Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:17, реферат
Краткая информация: Спарта — центр области Лакония на Ю.- В. Пелопонеса в долине реки Эврот между Тайгетом и Парноном, в мифах часто именуемый Лакедемон. Спарта возникла в результате слияния четырех поселений, к которым позднее присоединились Амиклы. Это было открытое поселение, т.е. без оборонительных стен, а не город в собственном смысле.
Древняя
Спарта: история и законодательство
Краткая
информация: Спарта — центр области
Лакония на Ю.- В. Пелопонеса в долине
реки Эврот между Тайгетом и Парноном,
в мифах часто именуемый
История
Древней Спарты
Спарта
- главный город области Лакония
(юго-восточная часть
Спарта, название которой может значить “разбросанная” (предлагаются и другие толкования), состояла из усадеб и поместий, разбросанных по области, центром которой являлся невысокий холм, который позднее стал акрополем. Первоначально город не имел стен и оставался верен этому принципу вплоть до 2 в. до н.э. В ходе раскопок Британской школы в Афинах (проводившихся в 1906–1910 и 1924–1929) были обнаружены остатки нескольких зданий, в том числе святилище Артемиды Орфии, храм Афины Меднодомной и театр. Театр был выстроен из белого мрамора и, согласно Павсанию, описывавшему постройки Спарты ок. 160 н.э., являлся “достопримечательностью”, но это каменное строение относится уже к эпохе римского владычества. С низкого акрополя открывался роскошный вид на долину Эврота и на величественную гору Тайгет, круто вздымавшуюся на высоту 2406 м и образовывавшую западную границу Спарты.
Многие историки считают, что Спарта возникла сравнительно поздно, уже после “дорийского нашествия”, произошедшего предположительно между 1150 и 1100 до н.э. Первоначально захватчики поселились в городах, которые они завоевали, а нередко и разрушили, или возле них, но через столетие они создали собственную “столицу” у реки Эврот. Поскольку в период, к которому большинство историков относят Троянскую войну (ок. 1200 до н.э.), Спарта еще не возникла, миф о похищении Парисом Елены, супруги спартанского царя Менелая, был, вероятно, приписан Спарте. В соседних Терапнах, где существовал крупный город микенской эпохи, существовало святилище Менелайон и вплоть до классического периода отправлялся культ Менелая и Елены.
Рост
численности населения и
Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными государствами. В качестве главы Пелопоннесского союза (начал возникать ок. 550 до н.э., оформился ок. 510–500 до н.э.) Спарта фактически господствовала на всем Пелопоннесе, за исключением Аргоса и Ахайи на северном побережье, и к 500 до н.э. превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.
Конфликт
между двумя величайшими
При тиране Набиде ок. 200 до н.э. или вскоре после него Спарта была окружена стеной, тогда же появился и каменный театр. В период римского владычества, начавшийся в 146 до н.э., Спарта превратилась в большой и благополучный провинциальный город, здесь возводились оборонительные и иные сооружения. Спарта процветала вплоть до 350 н.э. В 396 город был уничтожен Аларихом.
Особое значение в мировой истории имеет влияние, оказанное на позднейшие государственные системы политическим и социальным устройством Спарты. Во главе спартанского государства стояли два царя, один из рода Агидов, другой из рода Эврипонтидов, что было, вероятно, изначально связано с союзом двух племен. Два царя проводили заседания вместе с герусией, т.е. советом старейшин, в который пожизненно избирались 28 человек старше 60 лет. В народном собрании (апелле) участвовали все спартанцы, достигшие 30 лет и имевшие достаточно средств для того, чтобы исполнять то, что считалось необходимым для гражданина (в частности, вносить свою долю на участие в совместных трапезах, фидитиях). Позднее возник институт эфоров, пяти чиновников, которых избирало собрание, по одному от каждой области Спарты. Пять эфоров приобрели власть, превосходившую власть царей (возможно, после исполнения этой должности Хилоном ок. 555 до н.э.). Для предотвращения восстаний имевших численный перевес илотов и поддержания боеготовности собственных граждан постоянно устраивались тайные вылазки (они назывались криптиями) с целью убийства илотов.
Как это ни удивительно, тот тип цивилизации, который именуется теперь спартанским, не характерен для ранней Спарты. Произведенные англичанами раскопки подтвердили теорию, выдвинутую историками на основании письменных памятников, что до 600 до н.э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки скульптур, изящная керамика, фигурки из слоновой кости, бронзы, свинца и терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так же, как и поэзия Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают, имена спартанских атлетов больше не появляются в списках олимпийских победителей. Прежде чем эти перемены дали о себе знать, спартанец Гитиад построил “медный дом Афины” (храм Афины Полиухос); через 50 лет, напротив, пришлось приглашать иноземных мастеров Феодора Самосского и Батикла из Магнесии для строительства соответственно Скиады (вероятно, зала для собраний) в Спарте и храма Аполлона Гиацинтия в Амиклах. Спарта внезапно превратилась в военный лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни обычно приписывается Ликургу, хотя неясно, кем был Ликург – богом, мифическим героем или историческим лицом.
Спартанское государство состояло из трех классов: спартиаты, или спартанцы; периэки (букв. “живущие рядом”), обитатели союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты. Голосовать и входить в органы управления могли исключительно спартиаты. Им запрещалось заниматься торговлей и, чтобы отвадить их от извлечения прибыли, использовать золотые и серебряные монеты. Земельные участки спартиатов, обрабатываемые илотами, должны были давать своим владельцам достаточный доход для приобретения военного снаряжения и удовлетворения повседневных потребностей. Торговлей и производством занимались периэки. Они не участвовали в политической жизни Спарты, но обладали некоторыми правами, а также привилегией служить в армии. Благодаря труду многочисленных илотов спартиаты могли посвящать все свое время физическим упражнениям и военному делу.
По оценкам, к 600 до н.э. насчитывалось ок. 25 тыс. граждан, 100 тыс. периэков и 250 тыс. илотов. Позднее число илотов превосходило число граждан уже в 15 раз. Войны и экономические невзгоды сокращали численность спартиатов. Во время греко-персидских войн (480 до н.э.) Спарта выставила ок. 5000 спартиатов, но столетием позднее в битве при Левктре (371 до н.э.) их сражалось только 2000. Упоминается, что в 3 в. в Спарте насчитывалось лишь 700 граждан.
Чтобы
удержать свое положение в государстве,
спартиаты ощущали необходимость в большой
регулярной армии. Государство контролировало
жизнь граждан от рождения до самой смерти.
При рождении ребенка государство определяло,
вырастет ли из него здоровый гражданин
или его следует отнести на гору Тайгет.
Первые годы жизни мальчик проводил дома.
С 7 лет воспитание брало на себя государство,
и почти все время дети посвящали физическим
упражнениям и военной муштре. В 20 лет
молодой спартиат присоединялся к фидитии,
т.е. компании сотрапезников из пятнадцати
человек, продолжая свое военное обучение
совместно с ними. Он имел право вступить
в брак, но навещать жену мог лишь тайком.
В 30 лет спартиат становился полноправным
гражданином и мог участвовать в народном
собрании, но львиную долю времени он проводил
в гимнасии, лесхе (что-то вроде клуба)
и фидитии.
На надгробии спартанца высекали лишь
его имя; если он погибал в сражении, добавлялись
еще слова “на войне”.
Спартанские
девочки также проходили
Спартиаты
намеренно ввели у себя деспотию,
которая лишала индивидуума свободы
и инициативы и уничтожала влияние семьи.
Однако спартанский образ жизни весьма
импонировал Платону, который включил
в свое идеальное государство многие из
ее милитаристских, тоталитарных и коммунистических
черт.
Древняя Спарта: законодательство царя Ликурга
Ликургу
(IX - VIII вв. до н.э.) - предание приписывает
создание госуд. и общественного
строя Спарты, сохранявшего свои черты
на протяжении 4 - 5 веков. Однако, что
в этом строе явилось результатом
развития Спарты, которая была основана
около 900 г. до н.э., а что - плодом деятельности
законодателя - об этом можно лишь догадываться.
Основным источником наших знаний о Ликурге
является его жизеописание, созданное
Плутархом, который опирался на множество
источников, до нас не дошедших.
Согласно Плутарху, Ликург происходил
из царского рода (в Спарте с древнейших
времен было 2 царя) и занялся законодательством,
являясь опекуном (продиком) малолетнего
племянника.
Предание гласит, что подготавливая реформу,
Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую
Азию, Египет, где ознакомился с
местными обычаями. Вернувшись, он обратился
к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н.
“Великую ретру” (“ретра” переводится
как “договор” и как “изречение оракула”).
Реформы Ликурга:
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:
-созыв
Народного Собрания (апеллы) - собиралось
царем или геронтом для
-создание Совета Старейшин (герусии).
Герусия - орган, ограничивающий царскую
власть (т.к. имеет наравне с ней право
голоса). Герусия состоит из 28 старейшин
(геронтов) и 2 царей (базилевсов).
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:
-разделеление земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ).
-разделение
граждан на филы и обы;
-замена золотой и серебряной монеты на
тяжелую железную, что привело к потере
смысла накопления, а также вывело Спарту
из внешнего рынка. В самом городе исчезли
ремесленники, создающие предметы роскоши.
-введение сисситий - совместных трапез. Спартанцы были обязаны участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии.
В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ:
Реформа была направлена на воспитание воинов.
-слабых
новорожденных кидали в
-с
7 лет детей записывали в отряды
- “агелы”, где их учили
с 14 лет к ним приставляли
педономов из достойнейших
с 20 лет спартанец принимал
участие в походах, где
Информация о работе Древняя Спарта: история и законодательство