Диссидентское движение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:33, реферат

Описание работы

Что значит понятие духовное развитие человека? Это его образ мышления, волнующие его проблемы, уровень интеллекта и т. д. Понятие духовное развитие очень растяжимо, тем более что мы рассматриваем не конкретного человека, а советского человека 70-х гг. Чтобы лучше понять духовный мир людей той эпохи, нужно рассматривать, как развивались наука, культура, искусство, какие настроения преобладали в обществе, а также как влияло экономическое и политическое развитие страны на духовное развитие.

Содержание

Введение стр. 3
Выход из «подполья» стр. 4
Диссиденты и мотивы участия в диссидентском движении стр. 5
Первая демонстрация и ее последствия стр. 6
Начало распространения антисталинской литературы стр. 7
1968-1970гг. стр. 8
Три основных направления диссидентства стр. 11
«Самиздатские» процессы стр. 17
Возобновление деятельности правозащитных групп стр. 19
Заключение стр. 20
Список использованной литературы стр. 21

Работа содержит 1 файл

Диссидентское движение.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Оглавление: 

Введение                                                                                                                    стр. 3

Выход из «подполья»                                                                                               стр. 4

Диссиденты и  мотивы участия  в диссидентском  движении                               стр. 5

Первая демонстрация и ее последствия                                                                 стр. 6

Начало распространения  антисталинской литературы                                        стр. 7

1968-1970гг.                                                                                                             стр. 8

Три основных направления  диссидентства                                                          стр. 11

«Самиздатские»  процессы                                                                                     стр. 17

Возобновление деятельности правозащитных групп                                          стр. 19

Заключение                                                                                                              стр. 20

Список использованной литературы                                                                    стр. 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.

    

  Что значит понятие духовное развитие человека? Это его образ мышления, волнующие  его проблемы, уровень интеллекта и т. д. Понятие духовное развитие очень растяжимо, тем более что  мы рассматриваем не конкретного  человека, а советского человека 70-х гг. Чтобы лучше понять духовный мир людей той эпохи, нужно рассматривать, как развивались наука, культура, искусство, какие настроения преобладали в обществе, а также как влияло экономическое и политическое развитие страны на духовное развитие.

  Я считаю, что 60-70-е годы были очень интересными и противоречивыми в истории нашей страны. С одной стороны в стране наблюдался экономический подъем, были построены Волжская и Братская ГЭС, проведена газопроводная линия Бухара-Урал, советский человек первый в мире совершил полет в космос. Но с другой стороны это время ознаменовалось большой активностью масс, возникло огромное количество организаций и движений, которые открыто выступали государственной власти. 

   Я бы  хотела поподробнее остановиться  на проблемах, волновавших самых образованных людей той эпохи — интеллигенцию, а точнее на тех, чьи мысли шли вразрез с общественным мнением — диссидентах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выход из «подполья». 
 

  В 1964 г. с  отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, закончились начатые им преобразования. К власти пришел Л. И. Брежнев. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества, отстаивая умеренно-консервативный путь развития в политике и идеологии. В 1966 г. на XXIII съезде партии Л. Бнежнев формально выступил против двух крайностей, проявившихся, по его мнению, в художественной культуре: «очернительства» и «лакировки действительности». Появляются два вида культур – официальная и неофициальная. Постепенно обнаружился раскол между политическими верхами страны и значительными группами культурной общественности. 

  В отечественной  и официальной прессе и литературе укоренилось явно заимствованные из западных источников термины «диссидент», «диссиденты», которым всегда придавалось ярко выраженное негативное звучание. 

  По форме, а часто и по основным идеям, подпольные кружки часто подражали партии большевиков. «Все 50-60-е годы, — писал диссидент  Владимир Буковский, — словно грибы  вырастали организации, союзы, группы и даже партии самых различных оттенков. Встречал я партии из двух человек, из пяти, из двенадцати. Самая маленькая партия, которую я встречал, состояла из одного человека по фамилии Федоров и называлась ПВН, что значит прямая власть народа. 

  С подполья начинали многие диссиденты — например, генерал Петр Григоренко. Тогда казалось, что возможности действовать  в Советском Союзе открыто  просто нет. С середины 60-х годов  диссидентское движение «вышло в  свет», стало открытым, гласным. После этого у многих диссидентов возникло стойкое предубеждение к подполью. Его выразил П. Григоренко в названии своей книги «В подполье можно встретить только крыс». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Диссиденты  и мотивы участия  в диссидентском  движении. 

  Итак, кого же в Советском Союзе и в связи с чем стали называть диссидентами? Диссиденты (лат. dissidents — несогласный) — термин, который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти. Характерно, что единственным самоназванием, которое диссиденты не получили извне, стал термин «правозащитники». Правозащитное течение всегда было ядром диссидентского движения, другими словами, полем пересечения интересов всех иных течений — политических, социально-культурных, национальных, религиозных и др. В центре внимания правозащитников было положение с правами человека в Советском Союзе и несоответствие этого положения всеобщей декларации прав человека ООН. 

  Из общей  массы инакомыслящих диссиденты выделялись не только образом мышления, но и типом социального поведения. Побудительным мотивом участия  в диссидентском движении было стремление к: 

  — гражданскому и нравственному сопротивлению; 

  — оказанию помощи людям, подвергшимся репрессиям; 

  — формированию и сохранению определенных общественных идеалов. 

  Известная правозащитница Л. Алексеева, вводя  в оборот понятие «диссидентские движения», включила в него такие  формы инакомыслия, как национальные; национально-религиозные; национально-демократические движения; движения представителей народов за выезд на историческую родину или в родные места; за права человека; социалистическое; за социально-экономические права. 

  В среде  интеллигенции, откуда, в общем-то, и берет начало диссидентство, далеко не все и не всегда понимали людей, в той или иной степени бросивших вызов системе. В начале 1968 года писатель К. Чуковский отмечал в своем дневнике «Мне кажется, это (выступление инакомыслящих — авт.) — преддекабристское движение, начало жертвенных подвигов русской интеллигенции, которые превратят русскую историю в расширяющийся кровавый поток. Это только начало, только ручеек». 

  Первые  годы брежневского правления (1964—1967), связанные с усилением наступления  на небольшие островки свободы, рожденные оттепелью, положили начало формированию организованной оппозиции режиму в лице правозащитного движения. В истории правозащитного движения эти годы можно определить как начальный этап его формирования. 

  Основной  формой деятельности диссидентов были протесты и обращения в адрес высшего политического руководства страны и правоохранительных органов. 

  Точную  дату рождения правозащитного движения установить нетрудно: это 5 декабря 1965 года, когда на Пушкинской площади  в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Однако этому событию предшествовали долгие годы борьбы демократически настроенных групп и одиночек. 
 
 
 
 
 
 

  Первая  демонстрация и ее последствия. 

  В 1965 году усилились репрессии против инакомыслящих, что было, вероятно, результатом попыток сталинистов в новом руководстве достичь политического перевеса. 

  Осенью 1965 г. были арестованы московские писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль, опубликовавшие свои произведения за рубежом под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак. 

  Арест писателей  был воспринят как пролог к  зловещим переменам. Не только друзья и приятели арестованных, но и незнакомые с ними люди горячо обсуждали, какая  судьба ожидает писателей. 

  В такой  обстановке произошла первая в советское время демонстрация под правозащитными лозунгами 5 декабря 1965 г. в Москве на Пушкинской площади. За несколько дней до 5 декабря (Дня Советской Конституции 1936 г.) в Московском университете и нескольких гуманитарных институтах были разбросаны листовки с «Гражданским обращением», отпечатанные на пишущей машинке. Автором обращения и инициатором демонстрации был Александр Есенин-Вольпин. 

  Сын Сергея Есенина, математик и поэт, он дважды подвергался заключению в психиатрические  больницы: в 1949г., в 25-летнем возрасте, за «антисоветские стихи», и уже после смерти Сталина, в 1959 г., — за то, что передал за границу сборник стихов и свой «Свободный философский трактат». 

  По оценке Буковского, к памятнику Пушкина  в назначенное время пришло около 200 человек. Вольпин и несколько человек рядом с ним развернули небольшие плакаты, но их быстро выхватили сотрудники госбезопасности; даже стоявшие рядом не успели прочесть, что было написано на плакатах. Потом стало известно, что написано было: «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!» и «Уважайте советскую конституцию!» Как вспоминал об этих памятных днях сам А. С. Есенин — Вольпин, выступая на расширенном заседании кафедры отечественной истории новейшего времени Историко-архивного института РГГУ 17 января 1994 г., именно в его руках был плакат «Уважайте Советскую конституцию», что вызвало в свою очередь множество «недоуменных» вопросов у официальных чинов, во время его допроса. Задержали человек 20. Задержанных отпустили через несколько часов. В большинстве это были студенты. Все они и замеченные на площади в тот вечер (около 40 человек) были исключены из институтов. 

  Возможно, из-за такого непривычного в советских  условиях события, как демонстрация, власти не решились организовать закрытый суд. Однако в январе 1966 года суд все-таки состоялся и приговор был жестким: Синявский и Даниэль получили соответственно 5 и 7 лет лагерей строгого режима. 

  Суд над  Даниэлем и Синявским показал, что  власти отказались от приписывания подследственным  террористических намерений и применения смертной казни за словесный «антисоветизм». Но власти продемонстрировали также и то, что не намерены отказываться от практики репрессий за попытки осуществить свободу слова. 

  После суда начал составляться посвященный  процессу самиздатский (самиздат- явление в политической и культурной жизни, когда неугодные властям произведения искусства и политические идеи перепечатывались на машинке и передавались от одного читателя к другому) сборник «Белая книга», подобный «Белой книге» по делу И. Бродского, по процессу Даниэля и Синявского. Ее составление взял на себя Александр Гинзбург — автор одного из первых самиздатских журналов «Синтаксис». 
 

  Начало  распространения антисталинской литературы. 
 

  За арестом  писателей последовала достаточно широкая кампания писем протеста. Стало понятно, что оттепель закончилась и перед обществом встала насущная необходимость борьбы за свои права. Процесс по делу писателей и петиционная кампания 1966 года провела окончательный водораздел между властью и обществом, разделила интеллигенцию на своих и чужих. Подобное разделение в российской истории всегда приводило, и привело на этот раз к образованию сплоченной и организованной политической оппозиции. 

  Суд над  писателями был всего лишь одним  из признаков ресталинизации. В печати все чаще стали появляться произведения, оправдывающие и возвеличивающие Сталина, а антисталинские высказывания не пропускались. Усилилось давление цензуры, ослабленное после XX съезда. Эти тревожные симптомы так же вызывали многочисленные протесты, как индивидуальные, так и коллективные. 

  Особое  впечатление произвело быстро распространившееся по Москве письмо 25-ти виднейших деятелей науки и культуры Брежневу о тенденциях реабилитации Сталина. Среди подписавших  это письмо — композитор Шостакович, 13 академиков (в том числе А. Д. Сахаров), знаменитые режиссеры, артисты, художники, писатели, старые большевики с дореволюционным стажем. Доводы против ресталинизации были выдержаны в духе лояльности (ресталинизация внесет разлад в советское общество, в сознание людей, ухудшит отношения с коммунистическими партиями Запада и т. д.), но протест против возрождения сталинизма был выражен энергично. 

Информация о работе Диссидентское движение в России