Декабристы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:54, доклад

Описание работы

В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П.И. Пестель, убежденный республиканец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками. Учредителями были также А.П. Юшневский, Н.В. Басаргин, В.П. Ивашев и др.

В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин. Оба общества «не иначе мыслили, как действовать вместе».

Работа содержит 1 файл

развитие общественной мысли.docx

— 50.61 Кб (Скачать)

Западники: Течение  русской мысли 1840 гг., противоположное  славянофильству. Западники (В. Белинский, Т. Грановский, А. Герцен, К. Кавелин, В. Боткин и др.) выступали за преодоление отсталости России, выражавшейся в реликтах патриархального общественно-экономического и нравственного уклада, и отстаивали необходимость развития страны в направлении, избранном Западом в результате трансформации, связанной с эпохой Возрождения и, в особенности, Просвещения. Создателем первой историософской евроцентрической концепции был П. Чаадаев. Она носила консервативный характер — вдохновлявшим идеалом была в ней средневековая христианская Европа, что не могло удовлетворить западников 1840 гг., следовавших либеральной и рационалистической традиции XVIII в. Когда в 1839 г. славянофилы приняли чаадаевскую иерархию ценностей (отвергая пессимистический взгляд на прошлое России), западники выступили с ее публичной критикой (1841).

Для западников история стала синонимом прогресса, а ее конечной целью признавалось создание таких общественных отношений, которые обеспечат личности полную свободу, благосостояние и гармоническое развитие.

они считали  движущей силой истории не народные массы, «коснеющие под тяжестью исторических и естественных определений» (Т. Грановский), а освободившуюся от их власти личность. Исторический прогресс связывался, таким  образом, с гуманизацией индивидуального сознания и общественных отношений, но суть гуманности заключалась в цивилизованности и осознанности, что означало высокую степень разрыва с миром неочеловеченной природы и примитивной гармонии патриархальных сообщностей. Славянофильскому идеалу спасения в мире благодати западничество противипоставило веру в творческие возможности разума, способного обеспечить господство мыслящего индивида над необузданными силами природы и истории.

Они полагали, что народы в процессе развития превращаются из «племени» (к таковым относили, напр., тунгусов, черногорцев, украинцев) в нацию, которая отличается от других самобытным содержанием духовной жизни, представляющим интерес для всего цивилизованного человечества. Ни одна претендующая на мировое значение нация не может существовать без сильного государства, справедливых законов, всеобщего светского образования, т. е. без примата гражданско-общественного и личностного начала над родовым и коллективным. Государство призвано стоять на страже интересов отдельной личности, создавая условия для просвещения «бессмысленно-беспощадных» народных масс. Поэтому западники (за исключением Герцена и ? Н. Огарева) проявили себя сторонниками «революции сверху», под эгидой сильной государственной власти. Подлинным «создателем России» был в их глазах ? Петр I, который превратил Россию в могучую и по-европейски просвещенную державу, способную обеспечить соблюдение прав человека.

Историософские идеи Гегеля и французской романтической историографии (Ф. Гизо, О. Тьерри) легли в основу западнической концепции русского исторического процесса, которая была выдвинута Кавелиным. Согласно ей, Россия не пережила завоевания одних племен другими, а потому не знала ленного права и столкновения интересов различных классов. Вместо феодальных отношений на Руси господствовал родовой строй, полностью подавлявший личную инициативу. До Петра I русский народ существовал лишь как племя, но все же Россия не стояла на месте, как Восток. Неразвитость личности компенсировалась такими свойствами русского характера, как умение усваивать плоды чужих культур и способность к решительной смене исторического курса, подкрепленная уважением к силе, могуществу и успеху. С перемещением княжеского престола на северо-восток родовое начало стало вытесняться вотчинным, а сосредоточение власти в руках великого князя воспитывало в нем волевые качества, лишенные, однако, идеи человечности. Эта идея могла быть заимствована только извне, с Запада, что и произошло благодаря преобразованиям Петра I. Реформы создали условия для развития личности и позволили ей, спустя 120—130 лет, освободиться от власти «предания». Данная концепция сыграла решающую роль в формировании т.н. государственной школы в историографии, представленной именами Б. Чичерина, С. Соловьева, В. Ключевского, П. Милюкова и др.

Политическая  программа западников содержала  такие положения, как отмена крепостного  права, строгое соблюдение имеющихся  законов, установление конституционной  монархии, а в перспективе парламентской  республики и обеспечение гражданских  свобод, изложенных в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В области социальной политики главными требованиями западников были разрушение общины и ликвидация правового неравенства сословий. Экономическая программа содержала замену крепостного труда наемным, индустриализацию страны и развитие транспорта, а также снятие ограничений для частного предпринимательства и свободной торговли.

Нравственный  кодекс западников предполагал воспитание в людях таких качеств, как  чувство собственного достоинства  и личной суверенности. Это связано  было, однако, с далеко идущей толерантностью по отношению к любому проявлению «не нашего» (наши) и интересом к иным культурам и иной ментальности (не только западной). Кроме того, чтобы подчинить себе механизмы природы и истории, человек должен был выработать в себе чувство здравого смысла, умение действовать легально, дисциплинированно и лояльно по отношению к вышестоящим. С этой точки зрения западники смотрели и на культуру повседневного быта. Они ценили комфорт, жизнь в достатке, порицали лень и безалаберность, презрение к порядку и удобствам. Выразителем западнического идеала в художественной литературе стал тип честного, энергичного предпринимателя (Штольц в романе И. Гончарова Обломов) 

Согласно замечанию  А. Валицкого, западничество было либерально-демократической утопией. Необходимо, однако, заметить, что его утопический характер вытекал не из программы и не из аксиологической направленности (многие постулаты западников выглядели не только реально, но и весьма скромно на фоне западноевропейской мысли), а из того факта, что русская действительность никак не соответствовала их идеальным построениям. Несколько переоценивая роль сознательности в русском историческом бытии, они явно недооценивали роль стихийного начала. Необходимо подчеркнуть, что создание русской правовой системы, обеспечившей формирование и функционирование русского гражданского общества во 2 половине XIX — начале XX в., стало возможным именно благодаря влиянию западничества на состояние умов ? интеллигенции и просвещенной бюрократии. Западники (Кавелин, Чичерин, Д. и Н. Милютины, А. Заблоцкий-Десятовский и др.) активно включались в подготовку и проведение реформ 1860 гг., уже в качестве представителей русского либерализма. Западнический либеральный демократизм лег в основу программы партии конституционных демократов. В широком обиходе употребительно также расширенное толкование западничества как синонима любого рода симпатий к западному образу жизни и мышления, к системе западной демократии. В этом случае как западники могут квалифицироваться такие весьма разные деятели русской культуры, как напр., А. Котошихин и В. Голицын (XVII в.),  Н. Панин и  Екатерина II,  Александр I и  А. Пушкин, О. Мандельштам и  В. Маяковский, А. Сахаров и А. Баткин. Некоей общей чертой, объединяющей вышеупомянутых, является не западничество как определенная идеология, а лишь прозападное эмоционально-аксиологическое умонастроение.

Западничество — оригинальное направление русской  мысли. Было бы неверным утверждать, что  оно было заимствовано с Запада. Хотя отдельные идеи западников полностью  повторяют европейские образцы, в целом это движение было возможно только в стране, лежащей на пограничье цивилизаций и претерпевшей серьезную  цивилизационную трансформацию на рубеже Средневековья и Нового времени. Аналогии западничеству следует искать не в Европе или Америке, а в таких странах, как Япония или Турция. Западничество не менее типично для России, чем славянофильство, а в определенные периоды (эпоха между крестьянской реформой 1861 г. и революцией 1917, годы перестройки) влияние генетически с ним связанной либерально-демократической идеологии на жизнь страны и на состояние умов оказывается более существенным, чем влияние русофильских идеологий.

     Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Возникновение народничества

На рубеже 50—60-х  годов среди молодежи распространился  тот тип "нигилиста", который  был запечатлен Тургеневым в образе Базарова. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, "нигилист" изучал науки, становился врачом, инженером, агрономом и приносил конкретную пользу людям без громких слов и пышных деклараций. Многие молодые  люди потянулись тогда в университеты.

Осенью 1861 г. правительство  ввело плату за обучение и запретило  студенческие сходки. Тогда впервые  в университетах произошли волнения. Многие студенты были исключены. Рухнули  их мечты стать "нигилистами", повторить подвиг Базарова. Герцен тогда написал в "Колоколе": "Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Сказать  вам куда?.. В народ! к народу! —  вот ваше место, изгнанники науки..."

В последующие  годы студенческие волнения происходили  все чаще, и вновь "изгнанники науки" искали свое место в жизни. Многие шли в народ добровольно, других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они бывали потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. Образ "нигилиста" потускнел, отошел на задний план, а в сознании демократической молодежи (из дворян и разночинцев) стали укореняться идеи "возвращения долга народу", беззаветного ему служения. "Кающийся дворянин" был приметной фигурой конца 60-х — начала 70-х годов. Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами. А иной раз и совсем уходили в народ, как князь В.В. Вяземский, ставший деревенским кузнецом.

Народничество сложилось в мощное движение со своей  собственной идеологией, у истоков  которой стояли Герцен и Чернышевский. Именно у них народничество заимствовало самые благородные свои черты: защиту интересов простого народа, прежде всего крестьянства, глубокий демократизм.

У Герцена и  Чернышевского народники восприняли отрицательное отношение к буржуазному  строю и веру в социалистическую утопию. Это порождало известные  противоречия. Действуя в интересах  народа, они стремились устранить  те крепостнические пережитки, которые  мешали народу жить. Но устранение этих пережитков (например, помещичьих латифундий или крестьянского бесправия) должно было открыть простор для развития капиталистических отношений в  деревне. Значит, народники невольно действовали в пользу того, что  отрицали. Но они считали, что Россия, опираясь на свои общинные традиции, сможет "перескочить" через период буржуазного  строя — сразу в "разумно  устроенное" социалистическое общество.

Народники не придавали  особого значения борьбе за конституцию  и гражданские свободы. Считалось, что социальное освобождение сразу  решит все проблемы. Если же народники  участвовали в борьбе за гражданские  свободы, то потому, что надеялись  с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм. Это было теневой стороной идеологии  народничества. 
 
 
 
 
 
 
 

Земля и Воля — тайное революционное общество, возникшее в России в 1861 году и просуществовавшее до 1864 года, с 1876 года по 1879 годы восстановившееся как народническая организация.

Первый состав:

Вдохновителями  общества были Герцен и Чернышевский. Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. В числе организаторов были Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, И. И. Шамшин и другие. Программные документы были созданы под влиянием идей Герцена и Огарева. Одним из важнейших требований, выдвигавшихся членами организации, был созыв бессословного народного собрания.

В первый Исполнительный комитет организации вошли 6 её организаторов (Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, братья Н. А. и А. А. Серно-Соловьёвичи, А. А. Слепцов, В. С. Курочкин). Земля и Воля представляла собой объединение кружков, располагавшихся в 13—14 городах. Наиболее крупными кружками были московский (Ю. М. Мосолов, Н. М. Шатилов) и петербургский (Н. И. Утин). Военная организация Земли и воли была представлена «Комитетом русских офицеров в Польше» под руководством подпоручика А. А. Потебни. По данным, имевшимся у А. А. Слепцова, численность «Земли и воли» составляла 3 000 человек (московское отделение состояло из 400 членов).

Летом 1862 год царские власти нанесли серьезный удар по организации, арестовав его лидеров — Чернышевского и Серно-Соловьёвича, а также радикального журналиста

Информация о работе Декабристы