Ельцинская Россия. (1991-1999гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

Цель данной работы дать ответы на следующие вопросы: удастся ли нам сохранить ценности демократии и верность выбранному курсу? Не ждёт ли нас новый скачок истории, новое авторитарное государство, прикрывшееся демократией? Эти вопросы я попытаюсь раскрыть в своем реферате – своеобразном, кратком обзоре событий, произошедших буквально вчера, но уже ставших достоянием её величества Истории.

Содержание

I. Введение .................................................................................................................................... 2
II. Ельцинская Россия. (1991-1999гг.) ........................................................................................ 3
1. Становление демократии в России ................................................................................... 3
2. Реформы «шоковой терапии» ............................................................................................ 4
3. Конституционный кризис .................................................................................................. 6
4. Референдум по Конституции РФ и выборы в Федеральное Собрание ......................... 7
5. Деятельность Правительства В.С.Черномырдина и выборы ГД РФ и Президента ..... 9
6. Второй президентский срок Б.Н.Ельцина ....................................................................... 11
7. Кризис 1998 года в экономике ......................................................................................... 12
8. «Министерская чехарда» .................................................................................................. 13
III. Путинская Россия. (1999-2004гг.) ....................................................................................... 14
1. Выборы в Государственную Думу РФ ........................................................................... 14
2. Усиление вертикали власти ............................................................................................ 16
3. Реформы Федерального Собрания РФ ........................................................................... 17
4. Экономические реформы В.В.Путина ............................................................................ 18
IV. Заключение ............................................................................................................................ 20
V. Использованные источники данных ..................................................................................... 21
1. Литература ..............................................................................

Работа содержит 1 файл

История.Постсоветская Россия.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

  Новым премьер-министром России в соответствии с предложением Б.Н.Ельцина стал бывший руководитель Федеральной службы безопасности, министр юстиции, а затем министр внутренних дел С.В.Степашин. Несмотря на, казалось бы, успешные действия как в социально-экономической сфере (достижение в июне компромисса с МВФ и Парижским клубом кредиторов в отношении реструктуризации внешнего долга, позволившее поддерживать курс рубля внутри страны и стабилизировать цены), так и в международных делах (позитивные переговоры российского премьера на встрече «большой восьмерки» в Кёльне и по проблемам Косово в Сараево в июле 1999г.), новый кабинет просуществовал всего лишь 83 дня и 9 августа 1999г. был также отправлен Президентом в отставку. Преемником С.В.Степашина стал другой руководитель ФСБ и секретарь Совета безопасности РФ В.В.Путин.  

Путин Владимир Владимирович (биография):

      В 1975 г. окончил юридический факультет  Ленинградского государственного университета (ЛГУ) и по распределению был направлен  работать в КГБ СССР. Служил в  Первом главном управлении (внешняя разведка) КГБ СССР, долгое время работал в Германии. В начале 90-х годов Путин сам сообщил о своей работе в органах госбезопасности - после того, как ряд политиков обвинили его в сотрудничестве с КГБ.  
    Ряд коллег Путина по внешней разведке довольно низко оценивали его профессиональные качества. Затем стал помощником проректора ЛГУ по международным вопросам. В 1990 г. стал советником председателя Ленсовета Анатолия Собчака.  
    В середине 1990 г. группа депутатов Ленсовета во главе с Мариной Салье и Юрием Гладковым провела специальное расследование, связанное с деятельностью Владимира Путина по выдаче лицензий на вывоз за рубеж сырья и цветных металлов. Питерские законодатели обвинили Путина в неэффективном использовании вверенных ему полномочий (в частности, в заключении комиссии упоминалась история с выдачей лицензии на вывоз сырья за границу под поставки продуктов питания, которые в город однако так и не поступили) и рекомендовали Собчаку отстранить его от занимаемой должности (газета "Московские новости", 8 октября 1996 г.).  
    С 1991 г. по июнь 1996 г. возглавлял в мэрии Санкт-Петербурга комитет по внешним связям. В март 1994 г. - июнь 1996 г. первый заместитель мэра Санкт-Петербурга. 
    Июнь 1996 г. - март 1997 г. - заместитель управляющего делами администрации президента РФ . 2 ноября 1996 г. избран руководителем петербургского отделения движения "Наш дом - Россия" . С марта 1997 г. - заместитель руководителя Администрации президента РФ - начальник Контрольного управления администрации президента РФ .
     

  Как было официально заявлено, Б.Н.Ельцин принял данное решение в целях «изменения политической конфигурации» в стране в преддверии назначенных в этот же день на 19 декабря 1999г. очередных парламентских выборов. 

  III. Путинская Россия (1999-2004 гг).

    1. Выборы в ГД и Президента РФ. 

  Важнейшим событием в политической жизни страны осенью 1999г. являлась подготовка и проведение кампании по выборам в Государственную Думу седьмого созыва. Главными соперниками в ходе выдвижения кандидатов были традиционные парламентские «фракции-партии» КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР, а также новые избирательные блоки. Среди последних прежде всего следует отметить движение «Отечество – вся Россия» (ОВР, созданное в конце лета путём объединения движения «Отечество» и регионального губернаторского блока «Вся Россия», во главе которого встал экс-премьер Е.М.Примаков, а также руководители трёх регионов – мэр Москвы Ю.М.Лужков, губернатор Санкт-Петербурга В.А.Яковлев и Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев. Другим предвыборным оппозиционным блоком стал «Союз правых сил» (СПС); его возглавил недавний премьер российского правительства С.В.Кириенко. В СПС вошли такие видные либеральные политики-рыночники современной России, как Б.Е.Немцов, И.М.Хакамада, А.Б.Чубайс и др. Наконец, в сентябре 1999г. при активной поддержке Кремля и «Белого дома» был образован проправительственный избирательный блок «Единство» во главе с бессменным министром РФ по чрезвычайным ситуациям генералом С.К.Шойгу, а также двумя другими представителями силовых ведомств, генералом А.И.Гуровым, прославившимся своими расследованиями в сфере организованной преступности, и рекордсменом мира по классической борьбе полковником налоговой полиции А.А.Карелиным.

  Вся борьба за депутатские мандаты развернулась между 28 избирательными объединениями. Она была изнурительной и весьма по своим методам и включала, в частности, использование компрометирующих материалов и публичное очернение руководителей избирательных объединений. Выборы состоялись 19 декабря 1999г. и уже 23 декабря Центральная избирательная комиссия РФ обнародовала официальные итоги проведенных выборов.

  «Конкурс» в нижнюю палату парламента составлял в среднем по  стране 13 претендентов на один депутатский мандат. По федеральным спискам только шести избирательным объединениям удалось преодолеть пятипроцентный барьер. Лидерами «думского марафона» стали КПРФ, «Единство», ОВР, СПС, «Яблоко» и «Блок Жириновского» (ЛДПР). Согласно результатам выборов, представители КПРФ набрали по федеральным спискам 67 мандатов и победили в 46 одномандатных округах, а проправительственный блок «Единство» получил соответственно 64 и 8 мест. Именно эти две ведущие политические силы с учётом независимых депутатов, сформировавших парламентскую группу «Народный депутат», составили думское большинство. К ним присоединилась также фракция Жириновского.

  Три других избранных в Думу объединения (ОВР, СПС и «Яблоко»), сформировавшие соответствующие парламентские фракции, фактически оказались в меньшинстве, что обусловило в начале работы нового состава парламента кризисную ситуацию с выборами председателя Думы и руководителей думских профильных комитетов. Несмотря на протесты думского меньшинства, 18 января 2000г. на безальтернативной основе председателем Государственной Думы РФ  седьмого созыва был переизбран Г.Н.Селезнёв. Результаты парламентских выборов в стране определили новую «Политическую конфигурацию» в стране, что позволило главе исполнительной власти в России абсолютно нестандартно подойти к решению проблемы преемственности своего политического курса. Финальным аккордом официальной политической деятельности Президента РФ Б.Н.Ельцина стало его неожиданное заявление о своей добровольной отставке и возложении исполнения президентских обязанностей на председателя Правительства РФ В.В.Путина, прозвучавшее с экранов телевидения 31 декабря 1999г. – в канун Нового, 2000 года и нового тысячелетия. Таким образом, первый всенародно избранный Президент обновленного Российского государства фактически выдвинул на пост главы исполнительной власти своего преемника, тем самым значительно сократив сроки развернувшейся в стране президентской кампании. К середине февраля 2000г. в соответствии с Конституцией РФ и Законом о выборах Президента РФ Центральная избирательная комиссия России зарегистрировала 12 кандидатов, претендовавших на пост главы государства.

  26 марта 2000г. в первом же туре президентских выборов исполняющий обязанности Президента и председателя Правительства РФ Владимир Владимирович Путин, получив 53% голосов, одержал убедительную победу над своим ближайшим конкурентом – лидером КПРФ Г.А.Зюгановым. Помимо этих кандидатур на пост главы государства претендовали традиционные уже конкуренты в президентских кампаниях – лидеры крупнейших парламентских фракций Г.А.Явлинский и В.В.Жириновский, а также ветеран избирательных кампаний – губернатор Кемеровской области А.Г.Тулеев. На пост Президента РФ баллотировались и другие известные российские политики: депутаты Госдумы всех трёх созывов бывший министр социальной защиты Э.А.Памфилова, известный кинорежиссер С.С.Говорухин и лидер движения «Духовное наследие» А.И.Подберезкин, а также губернатор Самарской области К.А.Титов, отстраненный от должности Генеральный прокурор РФ Ю.И.Скуратов, бывший руководитель столичного ФСБ Е.А.Савостьянов (снявший свою кандидатуру накануне выборов) и, наконец, крупный московский предприниматель У.А.Джабраилов.

  Победа В.В.Путина в первом же туре президентских выборов в России на рубеже третьего тысячелетия была очевидной и весьма предсказуемой. Личное обаяние молодого, энергичного и широко образованного представителя внешней разведки России, последовательно занимавшего ответственные административные и хозяйственные должности на протяжении всего десятилетнего постсоветского периода преобразований, неизменно вызывало широкую поддержку абсолютного большинства россиян. Его авторитет как политического лидера, призванного вернуть нашему Отечеству былую славу и величие, великодержавность и безопасность, наконец, обеспечить достойную жизнь и благосостояние всем слоям населения России, в ходе избирательной кампании был непререкаемым. 7 мая 2000г, накануне 55-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в Большом Кремлевском дворце состоялся торжественный акт вступления В.В.Путина в должность Президента РФ. Вслед за этим на пост главы Правительства РФ, по предложению вновь избранного Президента РФ, депутатами Думы третьего созыва был утвержден бывший министр финансов М.М.Касьянов. В соответствии со среднесрочным планом социально-экономических преобразований нового кабинета до 2010г, принятым уже летом 2000г.и разработанным заместителем премьера – новым министром экономического развития и торговли Г.О.Грефом, на макроэкономическом уровне предполагается добиваться большей интегрированности отечественной индустрии в мировую экономику, укреплять национальную валюту, сохранять позитивную динамику платежного баланса и бюджета при обеспечении адресной поддержки социально не защищенных слоев населения. Данная программа включает в себя проведение масштабных реформ в сфере землепользования, пенсионного и социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, банковской системы, а также в области образования и здравоохранения. 

  2. Усиление вертикали власти. 

  Важнейшим направлением в деятельности Президента РФ В.В.Путина стало осуществление масштабной административной реформы. В настоящее время в современной России в целом сформирована демократическая  политическая система, предусматривающая избрание на всех уровнях глав исполнительной власти от Президента страны и руководителей субъектов РФ до мэров городов и глав местного самоуправления, а также органов законодательной и исполнительной власти – от депутатов Государственной Думы РФ до членов законодательных собраний и избранных представителей органов местного самоуправления. В связи с этим в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования  системы контроля за исполнением их решений Президентом РФ 13 мая 2000г. был подписан Указ об образовании федеральных округов  - структурных единиц нового политико-административного деления России. Во исполнение данного решения были сформированы семь федеральных округов: Центральный (с центром в Москве), Северо-Западный (в Санкт-Петербурге), Приволжский (в Нижнем Новгороде), Северо-Кавказский (в Краснодаре), Уральский (в Екатеринбурге), Сибирский(в Новосибирске) и Дальневосточный (в Хабаровске). Затем были назначены полномочные представители Президента в каждом из перечисленных федеральных округов. Из семи полпредов Президента пять оказались действующими генералами: Георгий Полтавченко (бывший начальник правления Федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу), Виктор Черкесов (Бывший первый заместитель директора ФСБ РФ), Константин Пуликовский (бывший заместитель командующего Северо-Кавказским военным округом), Виктор Казанцев (бывший командующий Северо-Кавказским военным округом) и Пётр Латышев (бывший заместитель министра внутренних дел РФ). А двое из назначенных полпредов занимали видные руководящие посты в административных структурах: Сергей Кириенко – лидер СПС и экс-премьер министр России – и Леонид Драчевский – бывший министр по делам СНГ. Одновременно 17 мая 2000г. в должности Генерального прокурора РФ Советом Федерации был утвержден В.В.Устинов, что наконец-то разрешило ситуацию неопределенности в сфере надзора за исполнением законодательства, продолжавшуюся более года в связи со скандальной отставкой бывшего генерального прокурора Ю.И.Скуратова. 

  3. Реформы Федерального Собрания РФ. 

  Помимо этого, летом 2000г. по инициативе нового Президента России парламент страны утвердил реформу своей верхней палаты – Совета Федерации. Согласно введенному в действие новому Закону о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, вместо глав исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации в верхней палате российского парламента с 1января 2002г. теперь работают на постоянной основе 178депутатов – назначенные из регионов губернаторами и региональными законодательными собраниями их представители. 5 декабря 2001г. председателем обновленного Совета Федерации ФС РФ вместо ушедшего в отставку переизбранного накануне губернатора Орловской области Е.С.Строева стал представитель от Санкт-Петербурга С.М.Миронов.

  Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило в повестку дня вопрос об организации постоянного диалога руководителей субъектов Федерации и главы государства по основным проблемам государственно-политического развития страны и форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой стал новый консультативный орган – Государственный Совет РФ, сформированный из глав регионов России. 1 сентября 2000г. В.В.Путин подписал Указ о Государственном Совете РФ. В ходе его работы за прошедший период рассматривались такие важнейшие проблемы, как реформа образования в России, состояние энергетических ресурсов и их мобилизации для проведения отопительного сезона, государственная поддержка в стране малого и среднего бизнеса, развитие физкультуры и спорта, а также такая важнейшая проблема как терроризм, которая так и не нашла успешного решения в ходе работы Госсовета РФ. Предпринятые Президентом РФ В.В.Путиным серьезные административные преобразования свидетельствуют о значительном укреплении исполнительной властной вертикали, усилении влияния центральных органов власти, ослаблении самостоятельной роли Федерального Собрания РФ и в известной мере ограничении политической самостоятельности органов власти субъектов Федерации. Совершенствование политической системы в России предполагает формирование эффективного государственного аппарата, обеспечивающего стабильное общественное развитие и выступающего гарантом прав и свобод личности, создание надежных правовых гарантий в сфере развития российской экономики на основе свободного предпринимательства и совершенствования рыночных механизмов. Символами консолидации основных политических сил в стране, высокого авторитета исполнительной власти в лице В.В.Путина стало утверждение новым составом Федерального Собрания РФ государственной символики современной России. 26 декабря 2000г. Президент РФ В.В.Путин подписал три конституционных закона: о гимне, гербе и флаге, а созданная рабочая группа для рассмотрения предложений о тексте Государственного гимна (бывшего гимна СССР) утвердила обновленный текст Гимна РФ, вновь переработанного С.В.Михалковым.

Информация о работе Ельцинская Россия. (1991-1999гг.)