Декабристское движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:30, реферат

Описание работы

Первыми носителями революционно-освободительских идей стали лучшие представители привилегированного сословия – дворянства. На мой взгляд, феномен такой дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, сознание понятий чести, достоинства и свободы личности, несовместимых с рабской зависимостью большей части населения и устаревшим самодержавным режимом. Многие будущие декабристы участвовали в войне 1812 года, где им открылись патриотизм и высокие моральные качества простого народа, неутомимый боевой дух русской армии, принесшие России победу над столь сильным противником, как французская армия.

Содержание

1.Введение
2. Ранние декабристские организации

и Союз спасения 1814-1817 гг

I.Ранние декабристские организации

II. Союз спасения

3. Союз благоденствия

4. Северное и южное общества декабристов. «Русская Правда» Пестеля. Конституция Н. Муравьева и ее отличия от проекта Пестеля

I. Северное и южное общества декабристов

II. «Русская Правда» Пестеля

III. Конституция Н. Муравьева и ее отличия от проекта Пестеля

5. Объединение Северного и Южного обществ. Восстание на Сенатской площади

I. Объединение Северного и Южного обществ.

II. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825

6. Заключение

7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат декабристское движение.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   II. Союз спасения. 

 

  В 1816 г. несколько гвардейских офицеров (Александр Муравьёв, Сергей Трубецкой, Иван Якушкин, Сергей и Матвей Муравьёвы-Апостолы, Никита Муравьёв) образовали тайное общество – Союз спасения, известное и под другим названием – Общество истинных и верных сынов отечества. Позже к ним также примкнули Павел Пестель, Михаил Лунин, Фёдор Глинка, Павел Катенин и другие. Общим числом организация насчитывала около тридцати человек. Союз спасения принято считать первой организацией, положившей начало декабризма как исторического явления, а дату его основания можно назвать датой, с которой начинается формирование декабристского движения.

  Основателем  данной организации являлся 24-летний  полковник генерального штаба  Александр Николаевич Муравьев, старший сын известного ученого и военного деятеля генерал-майора Н.Н. Муравьева. Здесь стоит подробнее упомянуть о семействе Муравьевых – передовом дворянском сообществе, состоявшем из трех родовых гнезд. Всего в Союз спасения входило десять членов семейства Муравьевых, а также их ближайших родственников. В первую очередь это три брата Муравьевых - Александр, Николай и Михаил – активные деятели раннего декабризма, стоявшие у истоков декабристского движения. Также в общество входили братья Никита и Александр Муравьевы, дети Михаила Никитича Муравьёва, сенатора, товарища министра народного просвещения, попечителя Московского университета, известного историка, писателя, поэта, а также двоюродные братья Никиты и Александра: Сергей, Матвей и Ипполит Муравьевы-Апостолы. Все обширное семейство Муравьевых было одним из культурнейших очагов своего времени, а многие ее члены стали деятелями революционно-освободительских организаций.

  Первоначально  целью Союза спасения было  освобождение крестьян от крепостной  зависимости, уничтожение классовых  различий между сословиями. Можно предположить, что первое название общества берет свои истоки именно из этой цели. Однако затем участники общества взяли за основу своей идеологии также и другую, пожалуй, еще более глобальную задачу – уничтожение самодержавия и устаревшего феодального строя. Изначально участниками Союза было решено выдвинуть требование о создании Конституционной монархии. Также на дискуссиях общества выдвигались вопросы о проведении ряда различных реформ, таких как судебная, военная, земская, городская, и еще ряд других. Таковыми были изначальные цели общества.

  Из монографии  В.М. Саблина «Декабристы и тайные общества в России мы можем сделать вывод, что устройство общества было строго структурировано и отличалось своими особыми традициями. Присутствовал элемент обрядовости – каждый вступивший в Союз должен был принести особую клятву верности, чтобы общество было уверено, что новый вступивший в их ряды утаит в строжайшем секрете их тайны. Структура Союза была иерархической – общество разделялось на три степени – Братий, Мужей и Дворян. Ежемесячно выбирались старейшины из высшей степени – Представитель, Блюститель и Секретарь. Каждая из степеней, даже старейшины, приносила свою собственную, особую для своей степени присягу. Существовал также особый Верховный Совет Бояр – иерархическая вершина сообщества, то есть те, кто основал Союз и находился в нем с момента его создания. Все эти внутренние правила были изложены в Уставе Союза, написанном Пестелем.10 Из всей этой атмосферы клятвенности, торжественности, традиционности мы можем сделать вывод, что структура сообщества несколько походила на масонскую. Масонство было широко распространено в России в девятнадцатом веке, и, судя по всему, многие члены Союза Спасения имели отношение к этой тайной организации.

  В написании  Устава, или «Статута» принимал участие не один Пестель. Хотя основная работа была проделана им. Была избрана специальная комиссия, состоящая, кроме Пестеля, из Трубецкого, Ильи Долгорукова и Шаховского – секретаря комиссии. К сожалению, «Статут» до нас не дошел, в 1818 году он был сожжен самими декабристами, решившими преобразовать свое общество. Однако М.В. Нечкина дает нам некоторые сведения об этом историческом документе: «Торжественное введение, написанное Ильей Долгоруковым, по-видимому, объясняло общую цель тайного Общества истинных и верных сынов Отечества – «подвизаться на пользу общую всеми силами» во имя блага Родины. Для этого нужно было бороться за ликвидацию крепостного права и самодержавия: вместо самодержавия необходимо было ввести представительную форму правления в виде конституционной монархии. Члены нового тайного общества считали, что необходимо «принудить» царское правительство согласиться на представительное правление. Удобнее всего это было сделать в момент смены монархов на престоле».11

  Дальнейшая судьба Союза сложилась следующим образом: решено было вызвать смену монархов путем цареубийства. Якушкин сам вызвался на эту роль. План его был таков: Якушкин должен был пойти в Успенский собор, где на тот момент должен был находится царь, выстрелить в него из одного пистолета, а из другого убить себя. Таким образом он рассчитывал, что цареубийство будет походить на обычную дуэль. Однако эта идея поддержана не была. Декабристы осознавали, что для столь серьезного шага их группа слишком мала по численности, и нужно срочно расширять свои ряды путем вербовки сторонников. Было решено создать новое общество, более многочисленное и подготовленное, с новым уставом, в котором будут исправлены все прежние недоработки. Так закончилась история Союза Спасения, и был образован новый Союз, открывающий новый этап в истории декабристского движения – Союз Благоденствия.  
 

Союз  благоденствия 

  Поскольку  после ликвидации Союза спасения  для образования нового, более  многочисленного и сильного объединения  требовалось некоторое время, а декабристам не хотелось терять возможности вербовать новых членов, тем более что обществу по плану нужно было значительно расширяться, было решено создать временную организацию , так называемое «Военное общество», ставшее промежуточным между старым и новым Союзами. Руководить этой организацией взялся П.А. Катенин – друг Пушкина и Грибоедова, сам являвшийся литератором и вдохновлявший молодежь на активные действия своими агитационными стихами. Период существования «Военного общества» продлился недолго, но отметился ажиотажем среди прогрессивной, желающий действовать молодежи того времени, которая примыкала к формирующемуся Союзу, соблазняясь идеями создания конституционной монархии и уничтожения рабской зависимости угнетенного, терпящего бедствие  народа.

  Союз благоденствия – организация, выросшая из прежнего Союза спасения, возник в 1818 году. Цели нового общества, по сути, не отличались от целей предшествующей ему организации, однако существовали некоторые изменения в тактике их достижения. Как уже говорилось выше, декабристы решились действовать посредством формирования общественного мнения, так как они сочли, что это стихийная движущая сила способна воздействовать на правительство и вынудить его согласиться на удовлетворение запросов реакционного движения. С этой целью предполагались действия путем просвещения, активного привлечения в свои ряды новых членов, спланированное систематическое воздействия на бурные молодые умы. Здесь декабристы собирались развить обширную деятельность. Предполагалось, формирование общественного мнения завершится примерно к 1840 году, и тогда народ будет готов к революции.

  Нечкина  пишет о плодах деятельности  декабристского союза в своей  монографии следующие строки: «Число  членов тайного общества действительно  увеличилось: оно возросло раз в десять и превысило 200 человек. Передовая молодежь повсюду смело выступала против старых, отживших форм жизни, тормозивших движение страны вперед. Она всюду смело заявляла «слово истины», как говорил декабрист Якушкин, и «гремела» в гостиных, театрах и клубах, выступая против Аракчеева, крепостного права, палок и военных поселений».12 Из этого мы можем сделать вывод, что действия декабристов не прошли даром – им удалось в какой-то степени добиться того, чего они хотели – взбудоражить общество, заставить осознать необходимость действия, необходимость изменения того тяжелого положения, которое терпела чахнущая в оковах царизма Россия.

  Надо сказать,  что сделано Союзом было немало. Структура организации стала  более сложной, появились новые отделы, Союз разросся географически. Главные управы находились в Петербурге, Москве, Тульчине. Имелись они также в Полтаве, Тамбове, Нижегородской губернии, Кишиневе и еще ряде других городов России. Была написана первая часть Устава общества – «Зеленая книга». Устав предусматривал две степени посвящения членов: одним членам общества была известна сокровенная политическая цель общества, другие же знали только о просветительских и благотворительных его намерениях. Сама «Зеленая книга» предназначалась для второй категории членов и не содержала в себе ничего противозаконного. Членам предлагалось избрать для себя одну из отраслей деятельности: человеколюбие (т. е. благотворительность), образование, правосудие, общественное хозяйство. Вторая часть Устава, которая должна была быть известна главным членам, так и не была написана, до конца существования Союза она оставалась лишь в проекте.

  Было создано  несколько обществ, таких как  литературное общество «Зеленая  лампа» - филиал Союза Благоденствия.  Нечкина отмечает символичность такого названия: «…заметим совпадение цвета лампы и устава Союза – «Зеленой книги»: зеленый цвет – символ надежды».13 Были также созданы «Вольное общество любителей Российской словесности» и «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Взаимное обучение, то есть Ланкастерский метод, когда знания передавались от учителя к ученикам и вслед за этим ученики сами становились учителями, был очень действенным способом передачи знаний одновременно большому количеству людей и, несомненно, сыграл большую роль в расширении численности Союза.

  Однако у такого масштабного разрастания организации были свои большие минусы, впоследствии приведшие Союз к краху. Разрастаясь, Союз Благоденствия терял организационное и идейное единство. С одной стороны, в нем оказалось достаточно много случайных людей, с другой — усилился радикализм взглядов ряда членов (в первую очередь, П. И. Пестеля), не желавших более мириться с медлительностью преобразований, на которую ориентировался Союз (Пестель считал, что рассчитанных двадцати лет формирования общественного мнения слишком много, требовал более серьезных и активных действий – военного переворота). Кроме того, существование Союза стало известно правительству вследствие доносов и довольно слабой конспирации его деятельности, о чем узнали руководители Союза. Все это заставило их в начале 1821 года созвать съезд представителей Союза Благоденствия в Москве. Местом заседаний служил дом братьев Фонвизиных. Центральным событием съезда стал демонстративный выход из общества М. Ф. Орлова. Орлов был настроен слишком радикально, проталкивая на съезде идею создания новой тайной организации, крайне революционно настроенной и способной заменить устаревший Союз благоденствия. Действовать он предлагал немедленно, поэтому его предложение не было поддержано членами общества и вызвало бурное недовольство. Многие, как революционно настроенные, так и более умеренные в своих взглядах члены общества покинули Союз. Некоторые из них навсегда разорвали свою связь с политическими организациями.

  При этом расслоение в Союзе достигло своего пика. Общество раскололось на две части, одна из которых выступала за конституционную монархию, другая предлагала образование республики. Мнения разделилось, вследствие чего произошло столкновение взглядов участников общества. Добринская делает вывод о том положении, в котором на тот момент находился Союз: «Совместная деятельность разномыслящих становилась невозможной. Следовало по-новому организовать Тайное общество и разработать четкую программу будущего устройства».14

  Таким образом,  мы можем сделать вывод, что  прежняя тактика медленного двадцатилетнего воздействия на общество устарела и была отторгнута половиной Союза. Новые республиканские идеи захватили умы многих его членов, оказало свое влияние вспыхнувшее в Семеновском полку восстание , ряд революционных восстаний, захвативший Европу, толкал радикально настроенную часть Союза к действию. «Тактика военной революции по образцу испанской начинает восприниматься революционно настроенной частью членов тайного общества как наиболее желательная и приемлемая тактика, вместо прежней, устаревшей тактики «медленного действия на умы». Восстание Семеновского полка для радикально мыслящей части общества было новым и очень веским доказательством осуществимости этой новой тактики».15

  Таким образом,  произошел раскол Союза благоденствия  на две части – одна из них, члены которой были настроены умеренно, постановила прекратить деятельность Союза благоденствия и распустить его, другая же не согласилась с этим постановлением. Радикально настроенная часть общества, во главе с Пестелем рассматривавшая вопрос об установлении республики, решила продолжать деятельность общества с ориентированием на военную тактику. Впоследствии из этой части образовались Северное и Южное общества, в корне изменившие суть декабристского движения. Теперь идеи декабризма приобрели новый, революционный характер, просветительская деятельность, сочтенная не оправдавшей себя, отошла на второй план, и, хотя цель по-прежнему была одна, единого духа у декабристов больше не было.  
 

             Северное и южное общества декабристов.

«Русская  правда» Пестеля. Конституция Н. Муравьева и ее отличия от проекта Пестеля 

  I.Северное и Южное общества декабристов  

  Южное общество декабристов возникло в марте 1821 года. Концентрировалось оно в Тульчине, где на квартире главы общества Пестеля прошло собрание всех членов тульчинской управы. На этом собрании присутствовали Бурцов, Комаров, Пестель, Юшневский, Барятинский, Вольф, Аврамов, Ивашев и братья Николай и Александр Крюковы. На собрании обсуждалось решение съезда 1821 года о ликвидации Союза благоденствия, члены бурно выражали свое недовольство по поводу этого решения. Пестель горячо утверждал, что оно не действительно, и в итоге все, за исключением Комарова и Бурцова, спешно покинувших собрание, признали его правоту. Так образовалось Южное общество декабристов.

Информация о работе Декабристское движение