Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:04, контрольная работа
Попыткой внедрения принципов либерализма «сверху» в России отмечен и рубеж XX-XXI вв. Проводимые либеральные реформы и их последствия получили неоднозначную оценку в различных слоях современного Российского общества и на сегодняшний день не имеют широкой социальной поддержки. Тем более актуально обратиться к первому опыту возникновения и распространения свободолюбивых идей в России и первым концептуальным проектам их внедрения в нашем отечестве в лице «движения декабристов».
Введение
1. Причины и характер движения
2. Первые политические организации
3. Революционно настроенные политические организации
4. Восстание в Петербурге
5. Восстание на юге
6. Следствие и суд
7. Причины поражения
8. Значение выступления декабристов
Заключение
Библиографический список
Так же на формирование идеологии декабризма оказали влияние идеи французских просветителей, а также русских вольнодумцев XVIII в. (Новиков, Радищев и др.). Сказался и своеобразный “дух свободомыслия”, господствовавший в начале XIX в. в Московском университете и Царскосельском лицее, где учились многие будущие декабристы. Подавляющее большинство декабристов прошло и через увлечение реформаторскими планами начала царствования Александра I, так и через разочарование в “реформаторе на троне”. Политической школой для декабристов стали Отечественная война 1812 г. (115 декабристов - ее участники) и заграничные походы русской армии, во время которых они познакомились с социально-политическими изменениями, происходившими в Европе в результате французской революции и наполеоновских войн. Большое влияние на идеологию и тактику декабризма оказало масонство (все лидеры и многие рядовые декабристы были участниками масонских лож), а также опыт тайных обществ, созданных в европейских странах для борьбы с наполеоновской оккупацией.
Декабристы были убеждены, что главным тормозом прогресса, главным препятствием для дальнейшего позитивного развития страны являются самодержавие и крепостное право. Ликвидация их стала насущной задачей движения. С момента зарождения в декабризме прослеживались два направления: часть его участников выступала сторонниками мирного, реформаторского пути преобразования общества, другая - проповедовала необходимость “решительных мер” в борьбе за реализацию своих идей и планов.
26
Декабристам предшествовали тайные общества, которые появились в России на рубеже XVIII-XIX вв. они имели масонский характер, и их участники разделяли в основном либерально-просветительскую идеологию. В 1811-1812 годах действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н. Н. Муравьевым. В порыве юношеского идеализма его члены мечтали об основании республики на острове Сахалин. После окончания Отечественной войны 1812 года тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1814 году в Петербурге Н. Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М. Ф. Орловым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.
В феврале 1816 года после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов – «Союз спасения». Просуществовал он до января 1818 года. Это была замкнутая группа единомышленников, носившая заговорщический характер и насчитывавшая в своем составе на первом этапе не более 12 членов, на последнем – 30 человек. Организаторами общества были Александр Николаевич Муравьев, Никита Михайлович Муравьев, Сергей Иванович Муравьев-Апостол, Матвей Иванович Муравьев-Апостол, Сергей Петрович Трубецкой и Иван Дмитриевич Якушкин. Раз возникнув в эпоху борьбы с Наполеоном, чувство патриотизма осталось у декабристов необычайно сильным, доходящим до экзальтированности; оно, отмечал П. Е. Щеголев, «проникало и обнимало всю психику человека и было таким же мощно действующим, как у народников – любовь к народу, у искренно верующих людей – любовь к Богу»[8].
В конце 1816 года в Петербург приехал Павел Иванович Пестель. Он узнал от близких друзей о существовании Союза спасения, вступил в общество и стал наиболее активным, радикально настроенным декабристом.
«Союз спасения» - первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав - «Статут». С февраля 1817 года члены общества стали называть себя истинными и верными сынами Отечества. К уставу были приложены тексты торжественных клятв по масонскому образу, которые произносились на кресте и Евангелии. Участники заговора клялись хранить все в строжайшей тайне. Нарушившему клятву грозила смерть.
Истинным и верным сынам Отечества были ясны цели борьбы: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Ужасы народной революции пугали дворян-революционеров. Они полагали добиваться своих целей для народа, но без народа. Было решено требовать конституцию в момент смены императора на престоле. Однако ответа на вопрос, как осуществить такое требование, не было. На тайных собраниях в поисках выхода шли обсуждения и горячие споры. Гарантии, что новый император, заняв престол, согласится на принятие конституции и освобождение крестьян от крепостной зависимости, не было. Поэтому идею цареубийства отклонили.
Не удовлетворенные собой декабристы ликвидировали организацию и, ища более правильную программу и тактику, основали новое тайное общество – Союз благоденствия, довольно крупная организация. Она возникла в Москве в январе 1818 года и просуществовала три года. В ее составе насчитывалось более 200 членов, среди них были почти все члены союза Спасения. В организации было много молодежи, преобладали военные. Союз получил довольно четкую структуру. Были избраны Коренная управа – общий руководящий орган – и Совет (Дума), обладавший исполнительной властью.
За три года своего существования Союз оформился организационно. Его управы (отделения) были в нескольких городах России – Полтаве, Тамбове, Киеве, Кишиневе и в Нижегородской губернии. В Москве и Тульчине были главные управы, учреждавшие по нескольку побочных управ. Коренная управа (руководящий центр) находилась в Петербурге.
Важное значение имело создание первой части нового устава общества, так называемой Зеленой книги (название произошло от цвета ее обложки), которая содержала программу подготовки общественного мнения для будущего переворота. Члены союза начали работу над второй частью устава, содержащей конечные цели борьбы. Там говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционного правления и, главное, о осуществлении этих требований насильственными средствами.
С Союзом благоденствия идейно было связано литературное общество «Зеленая лампа». На собраниях его за круглым столом, обсуждались новости литературы и политики. О характере этих бесед дает представление дошедшая до нас политическая утопия «Сон», написанная членом общества А. Д. Улыбышевым. Помимо литературы оно обсуждало политические проблемы. Общество собиралось на квартире Никиты Всеволожского, в комнате, освещенной зеленой лампой (отсюда его название).
Декабристы работали в Вольном обществе учреждения училищ по методе взаимного обучения, создавали так называемые ланкастерские школы. Метод ланкастерских школ был способом массового распространения просвещения. Председателем Вольного общества был член Союза благоденствия граф Федор Толстой (двоюродный дядя Льва Николаевича Толстого), его заместителем – Федор Глинка, секретарем – Вильгельм Кюхельбекер. Общество действовало преимущественно среди бедного люда. Заботами союза благоденствия в Петербурге было обучено около тысячи детей, на юге страны – полторы тысячи.
Численный рост тайной организации делал ее более рыхлой. Среди членов общества появились ненадежные люди, много говорившие и мало занимавшиеся конкретными делами. У многих более радикально настроенных членов появилась резкая неудовлетворенность сделанным. Она все более сказывалась при встречах, в спорах и при обсуждении создавшегося положения.
В такой обстановке Коренная управа Союза благоденствия приняла решение созвать в Петербурге совещание по основным программным вопросам. Оно состоялось в январе 1820 года на квартире Федора Глинки. Там присутствовало основное ядро общества, в том числе Павел Пестель, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита муравьев, Михаил Лунин, Николай Тургенев, Иван Якушкин и другие члены организации. Председательствовал на совещании граф Федор Толстой.
С докладом о том, какое правление в стране лучше – конституционно-монархическое или республиканское, на совещании выступил Пестель. Он постарался убедительно показать все выгоды республиканского правления по сравнению с правлением монарха, хоть и ограниченного конституцией. В результате участники совещания единогласно высказались за республику. Таким образом, Союз благоденствия стал первой в истории освободительного движения России организацией, признавшей целью своей борьбы установление республиканского строя.
Все члены общества принимали участие в легальной деятельности. Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью создавались просветительские организации, издавались книги и литературные альманахи. Члены общества действовали и личным примером – отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпускали на волю наиболее одаренных крестьян.
Члены организации (в основном в рамках Коренной управы) вели яростные споры о будущем устройстве России и тактике революционного переворота. К 1820 году стали преобладать республиканцы. Средством достижения цели Коренная управа считала заговор с опорой на армию. Обсуждение тактических вопросов – когда и как производить переворот – выявило большие разногласия между радикальными и умеренными руководителями. В это время по Европе прокатилась волна революционных выступлений (в Испании и Неаполе). В России тоже было неспокойно (восстание в Семеновском полку). Эти события вдохновляли членов организации на поиск более радикальных действий. Наиболее решительные настаивали на скорейшей подготовке военного переворота. Умеренные возражали против этого.
Для обсуждения накопившихся вопросов в начале января 1821 года в Москве собрался съезд Союза благоденствия, на котором умеренные оказались в большинстве (они даже не пригласили в Москву Пестеля).
На съезде было сделано важное сообщение о том, что правительственным органам стало известно о существовании тайной организации. Тогда было принято постановление считать Союз благоденствия распущенным. Предпринимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которые, как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию. Начался новый период, связанный с созданием новых организаций и активной подготовкой к революционному выступлению.
26
В марте 1821 года в Тульчин умеренно настроенный декабрист подполковник И. Г. Бурцов, участник московского съезда, привез письменное объявление о роспуске тайного общества. Собравшиеся в кабинете Пестеля члены так называемой Южной управы Союза благоденствия не признали постановления съезда, считая, что он превысил свои полномочия. Было решено «общество продолжать». Так в марте 1821 года в Тульчине возникла новая тайная организация – Южное общество. Его председателем был избран Пестель, блюстителем – Алексей Петрович Юшневский; оба они одновременно стали директорами.
Южное общество признало главным революционный способ действия посредством войск, считая при этом основным условием успеха начало военного выступления в столице. На собрании было принято решение о строжайшей дисциплине, о безусловном и немедленном повиновении избранной директории.
Южное общество разделилось на три управы. Центральной была Тульчинская, две другие существовали: одна – в Василькове, другая – в Каменке. В управах шла углубленная работа над программой Общества и над вопросами тактики действий.
В 1822 году организационно оформилось Северное общество. Его наиболее активными деятелями были Никита Муравьев, Николай Тургенев, Сергей Трубецкой, Евгений Оболенский, Михаил Лунин, Иван Пущин.
Северное и Южное общества тесно взаимодействовали между собой. В 1821-1825 годах были разработаны политические программы революционного действия – «Русская правда» Павла Пестеля и Конституция Никиты Муравьева.
Пестель провозглашал диктатуру Временного верховного правления во время революции, считая это решающим условием успеха. Он предполагал, что диктатура должна продлиться 10-15 лет. Полное наименование проекта гласило: «Русская правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».
«Русская правда» была революционным проектом буржуазного переустройства феодально-крепостнической России. В целом она являлась смелым планом продвижения вперед отсталой в экономическом и политическом отношении страны.
Павел Пестель безоговорочно высказывался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной – «Державная Дума» в составе пяти человек. Провозглашение им принципа всеобщего избирательного права.
Проект Муравьева обсуждался среди членов Северного общества. Он был более умеренный по сравнению с «Русской правдой» Пестеля, поскольку предусматривал создание не республиканского, а конституционно-монархического государства. Но в сравнении с русской действительностью того времени конституция Муравьева была в значительной мере прогрессивным документом.
В проекте оговаривалось строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция Муравьева отменяла привилегированные сословия в обществе, упраздняла военные поселения и заменяла рекрутские наборы всеобщей воинской повинностью. Она провозглашала свободу вероисповедания, свободу слова, печати, передвижения и др.
Сравнительная таблица основных политических проектов декабристов
| «Русская правда» | «Конституция» |
Основные положения | Ликвидация самодержавия, установление республики, отмена крепостничества и сословного строя | Ликвидация крепостного права, сословного строя, введение конституционной монархии |
Законодательная власть | 1 палатное народное вече, избираемое на 5 лет
| Народное вече (Верховная Дума – 2 года и Палата народных представителей – 2 года + ротация) |
Исполнительная власть | Державная Дума (5чел.) Наблюдательный орган: Верховный собор – 120 бояр пожизненно | Император – пожизненно. Передача власти не предусмотрена |
Избирательное право | Для всех мужчин после 20 лет | Мужчины после 21, имущественный ценз для избираемых |
Местное управление | Законодательная – Наместные собрания (губернские, уездные, волостные) Исполнительная – Местное управление – 3-5 чел. | Законодательная – Законодательные собрания (Палата Выборных и Державная Дума по 1 году, чтобы чиновник не засиделся) Исполнительная – Державный правитель из СПб |
Вопрос об освобождении крестьянства | Примирить трудовой принцип пользования и частную собственность. Общественная земля: нельзя продавать, только использовать для собственной необходимости. Это частично конфискованные у помещиков земли. Частная собственность: для расширения хоз-ва и получения продукта. Бывший надел крестьянина. | Без коренного переустройства помещика, дать 2 десятины на двор +усадьба. |
Идея устройства | Единая и неделимая Россия. Но поляки и финны имели право на самостоятельное гос-во. | Федеральное устройство (14 держав и 2 области – СПб и Москва) без национальной основы и фундамента, как в США, но также с большой централизацией. |
Информация о работе Декабристы: от либерализма к революционности