Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:26, реферат
В 20-е–30-е годы XIX века в Российской империи произошла некоторая стабилизация денежного обращения, и был относительно устойчивый курс бумажных денег – ассигнаций. Достигнуто это было во многом благодаря твёрдой политике министерства финансов под руководством Е.Ф. Канкрина.
В конце 30-х годов XIX века были созданы предпосылки для проведения в 1839-1843 годы денежной реформы, осуществлённой по принципу девальвации и вошедшей в историю под названием, «реформы Канкрина». Проведена она была очень квалифицированно, дала положительные результаты и может служить хрестоматийным примером для сегодняшних политиков и финансистов, ставящих задачу укрепления денежного хозяйства своих стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
1 Условия и предпосылки денежной реформы 1839-1843гг…….4
1.1 Первые попытки преобразования государственных финансов……......4
1.2 Экономические и социальные предпосылки денежной реформы……11
2 Основные этапы и результаты осуществления денежной реформы Канкрина...................................................................................14
2.1 Первый этап реформы …….……………………………………………14
2.2 Второй этап реформы …………...……………………………………...16
2.3 Третий этап реформы ……………...........................................................19
2.4 Итоги реформы…………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………..………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..........25
Столь резкая критика деятельности предшественника была не только несправедливой, но и ошибочной (если предположить, что она не диктовалась карьеристскими интересами). Ведь именно в результате уменьшения количества ассигнаций более чем на ¼ произошла фиксация их курса с некоторой тенденцией к повышению. Даже в результате войны с Турцией, польского восстания, неурожаев, холеры ни внутренний, ни внешний курсы не подвергались резким колебаниям. К тому же именно уменьшение количества ассигнаций в обращении (при отсутствии разветвлённой сети кредитных учреждений и плохих путях сообщения) увеличило количество металлических денег в обороте. Впоследствии всё это позволило министру финансов Е.Ф. Канкрину безболезненно осуществить девальвацию ассигнаций, а под вновь созданные бумажные денежные знаки подвести серебряное основание.
В 1834 г. правительство предприняло попытку покончить с «простонародными лажами», издав закон, запрещавший письменные сделки «по счёту на монету». Затем всем губернаторам были даны строгие указания «наблюдать за невозвышением лажа». Министр финансов считал, что бороться против «простонародного лажа» следует запретительными мерами. К этому убеждению его привело сопоставление курсов на серебро в различных регионах с величиной существовавшего в них лажа на ассигнации. На основе своих вычислений Е.Ф Канкрин сделал вывод, что если вычесть из цены серебра «наддачу» на ассигнации, то цена серебряного рубля повсеместно окажется близкой к биржевому (3,50 асс. руб.) или податному (3,60 асс. руб.) курсу, о чём сообщается в «Очерке хода дела об устройстве денежной системы в Государственном совете в 1837-1839 гг.», вышедшем в 1896 г.
Несомненно, расчёты были верными. Но действия, которые были предприняты на основе расчётов, положительного результата дать не могли, так как простым административным воздействием невозможно было прекратить «счёт на монету»: он был только реакцией рынка на колеблющийся курс ассигнаций. Ликвидировать его можно было на основе новых принципов организации денежной системы.
И вот в 1837 году Николай I, на всеподданнейшем отчёте курского военного губернатора за 1836 г., по поводу жалоб на вред простонародных лажей, наложил свою резолюцию: «Сей предмет повсеместной жалобы требует необходимо соображений министра финансов». И поскольку такая резолюция являлась фактически приказом осуществить действенные меры по ликвидации «простонародных лажей», в Госсовете началось обсуждение проблемы. В связи с этим необходимо отметить, что первоначально речь шла только о борьбе с лажем, причём Е.Ф. Канкрин продолжал настаивать на административных мерах. Однако написанная М.М. Сперанским и розданная членам совета для ознакомления «Записка о монете», убедила их в необходимости проведения денежной реформы. Под влиянием той же записки, а впоследствии и под давлением членов Госсовета Е.Ф. Канкрин пришёл к выводу о необходимости кардинальных мер для нормализации денежного обращения.
Проект денежной реформы М.М. Сперанский изложил в упоминавшейся «Записке о монете». Суть его заключалась в переходе от ассигнационной системы, основанной на выпуске бумаги, имеющей лишь податное обеспечение, к системе кредитной, в основу которой был бы положен размен кредитных билетов на звонкую монету. М.М. Сперанский предлагал осуществить реформу в три этапа: два подготовительных и третий окончательный. На первом этапе осуществлялся выпуск банковских кредитных билетов под названием сохранных, основанных на вкладах серебра. На втором этапе следовало произвести фиксацию курса ассигнаций на уровне податного курса: серебряный рубль, равный 3,60 ассигнационного. Заключительный этап предполагал замену ассигнаций сохранными билетами, для чего ежегодно объявлялись бы серии ассигнаций, подлежащих замене.
Окончательный вариант проекта реформы Е.ф. Канкрина, сформировавшийся в ходе обсуждений проблемы в Госсовете, отличался от проекта М.М. Сперанского. Министр финансов считал, что курс ассигнаций надо приравнять к биржевому курсу (3,50 руб. асс.), поскольку биржевой курс регулировал намного более значительную массу частных оборотов, чем казённые обороты, опосредовавшиеся податным курсом. Кроме того, период осуществления реформы, согласно проекту Е.Ф. Канкрина, должен был быть более продолжительным, чем по проекту Сперанского.
Разногласия были и в Государственном совете. Их разрешил Николай I, наложивший на меморию Общего собрания следующую резолюцию: «Желательно мне, чтобы принято было среднее между двух мнений и, полагаю, определив курс в 3,50, ныне же издать о сём манифест с нужными переменами, податной же курс в 3,60 оставить до 1 января 1849 г.» [1].
В итоге реформа была проведена в соответствии с проектом Министерства финансов, в основу которого был положен проект М.М Сперанского.
1.2 Экономические и социальные предпосылки денежной реформы
Проведение денежной реформы было подготовлено развитием товарно-денежных отношений. В 30 - 40-х гг. XIX века в России начался промышленный переворот. Значительно возросли темпы внедрения в промышленность машинной техники. Соответственно ускорился переход к наёмному труду. Уже в 1825 г. вольнонаёмные рабочие составляли 54% от общего их количества в России [1].
Происходил рост внутреннего рынка, причём в рыночные отношения интенсивно начала втягиваться деревня. Важную роль в этом играли сельские ярмарки, которые к тому же в значительной степени способствовали развитию кустарной крестьянской промышленности. В 40-х гг. в России насчитывалось 4 тыс. ярмарок, из них 64 имели торговые обороты свыше 1 млн. руб. каждая. Наиболее крупные – в несколько десятков миллионов рублей.
В крупных городах и промышленных центрах России быстро росла постоянная (магазинная) торговля. В глубинке и на окраинах страны широкое развитие получила торговля вразнос.
Всё большее значение в экономике России приобретало развитие внешнеторговых оборотов. Причём запретительная таможенная политика, непрерывно проводившаяся на протяжении первой половины XIX века (за исключением 1819-1822 гг.) обеспечивала почти постоянное отставание импорта от экспорта и активное сальдо торгового баланса. Начался приток звонкой монеты из-за границы. Ежегодный перевес ввоза золота и серебра над вывозом в 1821-1830 гг. составил 7,1 млн. руб., а в 1831-1840 гг. – 11,7 млн. руб. золотом (по курсу 1 руб. = 1/15 империала). Благоприятный платёжный баланс обеспечивал повышение курса ассигнаций [1].
Необычайно большой вывоз товаров (преимущественно хлеба) и обильный приток золота и серебра в страну происходили непосредственно перед началом денежной реформы.
В связи с развитием товарно-денежных отношений в России шла денатурализация доходов основного налогоплательщика. Увеличивались соответственно и налоговые поступления. Так, по сведениям Министерства финансов, в 1826 г. «обыкновенные государственные доходы дали 320,2 млн. руб., а в 1839 г. – 599,7 млн. руб. ассигнациями».
Кроме того, с 1817 г. начался интенсивный рост внутреннего государственного долга. Если в 1817 г. он составлял 259 млн. руб. ассигнациями, или 65 млн. руб. серебром по курсу того года, то к 1843 г. увеличился до 269 млн. руб. серебром. Причём этот рост в значительной мере происходил за счёт «позаимствований» из государственных кредитных учреждений. В 1843 г. они составили 174,5 млн. руб. серебром, т.е. почти 2/3 всего внутреннего долга. Являясь одной из основных предпосылок денежной реформы, «позаимствования» были одновременно и одной из её слабых сторон.
Большое значение имели также внешние займы. Так, если в 1815 г. задолженность России по внешним займам составляла около 29 млн. руб. серебром, в 1823 г. – 106,8 млн. руб. серебром, то в 1843 г. она достигла 193,3 млн. руб. серебром [1].
Таким образом, развитие внутреннего и внешнего товарооборота способствовало росту государственных доходов. «Позаимствования» из государственных кредитных учреждений, внутренние и внешние займы делали возможным покрытие бюджетных дефицитов. Активное сальдо торгового баланса обеспечило повышение курса ассигнаций и создало условия для прилива звонкой монеты из-за границы. В свою очередь приток благородных металлов и рост их внутренней добычи создали базу для чисто металлического денежного обращения в стране.
Возникла острая необходимость проведения денежной реформы, начало которой было положено в 1839 г. Реформа проводилась в несколько этапов.
2 Основные этапы и результаты осуществления денежной реформы Канкрина
2.1. Первый этап реформы
Первый этап ознаменовался выходом в свет Манифеста от 1 июля 1839 г. «Об устройстве денежной системы», который чётко определял соотношение бумажных и металлических денег. В нём в частности говорилось (сохранён стиль оригинала):
«1) …серебряная российского чекана отныне устанавливается главной государственной платёжною монетой, а серебряный рубль настоящего достоинства и с настоящими его подразделениями – главною, непременяемою законною мерою (монетною единицей) обращающихся в государстве денег, соответственно чему все подати, повинности и сборы, а также разные платежи и штатные расходы в своё время имеют быть исчислены на серебро.
2) При таком установлении серебра главною платёжною монетою государственные ассигнации, согласно их первоначальному назначению, остаются вспомогательным знаком ценности, с определением им впредь единожды и навсегда постоянного и непременяемого на серебро курса, считая серебряный рубль как в крупной, так и в мелкой монете, в три рубля пятьдесят копеек ассигнациями.
3) По сему постоянному и непременяемому курсу представляется на волю плательщиков вносить как серебряною монетой, так и ассигнациями… все казною предназначенные и причитающиеся платежи, все платежи по особым таксам и прочие.
4) Равным образом и все платные расходы, а равно и все вообще платежи из Казны и Кредитных установлений и проценты по билетам Государственного Казначейства и по Государственным фондам, на ассигнации исчисленным будут производимы по тому же самому курсу серебром, или ассигнациями, соображаясь с наличностью того или иного рода денег…
9) За сим присвоение ассигнациям какого-либо иного курса, кроме выше постановленного, равно надбавка на серебро и на ассигнации какого-либо лажа… строжайше воспрещается…
Золотая монета в Казну и в Кредитные Установления принимается, и из них выдаётся 3 процента выше нарицательной её ценности, именно империал - 10 руб. 30коп., и полуимпериал – в 5 руб. 15 коп. серебром…»[4].
Манифест установил в России систему серебряного монометаллизма. Главной денежной единицей был провозглашён серебряный рубль с содержанием серебра 4 золотника и 21 доля. Государственные ассигнации стали выполнять роль вспомогательного денежного знака. Курсовое соотношение составляло 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 рубль серебром. Фактически ассигнационный рубль был девальвирован.
Одновременно с Манифестом был опубликован указ «Об учреждении Депозитной Кассы серебряной монеты при Государственном коммерческом банке». Он гласил:
«1) В Кассу сию принимать от приносителей для хранения вклады серебряной монетою российского чекана и выдавать взамен приносителям билеты Депозитной кассы.
2) Поступающую в Депозитную кассу монету хранить неприкосновенно от сумм коммерческого банка, и ни на какой иной расход, как только для обратного промена не употреблять» [4].
Касса начала выполнять операции в начале 1840 г. Депозитные билеты являлись законным платёжным средством на всей территории страны. Они свободно разменивались на серебро. На лицевой стороне депозитных билетов был изображён герб России, написаны наименование денежного знака, год выпуска, номинал, текст «Государственный коммерческий банк выдаёт по сему билету немедленно по предъявлении его, три (и соответственно) рубля серебряною монетою», имелись подписи должностных лиц, номера купюр, орнамент. На оборотной стороне помещалось извлечение из правил организации депозитных вкладов. Депозитные билеты изготавливались Экспедицией Депозитной кассы. Они выпускались в обращение по 1 сентября 1843 г.
По свидетельству современников денежной реформы, депозитные билеты пользовались популярностью среди населения. Их охотно принимали частные лица при совершении различного рода сделок. Депозитная касса буквально осаждалась желающими сдать серебро и золото в обмен на «депозитки».
Депозитная касса полностью оправдала возлагавшиеся на неё надежды по созданию знаков, легко обменных на металл. В результате уже через год в коммерческом банке образовался фонд в 38 млн. руб., который продолжал быстро расти. Таким образом, без всяких дополнительных затрат был создан разменный фонд для будущих бумажных денег.
2.2. Второй этап реформы
С принятием указа от 1 июля 1839 г. денежная реформа ещё не была завершена. Количество выпускаемых депозитных билетов определялось объёмом серебра и золота, который накапливался в Депозитной кассе. Подобное ограничение эмиссии не позволяло довести их выпуск до размеров, достаточных для удовлетворения потребности внутреннего рынка в средствах обращения и платежа и, следовательно, изъятия из обращения обесценивающихся ассигнаций. Правительство не имело возможности использовать выпуск депозитных билетов для увеличения доходов государственного казначейства, здесь требовались иные принципы эмиссии, постепенный переход к которым был совершён на втором этапе реформы в процессе выпуска нового вида денежных знаков – так называемых кредитных билетов Сохранных казен, Воспитательных домов и Государственного заёмного банка. Эта эмиссия была произведена в соответствии с Манифестом от 1 июля 1841 г. «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 млн. руб. серебром».