Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:33, реферат
Что значит понятие духовное развитие человека? Это его образ мышления, волнующие его проблемы, уровень интеллекта и т. д. Понятие духовное развитие очень растяжимо, тем более что мы рассматриваем не конкретного человека, а советского человека 70-х гг. Чтобы лучше понять духовный мир людей той эпохи, нужно рассматривать, как развивались наука, культура, искусство, какие настроения преобладали в обществе, а также как влияло экономическое и политическое развитие страны на духовное развитие.
Введение стр. 3
Выход из «подполья» стр. 4
Диссиденты и мотивы участия в диссидентском движении стр. 5
Первая демонстрация и ее последствия стр. 6
Начало распространения антисталинской литературы стр. 7
1968-1970гг. стр. 8
Три основных направления диссидентства стр. 11
«Самиздатские» процессы стр. 17
Возобновление деятельности правозащитных групп стр. 19
Заключение стр. 20
Список использованной литературы стр. 21
Оглавление:
Введение
Выход из «подполья»
Диссиденты и
мотивы участия в диссидентском
движении
Первая демонстрация
и ее последствия
Начало распространения
антисталинской литературы
1968-1970гг.
Три основных направления
диссидентства
«Самиздатские»
процессы
Возобновление
деятельности правозащитных групп
Заключение
Список использованной
литературы
Введение.
Что значит понятие духовное развитие человека? Это его образ мышления, волнующие его проблемы, уровень интеллекта и т. д. Понятие духовное развитие очень растяжимо, тем более что мы рассматриваем не конкретного человека, а советского человека 70-х гг. Чтобы лучше понять духовный мир людей той эпохи, нужно рассматривать, как развивались наука, культура, искусство, какие настроения преобладали в обществе, а также как влияло экономическое и политическое развитие страны на духовное развитие.
Я считаю, что 60-70-е годы были очень интересными и противоречивыми в истории нашей страны. С одной стороны в стране наблюдался экономический подъем, были построены Волжская и Братская ГЭС, проведена газопроводная линия Бухара-Урал, советский человек первый в мире совершил полет в космос. Но с другой стороны это время ознаменовалось большой активностью масс, возникло огромное количество организаций и движений, которые открыто выступали государственной власти.
Я бы
хотела поподробнее
Выход
из «подполья».
В 1964 г. с
отставкой Н. С. Хрущева завершился
процесс либерализации общественно-политической
жизни, закончились начатые им преобразования.
К власти пришел Л. И. Брежнев. Человек
осторожный, консервативный, он более
всего стремился к стабильности общества,
отстаивая умеренно-консервативный путь
развития в политике и идеологии. В 1966
г. на XXIII съезде партии Л. Бнежнев формально
выступил против двух крайностей, проявившихся,
по его мнению, в художественной культуре:
«очернительства» и «лакировки действительности».
Появляются два вида культур – официальная
и неофициальная. Постепенно обнаружился
раскол между политическими верхами страны
и значительными группами культурной
общественности.
В отечественной
и официальной прессе и литературе
укоренилось явно заимствованные из
западных источников термины «диссидент»,
«диссиденты», которым всегда придавалось
ярко выраженное негативное звучание.
По форме,
а часто и по основным идеям, подпольные
кружки часто подражали партии большевиков.
«Все 50-60-е годы, — писал диссидент
Владимир Буковский, — словно грибы
вырастали организации, союзы, группы
и даже партии самых различных оттенков.
Встречал я партии из двух человек, из
пяти, из двенадцати. Самая маленькая партия,
которую я встречал, состояла из одного
человека по фамилии Федоров и называлась
ПВН, что значит прямая власть народа.
С подполья
начинали многие диссиденты — например,
генерал Петр Григоренко. Тогда казалось,
что возможности действовать
в Советском Союзе открыто
просто нет. С середины 60-х годов
диссидентское движение «вышло в
свет», стало открытым, гласным. После
этого у многих диссидентов возникло стойкое
предубеждение к подполью. Его выразил
П. Григоренко в названии своей книги «В
подполье можно встретить только крыс».
Диссиденты
и мотивы участия
в диссидентском
движении.
Итак, кого
же в Советском Союзе и в связи с чем стали
называть диссидентами? Диссиденты (лат.
dissidents — несогласный) — термин, который
с середины 70-х годов применялся к лицам,
открыто спорившим с официальными доктринами
в тех или иных областях общественной
жизни СССР и пришедшим к явному столкновению
с аппаратом власти. Характерно, что единственным
самоназванием, которое диссиденты не
получили извне, стал термин «правозащитники».
Правозащитное течение всегда было ядром
диссидентского движения, другими словами,
полем пересечения интересов всех иных
течений — политических, социально-культурных,
национальных, религиозных и др. В центре
внимания правозащитников было положение
с правами человека в Советском Союзе
и несоответствие этого положения всеобщей
декларации прав человека ООН.
Из общей
массы инакомыслящих диссиденты
выделялись не только образом мышления,
но и типом социального поведения.
Побудительным мотивом участия
в диссидентском движении было стремление
к:
— гражданскому
и нравственному сопротивлению;
— оказанию
помощи людям, подвергшимся репрессиям;
— формированию
и сохранению определенных общественных
идеалов.
Известная
правозащитница Л. Алексеева, вводя
в оборот понятие «диссидентские
движения», включила в него такие
формы инакомыслия, как национальные;
национально-религиозные; национально-демократические
движения; движения представителей народов
за выезд на историческую родину или в
родные места; за права человека; социалистическое;
за социально-экономические права.
В среде
интеллигенции, откуда, в общем-то, и
берет начало диссидентство, далеко не
все и не всегда понимали людей, в той или
иной степени бросивших вызов системе.
В начале 1968 года писатель К. Чуковский
отмечал в своем дневнике «Мне кажется,
это (выступление инакомыслящих — авт.)
— преддекабристское движение, начало
жертвенных подвигов русской интеллигенции,
которые превратят русскую историю в расширяющийся
кровавый поток. Это только начало, только
ручеек».
Первые
годы брежневского правления (1964—1967),
связанные с усилением
Основной
формой деятельности диссидентов были
протесты и обращения в адрес высшего
политического руководства страны и правоохранительных
органов.
Точную
дату рождения правозащитного движения
установить нетрудно: это 5 декабря 1965
года, когда на Пушкинской площади
в Москве состоялась первая демонстрация
под правозащитными лозунгами. Однако
этому событию предшествовали долгие
годы борьбы демократически настроенных
групп и одиночек.
Первая
демонстрация и ее
последствия.
В 1965 году
усилились репрессии против инакомыслящих,
что было, вероятно, результатом попыток
сталинистов в новом руководстве достичь
политического перевеса.
Осенью 1965
г. были арестованы московские писатели
Андрей Синявский и Юлий Даниэль,
опубликовавшие свои произведения за
рубежом под псевдонимами Абрам
Терц и Николай Аржак.
Арест писателей
был воспринят как пролог к
зловещим переменам. Не только друзья
и приятели арестованных, но и незнакомые
с ними люди горячо обсуждали, какая
судьба ожидает писателей.
В такой
обстановке произошла первая в советское
время демонстрация под правозащитными
лозунгами 5 декабря 1965 г. в Москве на Пушкинской
площади. За несколько дней до 5 декабря
(Дня Советской Конституции 1936 г.) в Московском
университете и нескольких гуманитарных
институтах были разбросаны листовки
с «Гражданским обращением», отпечатанные
на пишущей машинке. Автором обращения
и инициатором демонстрации был Александр
Есенин-Вольпин.
Сын Сергея
Есенина, математик и поэт, он дважды
подвергался заключению в психиатрические
больницы: в 1949г., в 25-летнем возрасте, за
«антисоветские стихи», и уже после смерти
Сталина, в 1959 г., — за то, что передал за
границу сборник стихов и свой «Свободный
философский трактат».
По оценке
Буковского, к памятнику Пушкина
в назначенное время пришло около
200 человек. Вольпин и несколько человек
рядом с ним развернули небольшие плакаты,
но их быстро выхватили сотрудники госбезопасности;
даже стоявшие рядом не успели прочесть,
что было написано на плакатах. Потом стало
известно, что написано было: «Требуем
гласности суда над Синявским и Даниэлем!»
и «Уважайте советскую конституцию!» Как
вспоминал об этих памятных днях сам А.
С. Есенин — Вольпин, выступая на расширенном
заседании кафедры отечественной истории
новейшего времени Историко-архивного
института РГГУ 17 января 1994 г., именно в
его руках был плакат «Уважайте Советскую
конституцию», что вызвало в свою очередь
множество «недоуменных» вопросов у официальных
чинов, во время его допроса. Задержали
человек 20. Задержанных отпустили через
несколько часов. В большинстве это были
студенты. Все они и замеченные на площади
в тот вечер (около 40 человек) были исключены
из институтов.
Возможно,
из-за такого непривычного в советских
условиях события, как демонстрация,
власти не решились организовать закрытый
суд. Однако в январе 1966 года суд все-таки
состоялся и приговор был жестким: Синявский
и Даниэль получили соответственно 5 и
7 лет лагерей строгого режима.
Суд над
Даниэлем и Синявским показал, что
власти отказались от приписывания подследственным
террористических намерений и применения
смертной казни за словесный «антисоветизм».
Но власти продемонстрировали также и
то, что не намерены отказываться от практики
репрессий за попытки осуществить свободу
слова.
После суда
начал составляться посвященный
процессу самиздатский (самиздат- явление
в политической и культурной жизни, когда
неугодные властям произведения искусства
и политические идеи перепечатывались
на машинке и передавались от одного читателя
к другому) сборник «Белая книга», подобный
«Белой книге» по делу И. Бродского, по
процессу Даниэля и Синявского. Ее составление
взял на себя Александр Гинзбург — автор
одного из первых самиздатских журналов
«Синтаксис».
Начало
распространения антисталинской
литературы.
За арестом
писателей последовала
Суд над
писателями был всего лишь одним
из признаков ресталинизации. В печати
все чаще стали появляться произведения,
оправдывающие и возвеличивающие Сталина,
а антисталинские высказывания не пропускались.
Усилилось давление цензуры, ослабленное
после XX съезда. Эти тревожные симптомы
так же вызывали многочисленные протесты,
как индивидуальные, так и коллективные.
Особое
впечатление произвело быстро распространившееся
по Москве письмо 25-ти виднейших деятелей
науки и культуры Брежневу о тенденциях
реабилитации Сталина. Среди подписавших
это письмо — композитор Шостакович,
13 академиков (в том числе А. Д. Сахаров),
знаменитые режиссеры, артисты, художники,
писатели, старые большевики с дореволюционным
стажем. Доводы против ресталинизации
были выдержаны в духе лояльности (ресталинизация
внесет разлад в советское общество, в
сознание людей, ухудшит отношения с коммунистическими
партиями Запада и т. д.), но протест против
возрождения сталинизма был выражен энергично.