Древнерусская государственность и ее особенности. Крещение Руси.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:00, реферат

Описание работы

Важнейшей чертой государственности является особая идеология, объявляемая, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.

Содержание

Введение………………………...……………………………….………2
Глава 1. Возникновение Древнерусской государственности, теории……………………………………………………………………………...3
Глава 2. Славяне Восточной Европы в V - VIII вв. ……………..…….6
Глава 3. Образование Древнерусского государства …………………8
Глава 4. Крещение Руси………………………………………………13
Заключение………………………………………………………...…..19
Библиографический список………………………………………..…..20

Работа содержит 1 файл

история реферат сдала 2 11.docx

— 52.74 Кб (Скачать)

Содержание.

  1. Введение………………………...……………………………….………2
  2. Глава 1. Возникновение Древнерусской государственности, теории……………………………………………………………………………...3
  3. Глава 2. Славяне Восточной Европы в V - VIII вв. ……………..…….6
  4. Глава 3. Образование Древнерусского государства …………………8
  5. Глава 4. Крещение Руси………………………………………………13
  6. Заключение………………………………………………………...…..19
  7. Библиографический список………………………………………..…..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Вопрос о происхождении древнерусской государственности тесно связан с вопросом о происхождении народа, её создавшего. За прошедшие столетия наши представления о древнейшей истории предков стали несоизмеримо богаче.

 Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева учёные стали в последствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло. Просто «Русь» или «Русская земля».

  Достоверные сведения о славянах историческая наука имеет лишь с V - VI вв. н. э. Более ранняя же их история весьма туманна. Среди историков нет единства по вопросу об этногенезе (происхождении) славянства. Одни считают необходимым все племена, когда-либо обитавшие на территории между Дунаем, Днепром и Вислой, зачислять в предков славян, и являются сторонниками раннего зарождения славянского этноса (Скажем Б.А. Рыбаков ведет его историю с XV в. до н. э.) - "автохтонная" (аборигенная) теория; другие полагают, что славянская общность, напротив, имеет весьма позднее происхождение, относящееся лишь к середине I тысячелетия н. э. Наконец, третьи пытаются понять процесс происхождения славян через их взаимодействие с другими этническими группами, приходя к выводу, что славянство складывается в самостоятельный этнос в результате достаточно длительного процесса взаимных воздействий множества самых различных народов весьма обширных пространств Европы.

 Важнейшей чертой государственности является особая идеология, объявляемая, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

           Возникновение древнерусской государственности, теории.

Отсутствие достоверных, бесспорных данных о предгосударственном периоде  в истории нашей страны является причиной многолетних дискуссий  и различных спекуляций.

Первые упоминания имени «Русь» относятся к V – VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами, скифами, сарматами, готские историки – росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы – Русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе. Проходят годы, имя «Русь» всё чаще становится собирательным для всех племён, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем. В IX в. имя «Русь» упоминается в трудах византийских, западных и восточных авторов несколько раз. 860 г. датировано сообщение византийских источников о нападении Руси на Константинополь. Все данные говорят о том, что эта Русь была расположена в среднем Поднепровье.

 От этого же времени доходят сведения об имени «Русь» и на севере, на побережье Балтийского моря. Содержатся они в «Повести временных лет» и связаны с появлением легендарных и неразгаданных до сего времени варягов. Летопись под 862 г. сообщает о признании племенами новгородских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Летописец сообщает о решении жителей тех мест: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к Руси». Далее автор пишет, что «те варяги назывались Русью», точно так же, как свои этнические названия имели шведы, норманны, англы, готландцы и др. Таким образом, летописец обозначил этническую принадлежность варягов, которых он называет «Русью».

 «Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Летопись не раз возвращается к определению того, кто такие варяги. Варяги – это пришельцы, «находники», а коренное население – словени, кривичи, угро-финские племена. Варяги же, по словам летописца, «сидят» на востоке от западных народов по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря. Таким образом, пришедшие к славянам варяги, словени и иные жившие здесь народы и стали называться Русью. «А словянский язык и русский есть одно», - пишет древний автор. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, также стали называться Русью.

 Таким образом, имя «Русь»  появилось в восточнославянских  землях на юге, постепенно вытеснив  местные племенные наименования. Появилось оно и на севере, принесённое сюда варягами. Надо вспомнить, что славянские племена овладели в I тысячелетии н. э. огромными пространствами Восточной Европы между Карпатами и Южным побережьем Балтийского моря. Среди них названия русы, русины была весьма распространены. До настоящего времени на Балканах, в Германии живут их потомки под своим собственным названием «русины», т. е. русые люди, в отличие от блондинов – германцев и скандинавов и темноволосых обитателей юга Европы. Часть этих «русинов» передвинулась из Прикарпатья и с берегов Дуная в Поднепровье, о чём сообщает и летопись. Здесь они сошлись с обитателями этих краёв, также славянского происхождения. Другие русы, русины осуществляли контакты с восточными славянами в северо-восточном районе Европы. Летопись точно указывает «адрес» этих руссов-варягов – южные берега Балтики.

 Варяги воевали с восточными славянами в районе озера Ильмень, брали с них дань, затем заключили с ними какой-то «ряд» или договор и в пору их межплемённых усобиц пришли сюда в качестве миротворцев со стороны, в качестве нейтральных правителей. Такая практика приглашения князя или короля на правление из близких, зачастую родственных земель была весьма распространена в Европе. Эта традиция сохранилась в Новгороде и позднее. Туда приглашали на княжение владетельных особ из других русских княжеств.

 На основании сообщения летописи о варягах некоторые учёные и зарубежные, и русские в XVIII – XX вв. создали и отстаивали так называемую норманнскую теорию происхождения Русского государства. Согласно норманнской теории, Древнерусское государство было основано варягами (викингами, норманнами, то есть скандинавами), которых в 862 г. пригласили княжить, управлять собой два славянских (ильменские словие и кривичи) и два финских (чудь и весь) племени. Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г. Ф. Миллер и Г. 3. Байер, приглашенные для работы в Россию. Сторонниками этой версии были многие дореволюционные историки, по, например, Н. М. Карамзин считал, что варягов «избрали».Эта теория нередко использовалась на западных противников. Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до «призвания варягов». Однако до настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о том, кто такие варяги.

 Норманнисты продолжают настаивать на том, что варяги были скандинавами, основываясь на свидетельствах разветвлённых связей Руси со Скандинавией, на упоминании имён, трактуемых ими как скандинавские, в составе русской правящей верхушки.

 Первым антинорманнистом был М. В. Ломоносов. Сторонники славянской теории считали, что уже в VI—VIII вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные союзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют Державу волынян, Куябу (вокруг Киева), Славню (вокруг Новгорода), Артанию (район Рязани, Чернигова), Русь. Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, советский академик Б. А. Рыбаков и другие считали, что славяне-земледельцы стояли на более высокой ступеньке развития, чем «разбойные» скандинавы, и не нуждались в их услугах.

На Украине создателем украинского (не русского) государства считают  западного славянина (венеда) Рюрика, а его родовой знак (тотем), изображающий сокола, падающего па добычу, является государственным символом современной Украины (выглядит как трезубец).

 Согласно карельской версии современного историка В. И. Царапина, государство восточных славян базировалось в VI—VIII вв. на территории современного Карельского перешейка. Этот перешеек отождествляется В. И. Параниным с островом Рус, упоминаемым в различных источниках. Остров с востока омывался Ладожским озером, с юга — рекой Невой, с запада — Финским заливом, а с севера — сплошной в то время водной системой реки Вуоксы. Карельские русы уже тогда контролировали пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», то есть к Черному и Каспийскому морям. Их вождь (хакан) закрепился в Старой Ладоге, что и получило отражение в летописи.

Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств, вызванного распадом империи Карла  Великого на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государство; Венгерское государство; Польское государство.

 

        

 

 

                

 

 

 

 

                       Славяне Восточной Европы в V - VIII вв.

     Каковы бы ни были истоки славянства, в V - VI вв. они заселяют значительную территорию от Балканского полуострова на юге до Балтийского побережья на севере и от верховьев Волги на востоке до Вислы и Одера на западе. Весьма примитивный характер земледелия заставляет славян постоянно менять место жительства, однако по мере совершенствования технологии обработки земли образ жизни населения приобретает все более оседлый характер. Земледелие же во многом определяет и общественный уклад. Главной чертой общественной жизни этого периода являлся коллективизм, вырастающий из невозможности силами одной семьи осуществлять весь цикл сельскохозяйственных работ. Коллективным был не только труд, но и собственность, и распределение, что порождало, в свою очередь, очевидное равенство всех членов данного коллектива. Такое общество и управлялось при помощи коллективного органа - народного собрания всех членов общества - веча.

     Однако постепенно  традиционный уклад жизни начинал  разрушаться. Развитие производительных  сил, позволившее производить  коллективу больше, нежели минимальный  прожиточный уровень, по-новому  поставило проблему распределения.  Постепенно начинают выделяться  особые общественные группы, получающие  большую, нежели остальные члены  коллектива, долю созданного им  продукта (что вполне объяснимо  той особенной ролью, которую  они играют в жизни этого  общества). Это, прежде всего, так  называемая, племенная верхушка - старейшины, вожди и жрецы, - все чаще превращающая  исполнение своих функций в  свое наследственное владение. Накопление  богатств особенно активно происходит  в результате успешных столкновений  с другими племенами, что приносит  не только дополнительный прибавочный  продукт, но и тех, кто его  может создавать - рабов, являющихся  коллективной собственностью данного  племени и не обладающих какими-либо  реальными правами. Таким образом,  в рамках славянского общества  складываются условия для возникновения  как внутриплеменных, так и  межплеменных противоречий, которые  все более раскалывают коллективистский  уклад жизни. 

     Особый вклад в  проявление этих противоречий  вносили постоянные войны, усиливавшие  и без того высокую роль  племенной верхушки, с одной стороны,  и увеличивавшие количество рабов  - с другой. В то же время  длительное время сохраняет свое  значение и старый родоплеменной  уклад с его вечевыми порядками.  Фактически мы имеем дело с  переходным периодом, когда старое  и новое сосуществуют вместе. Этот-то период обычно и определяется как строй "военной демократии". Хотя перемены происходили в укладе жизни всего славянства, само оно едва ли не с момента своего возникновения отнюдь не было единым. Исследователи выделили несколько основных славянских групп: южную, западную и восточную. Восточные славяне к VII - VIII вв. заняли весьма обширную территорию в четырехугольнике: Финский залив - Карпаты - Черноморское побережье - верховья Волги и Дона. В свою очередь и они представляли из себя весьма разношерстный конгломерат союзов племен, именуемых в летописи "Повесть временных лет" как поляне, ильменские словене, древляне, дреговичи и др. По-видимому, первые два союза являлись наиболее развитыми, что позволяло им доминировать в восточнославянской среде.

     Соседями восточных  славян на северо-западе были  скандинавские народы, более известные  среди славян как варяги, норманны, на юго-востоке - кочевые племена  хазар. На юго-западе через  Черное море был прямой выход  на одно из крупнейших государств  того времени - Византийскую империю.  Отношения с этими важнейшими  соседями для восточных славян  развивались весьма непросто. Если  Византийская империя являлась  для них в течение длительного  времени объектом агрессии, то, в  свою очередь, славянские земли  сами подвергались нападению  со стороны хазар и варягов.  В отдельные периоды славянским  племенам приходилось даже уплачивать  дань последним. Впрочем, периоды  войны сменялись миром, во время  которого активно развивались  и торгово-хозяйственные отношения  между ними. Как раз через славянские  территории проходил знаменитый  путь "из варяг в греки", чем,  собственно, они и были привлекательны  для "находников".

     Таким образом, торговля  и война, попеременно сменяя  друг друга, все больше изменяли  уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию  новой системы отношений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование Древнерусского государства

 

     Изучение проблемы  образования государства у восточных  славян в течение длительного  времени было неотделимо от  рассказа "Повести временных лет", обычно именуемого "легендой о  призвании варяжских князей" (или  "норманнской" легендой). В ней  говорится о событиях начала 60-х  гг. IX в., когда среди ряда северных  славянских племен возникли острые  разногласия ("встал род на  род"). Разрешить этот конфликт  оказалось возможно лишь с  помощью обращения к одному  из варяжских князей (конунгов) Рюрику, представителю племени, известного  летописцу как "русь", который  согласился "княжить и володеть" в Новгороде. Вслед за этим  два его боярина Аскольд и  Дир обосновались в Киеве, что  означало овладение варягами  основными восточнославянскими  центрами. По сообщению летописи  это произошло в 862 г. Через  двадцать лет новгородские и  киевские земли были объединены  князем Олегом.

Информация о работе Древнерусская государственность и ее особенности. Крещение Руси.