Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:30, реферат
Первыми носителями революционно-освободительских идей стали лучшие представители привилегированного сословия – дворянства. На мой взгляд, феномен такой дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, сознание понятий чести, достоинства и свободы личности, несовместимых с рабской зависимостью большей части населения и устаревшим самодержавным режимом. Многие будущие декабристы участвовали в войне 1812 года, где им открылись патриотизм и высокие моральные качества простого народа, неутомимый боевой дух русской армии, принесшие России победу над столь сильным противником, как французская армия.
1.Введение
2. Ранние декабристские организации
и Союз спасения 1814-1817 гг
I.Ранние декабристские организации
II. Союз спасения
3. Союз благоденствия
4. Северное и южное общества декабристов. «Русская Правда» Пестеля. Конституция Н. Муравьева и ее отличия от проекта Пестеля
I. Северное и южное общества декабристов
II. «Русская Правда» Пестеля
III. Конституция Н. Муравьева и ее отличия от проекта Пестеля
5. Объединение Северного и Южного обществ. Восстание на Сенатской площади
I. Объединение Северного и Южного обществ.
II. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825
6. Заключение
7. Список литературы
СПбГУКИ
« Санкт-Петербургский
Государственный университет
Библиотечно-информационный
факультет
Реферат по истории Отечества
На тему:
«Декабристское движение»
Выполнила студентка 1-го курса
Кондратьева М.А.
Гр. 21111
Проверил
Кипнис Б.Г.
2010г.
Содержание
2. Ранние декабристские организации
и Союз спасения 1814-1817 гг
I.Ранние декабристские организации
II. Союз спасения
3. Союз благоденствия
4. Северное и
южное общества декабристов. «
I. Северное и южное общества декабристов
II. «Русская Правда» Пестеля
III. Конституция Н. Муравьева и ее отличия от проекта Пестеля
5. Объединение Северного и Южного обществ. Восстание на Сенатской площади
I. Объединение Северного и Южного обществ.
II. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825
6. Заключение
7. Список литературы
Введение
Появление и развитие различных революционных движений берет свое начало с конца восемнадцатого века, когда феодальный, монархический уклад государства пришел в упадок и стал вызывать недовольство со стороны дворянской молодежи. В этот период по миру прокатилась волна буржуазно-демократических революций, целью которых было уничтожение прежней, феодально-абсолютистской системы государственного строя и установление новой, демократической формы правления, основанной на уравнении в правах и уничтожении классовых различий. Вслед за Великой французской буржуазно-демократической революцией последовали национально-освободительная борьба народов Латинской Америки, испанская революция 1820 г., восстания в Неаполе и Пьемонте, национально-освободительное восстание в Греции 1821г., революции во Франции и в Бельгии 1830г и другие революционные выступления в Европе.1 В России таким революционно-освободительным движением стало движение декабристов, кульминацией которого стало восстание 1825 года.
Возникновение революционных организаций в России относится к началу девятнадцатого века. Это было вызвано огромным комплексом экономических и социально-политических внутренних и международных причин. Главной причиной было недовольство дворянской молодежи феодально-крепостническим строем, который, по их мнению, тормозил развитие страны, ее исторического прогресса. Развитие внутри старого строя более нового, капиталистического и несоответствие между быстро растущими, новыми производительными силами и старыми феодально-крепостническими производительными отношениями стало причиной зарождения декабристского движения. Декабристская идеология основывалась на искоренении крепостничества и устранении самодержавной власти. Усиление правительственной реакции, направленное на сохранение прежнего феодального строя, установление после Отечественной войны нового политического режима – Аракчеевщины усилили недовольство революционно настроенных представителей дворянства. Активная борьба Александра I c революционно-освободительными движениями путем создания «Священного Союза», жестокое подавление со стороны правительства любых признаков свободомыслия вызвали протест у передовых людей того времени, что накалило обстановку в стране и толкнуло революционеров к восстанию.
Еще одной причиной стало ухудшившееся положение народных масс. Крестьянство терпело усилившийся гнет дворян, сильно повысивших налоги в попытке улучшить свое финансовое положение после войны. Это вызвало голод и обнищание деревень. Тяжелое положение терпели не только помещичьи, но также и государственные крестьяне, целыми районами переведенные на военное поселение. Таким образом, казенные крестьяне выполняли все сельскохозяйственные работы и несли военную службу. Это вызвало недовольство народа и усиление классовой борьбы. Количество народных восстаний значительно увеличилось после войны 1812 года, их число возросло в год практически в два раза. Также усилилось недовольство политикой государства и собственным положением среди работных людей и солдат.
Первыми носителями
революционно-освободительских
Ранние декабристские организации
и
Союз спасения 1814-1817
гг
I.Ранние декабристские
организации
Истоки формирования декабристского движения берут свое начало с 1814-1815 годов. В этот период после Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода 1813-1814 годов начинают формироваться ранние преддекабристские организации. Распространение либеральных идей происходит в дворянских кругах, где появляются несколько обществ-кружков, так называемых «клубов», в которых молодые представители российского дворянства занимаются обсуждением актуальных вопросов того времени. Одними из таких обществ являются офицерская артель в Семеновском полку, «Священная артель» офицеров Главного штаба, инициатором создания которой является А.Н. Муравьев, «Общество русских рыцарей» М.Ф. Орлова и М. Дмитриева-Мамонтова, Каменец-Подольский кружок В.Ф. Раевского и другие подобные организации. По мнению М.В. Нечкиной, это были тесные товарищеские группы, в которых участники общества могли тесно обмениваться мыслями, обсуждать волнующие их вопросы российской действительности2. Нечкина замечает, что создание офицерской артели в гвардейском полку было обычным делом, однако от обычного коллектива офицеров такие организации отличало наличие идейного характера и возникновение признаков политического объединения, вызывающего недовольство начальства.
Семеновская артель – одно из таких тайных обществ, возникшее в 1814 году. Декабрист Якушкин, являющийся одним из ее основателей, пишет в своих воспоминаниях об этой организации: «В семеновском полку устроилась артель: человек 15 или 20 офицеров сложились, чтобы иметь возможность обедать каждый день вместе; обедали же не одни вкладчики в артель, но и все те, которым по обязанности службы приходилось проводить целый день в полку. После обеда одни играли в шахматы, другие читали громко иностранные газеты и следили за происшествиями в Европе, - такое времяпрепровождение было решительно нововведение»3. Как мы можем заметить, такие организации были необычны для российского гвардейского полка. Нечкина отмечает культурность и осмысленность такого времяпрепровождения, новизну данного явления. Просуществовала данная организация сравнительно недолго, через несколько месяцев артель была распущена по приказанию Александра I, не терпящего подобного рода офицерские сборища. Однако после роспуска члены организации продолжали тайно собираться, что сделало Семеновскую артель колыбелью демократического движения, несмотря на то, что организация была достаточно малочисленной, а цели ее были не слишком ясны.
Еще одной подобной организацией являлась офицерская «Священная артель», основанная А.Н. Муравьевым. Эта организация была тесно связана с ближайшими товарищами А.С. Пушкина - И.И. Пущиным и В.К. Кюхельбекером, а также с лицеистом В.Д. Вольховским, А.А. Дельвигом, братом И.И. Пущина – Михаилом. Об этой организации известно мало, основные источники, из которых можно почерпнуть сведения о ней, это мемуары участников организации, а также первые литературные политические произведения, написанные Пушкиным и его единомышленниками. Существуют четыре основных источника – это мемуарные сочинения И.И. Пущина, Н.Н. Муравьева, В. Кюхельбекера – членов артели, а также сочинение близкого друга участников организации – декабриста А.Е. Розена. Записки Ивана Пущина свидетельствуют о заинтересованности передовой дворянской молодежи участием в подобного рода кружках и свободомыслических организациях. Пущин пишет в своих «Записках о Пушкине» о своем вступлении в «Священную артель»: «Еще в лицейском мундире я был частым гостем артели, которую тогда составляли Муравьевы (Александр и Михаил), Бурцев, Павел Колошин и Семенов. С Колошиным я был в родстве. Постоянные наши беседы о предметах общественных, о зле существующего у нас порядка вещей и о возможности изменения, желаемого многими в тайне, необыкновенно сблизили меня с этим мыслящим кружком; я сдружился с ним, почти жил в нем. Бурцев, которому я больше высказывался, - нашел, что по мнениям и убеждениям моим, вынесенным из Лицея, я готов для дела. На этом основании он принял в общество меня и Вольховского, который, поступив в гвардейский генеральный штаб, сделался его товарищем по службе. Бурцев тотчас узнал его, понял и оценил»4.
Если говорить о предыстории данного кружка, то из записок участника артели Николая Муравьева можно узнать о юношеской тайной организации, основанной Муравьевым среди своих товарищей - прапорщиков и юнкеров, в дальнейшем ставших членами артели. В организации обсуждались идеи всеобщего равенства и республиканизма. Основные идеи были почерпнуты из сочинений Руссо. Организация была еще очень неоформленной и несостоятельной, а цели ее были не слишком ясны. Самому Муравьеву на момент первого знакомства с сочинениями Руссо было всего 16 лет, и это прочтение произвело на него сильное впечатление и во многом дало толчок к формированию его взглядов. Сам Николай Муравьев излагает в своих записках крайне интересные сведения об организации этого общества: «Как водится в молодые лета, мы судили о многом, и я, не ставя преграды воображению своему, возбужденному чтением Contrat Social5 Руссо, мысленно начертывал себе всякие предположения в будущем. Думал и выдумал следующее: удалиться чрез пять лет на какой-нибудь остров, населенный дикими, взять с собою надежных товарищей, образовать жителей острова и составить новую республику, для чего товарищи мои обязывались быть мне помощниками. Сочинив и изложив на бумагу законы, я уговорил следовать со мною Артамона Муравьева, Матвея Муравьева-Апостола и двух Перовских, Льва и Василия, которые тогда определялись колонновожатыми; в собрании их я прочитал законы, которые им понравились. Затем были учреждены настоящие собрания и введены условные знаки для узнавания друг друга при встрече. Положено было взяться правою рукою за шею и топнуть ногой; потом, пожав товарищу руку, подавить ему ладонь средним пальцем и взаимно произнести друг другу на ухо слово "чока"»6. Слово «Чока» означало Сахалин. Как мы видим, члены общества были одержимы устройством республики именно на этом острове. Пока еще среди участников артели не существовало более актуальных планов переустройства крепостнической России, мечты о республиканском Сахалине были незрелыми и юношескими. После войны 1812 года деятельность тайного общества прекратилась, что стало предпосылкой формирования ее бывшими участниками более состоятельной, серьезной организации.
Такой организацией и стала возникшая в 1814 году «Священная артель». Участников организации и их товарищей-лицеистов связывали не только общие прогрессивные идеи, но и общие учителя: профессора Герман, Галич, Куницын, преподававшие лекции о политических науках. О внутреннем устройстве артели Нечкина дает нам следующие сведения: «Молодежь устроила ее внутренний быт на республиканский манер; в одной из комнат висел «вечевой колокол», по звону которого все члены артели собирались для решения общих дел: «Каждый член общества имел право в него звонить, - замечает Николай Муравьев. - По звуку все собирались и тогда решались требования члена»7. Интересен факт существования этого колокола. Он относит нас к историческому времени существования новгородской вечевой «республики». Нечкина также замечает: «Преклонение перед новгородской вечевой «республикой» - яркая характерная черта декабризма. Любовь к отечеству, национальное чувство требовало того, чтобы желаемую форму политического бытия можно было освятить воспоминанием о славном историческом прошлом. И Пестель и Никита Муравьев в своих конституционных проектах назвали будущий парламент революционной России «Народным Вечем».»8 Таким образом, можно провести параллель между идеалами «Священной артели» и другой ранней организации «Союза спасения», один из основатель которой, Никита Муравьев также серьезно размышлял над вечевой формой правления.
«Священная
артель» прекратила свое
Еще одной ранней организацией был «Орден русских рыцарей», основанный так же в 1814 году по инициативе молодого генерал-майора Михаила Орлова. Михаил Орлов был участником Отечественной войны и страстным патриотом своей Родины. В «Орден» также входили граф Матвей Дмитриев-Мамонтов, поэт-партизан Денис Давыдов, Николай Тургенев. Михаил Орлов стал автором конституционного проекта «Пункты преподаваемого во внутреннем Ордене учения», к которому, однако, Денис Давыдов отнесся довольно скептически. Давыдов писал: «Как он ни дюж, а ни ему, ни бешеному Мамонову не стряхнуть абсолютизма в России»9.
Если сравнить
все эти ранние