Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:04, контрольная работа
Попыткой внедрения принципов либерализма «сверху» в России отмечен и рубеж XX-XXI вв. Проводимые либеральные реформы и их последствия получили неоднозначную оценку в различных слоях современного Российского общества и на сегодняшний день не имеют широкой социальной поддержки. Тем более актуально обратиться к первому опыту возникновения и распространения свободолюбивых идей в России и первым концептуальным проектам их внедрения в нашем отечестве в лице «движения декабристов».
Введение
1. Причины и характер движения
2. Первые политические организации
3. Революционно настроенные политические организации
4. Восстание в Петербурге
5. Восстание на юге
6. Следствие и суд
7. Причины поражения
8. Значение выступления декабристов
Заключение
Библиографический список
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Сыктывкарский государственный университет
Факультет управления
Кафедра_____Менеджмент организации____
по______________Истории_______
Декабристы: от либерализма к революционности
Исполнитель: группа 4110
Бушенева Анна Владимировна
Руководитель:
д.и.н., зав кафедрой истории, социологии и политологии
Доброноженко Галина Федоровна
Содержание:
Введение
1. Причины и характер движения
2. Первые политические организации
3. Революционно настроенные политические организации
4. Восстание в Петербурге
5. Восстание на юге
6. Следствие и суд
7. Причины поражения
8. Значение выступления декабристов
Заключение
Библиографический список
События на Сенатской площади Санкт-Петербурга в декабре 1925 г. принято считать началом либерально-освободительного движения в России, главными целями которого на многие десятилетия вперед стали: отмена крепостного права, введение гражданских свобод и ограничение абсолютной монаршей власти. Политическая акция неповиновения, устроенная офицерами-заговорщиками прочно вошла в отечественную историографию как символ политического идеализма героев войны 1812 г., беззаветного служения идеалам свободы и социального прогресса, мужественной жертвенности лучших сынов элитарного сословия Российской империи с одной стороны и кровавого деспотизма самодержавия – с другой.
Обращение к данной теме актуально, прежде всего, потому, что традициям либерализма так и не суждено было реализоваться в России в полной мере. Его лютыми врагами, как это ни парадоксально выглядит, стали непримиримые антиподы – с одной стороны абсолютизм в лице косного российского монархизма, с другой – появившиеся впоследствии различные революционные силы в лице народничества и социал-демократии, стоявшие на платформах различных по своей степени радикализма, однако схожих в своем пренебрежении к действительным правовым основам гражданского либерального общества.
Попыткой внедрения принципов либерализма «сверху» в России отмечен и рубеж XX-XXI вв. Проводимые либеральные реформы и их последствия получили неоднозначную оценку в различных слоях современного Российского общества и на сегодняшний день не имеют широкой социальной поддержки. Тем более актуально обратиться к первому опыту возникновения и распространения свободолюбивых идей в России и первым концептуальным проектам их внедрения в нашем отечестве в лице «движения декабристов».
Задачами данной контрольной работы служат:
- выявление обстоятельств возникновения тайных либеральных обществ после Отечественной войны 1812 г.,
- анализ их социального состава,
- сравнение различных политических платформ, выдвигавшихся лидерами этих обществ,
- рассмотрение драматической попытки их реализации в мрачные декабрьские дни затянувшегося междуцарствия,
- анализ причин ее провала и последствий для развития традиции либерализма в дальнейшем.
Историография движения декабристов достаточно обширна и имеет давнюю традицию. Существует ряд дореволюционных работ по истории декабризма. К наиболее интересным, на наш взгляд, можно отнести исследование М.В. Довнар-Запольского[1]. Особенно ценным является то, что данным автором был написан очерк истории декабристского движения с привлечением материалов следственных дел суда над декабристами. К недостаткам работы можно отнести то, что в основном автор приводит обширные цитаты из показаний декабристов или же пересказывает их, дополняя своими комментариями. Но работа не лишена ценных наблюдений. Исследователем также был впервые сделан обзор тираноборческих идей декабристов.
Советская историография активно разрабатывала тему декабризма, трактуя ее в духе ленинской периодизации революционного движения в России с позиций классового подхода.
В связи с этим следует особо упомянуть работы исследователя: Сыроечковского Б.Е.[2] Им опубликован сборник следующих работ: "П.И.Пестель и К.Ф.Герман (К вопросу о ранних политических взглядах Пестеля)"; "Был ли Пестель автором работы "Практические начала политической экономии"; "Переход Пестеля от монархической концепции к республиканской"; "Балканская проблема в политических взглядах декабристов"; "Сибирские статьи декабриста М.А.Фонвизина". В качестве приложения размещен список опубликованных работ автора.
Второй том "Истории царской тюрьмы" замечательного советского юриста и историка Михаила Николаевича Гернета[3] охватывает период истории тюремной политики царского самодержавия с 1825 по 1870 год. Перед читателем проходят биографии выдающихся узников-революционеров - декабристов, петрашевцев, революционных демократов 60-х годов.
Особый интерес представляет работа Федорова В.А. "Своей судьбой гордимся мы...: Следствие и суд над декабристами»[4]. В данной книге подробно освещается первый в истории России широкий политический процесс — следствие и суд над декабристами. Автор рассказывает о слежке правительственных агентов за тайными организациями еще до восстания 14 декабря 1825 г., о создании и деятельности Следственного комитета, поведении декабристов на следствии и расправе над ними.
Не меньшего внимания заслуживает работа того же автора «Декабристы и их время»[5]. В монографии освещаются ключевые проблемы декабристского движения: формирование декабристской идеологии, структура и деятельность декабристских организаций, тактические принципы и программные документы декабристов, подготовка и проведение восстаний 14 декабря 1825 г. в Петербурге и 29 декабря 1825 г.— 3 января 1826 г. на юге России, следствие и суд над декабристами. Поставлены новые вопросы: место декабристов в европейском революционно-освободительном движении, декабристы и русская культура, декабристы и преемственность революционных поколений. Большое место занимают анализ источников по данной теме и характеристика различных направлений в декабристоведении.
Своеобразной вершиной советской историографии считаются работы известного историка Милицы Васильевны Нечкиной, чей труд «Декабристы» лег в основу настоящего исследования[6].
Постсоветская историография, к сожалению, не отличается высоким уровнем научности. Ее основная задача - ниспровергать «мифы советской историографии». Яркий пример – книга В.Брюханова[7]. Вот что содержит аннотация данной книги: «В последние годы «разоблачены» или поставлены под сомнение многие из былых исторических легенд, но это поветрие почти не коснулось восстания декабристов, которые вот уже второй век уверенно восседают на идеологическом пьедестале, возведенном для них сначала «либеральной», а затем советской пропагандой.
Трагедия 14 декабря 1825 года до сих пор остается одной из самых загадочных и спорных страниц отечественной истории, вызывая у любого не предвзятого исследователя массу недоуменных вопросов.
Почему идеологи заговора накануне решающих событий находились вдали от столицы и не готовились к выступлению, а уничтожали компрометирующие рукописи?
Почему главные вожаки вообще не явились на Сенатскую площадь?
Если декабристы были теми рыцарями без страха и упрека, какими принято их изображать, — почему столь многие из них сломались на следствии, отреклись и покаялись?
Действовали они по собственному почину или были лишь пешками в чужой игре?»
Наконец, могли ли они победить? И чем обернулась бы для России их победа? Свободой и процветанием? Или национальной катастрофой?». Следует сказать, что сугубо публицистический стиль данной работы, на наш взгляд, совершенно очевиден, что, к сожалению не придает выводам автора большей достоверности.
Завершая обзор литературы, можно сделать вывод, что обращение историков к теме декабристского восстания имеет давнюю традицию и имеющиеся в нашем распоряжении монографии позволяют раскрыть тему настоящей работы.
26
До 1825 г. в России освободительное движение было представлено либо стихийными восстаниями крестьян, без осознанной позитивной политической программы (яркий пример – крестьянская война под предводительством Е.Пугачева), либо идейно-просветительские произведения публицистического характера прогрессивных для своего времени фрондеров-одиночек, из которых особенно выдающимся является А. Н. Радищев.
Декабристы были в этом смысле явлением особым – впервые оппозиция официальной власти обрела свою организацию, идейно-политическую платформу и, в той или иной степени, продуманную программу действий.
Существовавшая политико-социальная действительность глубоко возмущала представителей данного движения. На это были свои причины. Во-первых, абсолютизм, сословное неравенство и крепостное право приняли в России особенно одиозные и крайние формы, а во-вторых – в отличие от стран Запада эти малопривлекательные явления отнюдь не собирались уходить с исторической арены – служа интересам господствующей элиты.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что главная причина движения – понимание наиболее передовыми представителями дворянства, что сохранение самодержавия и крепостничества гибельно для дальнейшей судьбы страны. Существовавший строй усугублял отставание России от развитых европейских стран, препятствовал модернизации ее экономики, порождал неизбежность социальных потрясений в настоящем и будущем.
На зарождение вольномыслия у декабристов также большое влияние оказала победа русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Пробуждение национального самосознания и общественной активности с одной стороны, гордость за свой народ, проявивший такой героизм, с другой стороны, обусловили особенно болезненное восприятие декабристами крепостнического произвола. Молодые офицеры, хоть и были дворянами, но прошли тяжелейшие испытания, вызванные войной бок о бок со своим народом – простыми солдатами, которые не раз спасали их самих от гибели и в итоге спасли все Отечество.
Самодержавие никак не оценило подвиг крестьян в войне 1812 г. В манифесте Александра I крестьянство было упомянуто один раз и то, только в том смысле, что за все их заслуги милости им стоит ждать только от Бога. Милости же от «доброго царя», спасенного народом, народ так и не дождался…
Разочарование, потеря иллюзий относительно либерализма Александра I возникших в первую половину его правления ускорило организационное оформление освободительного движения. «Мы были дети 1812 года», - заявлял декабрист Матвей Муравьев-Апостол. Прогрессивно настроенные офицеры из либеральных слоев дворянства, вернувшись домой после военных походов 1813-1815 гг., увидели ту же нищету и рабство; солдаты, с которыми они вместе кровью добывали победу над Наполеоном, вновь стали рабами - холопами и крепостными в господских имениях. Это оскорбляло патриотические чувства, унижало достоинство и национальное самосознание прогрессивной части общества и служило для них мотивом в борьбе за освобождение народа. Ликвидацию самодержавия и крепостничества декабристы считали безальтернативным путем спасения для России.
Кроме того, заграничный поход русской армии: знакомство с передовыми порядками, буржуазными свободами и неслыханным в России политическим устройством – республикой послужило колоссальным импульсом для развития их собственных либеральных идей.
Не менее важной особенностью являлось то, что движение декабристов представляло собой не только чисто русское, национальное явление – оно проходило в русле общеевропейского и мирового революционного процесса и составляло его органическую часть. В Южной Европе в первой четверти девятнадцатого века происходили революционные выступления; декабристы знали о них, сочувствовали им, жестокое подавление и расправа с восставшими вызывали у них резкое осуждение.
Историк и юрист М. Н. Гернет, основываясь на материалах следствия над декабристами и на собственных ответах 37 декабристов, так определил причины их свободомыслия:
- чтение политической и другой иностранной литературы – 19 человек;
- поездки и походы за границу – 9;
- окружающая русская действительность – 6;
- влияние тайного общества – 6;
- либеральная политика Александра I – 2;
- прочие причины – 2 человека.
Вывод академика М. В. Нечкиной о том, что движение декабристов выросло на почве русской действительности и на него не оказали решающего влияния ни увлечение западноевропейской философией, ни заграничные военные походы, ни примеры западноевропейских революций, а только историческое развитие страны, объективные исторические задачи в русском историческом процессе породили это выступление, выглядят на сегодняшний день не достаточно обоснованными и требуют некоторой корректировки.
Информация о работе Декабристы: от либерализма к революционности