Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:08, реферат
Цель данной работы дать ответы на следующие вопросы: удастся ли нам сохранить ценности демократии и верность выбранному курсу? Не ждёт ли нас новый скачок истории, новое авторитарное государство, прикрывшееся демократией? Эти вопросы я попытаюсь раскрыть в своем реферате – своеобразном, кратком обзоре событий, произошедших буквально вчера, но уже ставших достоянием её величества Истории.
I. Введение .................................................................................................................................... 2
II. Ельцинская Россия. (1991-1999гг.) ........................................................................................ 3
1. Становление демократии в России ................................................................................... 3
2. Реформы «шоковой терапии» ............................................................................................ 4
3. Конституционный кризис .................................................................................................. 6
4. Референдум по Конституции РФ и выборы в Федеральное Собрание ......................... 7
5. Деятельность Правительства В.С.Черномырдина и выборы ГД РФ и Президента ..... 9
6. Второй президентский срок Б.Н.Ельцина ....................................................................... 11
7. Кризис 1998 года в экономике ......................................................................................... 12
8. «Министерская чехарда» .................................................................................................. 13
III. Путинская Россия. (1999-2004гг.) ....................................................................................... 14
1. Выборы в Государственную Думу РФ ........................................................................... 14
2. Усиление вертикали власти ............................................................................................ 16
3. Реформы Федерального Собрания РФ ........................................................................... 17
4. Экономические реформы В.В.Путина ............................................................................ 18
IV. Заключение ............................................................................................................................ 20
V. Использованные источники данных ..................................................................................... 21
1. Литература ..............................................................................
Новым
премьер-министром России в соответствии
с предложением Б.Н.Ельцина стал бывший
руководитель Федеральной службы безопасности,
министр юстиции, а затем министр внутренних
дел С.В.Степашин. Несмотря на, казалось
бы, успешные действия как в социально-экономической
сфере (достижение в июне компромисса
с МВФ и Парижским клубом кредиторов в
отношении реструктуризации внешнего
долга, позволившее поддерживать курс
рубля внутри страны и стабилизировать
цены), так и в международных делах (позитивные
переговоры российского премьера на встрече
«большой восьмерки» в Кёльне и по проблемам
Косово в Сараево в июле 1999г.), новый кабинет
просуществовал всего лишь 83 дня и 9 августа
1999г. был также отправлен Президентом
в отставку. Преемником С.В.Степашина стал
другой руководитель ФСБ и секретарь Совета
безопасности РФ В.В.Путин.
Путин Владимир Владимирович (биография):
В
1975 г. окончил юридический факультет
Ленинградского государственного университета
(ЛГУ) и по распределению был направлен
работать в КГБ СССР. Служил в
Первом главном управлении (внешняя разведка)
КГБ СССР, долгое время работал в Германии.
В начале 90-х годов Путин сам сообщил о
своей работе в органах госбезопасности
- после того, как ряд политиков обвинили
его в сотрудничестве с КГБ.
Ряд коллег Путина по внешней разведке
довольно низко оценивали его профессиональные
качества. Затем стал помощником проректора
ЛГУ по международным вопросам. В 1990 г.
стал советником председателя Ленсовета
Анатолия Собчака.
В середине 1990 г. группа депутатов Ленсовета
во главе с Мариной Салье и Юрием Гладковым
провела специальное расследование, связанное
с деятельностью Владимира Путина по выдаче
лицензий на вывоз за рубеж сырья и цветных
металлов. Питерские законодатели обвинили
Путина в неэффективном использовании
вверенных ему полномочий (в частности,
в заключении комиссии упоминалась история
с выдачей лицензии на вывоз сырья за границу
под поставки продуктов питания, которые
в город однако так и не поступили) и рекомендовали
Собчаку отстранить его от занимаемой
должности (газета "Московские новости",
8 октября 1996 г.).
С 1991 г. по июнь 1996 г. возглавлял в мэрии
Санкт-Петербурга комитет по внешним связям.
В март 1994 г. - июнь 1996 г. первый заместитель
мэра Санкт-Петербурга.
Июнь 1996 г. - март 1997 г. - заместитель управляющего
делами администрации президента РФ .
2 ноября 1996 г. избран руководителем петербургского
отделения движения "Наш дом - Россия"
. С марта 1997 г. - заместитель руководителя
Администрации президента РФ - начальник
Контрольного управления администрации
президента РФ .
Как
было официально заявлено, Б.Н.Ельцин принял
данное решение в целях «изменения политической
конфигурации» в стране в преддверии назначенных
в этот же день на 19 декабря 1999г. очередных
парламентских выборов.
III. Путинская Россия (1999-2004 гг).
1. Выборы в ГД и Президента РФ.
Важнейшим событием в политической жизни страны осенью 1999г. являлась подготовка и проведение кампании по выборам в Государственную Думу седьмого созыва. Главными соперниками в ходе выдвижения кандидатов были традиционные парламентские «фракции-партии» КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР, а также новые избирательные блоки. Среди последних прежде всего следует отметить движение «Отечество – вся Россия» (ОВР, созданное в конце лета путём объединения движения «Отечество» и регионального губернаторского блока «Вся Россия», во главе которого встал экс-премьер Е.М.Примаков, а также руководители трёх регионов – мэр Москвы Ю.М.Лужков, губернатор Санкт-Петербурга В.А.Яковлев и Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев. Другим предвыборным оппозиционным блоком стал «Союз правых сил» (СПС); его возглавил недавний премьер российского правительства С.В.Кириенко. В СПС вошли такие видные либеральные политики-рыночники современной России, как Б.Е.Немцов, И.М.Хакамада, А.Б.Чубайс и др. Наконец, в сентябре 1999г. при активной поддержке Кремля и «Белого дома» был образован проправительственный избирательный блок «Единство» во главе с бессменным министром РФ по чрезвычайным ситуациям генералом С.К.Шойгу, а также двумя другими представителями силовых ведомств, генералом А.И.Гуровым, прославившимся своими расследованиями в сфере организованной преступности, и рекордсменом мира по классической борьбе полковником налоговой полиции А.А.Карелиным.
Вся борьба за депутатские мандаты развернулась между 28 избирательными объединениями. Она была изнурительной и весьма по своим методам и включала, в частности, использование компрометирующих материалов и публичное очернение руководителей избирательных объединений. Выборы состоялись 19 декабря 1999г. и уже 23 декабря Центральная избирательная комиссия РФ обнародовала официальные итоги проведенных выборов.
«Конкурс» в нижнюю палату парламента составлял в среднем по стране 13 претендентов на один депутатский мандат. По федеральным спискам только шести избирательным объединениям удалось преодолеть пятипроцентный барьер. Лидерами «думского марафона» стали КПРФ, «Единство», ОВР, СПС, «Яблоко» и «Блок Жириновского» (ЛДПР). Согласно результатам выборов, представители КПРФ набрали по федеральным спискам 67 мандатов и победили в 46 одномандатных округах, а проправительственный блок «Единство» получил соответственно 64 и 8 мест. Именно эти две ведущие политические силы с учётом независимых депутатов, сформировавших парламентскую группу «Народный депутат», составили думское большинство. К ним присоединилась также фракция Жириновского.
Три других избранных в Думу объединения (ОВР, СПС и «Яблоко»), сформировавшие соответствующие парламентские фракции, фактически оказались в меньшинстве, что обусловило в начале работы нового состава парламента кризисную ситуацию с выборами председателя Думы и руководителей думских профильных комитетов. Несмотря на протесты думского меньшинства, 18 января 2000г. на безальтернативной основе председателем Государственной Думы РФ седьмого созыва был переизбран Г.Н.Селезнёв. Результаты парламентских выборов в стране определили новую «Политическую конфигурацию» в стране, что позволило главе исполнительной власти в России абсолютно нестандартно подойти к решению проблемы преемственности своего политического курса. Финальным аккордом официальной политической деятельности Президента РФ Б.Н.Ельцина стало его неожиданное заявление о своей добровольной отставке и возложении исполнения президентских обязанностей на председателя Правительства РФ В.В.Путина, прозвучавшее с экранов телевидения 31 декабря 1999г. – в канун Нового, 2000 года и нового тысячелетия. Таким образом, первый всенародно избранный Президент обновленного Российского государства фактически выдвинул на пост главы исполнительной власти своего преемника, тем самым значительно сократив сроки развернувшейся в стране президентской кампании. К середине февраля 2000г. в соответствии с Конституцией РФ и Законом о выборах Президента РФ Центральная избирательная комиссия России зарегистрировала 12 кандидатов, претендовавших на пост главы государства.
26 марта 2000г. в первом же туре президентских выборов исполняющий обязанности Президента и председателя Правительства РФ Владимир Владимирович Путин, получив 53% голосов, одержал убедительную победу над своим ближайшим конкурентом – лидером КПРФ Г.А.Зюгановым. Помимо этих кандидатур на пост главы государства претендовали традиционные уже конкуренты в президентских кампаниях – лидеры крупнейших парламентских фракций Г.А.Явлинский и В.В.Жириновский, а также ветеран избирательных кампаний – губернатор Кемеровской области А.Г.Тулеев. На пост Президента РФ баллотировались и другие известные российские политики: депутаты Госдумы всех трёх созывов бывший министр социальной защиты Э.А.Памфилова, известный кинорежиссер С.С.Говорухин и лидер движения «Духовное наследие» А.И.Подберезкин, а также губернатор Самарской области К.А.Титов, отстраненный от должности Генеральный прокурор РФ Ю.И.Скуратов, бывший руководитель столичного ФСБ Е.А.Савостьянов (снявший свою кандидатуру накануне выборов) и, наконец, крупный московский предприниматель У.А.Джабраилов.
Победа
В.В.Путина в первом же туре президентских
выборов в России на рубеже третьего тысячелетия
была очевидной и весьма предсказуемой.
Личное обаяние молодого, энергичного
и широко образованного представителя
внешней разведки России, последовательно
занимавшего ответственные административные
и хозяйственные должности на протяжении
всего десятилетнего постсоветского периода
преобразований, неизменно вызывало широкую
поддержку абсолютного большинства россиян.
Его авторитет как политического лидера,
призванного вернуть нашему Отечеству
былую славу и величие, великодержавность
и безопасность, наконец, обеспечить достойную
жизнь и благосостояние всем слоям населения
России, в ходе избирательной кампании
был непререкаемым. 7 мая 2000г, накануне
55-й годовщины Победы советского народа
в Великой Отечественной войне, в Большом
Кремлевском дворце состоялся торжественный
акт вступления В.В.Путина в должность
Президента РФ. Вслед за этим на пост главы
Правительства РФ, по предложению вновь
избранного Президента РФ, депутатами
Думы третьего созыва был утвержден бывший
министр финансов М.М.Касьянов. В соответствии
со среднесрочным планом социально-экономических
преобразований нового кабинета до 2010г,
принятым уже летом 2000г.и разработанным
заместителем премьера – новым министром
экономического развития и торговли Г.О.Грефом,
на макроэкономическом уровне предполагается
добиваться большей интегрированности
отечественной индустрии в мировую экономику,
укреплять национальную валюту, сохранять
позитивную динамику платежного баланса
и бюджета при обеспечении адресной поддержки
социально не защищенных слоев населения.
Данная программа включает в себя проведение
масштабных реформ в сфере землепользования,
пенсионного и социального обеспечения,
жилищно-коммунального хозяйства, банковской
системы, а также в области образования
и здравоохранения.
2.
Усиление вертикали власти.
Важнейшим
направлением в деятельности Президента
РФ В.В.Путина стало осуществление масштабной
административной реформы. В настоящее
время в современной России в целом сформирована
демократическая политическая система,
предусматривающая избрание на всех уровнях
глав исполнительной власти от Президента
страны и руководителей субъектов РФ до
мэров городов и глав местного самоуправления,
а также органов законодательной и исполнительной
власти – от депутатов Государственной
Думы РФ до членов законодательных собраний
и избранных представителей органов местного
самоуправления. В связи с этим в целях
обеспечения реализации главой государства
своих конституционных полномочий, повышения
эффективности деятельности федеральных
органов государственной власти и совершенствования
системы контроля за исполнением их решений
Президентом РФ 13 мая 2000г. был подписан
Указ об образовании федеральных округов
- структурных единиц нового политико-административного
деления России. Во исполнение данного
решения были сформированы семь федеральных
округов: Центральный (с центром в Москве),
Северо-Западный (в Санкт-Петербурге),
Приволжский (в Нижнем Новгороде), Северо-Кавказский
(в Краснодаре), Уральский (в Екатеринбурге),
Сибирский(в Новосибирске) и Дальневосточный
(в Хабаровске). Затем были назначены полномочные
представители Президента в каждом из
перечисленных федеральных округов. Из
семи полпредов Президента пять оказались
действующими генералами: Георгий Полтавченко
(бывший начальник правления Федеральной
службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу),
Виктор Черкесов (Бывший первый заместитель
директора ФСБ РФ), Константин Пуликовский
(бывший заместитель командующего Северо-Кавказским
военным округом), Виктор Казанцев (бывший
командующий Северо-Кавказским военным
округом) и Пётр Латышев (бывший заместитель
министра внутренних дел РФ). А двое из
назначенных полпредов занимали видные
руководящие посты в административных
структурах: Сергей Кириенко – лидер СПС
и экс-премьер министр России – и Леонид
Драчевский – бывший министр по делам
СНГ. Одновременно 17 мая 2000г. в должности
Генерального прокурора РФ Советом Федерации
был утвержден В.В.Устинов, что наконец-то
разрешило ситуацию неопределенности
в сфере надзора за исполнением законодательства,
продолжавшуюся более года в связи со
скандальной отставкой бывшего генерального
прокурора Ю.И.Скуратова.
3.
Реформы Федерального Собрания РФ.
Помимо этого, летом 2000г. по инициативе нового Президента России парламент страны утвердил реформу своей верхней палаты – Совета Федерации. Согласно введенному в действие новому Закону о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, вместо глав исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации в верхней палате российского парламента с 1января 2002г. теперь работают на постоянной основе 178депутатов – назначенные из регионов губернаторами и региональными законодательными собраниями их представители. 5 декабря 2001г. председателем обновленного Совета Федерации ФС РФ вместо ушедшего в отставку переизбранного накануне губернатора Орловской области Е.С.Строева стал представитель от Санкт-Петербурга С.М.Миронов.
Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило в повестку дня вопрос об организации постоянного диалога руководителей субъектов Федерации и главы государства по основным проблемам государственно-политического развития страны и форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой стал новый консультативный орган – Государственный Совет РФ, сформированный из глав регионов России. 1 сентября 2000г. В.В.Путин подписал Указ о Государственном Совете РФ. В ходе его работы за прошедший период рассматривались такие важнейшие проблемы, как реформа образования в России, состояние энергетических ресурсов и их мобилизации для проведения отопительного сезона, государственная поддержка в стране малого и среднего бизнеса, развитие физкультуры и спорта, а также такая важнейшая проблема как терроризм, которая так и не нашла успешного решения в ходе работы Госсовета РФ. Предпринятые Президентом РФ В.В.Путиным серьезные административные преобразования свидетельствуют о значительном укреплении исполнительной властной вертикали, усилении влияния центральных органов власти, ослаблении самостоятельной роли Федерального Собрания РФ и в известной мере ограничении политической самостоятельности органов власти субъектов Федерации. Совершенствование политической системы в России предполагает формирование эффективного государственного аппарата, обеспечивающего стабильное общественное развитие и выступающего гарантом прав и свобод личности, создание надежных правовых гарантий в сфере развития российской экономики на основе свободного предпринимательства и совершенствования рыночных механизмов. Символами консолидации основных политических сил в стране, высокого авторитета исполнительной власти в лице В.В.Путина стало утверждение новым составом Федерального Собрания РФ государственной символики современной России. 26 декабря 2000г. Президент РФ В.В.Путин подписал три конституционных закона: о гимне, гербе и флаге, а созданная рабочая группа для рассмотрения предложений о тексте Государственного гимна (бывшего гимна СССР) утвердила обновленный текст Гимна РФ, вновь переработанного С.В.Михалковым.