Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:33, реферат
Что значит понятие духовное развитие человека? Это его образ мышления, волнующие его проблемы, уровень интеллекта и т. д. Понятие духовное развитие очень растяжимо, тем более что мы рассматриваем не конкретного человека, а советского человека 70-х гг. Чтобы лучше понять духовный мир людей той эпохи, нужно рассматривать, как развивались наука, культура, искусство, какие настроения преобладали в обществе, а также как влияло экономическое и политическое развитие страны на духовное развитие.
Введение стр. 3
Выход из «подполья» стр. 4
Диссиденты и мотивы участия в диссидентском движении стр. 5
Первая демонстрация и ее последствия стр. 6
Начало распространения антисталинской литературы стр. 7
1968-1970гг. стр. 8
Три основных направления диссидентства стр. 11
«Самиздатские» процессы стр. 17
Возобновление деятельности правозащитных групп стр. 19
Заключение стр. 20
Список использованной литературы стр. 21
Именно
поэтому, если не по каким-либо другим,
вполне понятным политическим причинам,
о диссидентстве, особенно за границей,
говорили как о явлении едином и довольно
сплоченном. Но единства не было. В ходе
70-х годов три выразителя основных направлений
и их сторонники нередко спорили друг
с другом, их убеждения были несовместимыми.
Никто из них не мог согласиться с двумя
другими, не отказавшись от того, что составляло
саму основу политической активности
каждого. Но даже это обстоятельство не
было использовано брежневским правительством,
чтобы завязать диалог с тем или иным из
трех течений диссидентства. Лишь однажды
слабая попытка такого рода была предпринята
главой КГБ Андроповым, не без некоторого
уважения относившегося к Медведеву, единственному
из троих, кто, будучи исключенным из партии,
снятым с работы, все же избежал ареста.
Однако и в этом случае речь шла не просто
о политическом выборе, а о поведении толкового
полицейского, который создал Медведеву
больше проблем, нежели тот мог решить.
Больше
сходства было между двумя первыми
из упомянутых течений — коммунистическим
и демократическим. Имена Сахарова и Медведева
стояли рядом в петициях, написанных на
рубеже 60-х и 70-х годов, включая совместное
политическое обращение к Брежневу, Косыгину
и Подгорному (последний формально был
главой государства), составившее одну
из первых 13 политических платформ диссидентства.
Неокоммунистическое движение вытекало
непосредственно из антисталинских настроений,
периодически возникающих в советской
истории. Его рождение совпало с протестами
против «реабилитации» Сталина. В этом
смысле оно может рассматриваться как
отражение взглядов некоторых членов
самой КПСС и функционеров аппарата государства-партии,
все еще продолжавших питать реформистские
надежды. Оно было нацелено на возможный
компромисс с группами оппозиции, или,
как тогда говорили, на союз «между лучшими
представителями интеллигенции […] и наиболее
прогрессивными представителями аппарата».
Основным устремлением неокоммунистов
было сочетание политической демократии
с социализмом, по характеру менее государственным
и более близким к исходным идеям Маркса
и Ленина. Именно упор на демократию как
на «основную ценность» сближал это течение
и с Сахаровым, и с «ревизионистскими»
направлениями европейского коммунизма
как на Востоке, так и на Западе.
Социалистическая
демократия стала заголовком основной
программной работы Роя Медведева, опубликованной
на Западе и распространенной в СССР через
«самиздат». Будучи спокойным, но упорным,
Медведев приобрел широкую известность
как на родине, так и за рубежом, проведя
первый исторический анализ сталинизма,
советский по форме и ленинистский по
духу. Ответственным руководителям государства
он представил свою книгу как вклад в антисталинистскую
политику КПСС хрущевского периода. Власти
книгу не приняли и запретили, затем она
была опубликована за рубежом и получила
распространение по всему миру. Сам Медведев
был сыном старого большевика, погибшего
во времена сталинских репрессий 30-х годов.
Рой Медведев вступил в КПСС после XX съезда
партии, в 1956 году, и был исключен из нее
в конце 60-х годов. Благодаря большому
трудолюбию он сумел дать жизнь «самиздатовскому»
выпуску «Политического дневника», некоего
подобия подпольного журнала, среди читателей
которого были также люди из партийного
и государственного аппарата («своего
рода «самиздат» для официальных лиц»,
охарактеризовал его позднее Сахаров).
Именно в силу своих уравновешенных, никак
не экстремистских позиций журнал пользовался
большой популярностью и влиянием.
Надо сказать,
что в этом неокоммунистическом
движении существовало и более радикальное
направление, связанное скорее со свободолюбивым
духом большевистской революции. Это направление
было в первую очередь важно тем, что дало
диссидентству, особенно в первые годы
его существования, наиболее активных
и непримиримых активистов. Их первая
подпольная организация называлась «Союзом
борьбы за возрождение ленинизма». «Ленинизму
— да, сталинизму — нет!» — вот лозунг
некоторых из них. С 30-х годов аналогичные
группы оппозиции ленинистского толка
нередко возникали в СССР, особенно среди
молодежи. Наиболее известными среди них
были Григоренко, Костерин, Писарев, Якир,
Литвинов, Богораз, Горбаневская, Красин.
Известностью своей они обязаны, к сожалению,
еще и тому, что подвергались наиболее
настойчивым преследованиям.
В составленном
Медведевым, Сахаровым и еще одним ученым,
Турчиным, обращении к главам государства
говорилось: «Не может быть иного выхода
из трудностей, кроме как демократизация,
проводимая КПСС по тщательно разработанному
проекту». Предложение сопровождалось
программой из 15 поэтапно выполняемых
пунктов. На этой стадии постепенный, эволюционный
характер предложений еще роднил неокоммунистическое
движение диссидентства с демократическим,
наиболее видным представителем которого
выступил академик Сахаров.
Андрей
Сахаров пришел в политику типичным
для СССР 60-х годов путем. Его имени была
обеспечена известность даже помимо деятельности
в диссидентском движении. Выходец из
интеллигентной семьи, физик высочайшего
класса, он в 30 с небольшим лет становится
самым молодым членом Академии наук, сыграв
первостепенную роль в разработке и создании
советской водородной бомбы. Для него,
как и для некоторых его американских
коллег, именно это и послужило отправным
пунктом политической деятельности: сознавая
угрозу, заключавшуюся в новом оружии,
Сахаров стал думать, как предотвратить
нависшую над миром катастрофу. Размышляя
и наблюдая, он лучше узнавал проблемы
своей страны и оказался вовлеченным в
политические стычки как среди ученых,
так и при встречах с руководителями Москвы.
В связи с этим в 1968 году и появилась его
знаменитая брошюра, не опубликованная
в СССР, но тем не менее ставшая известной
и получившая широкий резонанс за рубежом.
Сахаров
был человеком светлого ума и
мягкого характера. Но немногие, и
менее всего советские
В своей
работе 1968 года, которая осталась одним
из самых высоких достижений его
мысли, Сахаров, исходя из возникшей
в атомный век опасности
Однако
наибольшую известность получил
тезис о необходимости «
Демократические
требования Сахарова были еще точнее
сформулированы в меморандуме, направленном
Брежневу в марте 1971 года. В просветленном
вдохновении Сахаров выдвинул предложение
о создании Международного совета экспертов
по проблемам мира, разоружения, экономической
помощи нуждающимся странам, защиты прав
человека и охраны окружающей среды —
консультативного органа, составленного
из людей с безупречной репутацией и авторитетом,
особенно ученых. К мнению этого совета
должны были бы прислушиваться правительства
всех стран. Таким образом, «конвергенция»
оставалась руководящей идеей всей сахаровской
концепции.
Наибольшим
вкладом демократического течения
в политическую деятельность диссидентов
стало движение за права человека.
Первый комитет по защите прав человека
был создан в 1970 году Сахаровым и
двумя его товарищами, Чалидзе
и Твердохлебовым, при том, что
именно Сахаров оставался в глазах людей
подлинным и высшим его представителем.
Рождению этой организации не сопутствовали
какие-либо антиправительственные заявления.
Более того, ее первоначальная концепция
включала уважение к советским законам,
начиная с конституции, и к правам, которые
последняя признавала за гражданами хотя
бы на бумаге. Предлагалось даже в этих
целях сотрудничать с правительством.
Впоследствии организация подверглась
обвинениям со стороны наиболее экстремистских
диссидентских групп за отказ от настоящей
политической борьбы. Однако именно такая
установка на соблюдение законности и
обеспечивала эффективность организации.
Постепенно в ходе 70-х годов требование
обеспечить «права человека» становится,
по крайней мере, в тактическом плане,
центральным лозунгом всего диссидентского
движения.
В демократическом
течении тоже проявлялись более
радикальные тенденции, появлялись
группы, предпочитавшие революцию эволюции.
Многие из них смотрели на Запад
как на модель, пример для подражания,
полагая, что СССР необходима не конвергенция,
а простой и непосредственный возврат
к капитализму. Для них демократия представлялась
возможной только в этих рамках, они не
разделяли мысли Сахарова о переходе к
демократии через реформу и эволюцию существующего
в СССР общества. Отказ властей в этом
случае вести диалог с реформистами, применение
к ним репрессий способствовали развитию
наиболее экстремистских тенденций. В
1973 году в печати была развязана неистовая
кампания именно против Сахарова. Не выдвигая
более радикальных лозунгов и по-прежнему
оставаясь реформистом, Сахаров также
вынужден был в этот момент просить Запад
о более энергичном давлении на советских
руководителей. Он начал не просто поддерживать,
но подсказывать действия тем американским
официальным представителям, которые,
как сенатор Джексон с его знаменитой
«поправкой», ставили любой, особенно
экономический, договор с СССР в зависимость
от предоставления евреям права на эмиграцию
либо от соблюдения других политических
условий.
Следует
сказать, что важности идей демократического
движения не отвечало неадекватное их
воздействие не только на общество в целом,
но и на сами диссидентские круги. Конечно,
эти идеи имели хождение в кругах интеллигенции.
К примеру, другой известный физик, Капица,
предлагал обсудить предложения Сахарова.
Но дальше этого дело не шло. Даже не соглашаясь
с тем мнением, будто идеи Сахарова «оставляли
массы равнодушными», можно, тем не менее,
утверждать, что демократическое движение
как таковое, сумев сделать нечто большее,
нежели привлечь в свои ряды отдельных
людей и использовать их благородные устремления,
все же и в самой диссидентской части России
так и не стало господствующим.
9 октября
1975 года Сахаров узнал, что
ему присуждена Нобелевская
Отдельного
обсуждения заслуживает третья, гораздо
более значительная составляющая диссидентского
движения — националистическое течение.
Все диссидентские течения приобретали
политическое значение только потому,
что, не будучи изолированными, как могло
бы показаться, они находили свое продолжение
в скрытых убеждениях и в состоянии умов
различных групп общества и даже самого
власть имущего аппарата. Но оба течения,
о которых говорилось выше, всегда оставались
отражением взглядов небольших групп.
По уже упомянутому подсчету, из диссидентов,
составлявших приблизительно полмиллиона
человек, почти все, за исключением двух-трех
десятков тысяч, так или иначе входили
в это третье течение.
Националистическое
диссидентское течение важно
не столько присутствовавшим в нем
духом оппозиции
Пророком
этого движения был Солженицын. Писатель
не сразу открыто заявил о своих
убеждениях. В своих автобиографических
записках он отмечал, что эти убеждения
им долго держались под спудом, чтобы
лучше подготовиться к выполнению «миссии»,
которая, по его мнению, была ему предназначена.
Несомненно,
первоначальная концепция Солженицына
отличается от позднейшей. В 60-х годах
это давало основание самым разным
людям считать, что даже Солженицын,
несмотря на свои оппозиционные взгляды,
остается неизменно в русле социалистической
ориентации, пусть только в «этической»,
толстовской или религиозной ее плоскости,
но все-таки в рамках советской культуры
в самом широком понимании этого слова.
Только позднее, в 70-х годах, когда писатель
решился сделать достоянием общественности
свои политические идеи, обнаружилось,
что Солженицын — абсолютный и непримиримый
противник всякой социалистической идеи
и всего революционного и послереволюционного
опыта своей страны.
Солженицын
снискал славу не только своими политическими
идеями и талантом писателя. Его
популярности немало способствовал
незаурядный темперамент борца,
абсолютно убежденного в своей
правоте, отличающегося даже некоторым
привкусом нетерпимости и фанатизма,
характерным для людей его склада. Этим
он завоевал симпатии и среди тех, кто
вовсе не разделял его образа мыслей. Более
чем кто-либо другой, Солженицын придал
диссидентству характер бескомпромиссной
антикоммунистической борьбы. Этим он
хотел отличаться от других диссидентских
течений, даже тех, как было в случае с
Сахаровым и братьями Медведевыми, которые
немало помогали ему в борьбе с властями.