Дети жертвы войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Война... Как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Война и дети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
§1. Воюющие дети. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . −
Глава II. Гражданская война . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
§2. Дети в гражданской войне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . −
Глава III. По дорогам войны и мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
§3. Дети военной поры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . −
§4. Дети в тылу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§5. На колхозном фронте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
§6. Пионеры и школьники – с воинами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
§7. Только на фронт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
§8. Пионеры партизаны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
§9. Дети блокады. Сквозь стужу, голод и смерть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
§10. Современники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Глава IV. Мир или война? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§11. Дети в локальных войнах современности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . −
§12. Современная война. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава V. Беспризорники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
§13. Беспризорники среди нас . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . −
§14. Проблема беспризорности детей в современном мире. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
§15. Решение проблемы беспризорности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Работа содержит 1 файл

Дети - жертвы войны.doc

— 539.50 Кб (Скачать)

     Значительный вклад в производство  продукции для фронта внесли выпускники ремесленных училищ и школ ФЗО, в которых с июля 1942 по 1945 год различные производственные специальности получили более 2 млн. юношей и девушек. На один из заводов Свердловска в начале 1942 года пришло более 100 выпускников ремесленных училищ. 54 из них были объединены в одну бригаду во главе с мастером М. Бондиным. Ребята быстро освоили производство оборонных изделий и в том же году дали 1,5 тыс. т. проката. Бригаде было присвоено знание “Лучшая комсомольско – молодёжная смена” Свердловской области. Все ребята в этой бригаде были очень ответственные и целеустремлённые. Например, Вася Барановский, член бригады, которому исполнилось только 15 лет, приехал на “Уралмализавод” в числе эвакуированных с Украины, из ремесленного училища. Отец его ушёл в партизаны. Придя на завод, он сразу же включился в производство военной продукции. 

     “В первые жни не всё ладилось, – вспоминал Барановский. – Ведь это было не училище, а огромный завод. В цехе работало много молодёжи. Я видел, что каждый рабочий день все старались не терять ни минуты. Это на меня накладывало огромную ответственность перед коллективом. Я понимал, что только такой труд может удовлетворить все нужды

фронта, и дал себе слово: работать так же, как и мои товарищи,

работать так, чтобы отец мог гордиться своим сыном11. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§5.  На колхозном фронте 
 

Из  утреннего сообщения  Совинформбюро.

“В  одной из деревень Смоленской области  школьники Серёжа Яковлев, Шура Буянов, Коля Чуриков, Ваня Самсуров, Коля Иванов и другие в октябре прошлого года подобрали на поле боя и спрятали от немцев 2 ротных миномёта, 200

винтовок, около 700 гранат, несколько  сот снарядов и  мин. Всё это оружие и боеприпасы сейчас, когда наши бойцы  выбили гитлеровцев  и села, ребята сдали  нашим войскам”

4 апреля 1942 г.

      Отдавая большую дань рабочему классу в обеспечении  победы над немецко-фашистскими  захватчиками, нельзя хотя бы кратко не рассказать об огромном вкладе в общую  победу советского крестьянства. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. А обстановка сложилась тяжелейшая уже в первые месяцы войны, значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам. Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов. Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Многие из них в первые же дни войны активно включались в работу на полях и фермах. В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн. 683 тыс. пудов зерна. Когда же начинались обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники принимали активное участие в “красных обозах”. Так в ноябре – декабре 1941 года в Алтайском крае они участвовали в 6 тыс. обозов, в Ярославской области в 1943 году в 1314 обозах и в 2314 транспортных бригадах. Большую помощь оказали школьники в сборе дикорастущих плодов и лекарственных растений. Только в 1941 – 1944 годах они собрали их 240784 т.

     В годы войны трудовое крестьянство страны показали свою сплочённость и стремилось дать фронту и тылу всё, что только могло, чтобы помочь отстоять Родину, великие завоевания колхозного строя12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§6.  Пионеры и школьники – с воинами 
 
 

Из  вечернего сообщения  Совинформбюро.

“Ученик 6 – го класса одной  из школ Петя Нестеренко под пулемётным и  миномётным огнём  за три дня вынес с поля боя 14 раненых бойцов вместе с их оружием”.

                  19 марта 1942 г.

     С воинами – фронтовиками постоянно  были связаны пионеры и школьники.  Во своей работе они старались  походить на взрослых, прекрасно  понимали стоящие задачи, понимали, что только общими усилиями тыла и фронта можно победить немецко – фашистски захватчиков, которые прервали мирную жизнь, лишили не только взрослых, но и детей радости и счастья, они сознавали: для того что бы вернуть прерванную радость, необходимо разгромить врага, а для этого нужно давать действующей армии всё, в чём только она нуждается. И они находили различные, посильные для них способы и средства помощи армии. 10 июля 1941 года Совинформбюро сообщило: “Юные пионеры помогают органам НКВД вылавливать гитлеровских шпионов и диверсантов. Город Киев был погружён в темноту. Лишь в одном окне местной гостиницы и в окнах двух других домов, расположенных в разных концах города, появился свет. Школьники взвода Владимира Косинского выследили врагов, занимавшихся сигнализации, и сообщили милиции. Три вражеских поста были немедленно ликвидированы. При обходе участка на окраине города два дружинника этого взвода заметили прячущегося в кустах человека и доложили милиционеру. Незнакомец, оказавшийся диверсантом, был арестован”. Так бдительно несли дозор школьники в прифронтовых районах. Когда же в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов – фронтовиков, пионеры и школьники в нём приняли самое активное участие. Например, в июле 1941 года около 100 тыс. различных подарков были отправлены воинам – фронтовикам от школьников Ленинграда. В 1942 году пионеры и школьники Егорьевского района Московской области для воинов – фронтовиков изготовили 18 тыс. конвертов, 2 тыс. носовых платков и 2 тыс. любовно вышитых кисетов для табака. Когда же развернулось движение за сбор теплых вещей, пионеры и школьники так же активно приняли участие. Девочки вязали варежки, свитера, носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту обуви. Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам – фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под  заголовком “Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним. Частыми гостями пионеры и школьники, дети из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они тяжелораненых читали книги, письма, писали письма их родным и друзьям – фронтовикам, дежурили у их постели, выступали с концертами. Их серьёзность. Старательность вызывали у раненых не только волнение, но и уважение и ним13. 
 
 
 
 
 
 
 

§7.  Только на фронт 
 
 

Из  вечернего сообщения  Совинформбюро

“В  лесу около городка  Н., был расположен пионерский лагерь. Вечером пионеры  заметили крутившийся  над лесом самолёт. Самолёт скрылся  в облаках, а пионеры  вскоре встретили  четырёх парашютистов, которые расспрашивали на ломаном русском языке о дороге в город. Пионеры направили подозрительных парашютистов по ложной дороге и сообщили о них в кросно - армейскую часть. Группа красногвардейцев быстро настигла диверсантов. Очередная попытка пробраться в советский тыл не удалась гитлеровским вредителям.”

4 июля 1941 г.

     С первых дней войны повсюду  в стране миллионы людей рвались  на фронт. Вчерашние школьники,  студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали,  не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст.

Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем  ощущали свою причастность к происходящему  на их родной земле, и они, подлинные  патриоты, не могли остаться в стороне  от разыгравшейся на их глазах трагедии.

22 июня  от пионеров и школьников города  Омска с просьбой послать на  фронт поступило 4 тыс. заявлений,  а 29 июня и было уже 9 тысяч.

Они шли  буквально на всё, чтобы стать  в строй защитников Родины. Кое-кому это удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием – вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: “Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания”14.

     Огромную ненависть и священное  желание мести вызвали у советских  людей известия о зверствах  и бесчинствах гитлеровцев на  нашей земле. Уже первые дни войны показали, что гитлеровские захватчики стремятся любой ценой осуществить людоедские планы фашистского командования. Вводя “новый порядок”, они силой насаждали режим террора и насилия. Особая политика проводилась в отношении образования советских людей. Большую работу в дни проведения мобилизации проводили пионеры и учащиеся старших классов школ. Они помогали военкоматам выписывать и разносить мобилизационные повестки военнообязанным. Например, в разноске и вручении повесток военнообязанным в Ленинграде участвовало 16 тыс. школьников. Многие примеры свидетельствуют о высоком патриотизме советского народа, преданности его социалистической Родине, о самопожертвовании во имя свободы и независимости своей Отчизны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§8.  Пионеры партизаны 
 
 
 

Из  утреннего сообщения  Совинформбюро

“Юный партизан Николай  из отряда тов. В. бросил в окно штаба противника гранату с привязанной  к ней пачкой взрывчатки. Взрывом убило 12 офицеров. Храбрый партизан невредим вернулся в  свой отряд”.

9 июня 1942 г.

     Когда началась Великая Отечественная война, сыну лесника Дробышевского участка на Данетчине Лучанинова, Терентию, было 14 лет. Лучанинов – старший не раз брал сына в лес на обходы, поэтому мальчик хорошо знал округу. Отец ушёл на фронт. Вместо него обходил участок сын. Немцы в лес носа не показывали. Это радовало Терентия: наш лес, советский! Сумрачным осенним вечером при очередном обходе мальчик услышал шаги. Он спрятался в кустарнике. Прямо на него шёл невысокий русоволосый мужчина с коротко подстриженной бородкой, рядом – юноша в фуфайке, с автоматом через плечо, за ними – ещё люди. Терентий насчитал шесть человек. “Партизаны!” – с радостью подумал мальчик и побежал к хате. Он не ошибся: это была партизанская разведка. Лучанинов – младший вызвался проводить группу до опушки леса…

     Потом он ещё не раз оказывал помощь разведчикам… Так и стал Лучанинов – младший партизанским проводником. Терентий водил их тропами, которые вытоптал отец – лесник, отыскивал малопроходимые места и такие заросли, куда бы ни за что не осмелились сунуться фашисты. Он помогал незаметно проникнуть в расположение врага, и партизаны наносили там внезапные удары. Однажды партизаны вместе с Терентием поехали в соседнее Маякское лесничество за сеном. Нагрузили подводы и собрались уезжать, как вдруг заметили валявшиеся возле стога пустые сигаретные коробки и окурки. Тут были гитлеровцы. Они, вероятно, стоят в селе Маяки и берут отсюда сено. Партизаны заминировали подходы к стогу. Наблюдать за появлением фашистских солдат остались несколько человек. Терентий с дружками Володей Покровенко и Колей Бышенко всю ночь лежали на сене и не спали. Утром, когда солнце поднялось над деревьями, заскрипели немецкие фургоны.. партизаны из зарослей наблюдали за фашистами. Фуражиров сопровождали десять автоматчиков. Недалеко от стога оккупанты стали разворачивать повозки… Взрывы один за другим раскололи лесную тишину. Возвращались ребята с задания мимо села Сидорова. На околице партизаны увидели блиндажи. Подползли ближе. Дощатая дверь приоткрыта. Лежать и ждать, пока гитлеровцы выйдут, бессмысленно – может, в блиндаже никого нет. Володя Покровенко осторожно спустился по земляным ступенькам к двери и заглянул в блиндаж. Оттуда доносился храп. Покровенко открыл настежь дверь и, спрятался за нею, бросил в блиндаж гранату. Терентий и Коля Бышенко подождали, пока Володя взберётся наверх, и тоже метнули гранаты в дымящийся дверной проём. Лучанинов – младший постигал у партизан трудную науку разведчика. Когда группа партизан ушла на новую базу, Терентий стал связным. Хата лесника ста местом явки. Сюда приходили разведчики – подпольщики, передавали связному сведения о численности немецких войск, о вооружении и замыслах врага.     Терентий бывал в окрестных сёлах Маяки, Сидорово, Пришиб и к данным разведки добавлял свои наблюдения. Информация поступала из Славянска партизанам, из отряда – подпольщикам и разведки Красной Армии. 16 февраля 1943 года, выполняя боевое задание, Терентий Лучанинов погиб как герой недалеко от своего родного села. Это  рассказал об одном из юных героев Донетчины бывший политрук Славянского патриотического отряда В. Ф. Белявец. 
 
 

§9.  Дети блокады. Сквозь стужу, голод и  смерть      
 
 

     Дети неохотно возвращались в душные городские квартиры. Увидев первые немецкие самолёты, ленинградцы ещё не поняли, что в их город заглянула смерть. Сначала бомбёжки были редкими, потом участились. Ребятишек прятали в окопы, бомбоубежища. Начались пожары. Немцы били аккуратно. Утром в 9 со стороны Пулково начинала работать дальнобойная артиллерия. Снаряды летели с жутким свистом, но уже никого не пугали. Не отдыхали немцы и ночью. Запускали на парашюте световую ракету, от которой становилось светло как днём, и опять бомбили. Ленинградцы всё ждали, когда же появятся наши самолёты? А их всё не было. Смерть не отступала от ленинградцев и в пути. Главное было – перебраться через Ладогу. Плыли на катерах, старались идти ночью или под прикрытием тумана. Но как только наступал рассвет, налетали немецкие самолёты. Зимой 1941-42 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электричества. Истощённые голодом, обессилившие и измученные непрерывными обстрелами и бомбёжками ленинградцы жили в холодных комнатах. Тускло светили коптилки. Замёрзли водопровод и канализация. Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Смерть входила во все дома. От голода люди умирали прямо на улицах. В день рабочие и инженерно – технические работники получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети всего 125 граммов! Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

     В Ленинграде за время блокады  погибло 700 000 человек. У детей,  родившихся после войны, давно  свои дети, растёт второе поколение,  ля которого ленинградская блокада – это книги, кинофильмы, рассказы старших. Время, однако, не гасит живого чувства человеческой благодарности к тем, кто жизнью своей преградил путь в город фашистским полчищам. И теперь, когда прошло более полувека с тех пор, как Ленинград освободился от блокады, людей всего мира поражало и поражает одно: как могли ленинградцы при таких лишениях выдержать беспримерную в истории войн борьбу? В чём их сила?

Пронзительно  поведала людям о войне, принёсшей  столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. 

     “28 декабря 1941 года  Женя умерла…  Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта  – Лека умер. Дядя  Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя  Лёша, мама – 15 мая”. А потом  без даты: “Савичевы  умерли. Умерли все.  Осталась одна Таня”. 

Информация о работе Дети жертвы войны