Декабристы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:54, доклад

Описание работы

В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П.И. Пестель, убежденный республиканец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками. Учредителями были также А.П. Юшневский, Н.В. Басаргин, В.П. Ивашев и др.

В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин. Оба общества «не иначе мыслили, как действовать вместе».

Работа содержит 1 файл

развитие общественной мысли.docx

— 50.61 Кб (Скачать)

     ДЕКАБРИСТЫ

     В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П.И. Пестель, убежденный республиканец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками. Учредителями были также А.П. Юшневский, Н.В. Басаргин, В.П. Ивашев и др.

     В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин. Оба общества «не иначе мыслили, как действовать вместе». Это были крупные для того времени политические организации, обладавшие хорошо теоретически разработанными программными документами.

     Основными обсуждавшимися проектами стали  «Конституция» Н.М. Муравьева и  «Русская правда» П.И. Пестеля. «Конституция» отражала взгляды умеренной части декабристов, «Русская правда» — радикальной. В центре внимания стоял вопрос о будущем государственном устройстве России.

     Н.М. Муравьев выступал за конституционную  монархию — политическую систему, в  которой исполнительная власть принадлежала императору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная власть — парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения.

     П.И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный  строй. В его проекте законодательной  властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной — «Державная дума»  в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики. П.И. Пестель  провозгласил принцип всеобщего  избирательного права. В соответствии с идеями П.И. Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская  республика с президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени.

     В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского  вопроса П.И. Пестель и Н.М. Муравьев единодушно признали необходимость  полной отмены крепостного права, личного  освобождения крестьян. Эта идея красной  нитью проходила через все  программные документы декабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному.

     Н.М. Муравьев, считая помещичью собственность  на землю неприкосновенной, предлагал  передать во владение крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этого было явно недостаточно для ведения рентабельного крестьянского  хозяйства.

     По  мнению П.И. Пестеля, часть помещичьей земли конфисковывалась и передавалась в общественный фонд для наделения тружеников наделом, достаточным для их «пропитания». Так впервые в России был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме. Следовательно, и в решении земельного вопроса П.И. Пестель выступал с более радикальных позиций, чем Н.М. Муравьев.

     Оба проекта касались и других сторон социально-политической системы России. Они предусматривали введение широких  демократических гражданских, свобод, отмену сословных привилегий, значительное облегчение военной службы солдат. Н.М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П.И. Пестель настаивал на сохранении неделимой России, в которой все  народы должны были слиться в единый.

     Летом 1825 г. южане договорились о совместных действиях с руководителями Польского патриотического общества. Тогда же к ним примкнуло «Общество соединенных славян», образовав особую Славянскую управу. Все они развернули активную агитацию в войсках с целью подготовки восстания летом 1826 г. Однако важные внутриполитические события заставили их ускорить свое выступление.

     Восстание в Петербурге. После смерти царя Александра I в стране сложилась  необычайная ситуация — междуцарствие. Руководители Северного общества решили, что смена императоров создала  благоприятный момент для выступления. Они разработали план восстания  и назначили его на 14 декабря  — день принятия Сенатом присяги  Николаю. Заговорщики хотели принудить  Сенат принять их новый программный  документ — «Манифест к русскому народу» — и вместо присяги  императору провозгласить переход  к конституционному правлению.

     В «Манифесте» были сформулированы основные требования декабристов: уничтожение  прежнего правления, т.е. самодержавия; отмена крепостного права и введение демократических свобод. Много внимания было уделено улучшению положения  солдат: провозглашалось уничтожение  рекрутчины, телесных наказаний, системы  военных поселений. В «Манифесте»  заявлялось об установлении временного революционного правления и созыве через некоторое время Великого Собора из представителей всех сословий России для определения будущего политического устройства страны.

     Рано  утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. Они намеревались вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сенаторов. Однако дело продвигалось довольно медленно. Лишь к 11 часам утра удалось вывести на Сенатскую площадь лейб-гвардии Московский полк. В час дня к восставшим присоединились матросы гвардейского морского экипажа и некоторые другие части петербургского гарнизона — около 3 тыс. солдат и матросов во главе с офицерами-декабристами. Но и дальше события развивались не по намеченному плану. Выяснилось, что Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить «Манифест» было некому. С.П. Трубецкой, назначенный диктатором восстания, на площадь не явился. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания.

     Тем временем Николай собрал на площади  верные ему части и решительно ими воспользовался. Артиллерийская картечь рассеяла ряды восставших, которые в беспорядочном бегстве  пытались спастись на льду Невы. Восстание  в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующих  им.

     Восстание на юге. Несмотря на аресты некоторых  руководителей Южного общества и  известия о поражении восстания  в Петербурге, оставшиеся на свободе  решили поддержать своих товарищей. 29 декабря 1825 г. С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин подняли восстание Черниговского полка. Изначально оно было обречено на поражение. 3 января 1826 г. полк был окружен правительственными войсками и расстрелян картечью.

     К следствию, проходившему тайно и закрыто, привлекли 579 человек. 289 были признаны виновными. Николай I принял решение сурово покарать восставших. Пять человек — П.И. Пестель, ^ К.ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский — были повешены. Остальных, разделив по степени виновности на несколько разрядов, сослали на каторжные работы, на поселение в Сибирь, разжаловали в солдаты и перевели на Кавказ в действующую армию. Никто из наказанных декабристов при жизни Николая домой не возвратился. Часть солдат и матросов забили шпицрутенами, отправили в Сибирь и на Кавказ. На долгие годы в России было запрещено упоминать о восстании.

     Причины поражения и значение выступления  декабристов. Ставка на заговор и  военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, недостаточная подготовленность общества к преобразованиям, несогласованность  действий, выжидательная тактика  в момент восстания — основные причины поражения декабристов.

     Однако  их выступление стало значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную  программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

 

СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ 

Славянофилы, русские  общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыгравшие большую  роль в развитии русского национального  сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы обоснованно  и твердо объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно  истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного  развития русского народа в виде общины и артели. “Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, — писал И.В. Киреевский, — все то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом Православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений”.

Славянофильство зародилось в к. 1830-х, а в 1840-50-х  собрало вокруг себя самые мощные национальные силы. Круг единомышленников-славянофилов был широк и объединял вокруг себя выдающихся русских писателей  и ученых. Наиболее крупными выразителями славянофильских идей были И. В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.

Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы пропагандировали идеи русского возрождения и славянского  единства.

Космополитические силы в правительственных кругах долгое время препятствовали деятельности славянофилов. Им не позволяли иметь  свой печатный орган.

Статьи славянофилов выходили в “Москвитянине”, а также в различных сборниках — “Синбирский сборник” (1844), “Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных” (1845), “Московские сборники” (1846, 1847, 1852). Свои газеты и журналы славянофилы стали издавать только с середины 1850-х, но и тогда подвергались разным цензурным ограничениям и притеснениям. Славянофилы издавали журналы: “Русская беседа” (1856-60), “Сельское благоустройство” (1858-59); газеты: “Молва” (1857), “Парус” (1859), “День” (1861-65), “Москва” (1867-68), “Москвич” (1867-68), “Русь” (1880-85).

Своим творчеством  славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее идущее еще с эпохи  Петра I космополитическое мировоззрение и низкопоклонство перед Западом. Славянофилы показали тупиковый, ущербный, бездуховный характер западноевропейской цивилизации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка.

Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и  славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858-78.

Несмотря на огромный вклад в развитие русского самосознания, славянофилы не смогли выработать целостного мировоззрения, что в значительной степени объяснялось  характером той космополитической  среды, из которой многие из них вышли и которая толкала их в сторону либерализма.

Как писал русский  мыслитель, митрополит Санкт-Петербургский  и Ладожский Иоанн (Снычев): “Несмотря на стремление вернуться в лоно чистой русской церковности, слиться с истоками народной жизни, основами бытия России — ясного понимания сущности русского пути, русского служения славянофильство в целом так и не достигло. По-разному понимали члены кружка природу и цель Самодержавия, по-разному оценивали современные события. Эта разноголосица мешала движению, а с кончиной его основоположников оно окончательно утеряло мировоззренческое единство, распавшись на несколько самостоятельных, весьма различных между собой течений, частично выродившись в чистый либерализм”.

Тем не менее все, что было создано славянофилами в 1840-50-е, до сих пор продолжает оставаться важным фактором русской национальной жизни и мысли, оплодотворяя все новые и новые ее течения. Именно славянофильская мысль дала миру учение о цивилизациях Я. Я. Данилевского.  
 
 

Информация о работе Декабристы