Декабризм как форма протеста русской общественной мысли против самодержавия и крепостного рабства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:15, реферат

Описание работы

Я выбрал эту тему, так как у меня вызывают интерес такие исторические события, которые связаны с протестом против социального неравенства и политических режимов. Они во всей красе показывают все червоточины и изъяны действующей власти, пассивность которой в решении острых конфликтов как внутри страны так и за её приделами зачастую приводит, к сожалению, к кровавым событиям и государственным переворотам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Краткий обзор главных исторических событий начала 19 века……………….4

Дворянство начала 19 века……………………………………………………….4

Причины революционного движения…………………………………………....5

Первые тайные общества………………………………...………………….……7

Общество «Союз спасения»………………………………………………….......8

Павел Иванович Пестель………………………………...……………………….9

Михаил Николаевич Муравьев ………………………………………………...10

«Союз благоденствия»………………………………………………..………....11

Южное общество……………………………………………………….…….….13

Северное общество………………………………………………………….…...14

Конституция Муравьева и «Русская Правда» Пестеля…………………….….14

Восстание 14 декабря 1825 года………………………………………………..16

Причины поражения. Заключение…………………………………………...…17

Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Восстание декабристов.docx

— 55.18 Кб (Скачать)

Общество «Союз  спасения»

Общество, основанное Муравьевым и организованное Пестелем, в 1817 г. названо  было «Союзом спасения или верных и истинных сынов отечества». Вообще тогда было известно в Европе два главных типа тайных обществ: один тип, более мирной культурной организации, вроде немецкого тугендбунда (союз добродетели), который имел целью культурное и политическое возрождение Германии и действовал с одобрения правительства, будучи направлен главным образом против внешнего врага, поработителя Германии — Наполеона. С другой стороны, на юге Европы действовали общества карбонариев, или, как они назывались тогда в Греции, гетерии. Они представляли собой тип прямых заговорщицких организаций. Выбирая из этих двух типов, Пестель остановился на типе карбонариев, который более соответствовал его личному характеру и принципам. Надо сказать, что большая часть основателей «Союза спасения» были либерально настроенные люди, искавшие лучших форм политической и общественной жизни, но отчасти они были мистики и мечтатели — как Александр Муравьев и Сергей Муравьев-Апостол, отчасти —  отвлеченные теоретики и доктринеры, как Никита Муравьев, причем многим из них не было еще и полных 20 лет.

Павел Иванович Пестель, хотя тоже был очень молод (ему было в то время около 24 лет), был, однако же, человек со сложившимися уже взглядами и довольно определенными убеждениями, человек в высшей степени умный, выходящий по уму и силе характера из общего уровня. Его высоко ценили не только товарищи, члены тайного общества и его молодые приятели, но и его начальники и вообще все, кто его знал. Такую именно аттестацию давал ему его главный начальник, главнокомандующий Южной армией кн. Витгенштейн, который прямо говорил, что Пестеля можно было хоть завтра смело сделать и министром, и командующим армией и что он ни на каком посту не уронил бы себя. Точно такого же мнения о Пестеле был умный и талантливый генерал Киселев, в то время начальник штаба Южной армии. Еще с большим, конечно, энтузиазмом отзывались о нем его близкие товарищи: князь Волконский (в своих записках), Якушкин, который с ним во многом не соглашался, но очень его уважал, и другие декабристы, оставившие записки или дававшие о Пестеле показания на следствии. Одним словом, Пестель, несомненно, был самой замечательной личностью по своему характеру, знаниям и уму среди членов тогдашних тайных обществ. Он обладал не только огромным умом — умом творческим, но и соответственным темпераментом; это был человек железной воли и колоссального честолюбия, которое, по-видимому, в значительной мере являлось в нем движущей пружиной наряду с искренними и сильными стремлениями к общему благу.

Конечно, когда такой человек  явился среди членов тайного общества и сделал определенные предложения, которым, в сущности, вначале не было противопоставлено никаких других, то предложения его, хотя, может быть, и поразили его товарищей своею  резкостью, были приняты очень скоро, и карбонарский устав был утвержден.

Характерной чертой этого устава являлись ужасные клятвы, которые давались при вступлении в это общество, хотя, впрочем, такие клятвы практиковались и во многих масонских ложах, не имевших никаких политических задач. Более важное значение имело распределение членов общества по различным неравноправным разрядам. Во главе общества должны были стоять «бояре» — руководители, которые остальным членам (в принципе) не были даже известны. Самый устав общества мог быть известен только «боярам» и следующему за ними разряду членов, которые назывались «мужами»; членам третьей категории, «братьям», т. е. рядовым членам, не был даже известен устав, они обязаны были лишь слепо повиноваться тайному правительству этого тайного общества. Наконец, был еще четвертый разряд (уже не членов, а лишь сочувствующих) — так называемые «друзья», которые вносились в списки как подходящий материал, из которого могли рекрутироваться действительные члены, но сами могли даже и не знать о своем внесении в эти списки и о своей прикосновенности к тайному обществу. Такого рода организация совершенно соответствовала якобинским взглядам Пестеля, которые он себе выработал в качестве поклонника эпохи Конвента и революционного правительства Франции 1793 г.

Давши обществу этот устав, Пестель, однако, сам должен был уехать из Петербурга к месту своей службы — сперва в Остзейский край, где Витгенштейн командовал корпусом, а в 1818 г., с назначением Витгенштейна главнокомандующим Южной армией, на дальний юг, в пограничное с Молдавией местечко Тульчин, где была главная квартира Южной армии. Среди оставшихся членов общества вскоре началось брожение, особенно после принятия в его состав Михаила Николаевича Муравьева, который, в противоположность другим членам общества, подобно Пестелю, обладал сильной волей, но не разделял его взглядов и в особенности был сознательным противником тех якобинских форм, которые положены были Пестелем в основу организации. Михаил Муравьев хотя и уступал по уму Пестелю, но в его отсутствие явился наиболее сильным и притом с самостоятельно выработанным взглядом. Свое несогласие с Пестелем он выражал прямо и резко. Когда ему при вступлении в общество было предложено принести присягу по всем ритуалам устава, он от нее категорически отказался; прочитав же устав, заявил, что этот устав годен разве для разбойников муромских лесов, но не для культурного общества с политическими целями. Начались брожение и переговоры. Как раз в это время по случаю закладки храма Христа Спасителя в память Отечественной войны значительная часть гвардии была в Москве, и там происходили собрания членов общества с длительными дебатами по поводу разногласий, внесенных Михаилом Муравьевым.

«Союз благоденствия»

Хотя члены общества в  большинстве не были во многом согласны с Пестелем, но они не соглашались и с тем, что предлагал Михаил Муравьев, стремившийся устранить из устава общества прямые политические цели. В конце концов Муравьев и его сторонники пригрозили даже выходом из общества. Тогда, не желая терять их, им предоставили составить новый проект устава. Они взяли за образец устав «тугендбунда». Устав этот был напечатан в одной немецкой газете, экземпляр которой был привезен в Россию, и Муравьев с единомышленниками перевели его на русский язык. Приспособленный к русской действительности и соответственно измененный, этот немецкий устав и лег в основание нового устава тайного общества. После больших дебатов он был принят, и общество было переименовано из «Союза спасения» в «Союз благоденствия» (1818).

Из устава общества было видно, что оно являлось учреждением  вполне благонамеренным, почти не соприкасающимся с политикой, поэтому члены его действовали почти открыто, а правительство, хотя ему, несомненно, было известно о существовании этой организации, никаких репрессивных мер против неё не принимало. Впрочем, многие думают, что такой устав был выработан для вида, и что существует ещё вторая часть, но она всё же не была закончена и не была принята в качестве действующего законодательства союза или хотя бы даже его центрального органа. Так как не предполагалось преследовать никаких заговорщицких целей, то и союз был перестроен по типу культурно-просветительного общества. Устав общества, так называемая Зеленая книга — был известен всем членам общества. Члены союза вели свою пропаганду довольно открыто.

Что касается деятельности «Союза благоденствия», то она была представлена в четырех отраслях:

  1. Филантропическая (воспособление человечеству в его нуждах, практически эта идея могла выражаться тогда особенно в улучшении положения крестьян).
  2. Просветительная
  3. Улучшение правосудия в России
  4. Экономическая.                                                                                        

Несмотря на то, что число членов «Союза благоденствия» увеличивалось (в 1819 г. оно дошло до 200 человек), деятельность общества была довольно вялой и казалась большинству членов слишком пресной, тем более что недовольство правительством все более обострялось и развивалось в связи с ростом правительственного гнета, обскурантизма и ненавистных военных поселений. Чувствовалась потребность в более революционной организации, и при таком настроении естественно, что среди молодых членов общества росли неудовольствие и неудовлетворенность своим кругом деятельности.

Правда, мирный характер этого  общества не мешал некоторым членам его обсуждать политические вопросы, но едва ли этим можно характеризовать  значение и роль «Союза благоденствия»: обсуждали эти вопросы лишь отдельные  члены общества, главным образом  члены «коренной управы». Такого рода обсуждения бывали и до основания  «Союза благоденствия», когда общество называлось еще «Союзом спасения».

В том же 1820 г. случилось в Петербурге происшествие, которое, не будучи вызвано деятельностью «Союза благоденствия», отразилось, однако, на судьбе всех тайных обществ (масонских лож в том числе) весьма сильно: этим событием было возмущение нижних чинов в Семеновском полку. Произошло оно без участия офицеров. Причина его была следующая. Семеновский полк раньше был веден чрезвычайно гуманно; большинство офицеров были сами гуманные люди и многие из них члены «Союза благоденствия», полковым командиром был добродушный генерал Потемкин, но когда в 1820 г. полк принял от него полковник Шварц, человек грубый, суровый, деспотический, фронтовик, склонный даже к свирепым и незаконным истязаниям солдат, и когда он, задавшись целью вымуштровать этот полк, велел высечь нескольких георгиевских кавалеров, которые по закону были избавлены от этого наказания, то несколько рот полка возмутились.

Форма возмущения была, впрочем, довольно мирная. Солдаты возмутившихся  рот хотели только сделать заявление, что просят Шварца впредь не прибегать  к таким мерам. Офицеры — между  ними С. И. Муравьев-Апостол — старались  их от этого отговорить, понимая, что  солдаты этим ничего не достигнут; но убеждения эти не привели в  конце концов к цели, и в результате весь полк был посажен в крепость. Это обстоятельство произвело на Александра огромное впечатление. Он был  в это время на конгрессе в  Лайбахе. Этот бунт совпал с другим очень тяжелым впечатлением — от второго варшавского сейма 1820 г., который отверг все почти законопроекты, внесенные правительством, после рада весьма резких оппозиционных речей. К этому присоединились вести о революции в Неаполе, которая и была предметом обсуждения Лай-бахского конгресса. Все это подготовило такое настроение Александра, при котором бунт Семеновского полка произвел на него чрезвычайно острое впечатление, которое было тем больнее, что Семеновским полком он когда-то сам командовал и полк этот был его любимым полком. Он отказывался верить, что полк сам собой взбунтовался, и видел в этом участие тайных подстрекателей. Полк был раскассирован. Эта история имела два важных последствия. С одной стороны, размещенные по всей империи солдаты и офицеры Семеновского полка образовали отличные кадры пропагандистов революционных идей и недовольства, а с другой стороны, введу обострившегося настроения правительства, «Союз благоденствия» признал, что в прежнем виде он дольше существовать не может. Поэтому в январе 1821 г. члены союза, собравшись в Москве, постановили прекратить деятель-

ность этой организации. «Союз благоденствия» был объявлен закрытым, причем председательствовавший в большей части этих московских заседаний Н. И. Тургенев даже циркулярно оповестил об этом всех членов.

Есть мнение, что тайное общество только для вида решило закрыться, чтобы отвести глаза правительству, а затем продолжать свою работу в  формах, более конспиративных. Едва ли, однако же, это было общей мыслью всего собрания. Как бы там ни было, в Петербурге тайное общество действительно прекратило свое существование.

 

Южное общество

 

Но когда южные делегаты с Московского съезда явились  в Тульчин и сделали там доклад о закрытии общества, то южные части во главе с Пестелем и Юшневским объявили о том, что они своей организации не прекратят. Таким образом южный отдел «Союза благоденствия» сделался самостоятельным тайным обществом, при этом южная организация восстановила прежний устав «Союза спасения» и цели поставила определенно политические и резко революционные.

Пестель постоянно ставил своим товарищам на вид необходимость  не только цареубийства, но даже истребления  всей царствующей фамилии, и этот вопрос постоянно приводил к спорам между ним и Муравьевым-Апостолом. Однако Пестель, ставя такие радикальные цели, считал необходимым действовать очень хладнокровно и осторожно, после всестороннего обсуждения и обстоятельной подготовки. Сергей Муравьев-Апостол был, напротив, нетерпелив и склонен к энтузиазму и быстрым решительным мерам, ему претила мысль об истреблении целой семьи, но, с другой стороны, он требовал скорейшего приступа к действиям и постоянно стремился начать восстание. Раз даже, когда один из полковых командиров, входивших в состав общества, потерял полк, то Муравьев думал немедленно начать возмущение. Главным помощником Муравьева был Бестужев-Рюмин, который обладал еще более горячим и пылким темпераментом. Он деятельно пропагандировал свои взгляды, и ему удалось сделать два крупных дела. Он открыл существование независимого Общества соединенных славян, которое ставило себе целью установить федеративную республику среди всех славянских народов.

 

Северное общество

 

Возрождение тайного общества в Петербурге произошло не ранее 1822 г., когда гвардия вернулась  в Петербург. Тогда была выбрана  новая управа из Никиты Муравьева, кн. С. П. Трубецкого и Николая Тургенева, который, впрочем, отказался и был  замещен молодым офицером князем Евгением Петровичем Оболенским. Организующим элементом был здесь Никита Муравьев, который прежде всего принялся за разработку проекта конституции. Он решительно расходился во взглядах с Пестелем по многим предметам.

Информация о работе Декабризм как форма протеста русской общественной мысли против самодержавия и крепостного рабства