Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:35, реферат
Япония - Цивилизация, являющаяся государством. В случае с Японией приходится иметь дело не с вариациями речных или материковых цивилизаций, которые до сих пор возникали в Восточном очаге, а с посейдонической. . Посейдонический характер японской цивилизации не бросается в глаза из-за того, что в отличие от греков и финикийцев для Средиземноморья, португальцев, голландцев и англичан для внутренних океанов японцы, чьей ареной действий предстояло стать Внешнему океану, не слишком спешили с талассократической экспансией. Только к началу нашего столетия накопили они достаточно ресурсов, чтобы приступить к этому делу. . Посейдонический характер японской цивилизации не бросается в глаза из-за того, что в отличие от греков и финикийцев для Средиземноморья, португальцев, голландцев и англичан для внутренних океанов японцы, чьей ареной действий предстояло стать Внешнему океану, не слишком спешили с талассократической экспансией. Японцы никогда не теряют свой связи с культурным прошлом и даже закончив Гарвард, Кембридж, приобретя Западный порочный налет найтклабов и английского произношения, все равно в душе остаются самураями.
Введение______________________________________________________ 2
I Формирование и этапы развития _______________________________ 3
II Мировоззрение и религия ____________________________________ 7
III Письменность ______________________________________________ 11
IV Культура ___________________________________________________ 16
IV. 1. Архитектура _____________________________________________ 16
IV. 2. Скульптура ______________________________________________ 18
IV. 3. Живопись и прикладное искусство __________________________ 20
Заключение ___________________________________________________ 22
Список литературы _____________________________________________ 24
На этом, однако, процесс развития японского языка и формирования системы письма не закончился. Действительно, к VIII-IХ в. японская система письма, возникшая в результате усвоения и адаптации китайской иероглифики, считается сложившейся. Однако, впоследствии, японцы познакомились с другими языками и не могли оставить их без внимания и не сделать свою систему письма еще более неповторимой.
IV. Культура
IV. 1. Архитектура
Что касается японского искусства, то оно складывалось и развивалось под сильным влиянием конфуцианства и особенно буддизма, что наиболее сильно проявилось в архитектуре. Древние столицы Нара и Хэйан (Киото), как и другие города, великолепные храмы, монастыри и дворцы, строились в китайском стиле. Вместе с буддизмом в Японию проникает и материальный комплекс, обслуживающий потребности этой религия. Начинается строительство храмов, производство скульптурных изображений будд и бодхисатв, других предметов культа. Синтоизм в то время еще не имел развитой традиции строительства крытых культовых сооружений для проведения богослужений.
Планировка
первых японских буддийских храмовых
комплексов с их ориентацией с
юга на север в целом соответствует
корейским и китайским
Иноземные воздействия, органически соединяясь с местными народными традициями, изменяясь, способствовали созданию оригинального и высокого по своему уровню искусства. дворцы и храмы, раскинутые среди зелени садов, росписи, умело сочетающие декоративную яркость со строгим лаконизмом, выявляющие самую суть явлений, отмечены безукоризненным вкусом. Недаром именно в Японии возникла формула: «Все излишнее безобразно».
Своеобразие
архитектуры Японии обусловлено
особенностями длительного
В Японии, где исстари ощущался недостаток пригодной для жизни земли, где природа одновременно щедра и вероломна к людям, то низвергая на них с неба потоки воды, то выбрасывая на прибрежные селения гигантские волны океана, то сотрясая и ломая все подземными толчками, люди научились использовать пространство с максимальной экономностью и целесообразностью. В отличие от других стран Востока японская архитектура прошлого лишена тяги к грандиозности, соразмерна человеку, проста и графична по своим линиям. Главным строительным материалом издревле служило дерево. Из дерева возводились легкие постройки, основой которых служит каркас. Между домом и землей оставлялось пространство для изоляции от влажности. Столбы, на которые опиралось здание, помогали ему выдерживать подземные толчки. Стены, не имеющие опорного значения, могли быть легко раздвинуты, заменены более прочными на холодное время или сняты, оставляя пространство дома широко раскрытым на зеленый простор сада. Вместо окоп на решетки стен натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение ровный мягкий свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и от палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение имело скользящие стены - перегородки, благодаря которым можно было создавать то одну, то несколько изолированных комнат.
С 6--7 вв. в Японии начали сооружать буддийские храмы. Тип этих построек, сформировавшихся в Китае и Корее, имеет и свои особенности. Они ясно видны в буддийском ансамбле Хорюдзи (нач. 7 в.) близ Нара. Окраска колонн красным лаком, изогнутые края черепичных крыш, каменная платформа. на которой возведены постройки, система подкровельных кронштейнов явились новшеством в японском зодчестве. Живописно и свободно распланированный в кольце густой зелени ансамбль с размещенными среди площади главными сооружениями -- пятиярусной пагодой и Кондо (Золотым залом) отличается четкой графичностью линий. Он значительно миниатюрнее, чем пышные храмы Танского Китая.
Создание
самых мощных буддийских ансамблей
восходит к 8 в. и соответствует времени
утверждения централизованного
феодального государства и
Новый
этап развития японской архитектуры
начинается с периода Хэйан (794--1185),
названного по имени новой столицы Хэйан-кё
(ныне Киото). Вместе с ростом национального
самосознания и развитием утонченной
столичной цивилизации в это время наряду
с буддийским достигло большого расцвета
и светское дворцовое зодчество. Дворцовые
ансамбли Хэйана торжественны. В них переплетаются
традиции национального зодчества и континентальной
архитектуры. Для хэйанского императорского
дворцового ансамбля характерно выделение
главного церемониального зала типа синдэн,
обрамленного боковыми помещениями, широкое
пространство которого с гладко отполированным
полом открыто на светлый простор обширного,
засыпанного галькой двора. Соединение
зданий между собой галереями, завершение
главной площади в южной части пейзажным
садом с озером и скалами - также характерный
признак архитектуры этого времени.
IV.
2. Скульптура
Первые образцы японской пластики восходят к 3-5 вв. н. э. Это полные живой непосредственности разнообразные глиняные фигурки воинов, жрецов, слуг, животных, составлявшие неотъемлемую часть царских курганов.
Буддийская скульптура 6--7 вв., привнесенная с континента с миром ее новых образов, предназначалась для храмов. В главном здании Харюдзи -- Кондо помещалась бронзовая скульптурная группа, выполненная скульптором Торп . Это изображение Будды на лотосовом тропе, объединенного нимбом с двумя бодхисаттвами, олицетворяет идею милосердия. Простота и строгость геометрических линий, фронтальность и симметрия, вытянутость пропорций, отсутствие интереса к чувственной красоте и духовная значительность характеризуют это произведение, не чуждое воздействию китайской пластики периода Вэй.
В 8 в. с
укрупнением храмов, расширением
их интерьеров изменился и облик
буддийской пластики, умножилось количество
статуй. В качестве материалов употребляются
бронза, лак, дерево и глина. Подъем,
переживаемый государством, отразился
на создании монументальных, героизированных
статуй божеств. Вырабатывается более
конкретное и индивидуализированное
понимание пластического
Введение
новых буддийских сект и усложнение
обрядов, а также тенденции
IV.
3. Живопись
и прикладное искусство
Японская школа живописи Ямато-э складывается лишь в 11--12 вв. Живописцы Ямато-э расписывали ширмы, создавали на горизонтальных свитках иллюстрации к литературным произведениям.
Взаимодействие прикладного искусства Японии с другими видами искусства было необычайно тесным. Одни и те же мастера изготовляли расписные и инкрустированные лаковые шкатулки, создавая станковые живописные произведения, иллюстрировали книги, расписывали керамические сосуды, веера и кимоно, раздвижные ширмы и стены дворцов. Мастера стремились брать за образец природу с ее естественностью и переменчивостью, с ее асимметрией и красотой неожиданных, но всегда строго закономерных сочетаний.
Так, в древнейшем виде прикладного искусства, керамике художники достигли гармонии узора и формы противопоставлением незаполненного фона и пятна или линии, использованием случайных затеков глазури, трещин, неровности поверхности, делая каждый сосуд уникальным. В посуде, предназначенной для чайной церемонии, узор подчас отсутствовал вовсе; красота ее , в осязательной прелести и простоте форм неровных и толстостенных пористых чаш, покрытых коричневой или серебристо-розовой глазурью. В них выявлены и подчеркнуты качества мягкого и пластичного материала. В разных местах страны изготовлялось множество типов керамических изделий, то густо-коричневых, то черных, то зеленых, то расписных монохромным графическим рисунком, спокойных и мягких по оттенкам, В лишенном мебели помещении каждый предмет приобретал особую пластическую ют пространственную выразительность, будь то яркое кимоно, ваза или букет цветов, составление которого стало особым видом японского прикладного искусства. Букеты ассоциировались с определенным настроением, временем года, имели символический характер. Широкое распространение получили также изделия из фарфора, плетенные из гибкого бамбука корзины, изделия из металла, лавка. Японские мастера тонко учитывали декоративные особенности материала, эффекты, которые он может дать. Черный лак наносился на поверхность дерева, ткани или кожи по нескольку раз, затем расписывался яркими красными и золотыми красками, отчего изделия сияли как драгоценность.
Традиции
японского искусства продолжают
жить и в современном искусстве.
Заключение
Япония - Цивилизация, являющаяся государством. Однако в большинство цивилизаций входит более одного государства или другой политической целостности. В современном мире большинство цивилизаций включают в себя по два или более государств. (Хантингтон)
В случае с Японией приходится иметь дело не с вариациями речных или материковых цивилизаций, которые до сих пор возникали в Восточном очаге, а с цивилизацией посейдонической. Она, правда, не стала цивилизацией мореплавателей, как греческая или Финикийская, но здесь не было обилия противолежащих морских берегов, разнообразия культур вдоль них было меньше, а, значит, и стимул для мореплавания был ослаблен. Японцы оказались связаны с морем иным образом. Во-первых, они смогли создать оседлые поселения, которые жили за счет морских продуктов. Позднейшее земледелие и животноводство прививалось к уже сложившейся системе оседлых поселений рыбаков и собирателей морепродуктов. Во-вторых, изрезанный рельеф, множество речных долин, выходящих к морю, многочисленные острова и полуострова, а также Внутреннее море Японского архипелага побуждали осуществлять хозяйственное и политическое взаимодействие через море. Посейдонический характер японской цивилизации не бросается в глаза из-за того, что в отличие от греков и финикийцев для Средиземноморья, португальцев, голландцев и англичан для внутренних океанов японцы, чьей ареной действий предстояло стать Внешнему океану, не слишком спешили с талассократической экспансией. Только к началу нашего столетия накопили они достаточно ресурсов, чтобы приступить к этому делу. Однако к этому времени на другой стороне Внешнего океана укрепились США, имеющие свои талассократические амбиции.
Цивилизация
и культура Востока осталась жизнеспособной
даже тогда, когда ей пришлось столкнуться
с варварскими народами. Она защищалась
от них пассивно, поглощая и переустраивая
на свой лад. Далее, некоторые ученые считают,
что встретившись с цивилизацией Европы,
технически более развитой, несущей совершенно
иную программу и стремящейся к разрушению
всего непохожего на нее, Восток не устоял.
Однако, японцы никогда не теряют свой
связи с культурным прошлом и даже закончив
Гарвард, Кембридж, приобретя Западный
порочный налет найтклабов и английского
произношения, все равно в душе остаются
самураями.
Список
литературы: