Древнерусская государственность и ее особенности. Крещение Руси.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:00, реферат

Описание работы

Важнейшей чертой государственности является особая идеология, объявляемая, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.

Содержание

Введение………………………...……………………………….………2
Глава 1. Возникновение Древнерусской государственности, теории……………………………………………………………………………...3
Глава 2. Славяне Восточной Европы в V - VIII вв. ……………..…….6
Глава 3. Образование Древнерусского государства …………………8
Глава 4. Крещение Руси………………………………………………13
Заключение………………………………………………………...…..19
Библиографический список………………………………………..…..20

Работа содержит 1 файл

история реферат сдала 2 11.docx

— 52.74 Кб (Скачать)

 В дальнейшем церковь получила  обширные земли, на которых  стала организовывать собственное хозяйство. В первую очередь это относится к монастырям — религиозным братствам, где члены этого братства — монахи давали обет безбрачия, уходили от всего земного и целиком обязались посвятить себя Богу. Монастыри стали управляться игуменами. Они, получив от великих князей земли в собственное владение, развернули на них земледельческое хозяйство, в котором использовали труд зависимых, обедневших людей, практиковали они и разведение скота, огородничество. Монастыри обеспечивали себя всем необходимым. Со временем они стали центрами торговли и даже ростовщичества.

 В монастырях было немало  монахов, которые вели высоконравственную  жизнь, становились подвижниками  христианской идеи и христианской  морали. Тем самым они оказывали  сильное духовное и религиозное  влияние на окружающий мир. 

 С течением веков, укрепившись  в экономическом смысле, воспитав  из русской среды высокообразованные  кадры, церковь стала оказывать  все большее влияние на политическую  жизнь страны. Некоторые крупные  церковные иерархи—митрополиты,  епископы участвовали в государственных  интригах, поддерживали того или  иного князя в политической  борьбе. Однако церковь старалась  быть выше мелких политических  интересов, и её лучшие представители  выступали за единство Руси, против  междоусобиц. Известно немало  случаев, когда видные церковные  деятели выполняли миссии миротворцев,  возглавляли общерусские патриотические  движения, обличали князей за  их корыстолюбие, эгоизм, политическую  ограниченность, трусость.

 При церквях и монастырях  создавались школы, и первые  древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.

 С годами великие князья  поручали церкви судопроизводство  по всем религиозным делам,  а также по делам семейным. В церковных «уставах», которые  были основанием для такого  судопроизводства, церковь выступала  за поддержание христианских  начал в обществе и семье,  за уважение к личности женщины,  старалась защитить обиженных  и угнетённых. Церковь выступила  против языческих обычаев: похищения  девиц, многоженства, против браков  в близких степенях родства,  выступала против насильственной  выдачи дочерей замуж, преследовала  преступления, унижающие человеческую  личность. В этом смысле церковь,  духовенство активно работали  на укрепление семьи, общества, государства, способствовали унижению  уровня эксплуатации.

 Однако содействуя развитию  культуры, грамотности, церковь одновременно  всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях  и обрядах. Преследовались веселые  праздники, коляды и масленицы,  как бесовские, карались скоморошество,  игра на народных инструментах.

 Помогая экономическому, культурному,  религиозному, сближению с Византией  и другими православными странами (Болгарией, Сербией), церковь в  своей борьбе против «латинства»,  против папского Рима (особенно  после окончательного раскола  византийской и римской церквей  в 1054 г.) способствовала изоляции  Руси от некоторых духовных  процессов, протекавших на Западе.

  Крещение Владимира и его приближенных было совершено в Херсонесе – центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовали участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Херсонес и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исповедания ими своих обязанностей на земле.

 “Божий слуга” - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутри государственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Изначально церковь была государственной,  она поддерживала князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога.

 Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, становится теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, оно сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской. Православная церковь строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.

     Развитие событий характеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце Х в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах произошла эта смена.

     В советской исторической  науке ответ на этот вопрос  вытекал из общеметодологического  классового подхода. Переход к  классовому строю, согласно этому  объяснению, требовал такой религии,  которая обосновывала бы власть  господствовавшего класса. Язычество  же, как религия бесклассового  общества, не могла решить эту  задачу, а потому была отброшена  и заменена более подходящим  для этих целей христианством.  Однако такое объяснение выглядит  не вполне удовлетворительным. Ведь  в классовых, по меркам советской  историографии древнегреческом,  или древнеримском обществах  язычество нисколько не мешало  осуществлять власть над рабами. Более того, и само-то христианство  возникло как религия низших  слоев населения. 

     По-видимому, реальные  причины смены религии можно  понять лишь в том случае, если  рассматривать религию не просто  как веру в сверхъестественное, а как, и это главное, - форму  мировоззрения. Каждая религия  пытается по-своему объяснить  человеку мир. Если изменяется  мир вокруг человека, то возникает  и потребность изменить способ  его объяснения.

     Применяя этот подход  к нашему случаю, можно определить  язычество как систему взглядов  на мир человека в его неразрывной  связи с природой, где он и  себя рассматривает как часть  этой природы. Но по мере  развития человека он становится  все более независимым от нее,  для него все более важным  становится объяснение его связей  с себе подобными, понимание  себя самого и окружающего  его общества. Именно такое объяснение  и дают мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), в центре  которых как раз и стоит  человек (богочеловек).

     Понятно, однако, что  эти общие подходы не дают  объяснения причин выбора тем  или иным народом конкретной  религии в определенный отрезок  времени. Оно может быть получено  лишь при рассмотрении реальной  истории того или иного народа  в его взаимосвязи с другими. 

     Поэтому важно остановиться  на проблемах язычества восточных  славян.

     Языческая религия  восточных славян к VIII - IX вв. приобрела  сравнительно развитые формы.  Языческие боги (Перун, Даждьбог, Стрибог, Ярило и др.) имели общеславянский характер, хотя единой иерархической системы, по-видимому, еще не сложилось. Культ поклонения предполагал жертвоприношения поставленным на холмах "идолам" - каменным или деревянным статуям богов. Руководство религиозными отправлениями осуществляли жрецы - волхвы, колдуны, кудесники.

     Иными словами, перед  нами сравнительно развитая система  язычества, хотя и не достигшая  высших ступеней развития, характеризующаяся  выделением главных богов, общих  для всего народа, со своей  сложившейся иерархией. 

     Первые признаки несоответствия  религиозной языческой идеологии  новым реалиям возникают еще  в начале Х в., когда среди  русских появляются первые христиане,  однако сам выбор православия  в качестве замены язычества  не был неизбежен. Перед русскими  князьями оказались весьма широкие  возможности выбора, как минимум  из четырех мировых религий:  ислам (Волжская Болгария), иудаизм  (Хазарский каганат), католичество (Священная  Римская империя) и православие  (Византия). Периферийное положение  Волжской Болгарии и давние  враждебные отношения с хазарами  во многом предопределяли выбор  в пользу христианства. Что касается  разновидностей последнего, то здесь  чаша весов не могла не склониться  на сторону православия, более  знакомого верхушке древнерусского  общества, к тому же, признававшего  приоритет светской власти над  духовной. Важным являлось и то  обстоятельство, что ослабевшая  Византийская империя не могла  претендовать на установление  той или иной формы зависимости  Руси от нее в случае принятия  православия при ее содействии.

     Впрочем, при всех  очевидных, казалось бы, преимуществах  смены религии, процесс христианизации  оказался весьма длительным. Первый  его этап относится примерно  к первой половине Х в., когда  основной массой христиан на  Руси оказались древнерусские  купцы, торговавшие с Византией.  Их крещение часто имело сугубо  прагматический характер, объясняясь  стремлением обеспечить себе  более благоприятные условия  торговой деятельности на территории  Византии. Отсюда, сохранение, наряду  с исполнением христианских обрядов,  языческих верований ("двоеверие").

     Однако постепенно  число адептов новой веры на  Руси росло, свидетельством чего  становится крещение одного из  высших лиц Древнерусского государства  - княгини Ольги. В то же время,  успехи православия на Руси  вызвали явное недовольство среди  наиболее приверженной традициям  части дружинников (особенно в  правление Святослава), в результате чего противоборство язычников и христиан в 50-х - первой половине 80-х гг. Х в. заметно обостряется. Так, попытку укрепить позиции язычества предпринял в 980 г. князь Владимир, создав в Киеве пантеон языческих богов, по-видимому, рассчитывая объединить главных богов всех языческих племен. Очевидно эта попытка не принесла успеха, что заставило князя начать интенсивный процесс христианизации Руси, хотя, по всей видимости, он не слишком отвечал желаниям самого князя. В результате довольно длительной интриги, сопряженной как с оказанием помощи византийскому императору, так и с военными действиями против него и женитьбой на его сестре, Владимир крестился. Летопись относит это событие к 988 г. Вслед за крещением князя начался процесс крещения Руси, где мирным (Киев), а где и насильственным (Новгород) путем. Тем самым, завершился третий этап христианизации Руси, результатом которого стало провозглашение православия официальной государственной религией Древней Руси.

     Процесс христианизации  на этом не завершился, растянувшись  еще на несколько веков - вплоть  до XIII - XIV вв., однако выбор был  сделан: православие превратилось  в господствующую религию Российского  государства. Одновременно, это привело  к созданию мощной и крайне  влиятельной организации на Руси - Русской православной церкви. В  течение Х - XII вв. церковь сумела  широко распространиться по Руси, создав весьма разветвленную  структуру. Во главе ее стоял  киевский митрополит, которому подчинялись  епископы. По всей стране быстро  стали расти монастыри, сосредоточившие  в своих руках значительные  богатства. 

     Значение принятия  христианства на Руси большинство  историков оценивает чрезвычайно  высоко, прежде всего, в плане  воздействия на развитие древнерусской  культуры: письменность, школы, архитектура,  живопись, летописание - все испытало  на себе влияние христианства. Однако ряд историков, порой  не без убедительности, доказывает  определенную преждевременность  крещения Руси, обращая внимание  на недостаточную готовность  значительной части славянского  населения к восприятию норм  христианской морали.

     Однако в любом  случае крещение Руси стало  заметнейшей вехой в становлении  российского государства, создав  один из важнейших атрибутов  государственности вообще.

 

 

 

Заключение.

Происхождение древнерусской государственности  и самих названий «Русь», «Русская земля», «русский» едва ли не самая  древняя и наиболее популярная тема в отечественной истории. Объединение  двух крупных образований (Киевского  и Новгородского) в единое государство  считается первым этапом в развитии Руси. Время правления Владимира I Святославовича (980-1015гг) – кульминационный период в развитии Киевской Руси. Это определялось рядом важнейших факторов: объединены все славянские племена, расширены и укреплены границы государства, Русь стала христианской державой, политика князя объективно совпадала с общенародными интересами. В конце X в развитии Древнерусского государства наступает второй период – период расцвета. Складывается единый класс феодалов. Уменьшается роль народных собраний (вече). В 1019 г при князе Ярославе Мудром был принят первый в истории Руси свод законов  - «Русская правда». При Ярославе было осуществлено следующее: проводилась политика по укреплению государства, укреплялась княжеская власть и феодальные отношения, окончательно оформилась русская православная церковь, продолжалось расширение границ государства, повысился международный престиж Руси. Древнерусское феодальное государство явилось более высокой формой объединения восточных славян, чем племенные княжения. Его создание положило начало государственности не только славян, но и других народов.

Информация о работе Древнерусская государственность и ее особенности. Крещение Руси.