Цивилизация Древней Финикии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть историю Финикии от начала ее возникновения до распада, величайшие достижения данного периода. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Показать историю возникновения Финикии.
Раскрыть сферу политики и торговли древних финикийцев.
Проанализировать достижения финикийцев.
Охарактеризовать развитие культуры и экономики финикийцев в первом тысячелетии до нашей эры.
Определить роль Финикии в мировой истории.

Работа содержит 1 файл

Курсовая+++++.docx

— 421.01 Кб (Скачать)

Финикийские корабли, имя которых «галера» вошло  во все европейские языки. Они  заложили основы всего последующего мирового кораблестроения. «Суда финикийцев уже в Х в. до н. э. имели основные элементы конструкции современных судов (киль, шпангоуты, штевни, наружную обшивку); деревянные внутренние крепления сделали ненужными обычные для египетских судов натяжные сооружения из канатов и балок». Отметим, что корабельный таран «тоже можно считать изобретением финикийцев», как и четкое разделение на разные типы военных и торговых кораблей. «В искусстве мореплавания финикийцы были ведущими… Они, по-видимому, были первыми из народов Средиземноморья, кто перешел к плаванию в открытом море… Научившись ориентироваться по Полярной звезде, финикийцы преодолели, таким образом, и трудности, связанные с плаванием ночью»  [13, с. 104-106].

Большинство историков связывают радикальный  переворот в кораблестроении  с появлением в Средиземноморье  «народов моря» в XII веке до н. э. Именно после этого финикийцы начали строить корабли нового типа, способные  совершать дальние плавания и  нести на себе большой груз. Превосходным материалом для них стал ливанский  кедр, а связи с другими странами дали финикийским корабелам возможность  заимствовать технические новинки. Их корабли были не плоскодонными, а  килевыми, как у «народов моря», что  сильно увеличивало их скорость. Мачта  по египетскому образцу несла  прямой парус на двух реях. Вдоль  бортов в один ряд располагались  гребцы, а на корме были укреплены  два мощных весла, которые использовались для поворота судна. Во вместительный  трюм загружали амфоры или кожаные  бурдюки с зерном, вином, маслом. Иногда для сохранности трюм заливали водой. Более ценные товары размещали  на палубе, которая ограждалась деревянными  решетками. На носу корабля закрепляли громадный сосуд для питьевой воды. Длина такого судна достигала 30 метров, экипаж состоял из 20—30 человек. После Х века до н. э. у финикийцев появились специальные боевые суда. Они были легче торговых, но длиннее и выше — гребцы располагались на двух палубах для большей скорости. Над ними возвышалась узкая площадка, защищенная щитами, с которой воины во время битвы обстреливали врага из луков и забрасывали дротиками. Но главным оружием был грозный таран, обитый медью и поднятый над водой. Корма корабля вздымалась вверх, как хвост скорпиона. Большие поворотные весла размещались не только на корме, но и на носу, что позволяло почти мгновенно совершить поворот. Корабль мог перевозить до сотни человек — воинов, команду и гребцов, которыми часто были рабы. Финикийские корабли были лучшими на Древнем Востоке, из них состоял флот Ассирии, Вавилона, Персидской империи. К IV веку значительная часть ливанских кедров была вырублена, что привело к упадку кораблестроения. В результате финикийцы были вытеснены с торговых путей греками, чьи корабли оказались более совершенными.Ниже приведена схема финикийской триремы:

1. Гребцы верхнего ряда —  траниты. Все гребцы должны были работать крайне слаженно: расстояние между концами весел составляло всего 30 см

2. Мачта и парус. При патрульном  плавании паруса поднимали, а  перед сражением — опускали 

3. Сдвоенные кормовые весла для  управления судном 

4. Капитан триремы — триерарх

5. Малый парус «артемон» располагался на наклонной мачте

6. Рулевой 

7. «Всевидящее око» — древний  морской символ-оберег 

8. Таран 

9. Гребцы среднего ряда — зигиты

10. Гребцы нижнего ряда — таламиты

Греко-финикийская трирема, или  триера (ок.VI века до н. э.), созданная коринфянами, позже стала основным боевым кораблем Средиземноморья во время Пунических войн (264—146 годы до н. э.). Главным «встроенным» оружием триремы был таран, продолжавший килевой брус. Характеристики корабля: водоизмещение — до 230 т, длина:— 38—45 м, ширина корпуса — 3—4 м, длина весел — 4,25—4,5 м, осадка—0,9—1,2 м. [Приложение 2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что в древнем мире Финикийская цивилизация занимала особое место не только своими бесспорными достижениями в области транзитной торговли и дальнего мореплавания. Финикийцы выступали распространителями знаний и опыта высокоразвитых культур древнего Востока. Творчество и мысли многих народов нашли у них свое отражение. Деятельное и энергичное население финикийских городов, принимая импульсы со всех сторон, приспосабливало их для себя: пользуясь известным, создавало новое. Предприимчивость и активность финикийцев способствовала появлению многих изобретений. Им принадлежит величайшее открытие в сфере коммуникационных отношений: финикийцы первыми в мире создали алфавитную письменность, качественно упростив запись и хранение любой информации, а заодно и усвоение знаний, начиная со школы.

На основе вавилонской клинописи и египетского  иероглифического письма они создали  свой алфавит из 22 знаков, обозначавших согласные звуки. Первыми увидели  преимущества алфавита финикийские  купцы, которым требовалось записывать много и быстро. Ни одна из существовавших в то время систем письма этому  требованию не отвечала. Иероглифическое  письмо требовало не одного года для  изучения и запоминания. Образование  могли получать только избранные, принадлежащие  к жрецам или близким к ним  кругам. Финикийцы разрушили эту  монополию, сделали возможным массовую образованность, открыв тем самым  дорогу человечеству к новой культуре. Впоследствии финикийский алфавит  был усовершенствован греками, которые  ввели знаки, обозначающие гласные  звуки. Он стал основой почти всех алфавитов в мире, в том числе  и русской азбуки.

Высокого  уровня в Финикии достигло развитие ремесел. Финикийцы первыми начали выдувать стекло, уйдя в производстве стекла значительно дальше Египта, Шумера и Вавилона. Славились они также своим искусством в горнозаводском и литейном деле, в шлифовке и обработке драгоценных камней, в резьбе по дереву и слоновой кости, в изготовлении изящных тканей и благовонных мазей. Финикийская цивилизация оставила свой след и в области строительства и архитектуры. Древние греки считали финикийцев своими учителями в астрономии и географии.

Достижения  Финикийской цивилизации столь  значительны, что привлекают внимание и будоражат воображение историков-исследователей до настоящего времени. Какой опыт цивилизационного развития дала человечеству Финикия?

Финикия стала  первым в истории человечества межцивилизационным коммуникационным центром, который в течение почти полутора тысяч лет (рубеж III-II тыс. до н.э. VI в. до н.э.) поддерживал и укреплял экономические и культурные связи между отдельными цивилизациями, способствовал их взаимодействию и взаимовлиянию. Финикия первой дала действенный опыт создания системы колоний как цивилизационных центров, который столь успешно далее использовали греки. Именно история Финикии показала, что не только земледелие и скотоводство, но торговля и ремесло могут стать стержневым экономическим фактором становления цивилизации. Однако, она же продемонстрировала, что преобладание торговых интересов может стать началом конца цивилизации. Финикия дала миру алфавитное письмо, без которого цивилизационное развитие человечества, возможно, пошло бы несколько иным путем, однако великие творения человеческой мысли записали, используя его, древние греки.

Финикийская цивилизация сходна с персонажем классической драмы, который, исполнив свою роль, уходит уже в конце  первого акта. Но его появление  на сцене во многом определяет судьбу главных героев до самого финала. Словно тень отца Гамлета: Прощай, прощай и  помни обо мне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Борухович В.Г.«Научное и литературное значение труда Геродота» (вступ. ст. к «Истории»), М., 1992.
  2. Буданова В.П. История мировых цивилизаций, М., 1998.
  3. Волков А.В. Загадки Финикии. М., 2004. - 320 с.
  4. Джон Грей «Хананейцы», М. 2003.
  5. Лукашкина А.А. Культурное и экономическое развитие финикийцев в I тыс. до н. э.
  6. Стратановский Г.А. «Страбон и его география» , М., 1994.
  7. Струве В. В. Происхождение алфавита, М.,1990
  8. Тураев Б.А. «История Древнего Востока»
  9. Харден Д. «Финикийцы. Основатели Карфагена»
  10. Циркин Ю. Б. «От Ханаана до Карфагена», М. 2001.
  11. Шифман И. Ш. «Финикийский язык» СПб, 2003
  12. Шифман И. Ш. «Карфаген», СПб, 2003.
  13. Ястребицкий Н.П. «Финикийские корабли», М., 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финикия (зелёным) на восточном побережье Средиземного моря

 

Приложение 2.

 


Информация о работе Цивилизация Древней Финикии