Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:26, реферат
В 20-е–30-е годы XIX века в Российской империи произошла некоторая стабилизация денежного обращения, и был относительно устойчивый курс бумажных денег – ассигнаций. Достигнуто это было во многом благодаря твёрдой политике министерства финансов под руководством Е.Ф. Канкрина.
В конце 30-х годов XIX века были созданы предпосылки для проведения в 1839-1843 годы денежной реформы, осуществлённой по принципу девальвации и вошедшей в историю под названием, «реформы Канкрина». Проведена она была очень квалифицированно, дала положительные результаты и может служить хрестоматийным примером для сегодняшних политиков и финансистов, ставящих задачу укрепления денежного хозяйства своих стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
1 Условия и предпосылки денежной реформы 1839-1843гг…….4
1.1 Первые попытки преобразования государственных финансов……......4
1.2 Экономические и социальные предпосылки денежной реформы……11
2 Основные этапы и результаты осуществления денежной реформы Канкрина...................................................................................14
2.1 Первый этап реформы …….……………………………………………14
2.2 Второй этап реформы …………...……………………………………...16
2.3 Третий этап реформы ……………...........................................................19
2.4 Итоги реформы…………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………..………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..........25
«Для облегчения оборотов государственных кредитных установлений и для умножения с тем вместе в народном обращении массы легкоподвижных денежных знаков, признавая за благо учредить новый род оных, с полным в ценности их обеспечением, согласно мнению Государственного совета, постановляем следующее:
1) …Сохранным казнам Воспитательных домов и Государственному заёмному банку разрешается выдавать ссуды под залог недвижимых имений кредитными билетами в 50 рублей серебром.
2) Кредитных билетов предназначается к выпуску на 30 млн. рублей серебром. Из сего общего количества 15 млн. рублей определяется для Сохранной казны московской, 8–для петербургской, и 7– для Заёмного банка.
3) Кредитные билеты обеспечиваются всем достоянием государственных кредитных установлений и, сверх того, безостановочным во всякое время разменом оных на звонкую монету на основании 5-й статьи настоящего манифеста.
4) Кредитным монетам присваивается хождение по всей империи наравне с серебряной монетою.
5) Обмен кредитных билетов на звонкую монету или ассигнации производится по желанию приносителей в обеих Сохранных казнах и Заёмном банке без ограничений суммы и без различия в том, откуда именно какой билет был выдан. Для обеспечения безостановочного размена Сохранные казны и Заёмный банк при каждой выдаче билетов, в каком бы то количестве не было откладывают звонкою монетой в особо установленную на сей конец кассу сумму, соответствующую не менее шестой части выпускаемых билетов…
6) Для большего облегчения в размене билетов всем Уездным казначействам поставляется в обязанность производить оный каждому приносителю суммою в одни руки до 100 рублей серебром.
7) Разменный фонд и количество билетов, как выпущенных так и не выпущенных, состоят под контролем Совета государственных кредитных установлений…»[4].
Таким образом, Манифестом 1841 г. было разрешено Сохранным казнам и Государственному заёмному банку выпускать кредитные билеты достоинством 50 руб. под залог недвижимости имений на сумму 30 млн. руб. Новые денежные знаки должны были обращаться параллельно с серебряным рублём и размениваться на серебряную монету. Однако, несмотря на все меры, направленные на упрочение новых денежных знаков, они не получили большого распространения. К 1843 г. в обращении находилось кредитных билетов на 6510 тыс. руб. Остальная часть суммы, предназначенная к выпуску, числилась в наличности казённых банков.
Объёмы реально обращавшихся в Российской империи кредитных билетов до 1865 г. даже не поддаются точному определению вследствие особенностей учёта.
До введения в 1897 г. золотого обращения золото и серебро не играли заметной роли в качестве орудий обмена. Они составляли золотой запас государства, подавляющая часть которого была сосредоточена в Государственном банке. В основном обращались кредитные билеты (таблица 2).
Таблица 2 – Золотой запас Российской империи и кредитные билеты в обращении, млн руб [3].
На начало года | Золотой запас | Кредитные билеты в обращении |
1865 | 71,6 | 664,1 |
1870 | 201,2 | 694,4 |
1875 | 309,6 | 763,9 |
1880 | - | 1129,9 |
1885 | - | 899,8 |
1890 | 475,2 | 928,4 |
1895 | 911,9 | 1047,7 |
1896 | 963,8 | 1055,3 |
Вместе с тем с выпуском кредитных билетов в обращение появились денежные знаки, державшиеся, в противоположность ассигнациям, наравне с серебряным рублём, что имело существенное значение для денежной реформы.
Итак, начиная с 1841 г. в России начали параллельно обращаться бумажные денежные знаки трёх видов: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Их экономическая сущность была различна. Ассигнации представляли собой средства обращения и платежа, реальная стоимость которых была в 4 раза ниже номинальной. Поэтому ассигнационный рубль являлся ассигнационной валютой. Депозитные билеты обладали полной устойчивостью. Фактически они являлись квитанциями на серебро.
Кредитные билеты Сохранных казен и Государственного заёмного банка обращались в стране в незначительном количестве. Правительство боялось их обесценения, в связи с чем первоначально они имели стопроцентное обеспечение. Поэтому они больше походили на депозитные билеты. Позже получили некоторое развитие операции по выдаче ипотечных ссуд кредитными билетами, которые лишь частично обеспечивались металлом. Правительство довольно осторожно допускало развитие таких операций.
Незначительный выпуск кредитных билетов, хотя и частично обеспеченных металлом, позволил превратить их в устойчивые денежные знаки, в связи с чем правительство приняло решение о расширении эмиссии кредитных денег. Выпуск кредитных билетов, лишь частично обеспеченных металлом, давал казне существенную выгоду.
2.3 Третий этап реформы
На третьем, заключительном, этапе ассигнации, депозитные билеты и кредитные билеты были заменены одной формой средств обращения. Реформа завершилась принятием Манифеста от 1 июня 1843 г. «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами», который предусматривал:
«1) Находящиеся ныне в обращении государственные ассигнации в числе 595776310 рублей, что составляет по учреждённому для них курсу 170221802 руб. 85 5/7 коп., имеют быть постепенно заменены кредитными билетами, которым присвояется наименование государственных, настоящему назначению их более соответственное.
2) Количество государственных кредитных билетов, взамен ассигнаций, определяется соразмерно количеству сих последних, - круглым числом 170221800 рублей.
3) Из числа кредитных билетов, предназначенных Манифестом 1 июля 1841 г. Сохранным Казнам и Заёмным банкам на 30 млн., 10 млн. рублей имеют оставаться в оборотном капитале сих установлений, сообразно с указанном в том Манифесте для каждого из них размеров, 20 же млн. отчисляются в капитал запасной. Выпуск по окончании обмена ассигнаций, сих 20-ти млн., всех или частью, Мы представляем особому Нашему впредь усмотрению.
4) Государственные кредитные билеты, взамен ассигнаций выпускаемые, обеспечиваются всем достоянием Государства и безостановочным во всякое время… разменом на звонкую монету…
11) Обмен кредитных билетов на металлическую монету, т.е. серебряную и золотую, с соблюдением указанного между деньгами соотношения, производится в С. – Петербурге, в разменной при Экспедиции Кредитных билетов кассе, по желанию просителей, без ограничения суммы, а в Москве при таможенном отделении, из назначаемой для сего части фонда, до 3000 рублей в одне руки. Кредитные билеты, поступившие в обмен на звонкие монеты, хранятся в разменной кассе до приобретения на оные монеты золотой и серебряной, для соразмерного опять дополнения фонда…
16) Ассигнации, удерживаемые в казённых местах, с выпуском, взамен их, соразмерного количества кредитных билетов, имеют быть высылаемы в экспедицию сих билетов для надлежащего обревизования и уничтожения…».
Таким образом, Манифест от 1 июня 1843 г. предусматривал замену всех обращавшихся бумажных денежных знаков на государственные кредитные билеты, для изготовления которых в Министерстве финансов была создана Экспедиция государственных кредитных билетов с постоянным фондом звонкой монеты для обеспечения обмена крупных билетов. Билеты были выпущены семи достоинств: 1,3,5,10,25,50 и 100 руб. [4].
С изъятием из обращения депозитных билетов и государственных ассигнаций Экспедиция Депозитной кассы и Государственный ассигнационный банк были упразднены с 1 января 1848 г., и все их операции и средства передавались в Экспедицию государственных кредитных билетов.
В конечном счёте, эти мероприятия позволили полностью унифицировать все бумажные денежные знаки в обращении, где остался только один вид денежных знаков – государственные кредитные билеты. Причём был введен их размен на серебро и золото, хотя и с определёнными ограничениями. Если в Петербурге никакого лимитирования суммы размена не производилось, то в Москве можно было обменять на звонкую монету только 3 тыс. руб. кредитными билетами.
Таким образом, в России была установлена денежная система, при которой преимущественно серебро служило всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения, функционирующие денежные знаки разменивались на драгоценные металлы. Весь ход денежной реформы 1838-1843 гг. показал, что правительство Николая I пыталось разрешить две трудно совместимые задачи: упорядочить денежное обращение и максимально использовать эмиссию денежных знаков для выгоды государственного казначейства.
2.4 Итоги реформы
Введение системы серебряного монометаллизма с обращением различных бумажных денежных знаков, на 1/6 покрытых металлом, способствовало укреплению денежной системы в России. Это отвечало интересам развивающейся буржуазии, которая нуждалась в твёрдой валюте.
Однако в процессе реформы не было достигнуто главного – не была создана самостоятельная кредитно-банковская система, денежное обращение оставалось исключительно во власти государства. Целью реформы Канкрина было улучшение системы ассигнационного обращения, но не кредитования. Она делала уступку развивающейся буржуазии, но в целом была направлена на укрепление позиций царского правительства, которое, являясь монополистом в денежно-кредитной сфере, своими действиями создавало угрозу нормальному функционированию денежной системы. Размер эмиссии государственных кредитных билетов ограничивался величиной запасов благородных металлов в казне. Указанный запас должен был гарантировать свободный размен кредитных билетов по их нарицательной стоимости. Однако обеспечить устойчивость денежного обращения в стране на длительное время правительству всё же не удалось. Уже в 1855 г. стали ощущаться серьёзные затруднения в размене кредитных билетов на золото или серебро. С 15 ноября 1863 г. он был прекращён официально. Кредитные билеты превратились в бумажные деньги, которые начали постепенно обесцениваться. Причин для этого в России в то время было много:
- трудности в формировании разменного фонда для государственных кредитных билетов;
- неразвитость товарно-денежных отношений в условиях крепостного права и натурального хозяйства;
- постоянный рост государственных расходов, связанных с участием в мировой политике: Крымская война (1853-1856), русско-турецкая война (апрель 1877 – февраль 1878).
Для удовлетворения своих финансовых потребностей правительство широко использовало займы и эмиссию кредитных билетов. И всё это в условиях, когда государственное казначейство никакой ответственности за состояние денежного обращения в стране не несло. За годы Крымской войны сумма кредитных билетов в обращении увеличилась более чем в 2 раза – с 333,4 (1853 г.) до 735,2 (1857 г.) млн. руб. Своего максимального предела выпуск неразменных государственных кредитных билетов достиг во время русско-турецкой войны. Их сумма в обращении в 1878 г. составила 1 188 115 тыс. руб. [2].
Переполнение каналов денежного обращения обесцененными денежными знаками, т.е. острая инфляция, препятствовала развитию капиталистических производственных отношений в России, обостряла социальные противоречия. Это определило объективную необходимость перехода, посредствам новой денежной реформы, к золотому монометаллизму, который придал бы денежной системе определённое единство.