Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:35, реферат
Япония - Цивилизация, являющаяся государством. В случае с Японией приходится иметь дело не с вариациями речных или материковых цивилизаций, которые до сих пор возникали в Восточном очаге, а с посейдонической. . Посейдонический характер японской цивилизации не бросается в глаза из-за того, что в отличие от греков и финикийцев для Средиземноморья, португальцев, голландцев и англичан для внутренних океанов японцы, чьей ареной действий предстояло стать Внешнему океану, не слишком спешили с талассократической экспансией. Только к началу нашего столетия накопили они достаточно ресурсов, чтобы приступить к этому делу. . Посейдонический характер японской цивилизации не бросается в глаза из-за того, что в отличие от греков и финикийцев для Средиземноморья, португальцев, голландцев и англичан для внутренних океанов японцы, чьей ареной действий предстояло стать Внешнему океану, не слишком спешили с талассократической экспансией. Японцы никогда не теряют свой связи с культурным прошлом и даже закончив Гарвард, Кембридж, приобретя Западный порочный налет найтклабов и английского произношения, все равно в душе остаются самураями.
Введение______________________________________________________ 2
I Формирование и этапы развития _______________________________ 3
II Мировоззрение и религия ____________________________________ 7
III Письменность ______________________________________________ 11
IV Культура ___________________________________________________ 16
IV. 1. Архитектура _____________________________________________ 16
IV. 2. Скульптура ______________________________________________ 18
IV. 3. Живопись и прикладное искусство __________________________ 20
Заключение ___________________________________________________ 22
Список литературы _____________________________________________ 24
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образование учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский
Государственный Социально-
Реферат
Тема: ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ
Волгоград, 2012г.
План:
Введение______________________
I Формирование
и этапы развития ______________________________
II Мировоззрение
и религия ______________________________
III Письменность
______________________________
IV Культура ______________________________
IV. 1. Архитектура
______________________________
IV. 2. Скульптура
______________________________
IV. 3. Живопись и прикладное искусство __________________________ 20
Заключение ______________________________
Список литературы
______________________________
Введение
Первые письменные упоминания о древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках I века. Однако, согласно результатам археологических исследований Японский архипелаг был заселен людьми в период позднего палеолита.
В истории Японии периоды изоляции страны чередуются с периодами активных взаимоотношений с внешним миром.
Несмотря на сильное влияние китайской цивилизации, японцы сумели создать свою собственную самобытную культуру. Впоследствии они сознательно отгородились от внешнего мира и пребывали в полной изоляции вплоть до конца XIX столетия.
Коренные
жители гористых островов, опоясавших
длинной цепью Тихоокеанское
побережье Азии, японцы многие века
жили, практически не вступая в
контакт с остальным миром. Так
оно и было, несмотря на благоговейное
почитание японцами своих императоров,
которые считались прямыми
I.
Формирование
и этапы развития
Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических слияний переселенцев, преодолевших водную преграду, отделяющую Японские острова от материка. Наиболее ранними обитателями Японии были, по всей вероятности, протоайнские племена, а также племена малайско-полинезийского происхождения. В середине I тыс. до н. э. из южной части Корейского полуострова наблюдается интенсивная миграция протояпонских племен ва, которым удалось в значительной мере ассимилировать население юга Японии. Пемена, заселявшие территорию Японии, находились на уровне первобытно общинного строя, уже тогда, вероятно, был заложен один из ведущих стереотипов мировосприятия японцев, который просматривается на всем протяжении истории этой страны, это способность к усвоению навыков и знаний, поступающих результате контактов с другими народами.
Японский этнос сложился в результате смешения местных племен с племенами Северо-Восточной Азии и островов Тихого океана. Позднее активное участие в формировании японского этноса приняли переселенцы из Кореи и Китая: Хозяйственную основу первобытного японского общества как и повсюду, составляли охота, собирательство и рыболовство. Первыми религиозными представлениями японцев были такие известные формы, как магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. От этого периода, известного под именем “культуры Дзёмон”, сохранились причудливого вида керамические сосуды, а также фигурки человека и животных, сделанные в весьма условной манере.
В середине I тыс. до н. э. в Японии возникает сельское хозяйство и общество постепенно трансформируется из первобытного в древнее. Процесс перехода был достаточно длительным - примерно шесть веков, с III века до н. э. до III века н. э. Этот период в японской истории носит название “культура Яёй” - по названию квартала в Токио, где были обнаружены остатки этой культуры. В этот период складываются основные элементы древне-японской цивилизации. Экономическую основу общества составляет поливное земледелие, главным образом выращивание риса. Высокого уровня достигает выплавка металла - бронзы и железа. Бронза используется для изготовления культовых предметов - ритуальных зеркал, колоколов и т. д., а железо - орудий труда, воинского оружия и снаряжения. Успешно развиваются другие ремесла.
Примерно
со II века до н. э. развитие Японии идет
под сильным и растущим влиянием
со стороны Китая, которое сказывается
как в материальной, так и в
духовной культуре. В частности, именно
благодаря китайским
Способность к усвоению иноземных образцов становится особенно заметной вместе с возникновением государственности, датируемой III--IVвв. н. э. В это время происходит завоевательный поход союза племен Южного Кюсю в Центральную Японию. В результате начинает формироваться так называемое государство Ямато, культура которого характеризуется невиданной дотоле однородностью.
В IV - V веках
н. э. из Китая в Японию приходит иероглифическая
письменность, проникают также китайская
астрономия и другие научные знания
и представления. Почти одновременно
с этим отмечено появление конфуцианства
и буддизма, а вместе с последним
начинается широкое распространение
всего спектра буддийской культуры,
в особенности искусства. В целом
влияние китайской культуры было
настолько значительным, что русский
культуролог Н. Данилевский рассматривал
японскую культуру как вариант китайской,
отказывая ей в подлинной самобытности.
Хотя такая точка зрения не лишена
основания, она, тем не менее, представляется
слишком утрированной. Правильнее было
бы говорить о том, что уже в
глубокой древности у японцев
сложилась способность к
Период с IV по начало VII н. носит название курганного («кофундзидай») по типу погребений, устройство и инвентарь которых отличаются чертами сильного корейского и китайского влияний. Тем не менее такое широкомасштабное строительство, а в настоящее время обнаружено более 10 тыс. курганов, не могло бы иметь успеха, если бы сама идея курганов была чужда населению Японии. Курганы Ямато, вероятно, генетически связаны с дольменами Кюсю. Среди предметов погребального культа особое значение имеет глиняная пластика ханива. Среди этих блестящих образцов древнего ритуального искусства - изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов. оружия, доспехов, лодок, животных, птиц, жрецов, воинов и т. д. По этим изображениям восстанавливаются многие особенности материальной и духовной жизни древних японцев. Строительство сооружений курганного типа было, очевидно , связано с культом предков и культом Солнца. Что нашло свое отражение и в дошедших до нас памятниках ране-японской письменности.
В III-IV веках
н. э. существенно усложняется
О последних веках древнего японского общества нам сообщают упомянутые выше хроники - “Кодзики” и “Нихонги”. Первую из них написал Ясумаро, один из приближенных ко двору царей Ямато, а составителем второй считается принц Тонэри. Одна из основных целей этих хроник состояла в обосновании того, что стоящая у власти династия царей Ямато является самой древней и самой знатной и потому наиболее достойной высшей власти.
Письменные
памятники японской культуры содержат
многочисленные мифы, легенды и сказания,
переплетающиеся с
Эти боги
породили “Страну островов”, и в конце
концов один из потомков богов, ставший
человеком, основал Японское государство
и под именем Дзимму вошел в его историю
в качестве первого императора, положившего
начало династии Ямато. Эти мифы из хроник,
культ Солнца в лице богини Аматэрасу
и культ предков легли в основу японской
национальной религии синтоизм (“путь
богов”).
II.
Мировоззрение и религия
В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного.
Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов, в боевых искусствах, в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня.
Еще одной особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Без ритуала обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы.
Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демократический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения. Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных.