Двоеверие как результат преемственности язычества и христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:44, реферат

Описание работы

Существует убеждение, что христианство принципиально отличается от дохристианских верований, именуемых язычеством, как истина от заблуждения, свет от тьмы, и что только с утверждением православия на
Руси началось приобщение наших предков к истинным религиозным ценностям, к подлинной духовности.

Содержание

1.1 Христианство и язычество как модификации веры в сверхъестественное..................................................
........................ 6
1.2 Роль Рода и Рожаниц в язычестве............................................. 7
1.3 Язычество как первоисточник русской культуры....................11
1.4 Крещение Руси и его последствия............................................15
5 Интерпретация христианства как религии на Руси.................17
5 Примеры преемственности языческих богов и христианских святых............................................................
..............................19
1.7Крестьянские праздники как яркий пример взаимопроникновения язычества и христианства.......................21
Список литературы..............................................................
...........

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 54.05 Кб (Скачать)

Церковные праздничные песнопения излагали отрывки из святого писания. Обычно евангельскую легенду о рождении Христа.

Колядованием начинались зимний святки - древний славянский праздник начала Нового года.

СВЯТКИ.

Зимний праздничный цикл русского земледельческого календаря  в быту населения открывали святки, состоящие из цепи обрядовых игрищ  увеселений, праздничных сборищ. Хотя святки по времени и совпадали  с церковными датами - начинались со второго дня рождества христова и до крещенского сочельника, но по существу они были мало связаны  с христианством. Вплоть до наших  дней рождественско-новогодняя обрядность удерживала обширный пласт древних  религиозно-магических обрядовых элементов. Старейшей и повсеместно распространенной формой проведения новогодних праздников являлись святочные посиделки - ”вечеры”. Одним из элементов народных игрищ, происходивших на вечерах, было ряженье - народный обычай, корни которого уходят в глубь веков.

В средней полосе России в костюмах ряженых преобладали  бытовые маски. И по времени возникновения, и по своим функциям маски бытовой  группы отличались разнообразием. Эта  группа включала одновременно и религиозно-магические образы и персонажи социально-психологического характера.

В состав традиционных святочных  персонажей входили такие типы ряженых, как: “старик”, “старуха”, “баба”, “мужик”, “старуха с брюхом” и другие связанные с культом плодородия и деторождения. Облачения в маски- “хари” не только скрывающие лица и изменявшие обычный вид людей 
, но и сочетавшие 2 типа в 1 - умирающее и рождающее начало , отразило народную символику земного плодородия, изобилия, которая особенно свойственна новогодней обрядности. Ту же тему брака, продолжения рода, магического возрождения природы, развивали инсценировки и игры ( 
“кудеса “) ряженых: - “ свадьба “, “свадебная игра“.

Многочисленной была так  же группа зооморфных ( звериных и птичьих 
) масок, прообразы которых в своих истоках восходили к древнему почитанию животных - коня, быка, медведя и т.д.

В отличие от южнорусских  областей и Украины, где в аграрно- магическом ряженье преобладала маска быка, культ которого здесь был шире распространен, в центрально-русской полосе самостоятельная роль в группе звериных масок принадлежало коню, кобыле, тогда как другие маски имели второстепенное значение. Введение “коня”, «кобылки” в аграрно- магическую обрядность, несомненно, стояло в непосредственной связи с важнейшей ролью этого животного в производственной деятельности русского крестьянства.

Лошадь в хозяйстве  земледельца северной и центральной  Руси была незаменимой и главной  производительной силой.

Отсюда почитание лошади как животного, имеющего сверхъестественную силу влиять на плодородие полей, обладающего  защитными свойствами.

Бытовая сторона календарных  праздников, состоявшая по преимуществу из остатков языческих обрядов и  действий, выражалась в смеховых и  шуточных формах. Народный культ смеха, вытесненный из официальной жизни  и церковного культа, сохранился в  области около церковных праздничных  зрелищ. Смех играл видную роль в  праздничных увеселениях, связанных  главным образом с моментами  переодевания, обновления внешнего вида.

Магическое преодоление  страха смехом, мертвенности - радостным  возрождением, свобода, вольность, устремленность в будущее - всеобщие черты народных игрищ и зрелищ.

Новогодне-святочный цикл сохранил ряд таких интересных моментов как гадание, считалось, что открытое по святочному гаданию обязательна сбудется.

Новогодний цикл обрядности завершался христианским праздником крещения. В центре рождественского крещенского  цикла крестьянского календаря  стояли древние аграрно-магические обряды, направленные на достижение желаемого  урожая, увеличение производительных сил природы, здоровья людей.

Подобное мы можем видеть и других христианских праздниках как-то 
Пасха, Великий пост, а так же в летних и осенних праздниках.

Явно языческое понимание  места и роли святых просматривается  в следующих поговорках вошедших в народный календарь: "Пришёл Федул - теплом подул", "На святого Пуда - доставай пчёл из-под спуда", 
"Стефан Савваит ржице - матушке к земле кланяться велит", "Святой Тит 
- последний гриб растит", "Иван Предтеча гонит птицу за море далече".

«Двоеверие», сначала явное, затем скрытое, было преодолено русским  православием, но преодоление это  оказалось в значительной степени  формальным, и достигла его церковь ценой компромисса, путём приспособленчества. Византийское христианство не устранило славянское язычество из сознания и повседневного обиход народов нашей страны, ассимилировало его, включив языческие верования и обряды в свой вероисповедный культовый комплекс.

Такая ассимиляция стала  возможной потому, что христианство (в том числе и принесённый  на Русь византийский вариант) содержит в себе многие элементы дохристианских верований и культов, языческих  по своей религиозной сущности. Это  родство христианства с язычеством создало основу для христианско-языческого синкретизма (слияние верований  и обрядов разных религий), составляющего  религиозную сущность русского православия.

Список литературы.

1. Болотов В.В. «Лекции по истории древней церкви», под редакцией

Бриллиантова А.Р., М. Спасо-Преображенский монастырь, 1994, ориг.1907

2. Гальковский Н.М. «Борьба христианства», М. Наука, 1983

3. Гордиенко Н.С. «Крещение  Руси. Факты против легенд и  мифов»,

Л. Лениздат, 1984

4. Кривов М. В. « Православная  церковь в Византии и на  Руси»,

Преподавание истории  в школе, №6, 1996

5. Носова Г.А. «Язычество  в православии», М. Наука, 1975

6. Рыбаков Б.А «Язычество  древних славян», М. Наука, 1994, 2-е издание

7. Сергий, митрополит «Почитание  божьей матери по разумению  святой православной церкви»,  Наука и религия, №3, 1995

Работы, похожие на Реферат: Двоеверие как результат преемственности язычества и христианства

Языческая мифология

Ростовская государственная  экономическая академия Кафедра  философии и культурологии по культурологии на тему: ЯЗЫЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ СЛАВЯН ВЫПОЛНИЛ ...  
Очень важно отметить, что культ Рода не заместился культом какого-нибудь христианского святого, как в случае с Перуном (Илья) и некоторыми другими богами. 
20 июля в языческой Руси отмечался праздник Перуна, замещенный с принятием христианства днем Ильи-пророка....

Похожие работы

Крещение Руси

Министерство образования  Республики Беларусь Средняя школа N 65 имени Б.С. Окрестина Тема: Крещение Руси. Автор: Басалаев Никита ученик 11 "Б" класса ...  
Быть может, проведение параллели между древней Русью, с ее язычеством и крещением, и Россией ХХI века, с ее идолопоклонничеством и "вторичным крещением", будет выглядеть ...  
На севере, в Новгороде, христианству противостоял балто-скандинавский культ Перуна (по-литовски Перкунаса), бога обновленной языческой религии....

Похожие работы

Культура  древней Руси

Культура древней Руси Введение. Геополитические условия формирования русского этноса. Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и ...  
Христианство, убедившись в невозможности вытеснения язычества из души народа, как бы заключило с ним негласный союз, непосредственным соседством которого явилось значительное ...  
Синтез славяно-русской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщал страну к византийской и ... ...

Похожие работы

Принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси Реферат Бочарова Е.А. Институт Бизнеса и Права г. Москвы 2003 г. Язычество в древней Руси Языческое мировоззрение ...  
Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, и стояла церковь святого Ильи, христианского дворянина языческого бога Перуна. 
Борьба начиналась: славянское язычество, принятое и руссами, могло противопоставить христианству мало положительного и потому должно было скоро приклониться перед ним, но ... ...

Похожие работы

Церковь и государство 13 век

План : 1 . Введение . 2 . Религия восточных словян накануне крещения Руси. Язычество и его недостатки . 3 . Процесс принятия и распростронения ...  
Русь и после принятия христианства являла собой и в мировозренческом отношении, и в практических действиях языческое общество лишь с формальным существованием в нем элементов ...  
В христианскую пасху вплелись языческие плминальные обряды, а также древнеславянский культ хлеба, в троицу- культ березы и другие элементы древнеславянского праздника семика....

Похожие работы

Православие и соцкультурное развитие особенности древней Руси

ВВЕДЕНИЕ Крещение Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно - итог долгих и сложных экономических ...  
Задолго до проникновения на Русь христианства там уже существовали вполне сформировавшиеся языческие религии, которые оказали большое влияние на зарождающееся Русское Православие. 
Поклонение древним богам в прежней форме было постепенно в основном вытеснено, язычество исчезало как мировоззренческая система, но языческий пантеон в значительной мере был ... ...

Похожие работы

Принятие христианства на Руси, русский взгляд

Глава 1. Князь Владимир - как креститель Руси.. Глава 2. Христианство на Руси до 988 года.. Глава 3. Методы крещения Руси.. Глава 4. Письменность на ...  
По последним общепринятым официальным версиям князь Владимир для установления своей власти на территории Руси в том же 980 году предпринял попытку официально перейти к единобожию ...  
Святым Владимиром (Василием: имя, данное при крещении) - истреблены кумиры Велеса и Услада, кумир Перуна избит палками и лошадями протащен через весь Киев, уничтожены кумиры Хорса ... ...

Похожие работы

Принятие христианства на Руси

План. Вступление 2 Религиозные  реформы князя Владимира 2 Сопротивление  введению христианства 4 Организационная структура церкви 9 Укрепление позиций ...  
князя тотчас последовало принятие христианства всею Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси"[1]. Новая религия отвечала интересам знати и дружинников, а также ...  
Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями....

Похожие работы

Принятие христианства на Руси и его историческое значение

Принятие христианства на Руси и его историческое значение Содержание стр. 1. Русь языческая . 2 2. Крещение Руси князем Владимиром . 7 3. Историческое ...  
Понять превосходство христианства над язычеством, и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона, обладал "добрым смыслом и острым умом ...  
... греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков ... ...

Похожие работы

Принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Предпосылки принятия христианства Глава II. Крещение Руси Глава III. Православная церковь в ...  
Борьба началась: славянское язычество, принятое и руссами, могло противопоставить мало положительного и поэтому должно было скоро преклониться перд ним, го христианство само по ...  
Тут, конечно, большее значение имело то обстоятельство, что еще лет за сто до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и что греческие миссионеры, боровшиеся там ... ...

Похожие работы

 ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ

Языческая Русь, разные слои и области русских земель X в. обладали своеобразной культурой, наследием которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Социальные верхи, отстаивая свою политическую самостоятельность от настойчивых попыток Византии путем приобщения к христианству сделать Русь "дочерью" империи в феодальном смысле, искусственно поддерживали древнее славянское язычество и, следует сказать, что сословие жрецов, русское языческое духовенство (если можно так выразиться) сделало очень много в выявлении древней мифологии, создании особых "кощюн", в выработке нового языческого пантеона. Высшее руководство принадлежало людям типа Добрыни. Христианство как мировая религия с большим запасом богослужебной и светской литературы должно было победить, но греческие священники застали на Руси не только глухие медвежьи углы, где жили в лесах "звериньским образом", но и большие города, где сложилась своя культура, своя языческая письменность, свой эпос и свое высокое военное искусство, позволившее принять новую веру без унизительного вассалитета. 
В эпоху соперничества с христианством, при Святославе и Владимире языческие волхвы создали новый государственный пантеон, главой которого стал не Род, а воинственный Перун, а пантеон 980 г. в целом отражал две новых интересных идеи: во-первых, здесь была создана антитеза христианскому пантеону, а, во-вторых, волхвы постарались воскресить как можно больше архаичных местных божеств, восходящих к сколотскому времени, к эпохе Геродота, писавшего о приднепровских пахарях. Языческая летопись времен Святослава совершенно иная по своему духу, чем жреческие произведения первой половины столетия. Здесь ни разу не говорится о волхвах-прорицателях, но весь текст наполнен пересказом придворно-дружинных "слав" Святославу. Это не народные былины эпохи Владимира, который был центром притяжения богатырей, но сам никогда не выступал в былинах в качестве героя. Имени Святослава в народных былинах нет; простым людям его времени были непонятны его далекие походы с диапазоном в полторы тысячи километров чужой земли, но зато дружинная поэзия увековечила его яркую судьбу Александра Македонского X столетия.  
Языческий характер летописи явствует из полного отсутствия церковных морализующих рассуждений и из умолчания о христианском погребении Ольги (это дано только во вставке). Все споры матери с сыном по поводу принятия христианства тоже содержатся в поздней вставке, сделанной тогда, когда мощи Ольги лежали уже много лет и когда можно было спутать Иоанна Цимисхия с Константином Багрянородным. В летописи, ведшейся при жизни Святослава, не упоминаются варяги, хотя в доростольском договоре 971 г., кроме самого князя, назван и варяг Свенельд. 
Подобная летопись продолжалась и при Владимире, но она сильно нарушена позднейшими вставками, поправками, изъятиями, сделанными уже после крещения Руси. Одни вставки сделаны, вероятно, при составлении свода 997 г. Другие вставки, порочащие язычника Владимира, могли быть сделаны при Ярославе Мудром, сыне опозоренной Рогнеды, собиравшемся в 1015 г. идти с наемными варягами войной против своего отца. К сожалению, установление языческих идолов в 980 г. и принесение им в жертву варягов в 983 г. описаны ретроспективно рукою не язычника, а церковника. 
Приспособление язычества к нуждам рождающегося государства происходило в условиях соперничества с такими мировыми религиями, как христианство и мусульманство, что нашло свое отражение в легенде "о выборе веры". 
Особенно тесны были связи с христианскими землями. Христианским было население берегов Черного ("Русского") моря: Херсонес, Керчь, Тмутаракань; христианство еще в 860-е годы приняла родственная Болгария. 
В христианизации молодой, но могучей державы Руси была прямо заинтересована Византийская империя, считавшая, что каждый народ, принявший христианскую веру из рук императора и константинопольского патриарха, уже тем самым становился вассалом православной империи. 
К X в. христианство стало крупной политической силой в средневековом мире. Сочетание Нового завета, проповедовавшего смирение и покорность властям, с архаичным воинствующим, жестким и изворотливым Ветхим заветом, законом библейских книг, сделало христианство в высшей степени удобным для рождающейся феодальной государственности стран Европы и Ближнего Востока. 
Одним из путей проникновения христиан в Киев известный историк русской церкви Е. Е. Голубинский справедливо считает приход на службу к киевскому князю варягов из состава константинопольской норманской общины, крещеных скандинавов. У варягов-скандинавов был свой, хорошо наезженный этими мореходами, морской путь в Константинополь, который почему-то уже два столетия в нашей научной и популярной литературе смешивается с путем через Восточную Европу. Нестор в своем тексте ведет читателя от Черного моря вверх по Днепру и далее в Балтийское море, указывая, что из варяжской Балтики можно морем, без всяких волоков доплыть до Рима и Царьграда. 
В дальнейшем мы неоднократно увидим, что конфронтация русского язычества с византийским христианством неразрывно сплетается с темой противодействия буйным отрядам наемников-варягов. Оформлению языческого пантеона 980 г. непосредственно предшествовало описанное в летописи под этим же годом изгнание варягов из Киева молодым князем Владимиром. 
Первым языческим действием, описанным летописью, было принесение в жертву Перуну христианского юноши-варяга. Причина недовольства варягами была не в том, что они христиане, а в том, что они "творили зло". Точно так же и причина конфронтации язычества с христианством лежала глубже, и варяги-христиане были лишь частным случаем. 
Основой опасений киевских князей и их настороженности по отношению к христианству была политика Византийской империи. Для Руси, перемежавшей мирные торговые связи с военным нажимом на Византию (ради этих же связей), принятие христианства могло означать невольный вассалитет, а усиление христианства на Руси - увеличение числа потенциальных союзников православной Византии. Поэтому на протяжении нескольких десятилетий X в. мы наблюдаем внутри Руси значительное усиление язычества, как бы сознательно противопоставленного византийскому христианству.

Информация о работе Двоеверие как результат преемственности язычества и христианства