Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:44, реферат
Существует убеждение, что христианство принципиально отличается от дохристианских верований, именуемых язычеством, как истина от заблуждения, свет от тьмы, и что только с утверждением православия на
Руси началось приобщение наших предков к истинным религиозным ценностям, к подлинной духовности.
1.1 Христианство и язычество как модификации веры в сверхъестественное..................................................
........................ 6
1.2 Роль Рода и Рожаниц в язычестве............................................. 7
1.3 Язычество как первоисточник русской культуры....................11
1.4 Крещение Руси и его последствия............................................15
5 Интерпретация христианства как религии на Руси.................17
5 Примеры преемственности языческих богов и христианских святых............................................................
..............................19
1.7Крестьянские праздники как яркий пример взаимопроникновения язычества и христианства.......................21
Список литературы..............................................................
...........
Реферат: Двоеверие как результат преемственности язычества и христианства
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ДВОЕВЕРИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА
Екатеринбург
1998 г.
1.1 Христианство и язычество
как модификации веры в сверхъестественное............
........................ 6
1.2 Роль Рода и Рожаниц
в язычестве.....................
1.3 Язычество как первоисточник
русской культуры..............
1.4 Крещение Руси и его
последствия...................
5 Интерпретация христианства
как религии на Руси...........
5 Примеры преемственности
языческих богов и
..............................
1.7Крестьянские праздники
как яркий пример
Список литературы.............
...........
1.1
Существует убеждение, что
христианство принципиально отличается
от дохристианских верований, именуемых
язычеством, как истина от заблуждения,
свет от тьмы, и что только с утверждением
православия на
Руси началось приобщение наших предков
к истинным религиозным ценностям, к подлинной
духовности. На самом же деле христианство
в познавательном отношении никак не совершеннее
язычества. Конечно, у первого, шире, чем
у второго, объект отражения, (не только
природа, но и общество, классовые отношения,
государство), разнообразнее обряды, и
много составляющих не относящихся к религии.
Но от истины они одинаково далеки, поскольку
представляют собой различные модификации
веры в сверхъестественное. Само христианство,
выйдя на следующий этап религиозного
развития, продолжает нести в себе огромный
пласт языческого наследия, поскольку
взросло оно на тех первобытных религиозных
верованиях, совокупность которых получило
название язычества. Различаются они лишь
идеологически: в язычестве объектом искажения
выступает первобытнообщинный строй,
и поэтому оно является идеологией доклассовой,
а в христианстве -рабовладельческий и
феодальный, что делает эту религию классовой
идеологией. Пока родоплеменные отношения
славян не изжили себя в достаточной мере
и не уступили своих позиций феодальным
отношениям, древнеславянское язычество
оставалось единственно-возможной формой
религиозности на
Руси, легко ассимилируя многие языческие
верования и культы соседних народов и
приспосабливая их к собственным нуждам.
Христианство не могло утвердиться на Руси раньше, чем там возникли и достаточно окрепли феодальные отношения.
Пока островки феодализма тонули в океане родоплеменных структур, христианизация не принимала массового характера и распространялась лишь на отдельных лиц и небольшие социальные группы.
1.2
Так как в наше время многие знакомы, хотя бы отдаленно с тем, что представляет собой христианство, то я решила немного ознакомить вас с язычеством, точнее с тем, что необходимо для более полного раскрытия моей темы.
В большинстве исследований
русское язычество предстает
перед нами как громоздкое, но единое
целое, расчлененное на две темы лишь
по характеру информации о нем. Первая
тема связана с летописями 10-13 в.
говорящими о свержении языческих
богов и порицающими
1-я стадия: люди живут
в каменном веке, воюют палицами
и камнями, знают лишь
2-я стадия: эра Сварога. Появилось божество неба и огня - Сварог.
Люди познали металл. Устанавливается моногамия и жестокая казнь за нарушение ее.
3-я стадия: эра Дажьбога. Установилось классовое общество. Люди начали платить дань царям, появились богатые сановитые люди. И по всей вероятности в связи с культом солнца, старый счет по лунным месяцам был заменен солнечным календарем из 12 месяцев.(1)
(1) Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян»
А теперь расставим этапы славянского язычества, как они обрисованы в “Слове об идолах” в хронологическом порядке.
1. Славяне первоначально
клали требы упырям и
2. Под влиянием
3. Выдвинулся культ Перуна.
4. По принятию христианства “Перуна отринуша, но отой” молились как пантеону богов возглавляемому им, так и более древнему Роду.
Первая эпоха - поклонение
и принесение жертв упырям и берегиням.
И те, и другие поставлены во множественном
лице, значит эта не персонифицированные
божества. Упыри и берегини - древние архаичные
наименования олицетворений двух противоположных
начал - злого и доброго, враждебного человеку
и оберегающего его. Они единственные
представители внешнего мира, здесь, в
этом архаичном пласте природа дифференцируется
не по таким категориям, как рощи и источники,
солнце и луна, а только лишь по принципу
отношения к человеку: злые вампиры, которых
нужно отгонять и задабривать жертвами,
и добрые берегини, которым тоже нужно
“ класть требы “, и не только в качестве
благодарности, но и для того, чтобы они
проявили свою доброжелательность к человеку.
У нас нет точных данных
о внешнем облике берегинь и упырей.
Предположительно берегинь старались
изобразить так, чтобы с одной стороны
показать их родство со стихиями (водой,
воздухом), а с другой - родство с самим
человеком. Вампиры вообще не сопоставлялись
с чем-либо реальным и никогда не изображались
в искусстве.
Нарушая хронологическую
последовательность, установленную
в
“Слове об идолах”, рассмотрим не Рода
и Рожаниц, культ которых идет вслед за
культом Упырей и Берегинь, и поднят автором
на большую высоту, а 3-ю, последнюю стадию
язычества, непосредственно предшествующую
принятия христианства - поклонению Перуну.
По отношению к Перуну
мы наблюдаем некоторую
911г. “... мужи его (Олега) по русскому закону клешася оружием своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом “
При описании языческой реформы
Владимира на первое место среди
важнейших богов поставлен
С другой стороны, в поучениях
против язычества 11-12-ого в. мы наблюдаем
очень спокойное отношение к
Перуну: авторам - церковникам культ
Перуна не представлялся главным
среди различных языческих
Культ Перуна, с точки зрения книжника 11-начала 12 в. только- только выдвинулся в системе многообразных языческих представлений и не вытеснил, а лишь оттеснил предшествующие культы, которые оказались чрезвычайно живучими и доставили много хлопот церковникам, более чем быстро исчезнувший культ дружинного Перуна.
Те самые княжеско-боярские
круги, которые недавно вводили культ
Перуна очень быстро сменили его на христианство.
Перуну после крещения
Руси молились только “по украинам”,
а о культе Рода и Рожаниц источники говорят
как о повсеместном, устойчивом и неистребимом.
Известна также календарная дата празднеств
и пиров в честь Рожаниц - 8 сентября, день
Рождества Богородицы. Известно, что
“чревоработные попы” ради материальных
выгод (“откладов”) примирились с бесовской
трапезой в честь Рода и Рожаниц.
Кем же был этот могучий предшественник Перуна? По непонятным причинам исследователи полностью уравняли Рода и Рожаниц, не обращая внимания на одно очень важное обстоятельство: Род всегда, во всех источниках упоминается в единственном числе, а Рожаницы всегда во множественном (или в двойственном). Следует поставить в упрек исследователям, что они просто пренебрегли важным, можно сказать центральным, персонажем славянской мифологии как Род. В результате укрепился взгляд на Рожаниц и Рода как на мирных демонов человеческой судьбы. А Роду отводилась роль домового. Кругозор его ограничили рамками одной крестьянской семьи, избой, подпечником; в лучшем случае считали старшим над Рожаницами - мойрами, но опять таки в пределах одного княжества.
По отношению к Рожаницам
сопоставление их с духами личной судьбы
находит известное подтверждение в том,
что греческое____________ дважды переведено
словом “ рожаница “. Культ Рожаниц, как
женских божеств, покровительствующих
рождению кого-либо, должен был быть многозначным,
в нем могли появиться и черты культа общей
плодовитости
(людей, промысловых зверей и домашнего
скота), и аграрно-магические представления
о богинях урожая.
Очень важным аргументом того, что Рожаницы связаны не с культом предков, а, прежде всего с плодородием является приурочение их годового праздника к празднику урожая.
Главная ошибка исследователей,
принижавших значение Рода, была не
в, том, что они не обращали внимания
на аграрную сторону культа, а в
том, что они пренебрегали основными
характеристиками божества. Прежде всего,
пребывание Рода указывается в источниках
не в доме или под печью, что
было бы естественно для домового,
а “ на воздусе”, на небе.
Отсюда, с неба Род “ мечетъ на землю груды
“, совсем как античный Зевс бросает на
земли камни - метеориты. С именем Рода
связана молния “родиа
“, наземные источники - “родники” и подземный
огонь пекла - “родьство огненное”. Этимологически
имя Рода связано с такими понятиями как,
“природа”, “народ”, “урожай”, “плодородие”
и т. д.
Но самым главным и
существенным является то, что церковные
писатели 11-13ого в. уравнивали Рода
со своим верховным божеством,
Богом-Отцом Саваофом, Творцом всего мира.
Такова эта интереснейшая
и глубокая периодизация, с которой
я в значительной мере могу согласиться.
Главным звеном в ней является
эра
Рода, который подобно Кроносу, мифологическому
отцу Зевса, предшествовал Перуну княжеских
времен.
1.3
Введя на Руси сначала пантеон богов во главе с Перуном, а затем уничтожив свое детище и начав вводить христианство, Владимир не учел, что культ рода имеет гораздо более глубокие корни, чем глава бывшего официального пантеона.
Христианские миссионеры, священники и церковные деятели тем более не могли этого учесть, так как ничего не знали.
Они как представители
более развитого народа, так же
не могли себе представить, что у
этих ”дикарей - безбожников” может
существовать довольно развитая культура,
поэтому они так же присвоили
себе лавры родоначальников русской
культуры“. В церкви, - уверяет своих
читателей официальный орган
Московской патриархии, - родилась русская
национальная культура". В этой связи
и крещение киевлян рассматривается
церковными авторами, как начало культурного
прогресса древнерусского общества
- прогресса сводящегося к
Вместе с христианством, утверждается
в статье «Краткий обзор истории русской
церкви», русская церковь принесла на
Русь самые высокие по тому времени византийскую
образованность, культуру и искусство,
павшие на добрую почву славянского гения
и давшие свой плод в исторической жизни
народа.
Но стоит заметить что,
если бы древнерусское общество не
располагало живописными
"Высокий уровень
По найденным в кладах украшениям можно судить о том, что древние ювелиры не только владели технологией изготовления сложнейших поделок из золота, серебра и бронзы, но и обладали тонким пониманием прекрасного.
Наличествовали на Руси и зачатки скульптуры, творчество резчиков по дереву и камню. Изготовлялись, уничтоженные впоследствии, статуи языческих богов.
Имелись статуэтки божков-покровителей домашнего очага. Можно смело утверждать, что в пору превращения христианства в государственную религию, Русь уже обладала развитым искусством архитектуры имевшим глубокие исторические корни.
Разнообразным эстетическим
содержанием были наполнены народные
бытовые обряды, многие из которых
включали в себя театрализованные действия.
В Древней Руси тех времён закладывались
основы скоморошества
- профессионального искусства бродячих
актёров.
Раньше считалось, что скоморохи вышли на историческую арену уже после обращения в новую веру населения Киевской Руси. Однако современные исследователи пришли к выводу, что скоморошество появилось не после принятия христианств, а до него, что скоморохи существовали и при язычестве.
Подлинным духовным богатством Древней Руси было устное народное творчество: песни на бытовые, обрядовые и исторические темы; пословицы и поговорки; сказания и былины.
Уже в глубокой древности имелись на Руси гусляры - сказители, чья слава нашла своё воплощение в образе легендарного Баяна, воспетого автором в "Слове о полку Игореве".
(2) Д.С. Лихачёв из книги «Язычество древних славян» см. Список литературы
(3) Носова Г. А. «Язычество в православии»
Историками Древней Руси отмечено, что в "Повести времянных лет" и других летописных сводах использованы народные песни и былины, сложенные на много веков раньше.
Многое из устного народного
творчеств Древней Руси не сохранилось
не только потому, что записывать его стали
очень поздно: первый сборник былин был
издан лишь в XVIII. веке, когда многие элементы
были утрачены.
Роковую роль сыграло неприязненное отношение
к древнерусскому фольклору и литературе,
создававшейся на его основе, со стороны
русской православной церкви, которая
клеймила всё это как язычество и старалась
искоренить всеми доступными ей средствами.
Информация о работе Двоеверие как результат преемственности язычества и христианства