Пока трудно судить о том, действительно ли предприятия почувствовали уже эффект нового либерального налогового режима, но факт остаётся фактом: одним из главных источников роста ВВП стало повышение начисленной заработной платы. Статистика фиксирует и общее сокращение теневого сектора экономики. Если он и возрос к концу года, то за счёт  наименее криминализированного сегмента – производства продовольствия в личных подсобных хозяйствах, бюджет которых практически не регулируется фискальными органами. Российские статистики в 2001г. отметили рекордные урожаи в растениеводстве. Но у низкого налога на доходы оказалась и «ахилессова пята» - инфляция. Принятие в июле 2000г. 2-й части нового Налогового кодекса, предусматривающего введение единого 13-процентного подоходного налога, побудило предпринимателей перенести выплату зарплат на начало 2001 года, чтобы автоматически уменьшить налоговый пресс. Эта волна денег сразу подстегнула рост цен, который особенно усилился после решений естественных монополистов МПС и РАО «ЕЭС России» о повышении тарифов. Таким образом, предлагается новая, качественно отличающаяся от прежних версия феномена инфляции-2001. Она объясняет резкий рост потребления и потребительских настроений, хотя всплеск инфляции был почти подавлен. Эксперты МВФ считают главной угрозой для экономики России 2002 года рост инфляции, которая уже в 2001г. составила до 20%. Налоговая реформа может её усилить, однако основной причиной существующих ныне и грозящих проблем считаются не вышедшие из тени зарплаты россиян, а управление платёжным балансом. Пока баланс складывается в пользу России. Приходящие в страну долларовые авуары оседают у экспортёров и в валютных резервах ЦБ РФ, а взамен в национальную экономику эмитируются рубли. Есть опасения, что при повышении Центробанком РФ учетной ставки эти «лишние» рубли могут выйти из-под контроля и подстегнуть темпы инфляции.

  По итогам социально-экономического развития в 2001г. Россия добилась существенных подвижек. Так, рост ВВП за год составил 5,5%, а реальные доходы населения выросли на 6,5% при росте средней заработной платы по стране 21%. Особенностью развития экономики страны после августовского кризиса 1998г. является заметное оживление внутреннего производство, а также инвестирование в реальный сектор экономики накоплений отечественных товаропроизводителей. Это, в свою очередь, способствует укреплению внутреннего рынка. Так, индекс РТС, определяющий курсовую стоимость ценных бумаг российских компаний, вырос в 2001г. вдвое по сравнению с 2000г. Несмотря на нынешние политические и социально-экономические коллизии, проводимые правительством либеральные рыночные преобразования не могут не внушать осторожного оптимизма в отношении дальнейшего роста индустриального потенциала нашего Отечества в наступившем XXI столетии.

 

   IV. Заключение.

  В рассмотренном мною периоде жизни нашего государства произошли необратимые перемены. Это уже не то государство с закрытыми границами и притеснением гражданских свобод. Сначала советский, а потом уже российский народ сделали очень многое для того чтобы мы сейчас наслаждались ценностями демократии и жили в свободной стране. Осознавая всю важность и трудность этих завоеваний мы на сегодняшнем этапе развития страны обязаны всеми силами сохранить эти завоевания, а может быть и даже защитить их от всепроникающего властного режима. Особенно примечателен тот факт, что ровно сто лет назад русский народ начал труднейшую борьбу за свои права и свободы – 9 января 1905 года, с так называемого «кровавого воскресенья» началась первая русская революция, давшая продолжение всей народно-освободительной борьбе начала XX века. Огромное недовольство накапливающееся с конца эпохи Александра Освободителя переполнило чашу терпения народа и начало воздействовать на власть физически. Согласно теории марксизма если власть «не меняется сверху», то общество начинает её «менять снизу». Иными словами можно сказать что действующая власть всегда должна осознавать свою ответственность пред народом и не допускать повторения или нового развития революции.

  Уже сейчас наиболее смелые политтехнологи выдвигают версию о возможности новой российской революции, причём более кровопролитной и жестокой, чем прошедшие. Эти довольно неординарные мнения появились ввиду последних политических решений действующей власти, а именно Президента РФ В.В.Путина. За прошедшие пять лет своего президентского правления курс на укрепление вертикали власти потихоньку перерос в курс на построение авторитарного государства, потому как с 1999г. Путин предпринял следующие шаги: с самого начала своего прихода создается крупная политическая партия, а потом и фракция в Государственной Думе – «Единая Россия», эта партия при явном использовании административного ресурса становится на выборах 2004 года основной фракцией Государственной Думы, вслед за этим следует принятие ряда законов, которые вызывают опасения у ведущих представителей оппозиции в стране и самого народа, например закон о монетизации льгот и изменения системы выбора глав субъектов государства, лично мне непонятно как связанное укреплением обороноспособности страны и решением проблемы терроризма. Допустим, данная мера, возможно, может изменить ситуацию на Северном Кавказе, но вот каким образом терроризм относится к нефтеносным районам Сибири и торговым Дальнего Востока остается непонятным. Причём характерным признаком развитие авторитаризма в России является притеснение средств массовой информации, которое началось с кризиса 2002 года на телекомпании НТВ. В последнее время парламентарии, которые по своей сути должны изъявлять волю народа высказывали абсолютно абсурдные мысли о необходимости некоего правителя, царя, барина для русского народа!

  На данный момент наиболее ясно ситуация с дальнейшим развитием демократии в стране будет выглядеть ближе к 2008 году, когда Путину придётся или в очередной раз изменить Конституцию РФ или же уйти в отставку по крайней мере до 2012 года. Пока же на вопрос о третьем президентском сроке и инициативах Государственной Думы В.В.Путин отвечает категорическим отказом. Это дает повод надеяться на благоразумность нынешнего президента. Независимо от того как сложится дальнейшая ситуация хочется верить в стабильность последующего развития России, которая только начинает налаживать внутренние процессы и оправляться от предыдущих катаклизмов.

  Свою работу я бы хотел закончить фразой премьер-министра царского правительства Петра Аркадьевича Столыпина, сказанную им почти сто лет назад на заседании первого российского парламента: «Дайте России двадцать лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете её!»

 

    V. Использованные источники данных:

  1. Литература:
    1. В.О.Ключевский «Исторические портреты. Деятели исторической мысли» М. «Правда» 1990г.
    2. В.Г.Усов «Теория преобразований отношений собственности в России» СПб. «Тускарора» 1999г.
    3. О.В. Бычков Постсоветское рыночное  реформирование: политические концепции // Полис, 1998. - №6. – С.23-29.
    4. В.А. Медведев На переломном рубеже: проблема экономического самоопределения России // Свободная мысль, 2000. - №3. – С.18-34.
    5. С.П. Рябикин Новейшая история России (1991-1997). – СПб.: Питер, 1997.
    6. А.И. Солженицин Как нам обустроить Россию? М.: Просвещение, 1990.
    7. Общественно-политическое еженедельное обозрение «Коммерсантъ» №3 2004; №7 2001; №1 2000.
  2. Интернет ресурсы:
    1. www.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ В.В.Путина
    2. www.nns.ru – сайт Национальной справочной службы
    3. www.yandex.ru – Интернет портал «Яндекс»
    4. www.ntv.ru – официальный сайт телекомпании «НТВ»
    5. www.besthistory/zuev/new_russia.ru - интернет портал по изучению истории
    6. www.ria.ru – сайт Российского Информационного Агенства
    7. www.goverment.spb.ru – официальный сайт губернатора Санкт-Петербурга
    8. www.rambler.ru – Интернет портал «Рамблер»
    9. www.drofa.ru – сайт издательства «Дрофа»
    10. www.radiosvoboda.com – сайт радиостанции «Радио Свобода»
    11. www.aif.ru – сайт еженедельной газеты «Аргументы и Факты»
    12. www.kommersant.ru –сайт издательского дома «Коммерсант»

Информация о работе Ельцинская Россия. (1991-1999гг.)