Двоеверие как результат преемственности язычества и христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:44, реферат

Описание работы

Существует убеждение, что христианство принципиально отличается от дохристианских верований, именуемых язычеством, как истина от заблуждения, свет от тьмы, и что только с утверждением православия на
Руси началось приобщение наших предков к истинным религиозным ценностям, к подлинной духовности.

Содержание

1.1 Христианство и язычество как модификации веры в сверхъестественное..................................................
........................ 6
1.2 Роль Рода и Рожаниц в язычестве............................................. 7
1.3 Язычество как первоисточник русской культуры....................11
1.4 Крещение Руси и его последствия............................................15
5 Интерпретация христианства как религии на Руси.................17
5 Примеры преемственности языческих богов и христианских святых............................................................
..............................19
1.7Крестьянские праздники как яркий пример взаимопроникновения язычества и христианства.......................21
Список литературы..............................................................
...........

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 54.05 Кб (Скачать)

Реферат: Двоеверие  как результат преемственности  язычества и христианства

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ДВОЕВЕРИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ  ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА

Екатеринбург

1998 г.

1.1 Христианство и язычество  как модификации веры в сверхъестественное..................................................

........................ 6

1.2 Роль Рода и Рожаниц в язычестве............................................. 7

1.3 Язычество как первоисточник  русской культуры....................11

1.4 Крещение Руси и его  последствия............................................15

5 Интерпретация христианства  как религии на Руси.................17

5 Примеры преемственности  языческих богов и христианских  святых............................................................

..............................19

1.7Крестьянские праздники  как яркий пример взаимопроникновения  язычества и христианства.......................21

Список литературы.............................................................. 
...........

1.1

Существует убеждение, что  христианство принципиально отличается от дохристианских верований, именуемых  язычеством, как истина от заблуждения, свет от тьмы, и что только с утверждением православия на 
Руси началось приобщение наших предков к истинным религиозным ценностям, к подлинной духовности. На самом же деле христианство в познавательном отношении никак не совершеннее язычества. Конечно, у первого, шире, чем у второго, объект отражения, (не только природа, но и общество, классовые отношения, государство), разнообразнее обряды, и много составляющих не относящихся к религии. Но от истины они одинаково далеки, поскольку представляют собой различные модификации веры в сверхъестественное. Само христианство, выйдя на следующий этап религиозного развития, продолжает нести в себе огромный пласт языческого наследия, поскольку взросло оно на тех первобытных религиозных верованиях, совокупность которых получило название язычества. Различаются они лишь идеологически: в язычестве объектом искажения выступает первобытнообщинный строй, и поэтому оно является идеологией доклассовой, а в христианстве -рабовладельческий и феодальный, что делает эту религию классовой идеологией. Пока родоплеменные отношения славян не изжили себя в достаточной мере и не уступили своих позиций феодальным отношениям, древнеславянское язычество оставалось единственно-возможной формой религиозности на 
Руси, легко ассимилируя многие языческие верования и культы соседних народов и приспосабливая их к собственным нуждам.

Христианство не могло  утвердиться на Руси раньше, чем  там возникли и достаточно окрепли  феодальные отношения.

Пока островки феодализма тонули в океане родоплеменных структур, христианизация не принимала массового  характера и распространялась лишь на отдельных лиц и небольшие  социальные группы.

1.2

Так как в наше время  многие знакомы, хотя бы отдаленно с  тем, что представляет собой христианство, то я решила немного ознакомить вас  с язычеством, точнее с тем, что  необходимо для более полного  раскрытия моей темы.

В большинстве исследований русское язычество предстает  перед нами как громоздкое, но единое целое, расчлененное на две темы лишь по характеру информации о нем. Первая тема связана с летописями 10-13 в. говорящими о свержении языческих  богов и порицающими продолжавшееся почитание их. Вторая тема возникла в результате обращения науки к бытовыми пережитками язычества в русской деревне 17-19в. Развитие язычества на Руси можно разделить на 3 стадии.

1-я стадия: люди живут  в каменном веке, воюют палицами  и камнями, знают лишь групповой  брак, и до появления Сварога, очевидно, не знают единого бога.

2-я стадия: эра Сварога. Появилось божество неба и огня - Сварог.

Люди познали металл. Устанавливается  моногамия и жестокая казнь за нарушение ее.

3-я стадия: эра Дажьбога. Установилось классовое общество. Люди начали платить дань царям, появились богатые сановитые люди. И по всей вероятности в связи с культом солнца, старый счет по лунным месяцам был заменен солнечным календарем из 12 месяцев.(1)

(1) Рыбаков Б. А. «Язычество  древних славян»

А теперь расставим этапы  славянского язычества, как они  обрисованы в “Слове об идолах”  в хронологическом порядке.

1. Славяне первоначально  клали требы упырям и берегиням.

2. Под влиянием средиземноморских  культов славяне начали трапезу  ставить Роду и Рожаницам.

3. Выдвинулся культ Перуна.

4. По принятию христианства  “Перуна отринуша, но отой” молились как пантеону богов возглавляемому им, так и более древнему Роду.

Первая эпоха - поклонение и принесение жертв упырям и берегиням. 
И те, и другие поставлены во множественном лице, значит эта не персонифицированные божества. Упыри и берегини - древние архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал - злого и доброго, враждебного человеку и оберегающего его. Они единственные представители внешнего мира, здесь, в этом архаичном пласте природа дифференцируется не по таким категориям, как рощи и источники, солнце и луна, а только лишь по принципу отношения к человеку: злые вампиры, которых нужно отгонять и задабривать жертвами, и добрые берегини, которым тоже нужно “ класть требы “, и не только в качестве благодарности, но и для того, чтобы они проявили свою доброжелательность к человеку.

У нас нет точных данных о внешнем облике берегинь и упырей. 
Предположительно берегинь старались изобразить так, чтобы с одной стороны показать их родство со стихиями (водой, воздухом), а с другой - родство с самим человеком. Вампиры вообще не сопоставлялись с чем-либо реальным и никогда не изображались в искусстве.

Нарушая хронологическую  последовательность, установленную  в 
“Слове об идолах”, рассмотрим не Рода и Рожаниц, культ которых идет вслед за культом Упырей и Берегинь, и поднят автором на большую высоту, а 3-ю, последнюю стадию язычества, непосредственно предшествующую принятия христианства - поклонению Перуну.

По отношению к Перуну мы наблюдаем некоторую двойственность: иногда он выдвигается на первое место, а иногда теряется в общем списке больших и малых божеств. Княжеская  летопись Владимира Святого приводит описание дружинной присяги при  заключении договоров.

911г. “... мужи его (Олега)  по русскому закону клешася оружием своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом “

При описании языческой реформы  Владимира на первое место среди  важнейших богов поставлен Перун. При введении христианства в Киеве  все другие идолы были повержены  и сожжены, а идол Перуна под наблюдением 12 дружинников был сплавлен по реке вплоть до самых днепровских порогов.

С другой стороны, в поучениях  против язычества 11-12-ого в. мы наблюдаем  очень спокойное отношение к  Перуну: авторам - церковникам культ  Перуна не представлялся главным  среди различных языческих заблуждений; Перун (даже написанный первым в списке ) расценивался наравне с другими богами.

Культ Перуна, с точки  зрения книжника 11-начала 12 в. только- только выдвинулся в системе многообразных языческих представлений и не вытеснил, а лишь оттеснил предшествующие культы, которые оказались чрезвычайно живучими и доставили много хлопот церковникам, более чем быстро исчезнувший культ дружинного Перуна.

Те самые княжеско-боярские круги, которые недавно вводили культ 
Перуна очень быстро сменили его на христианство.

Перуну после крещения Руси молились только “по украинам”, а о культе Рода и Рожаниц источники говорят как о повсеместном, устойчивом и неистребимом. Известна также календарная дата празднеств и пиров в честь Рожаниц - 8 сентября, день Рождества Богородицы. Известно, что 
“чревоработные попы” ради материальных выгод (“откладов”) примирились с бесовской трапезой в честь Рода и Рожаниц.

Кем же был этот могучий  предшественник Перуна? По непонятным причинам исследователи полностью  уравняли Рода и Рожаниц, не обращая внимания на одно очень важное обстоятельство: Род всегда, во всех источниках упоминается в единственном числе, а Рожаницы всегда во множественном (или в двойственном). Следует поставить в упрек исследователям, что они просто пренебрегли важным, можно сказать центральным, персонажем славянской мифологии как Род. В результате укрепился взгляд на Рожаниц и Рода как на мирных демонов человеческой судьбы. А Роду отводилась роль домового. Кругозор его ограничили рамками одной крестьянской семьи, избой, подпечником; в лучшем случае считали старшим над Рожаницами - мойрами, но опять таки в пределах одного княжества.

По отношению к Рожаницам сопоставление их с духами личной судьбы находит известное подтверждение в том, что греческое____________ дважды переведено словом “ рожаница “. Культ Рожаниц, как женских божеств, покровительствующих рождению кого-либо, должен был быть многозначным, в нем могли появиться и черты культа общей плодовитости 
(людей, промысловых зверей и домашнего скота), и аграрно-магические представления о богинях урожая.

Очень важным аргументом того, что Рожаницы связаны не с культом предков, а, прежде всего с плодородием является приурочение их годового праздника к празднику урожая.

Главная ошибка исследователей, принижавших значение Рода, была не в, том, что они не обращали внимания на аграрную сторону культа, а в  том, что они пренебрегали основными  характеристиками божества. Прежде всего, пребывание Рода указывается в источниках не в доме или под печью, что  было бы естественно для домового, а “ на воздусе”, на небе. 
Отсюда, с неба Род “ мечетъ на землю груды “, совсем как античный Зевс бросает на земли камни - метеориты. С именем Рода связана молния “родиа 
“, наземные источники - “родники” и подземный огонь пекла - “родьство огненное”. Этимологически имя Рода связано с такими понятиями как, 
“природа”, “народ”, “урожай”, “плодородие” и т. д.

Но самым главным и  существенным является то, что церковные  писатели 11-13ого в. уравнивали Рода со своим верховным божеством, 
Богом-Отцом Саваофом, Творцом всего мира.

Такова эта интереснейшая  и глубокая периодизация, с которой  я в значительной мере могу согласиться. Главным звеном в ней является эра 
Рода, который подобно Кроносу, мифологическому отцу Зевса, предшествовал Перуну княжеских времен.

1.3

Введя на Руси сначала пантеон  богов во главе с Перуном, а  затем уничтожив свое детище и начав вводить христианство, Владимир не учел, что культ рода имеет гораздо более глубокие корни, чем глава бывшего официального пантеона.

Христианские миссионеры, священники и церковные деятели  тем более не могли этого учесть, так как ничего не знали.

Они как представители  более развитого народа, так же не могли себе представить, что у  этих ”дикарей - безбожников” может  существовать довольно развитая культура, поэтому они так же присвоили  себе лавры родоначальников русской  культуры“. В церкви, - уверяет своих  читателей официальный орган  Московской патриархии, - родилась русская  национальная культура". В этой связи  и крещение киевлян рассматривается  церковными авторами, как начало культурного  прогресса древнерусского общества - прогресса сводящегося к простому усвоению византийских эталонов культуры нашими предками, якобы не имевшими за душой ничего, кроме природной  гениальности, понимаемой как способность  к быстрому и глубокому усвоению готовых культурных форм. 
Вместе с христианством, утверждается в статье «Краткий обзор истории русской церкви», русская церковь принесла на Русь самые высокие по тому времени византийскую образованность, культуру и искусство, павшие на добрую почву славянского гения и давшие свой плод в исторической жизни народа.

Но стоит заметить что, если бы древнерусское общество не располагало живописными традициями, то не привилось бы так быстро и  не достигло бы таких высот искусство  фрески, мозаики и иконописи, стимулированное  введением христианства. Известные  историки и культурологи говорят: "Русской  культуре значительно больше тысячи лет, она одного возраста с русским  народом. Более тысячи лет русскому народному творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке".(2)

"Высокий уровень художественной  выразительности, достигнутый древнерусской  живописью, отчасти объясняется  тем, что восприятие византийского  мастерства было подготовлено  развитием славянского народного  искусства ещё в языческий  период".(3)

По найденным в кладах украшениям можно судить о том, что  древние ювелиры не только владели  технологией изготовления сложнейших поделок из золота, серебра и бронзы, но и обладали тонким пониманием прекрасного.

Наличествовали на Руси и  зачатки скульптуры, творчество резчиков по дереву и камню. Изготовлялись, уничтоженные впоследствии, статуи языческих богов.

Имелись статуэтки божков-покровителей домашнего очага. Можно смело  утверждать, что в пору превращения  христианства в государственную  религию, Русь уже обладала развитым искусством архитектуры имевшим глубокие исторические корни.

Разнообразным эстетическим содержанием были наполнены народные бытовые обряды, многие из которых  включали в себя театрализованные действия. В Древней Руси тех времён закладывались  основы скоморошества 
- профессионального искусства бродячих актёров.

Раньше считалось, что  скоморохи вышли на историческую арену уже после обращения  в новую веру населения Киевской Руси. Однако современные исследователи  пришли к выводу, что скоморошество  появилось не после принятия христианств, а до него, что скоморохи существовали и при язычестве.

Подлинным духовным богатством Древней Руси было устное народное творчество: песни на бытовые, обрядовые  и исторические темы; пословицы и  поговорки; сказания и былины.

Уже в глубокой древности  имелись на Руси гусляры - сказители, чья слава нашла своё воплощение в образе легендарного Баяна, воспетого  автором в "Слове о полку  Игореве".

(2) Д.С. Лихачёв из книги  «Язычество древних славян» см. Список литературы

(3) Носова Г. А. «Язычество  в православии»

Историками Древней Руси отмечено, что в "Повести времянных лет" и других летописных сводах использованы народные песни и былины, сложенные на много веков раньше.

Многое из устного народного  творчеств Древней Руси не сохранилось не только потому, что записывать его стали очень поздно: первый сборник былин был издан лишь в XVIII. веке, когда многие элементы были утрачены. 
Роковую роль сыграло неприязненное отношение к древнерусскому фольклору и литературе, создававшейся на его основе, со стороны русской православной церкви, которая клеймила всё это как язычество и старалась искоренить всеми доступными ей средствами.

Информация о работе Двоеверие как результат преемственности язычества и христианства