Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:08, реферат
Цель данной работы дать ответы на следующие вопросы: удастся ли нам сохранить ценности демократии и верность выбранному курсу? Не ждёт ли нас новый скачок истории, новое авторитарное государство, прикрывшееся демократией? Эти вопросы я попытаюсь раскрыть в своем реферате – своеобразном, кратком обзоре событий, произошедших буквально вчера, но уже ставших достоянием её величества Истории.
I. Введение .................................................................................................................................... 2
II. Ельцинская Россия. (1991-1999гг.) ........................................................................................ 3
1. Становление демократии в России ................................................................................... 3
2. Реформы «шоковой терапии» ............................................................................................ 4
3. Конституционный кризис .................................................................................................. 6
4. Референдум по Конституции РФ и выборы в Федеральное Собрание ......................... 7
5. Деятельность Правительства В.С.Черномырдина и выборы ГД РФ и Президента ..... 9
6. Второй президентский срок Б.Н.Ельцина ....................................................................... 11
7. Кризис 1998 года в экономике ......................................................................................... 12
8. «Министерская чехарда» .................................................................................................. 13
III. Путинская Россия. (1999-2004гг.) ....................................................................................... 14
1. Выборы в Государственную Думу РФ ........................................................................... 14
2. Усиление вертикали власти ............................................................................................ 16
3. Реформы Федерального Собрания РФ ........................................................................... 17
4. Экономические реформы В.В.Путина ............................................................................ 18
IV. Заключение ............................................................................................................................ 20
V. Использованные источники данных ..................................................................................... 21
1. Литература ..............................................................................
Одновременно с отпуском розничных цен были приняты меры по либерализации торговли. Вследствие этого в течение 1992г. в широких масштабах осуществлялось «первоначальное накопление капитала» за счёт спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В основе таких манипуляций лежало использование значительной разницы между государственными закупочными ценами и реальными рыночными. Наиболее опасные последствием этого, аналогично с приватизацией, стало накопление огромной денежной массы вне контроля и налогообложения.
Одной из основ «шоковой терапии» Гайдара была широкомасштабная приватизация – разгосударствление собственности путём акционирования и приватизации.
1 октября 1992г. начинается первый этап ваучерной приватизации на основе раздачи всему населению страны приватизационных чеков на сумму 10 тыс. руб. Такая приватизация должна была нейтрализовать негативные последствия рыночных реформ и способствовать формированию среднего класса собственников-акционеров. Всего приватизационных чеков было выдано на сумму 1 трлн. 400 млрд. руб. (так оценивалось всё имущество госпредприятий, подлежавших приватизации). Второй этап, который начался 1 июля 1994 года фактически означал провал первого. То есть признавалось, что приватизация не привела ни к экономическому росту и оживлению промышленного производства, ни к появлению широкой массы собственников.
Итоги
экономических реформ 1992 года показали
несостоятельность применения модели
«шоковой терапии» Е.Т.Гайдара в России,
неподготовленность государственно-управленческого
аппарата, отсутствие грамотных менеджеров
и финансистов, психологическую и материальную
неготовность к экономическим преобразованиям.
Практика наглядно выявила просчёты ведущих
экономических деятелей нашей страны
того времени, и невозможность построить
эффективную модель рыночной экономике
за один год в масштабах такой большой
страны как Россия. Между тем экономические
реформы дали и положительный результат:
рынок постепенно стал наполняться товарами
и различного рода услугами, реформы способствовали
свободному ценообразованию и идеологической
переориентации предприятий с фактора
государственного заказа на конкурирование
в условиях рыночной экономики. В связи
с этим основной сокрушающий удар пришелся
на отрасли, которые полностью зависели
от поддержки государства: наука, культура,
образование, медицина, военно-промышленный
комплекс и др. Эти отрасли оказались неспособны
выживать в условиях рыночной конкуренции.
Общее состояние страны показывало абсолютное
большинство нищего населения и малый
слой сверхбогатых россиян. Трагически
выглядело увеличение смертности россиян
на 20% и сокращение рождаемости на 14% за
тот же период. Новым явлением стала безработица,
достигшая к концу 1992г. 1,4 млн. человек.
VII Съезд народных депутатов состоявшийся
в декабре 1992г, признал работу правительства
неудовлетворительной и отправил кабинет
в отставку. С этого момента происходит
нарастание конституционного кризиса
в стране, который мог привести к возникновению
двоевластия и разъединения.
3.
Конституционный кризис.
В январе 1993г., в качестве одного из выходов из кризиса, Президент РФ Б.Н.Ельцин предложил проведение всенародного референдума о доверии выбранному курсу реформ. VIII внеочередной съезд народных депутатов РФ отклонил, при поддержке Конституционного суда, президентское предложение. После телевизионного выступления Президента Ельцина в конце марта и его заявления об особом порядке управления, IX внеочередной съезд народных депутатов принял решение о проведении всенародного референдума 25 апреля 1993г.
Всероссийский референдум о доверии Президенту определил доверие большинства россиян реформаторскому курсу и дал правовое обоснование действиям Президента.
Для подготовки текста основной Конституции летом 1993г. было созвано Конституционное совещание с участием представителей государственных органов и общественных организаций. Оппоненты Б.Н.Ельцина приняли все усилия, для того чтобы дестабилизировать наметившийся процесс десоветизации органов власти. В связи с создавшейся взрывоопасной обстановкой в стране, которая сложилась к сентябрю 1993г., Президент Ельцин в своём телеобращении к россиянам от 21 сентября 1993г., обнародовал знаменитый указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе». В этом указе говорилось о роспуске Верховного Совета Съезда народных депутатов и формировании нового законодательного органа власти – двухпалатного парламента – Федерального Собрания. Нижней палатой Федерального Собрания становится Государственная Дума, а верхней – Совет Федерации, до этого служивший консультативным органом при Президенте РФ для решения вопроса о Конституции. На этом этапе происходит окончательное разрушение прежних органов советской законодательной власти и введение новой избирательной системы.
Желание подольше продержаться у власти, а также идеи возрождения Советского Союза определило действия оппозиции. В тот же вечер председатель уже несуществующего Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатов заявил о том, что действия Президента Ельцина носят антиконституционный характер и фактически являются государственным переворотом. В поддержку Хасбулатова выступил Конституционный Суд, а 22 сентября, опираясь на уже отмененную Конституцию, вице-президент А.В.Руцкой заявил о возложении на себя президентских полномочий. Собравшиеся 22 сентября депутаты на X внеочередной Съезд решили не покидать здание Верховного Совета – «Белый Дом», которое к тому времени было уже оцеплено силами правопорядка, подчиненными Президенту Ельцину. На его требование сдать оружие, имеющееся в Белом Доме, защитники власти Советов ответили отказом. В ответ на это Президент Ельцин выдвинул требование покинуть Белый Дом, в противном случае будет применено силовая воздействие. В течение 10 дней страна пребывала в состоянии политического кризиса, велись разносторонние переговоры и дипломатические встречи, которые так и не дали положительных результатов.
Апогеем противостояния в Москве стали трагические события, произошедшие в Москве в ночь с 3 на 4 октября 1993г. Массовые митинги и манифестации сторонников Верховного Совета 3 октября перерастают в открытое вооруженное противоборство. Было захвачено здание мэрии на Новом Арбате, а затем нападению подвергся телецентр в Останкино. В ответ Президентом вводится чрезвычайное положение и по улицам Москвы направляются танки к Белому Дому. Утром 4 октября начинается обстрел Белого Дома, знаменитые кадры горящего символа российской власти показывают все крупнейшие телеканалы мира. Практически сразу же спецподразделениями «Альфа» и «Вымпел» происходит штурм здания, Хасбулатов и Руцкой схвачены и арестованы. В ходе этих трагических событий в Москве погибло и было ранено несколько сот человек.
После разгрома мятежного «советского парламента» Б.Н.Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание и референдума по новой Конституции России. Одновременно по всей стране начался процесс упразднения местных органов советской власти, а их полномочия переходили к представителям Президента РФ. Таким образом остается принять, что конституционный кризис в новой демократической стране был разрешен не дипломатическими методами, а чисто силовыми решениями.
4.
Референдум по Конституции и выборы в
Федеральное собрание.
12 декабря 1993г. состоялся всероссийский референдум по Конституции РФ и, одновременно, выборы в Федеральное Собрание. Первые в России после 1917 года выборы в Государственную Думу прошли в настоящей агитационной и выявили следующие результаты: из 450 депутатских мест 96 заняли представители проправительственного блока «Выбор России», возглавляемого Е.Т.Гайдаром. Второе место неожиданно для всех заняла Либерально-демократическая партия России под руководством В.В.Жириновского, что явилось настоящей политической сенсацией. Этот момент в выборах 1993г. вполне объясним: лозунги и высказывания лидера ЛДПР отличались большей критикой в адрес действующей власти, Жириновский не боялся прямо критиковать решения Президента и делал это в традиционно русском стиле с использование простого народного языка. Данная политическая фигура ещё не раз проявит себе как на заседаниях Государственной Думы, так и в выступлениях по телевидению. Коммунистическая партия РФ возглавляемая её лидером Г.А.Зюгановым заняла лишь третье место, получив при этом 65 мандатов., а её союзница – Аграрная партия России (председатель М.И.Лапшин) получила 47 мандатов. Другие избирательные блоки и партии – «Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России и «Женщины России» получили не более 21 места каждая. Пост председателя Государственной Думы занял представитель Аграрной партии И.П.Рыбкин.
Конституция России, принятая 12 декабря 1993г., стала уже пятой по счёту конституцией принятой в нашей стране за прошедшие сто лет. Эта особенность российской государственности объяснялась желанием каждого правителя, приходившего к власти подстроить существующую конституцию под себя, прописать в ней свои принципы построения государства, обеспечить неприкосновенность своей персоны и незыблемость своего режима. К примеру в Соединенных Штатах Америки ныне действующая конституция была принята более двухсот лет назад и за прошедшее время в неё было внесено всего 16 поправок, тогда как нашу сегодняшнюю конституцию подправляли уже более двухсот раз. Но, независимо от этого, нынешняя конституция впервые в истории нашей страны содержит гарантии прав и свобод человека, а также механизм из защиты, соответствующий общепринятым мировым нормам. В Конституции провозглашается право всех граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, вступать в трудовые споры, включая и такую форму, как забастовка. Впервые права частной собственности охраняются законом: никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Человек. Его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – главной обязанностью государства. Несмотря на это в жизни страны в 1991-1994 годах происходит разрастание такого страшного явления как насилие и преступность. Те процессы в обществе, которые начались ещё с перестройки, а именно коррумпированность высших партийных слоев власти, бандитизм, наркоперевозки, крышевание подпольной торговли, после распада Советского Союза полностью вышли как из-под внимания правоохранительных органов, которые были заняты переустройством своей системы, так и из-под поля зрения всего государства. Клановость преступных группировок, которая зародилась в Советском Союзе ещё в начале 80-х стала приобретать угрожающий характер. Известные преступные лидеры Казани, Свердловска, Тамбова и Москвы имели своих людей на самых разных должностях. Криминальные войны, сотрясавшие страну чуть ли не каждый день, были символом тогдашней жизни. Такие отрасли как: оборонная промышленность, таможенная система, ряд банковских учреждений, и даже спорт стали предметом интереса преступных сообществ. Естественно, что в таких условиях не могло быть и речи о какой-либо действенной защите прав и свобод граждан. Путём громадных усилий правоохранительным органам только лишь к 2002 году удалось остановить рост криминогенной обстановки, но не искоренить организованную преступность в целом.
В соответствии с Конституцией в компетенцию Федерального Собрания входит обязательное одобрение обеими его палатами государственного бюджета и утверждение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты. Однако реальное воздействие нижней палаты парламента на развитие внутриполитических процессов и формирование общественного мнения в нашей стране оказалось значительно шире закрепленных за думой конституционных полномочий. Так, с начала 1994г. в силу того, что значительная часть депутатского корпуса Государственной Думы находилась в оппозиции проводимому исполнительными органами власти курсу радикальных рыночных реформ, постепенно осуществлялась его корректировка. Происходит плавное смещение акцентов в экономической стратегии в сторону умеренности и постепенности «шоковых» социально-экономических преобразований. В обнародованной летом 1994г. программе реформ основной целью развития провозглашалось формирование в стране «высокоэффективной, социально ориентированной рыночной экономики».
Президент и его ближайшие помощники также стали уделять больше внимания проблемам укрепления федерализма и общенационального единения, повышению роли и влияния федеральных органов в системе государственного управления. В целях реализации данного курса в феврале 1994г. Б.Н.Ельцин выступил с инициативой о достижении общественного согласия и в качестве первого шага внёс предложение о проведении амнистии. В ответ депутаты Думы первого созыва, расширив понимание идеи согласия в обществе, 23 февраля 1994г., в День защитника Отечества, приняли постановление о политической амнистии и прекращении уголовных дел в отношении участников «дела ГКЧП» 1991г., а также первомайских и октябрьских событий 1993г., которое сразу же было принято к исполнению Генеральной прокуратурой РФ. Следующим шагом в установлении диалога между ветвями исполнительной и законодательной власти стало подписание 28 апреля 1994г. Договора об общественном согласии при участии представителей федеральных органов власти, субъектов Федерации, лидеров большинства политических движений и партий, руководителей общественных организаций и духовных конфессий. Но всё же важнейшим вопросом оставался вопрос разграничения власти между центром и субъектами, и в связи с этим первым документом, разграничивающим сферы влияния стал Договор между федеральными властями и руководством Татарстана, подписанный 15 февраля 1994г. Затем подобные соглашения были заключены со всеми остальными субъектами РФ. Хотя центральные власти добились определенных успехов в налаживании связей с регионами, все же российскому руководству не удалось договориться с таким регионом, как Чеченская республика, статус которой был не определён, так как она юридически являлась субъектом РФ, а фактически была «самопровозглашенным» государством Ичкерия, находящимся на территории России.
Наряду
с изменениями в политической жизни страны,
назревали перемены и в экономической
области. Новый правительственный кабинет,
возглавляемый бывшим министром газовой
промышленности СССР В.С.Черномырдиным,
подтвердив приверженность курсу рыночных
реформ, в то же время провозгласил некоторую
корректировку темпов их проведения, умеренность
и сбалансированность преобразований.
Была оказана поддержка из государственного
бюджета убыточным отраслям, в том числе
оборонной промышленности; предоставлены
льготные кредиты топливно-энергетическому
комплексу. Постепенно стабилизировалась
выплата заработной платы, путём введения
Единой тарифной сетки для работников
бюджетной сферы. Фактический провал реформы
«шоковой терапии» привнес в политическую
жизнь страны неокоммунистические настроения,
что вынудило действующие власти срочно
предложить населению новую экономическую
программу.