Цивилизация Древней Финикии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть историю Финикии от начала ее возникновения до распада, величайшие достижения данного периода. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Показать историю возникновения Финикии.
Раскрыть сферу политики и торговли древних финикийцев.
Проанализировать достижения финикийцев.
Охарактеризовать развитие культуры и экономики финикийцев в первом тысячелетии до нашей эры.
Определить роль Финикии в мировой истории.

Работа содержит 1 файл

Курсовая+++++.docx

— 421.01 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность: Представленная работа посвящена теме «Цивилизация Древней Финикии». Данная тематика носит актуальный характер в современных условиях. 
Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению темы «Цивилизация Древней Финикии». 
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании обозначенной темы.  
          Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность тематики данной работы «Цивилизация Древней Финикии» определяют несомненную новизну данного исследования. 
Дальнейшее внимание к вопросу «Цивилизация Древней Финикии» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. 
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Цивилизация Древней Финикии» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  
           При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов о истории Финикии и достижениях ее народа, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Цель: рассмотреть историю Финикии от начала ее возникновения до распада, величайшие достижения данного  периода. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. Показать историю возникновения Финикии.
  2. Раскрыть сферу политики и торговли древних финикийцев.
  3. Проанализировать достижения финикийцев.
  4. Охарактеризовать развитие культуры и экономики финикийцев в первом тысячелетии до нашей эры.
  5. Определить роль Финикии в мировой истории.

Предмет исследования: цивилизация Финикии

Практическая  значимость: Материалы данной курсовой можно использовать в образовательных целях. А именно, при преподавании Истории Древнего мира в средних классах.

Хронологические рамки: III–II тыс. до н.э. 

Территориальные рамки: Восточное Средиземноморье

Историография: Ряд ученых на протяжении различных исторических периодов изучали историю Древней Финикии. Например Б. А. Тураев, говоря о культуре финикийцев, отмечает наличие в ней множества позднейших наслоений и иностранных влияний, которые затрудняют изучение культуры. Также, по мнению Тураева, «промежуточное положение страны и характер народа обусловили эклектизм и подражательность искусства». [8]

Обзор финикийской экономики и культуры был бы неполным без исследования культуры и экономики Карфагена — западной провинции Финикии, которая достигла высокого развития и «пережила» свою метрополию. Что касается развития карфагенского ремесла, Ю. Б. Циркин говорит о довольно высоком уровне его развития. Но, по его мнению, «карфагенское ремесло в целом было неконкурентоспособным на внешнем рынке»[10].

Исследование Дональда Хардена посвящено обширному обзору истории Финикии и затрагивает множество различных аспектов развития финикийцев: искусство, производство, основание колоний и т.п. По мнению Д. Хардена, «сама природа финикийского искусства с его заимствованными мотивами и смешением стилей затрудняет анализ и делает его чрезвычайно субъективным». Автор также отмечает торговый склад ума финикийцев, замечая, что «финикиец, со всеми его художественными склонностями, интересовался не столько искусством, сколько тем, как бы выгоднее продать товар в далекие страны».[9]

Написанию раздела, касающегося финикийской  письменности, помогла книга И. Ш. Шифмана, вышедшая в серии очерков «Финикийский язык».[11] В этой работе подробно рассматривается язык Финикии во многих аспектах: структуре построения предложений, словоупотребления, грамматических конструкций и т.п. В приложении к книге даются образцы финикийских текстов.

В целом же можно сказать, что история Финикии, ее развития и культуры недостаточно исследована как в современной, так и в более ранней научной литературе.

Структура: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава  содержит материалы о возникновении Финикии ее политике, торговле и распаде Финикии.

Вторая глава посвящена величайшим достижениям и культуре финикийцев.

В заключении содержатся выводы по проделанной работе.

Список использованной литературы содержит литературу, на которую  я опиралась в ходе написания  курсовой работы.

Приложение  содержит рисунки по данной тематике.

 

 

 

 

 

 

  1. История Финикии

 

    1. Возникновение Финикии и ее народа

 

Особый вариант  цивилизационного развития, отличный от речных      цивилизаций, возник в древности на земле Восточного Средиземноморья. К нему относятся городские цивилизации Финикии.

В силу каких причин стало возможным появление в данном регионе подобных цивилизаций? Прежде всего, прослеживается прямая связь с особенностями ландшафта Восточного Средиземноморья, который представлен двумя климатическими зонами. Одна узкий пояс побережья с мягким средиземноморским климатом, плодородными почвами и удобными морскими стоянками. Другая зона обширное плоскогорье с резким континентальным климатом, с пустынями и оазисами в долинах небольших рек. Две сравнительно крупные реки региона Оронт и Иордан не были такими полноводными как Нил, Евфрат, Хуанхэ или Ганг. Поэтому здесь не могла сложиться обширная ирригационная система, требующая сильного государства и крепкой центральной власти.

Сравнительно  небольшой мир Восточного Средиземноморья  представлен постоянно соперничающими городами-государствами, само существование  которых определялось простой формулой все против одного и один против всех. Кровопролитные столкновения за собственные интересы не позволяли  этим городам-государствам сплотиться, чтобы дать отпор вторжениям извне. А они были неизбежны, что определялось еще одной особенностью этого  региона. С момента появления  здесь ранних очагов цивилизации  Восточное Средиземноморье стало  уникальным, первым в истории человечества центром коммуникаций, торговых и  культурных контактов и взаимовлияний. Здесь пересекались людские потоки, представлявшие Месопотамскую, Египетскую, Хеттскую, Ассирийскую, Древнегреческую  цивилизации. Восточное средиземноморье  объединяло Переднюю Азию, Северную Африку, Юго-Восточную и Юго-Западную Европу.[Приложение 1]

Довольно  значительную роль в политической, культурной и особенно экономической  истории древнего Средиземноморья  сыграла Финикийская цивилизация, которая сложилась на узкой полосе земли между Средиземным морем  и горным хребтом Ливана. Природа  определила образ жизни проживавших  здесь людей. В Финикии не было значительных территорий, пригодных  для земледелия, не было обширных пастбищ, зато были дубовые и кедровые леса, которые давали отличный кораблестроительный  материал, строевой лес и целебные растения, пользующиеся спросом соседних стран. Горные склоны Ливана были засажены оливковыми деревьями и виноградниками. Конечно, среди финикийцев были и  земледельцы, которым в долине Оронта и на Финикийском побережье на небольших участках плодородной и тщательно обрабатываемой земли, удавалось выращивать неплохие урожаи пшеницы, ячменя, проса и чечевицы. Ограниченные земельные ресурсы вынуждали финикийцев создавать на горных склонах Ливана террасную систему искусственного орошения для разбивки фруктовых садов и виноградников. Финикийское вино славилось во всем древнем мире. Будучи морским народом, финикийцы занимались также и рыболовством.

Таким образом, материальная культура Финикии в  меньшей мере зависела от земледелия, но больше от ремесла, особенно благодаря  запасам полезных ископаемых и ценных пород леса в Ливанских горах.

Население Финикии  представляло собой сложный этнический конгломерат. Здесь проживали западносемитские племена ханаанеев. Финикийцами (красноватые, смуглые) жителей прибрежной полосы Восточного Средиземноморья назвали египтяне и древние греки. Сами финикийцы не знали единого самоназвания. Тем не менее, осознавая свою этно-культурную и языковую общность, они считали себя исключительно жителями того или иного города (сидонцы, тирцы, карфагеняне и др.), а не гражданами какой-либо страны.

В антропологическом и лингвистическом  плане финикийцы относятся к северо-западной группе семитских племён. Финикийцы называли себя хананеями. Греки называли их финикийцами или сидонянами, римляне— пунийцами. [2]

Финикийцы отличались высокими деловыми качествами, известны были в истории  как умелые купцы, великие мореплаватели, изобретатели алфавита. Например, Геродот писал: «Финикияне, прибывшие в Элладу, поселились в этой земле и принесли эллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинам». [1]

Финикийцы всегда славились своим  умением торговать. Первое упоминание о торговле встречается у Геродота в самом начале его труда и позволяет думать, что в 1400-1200 гг. до н.э. финикийцы уже занимались торговлей, перевозили египетские и ассирийские товары, вели торговлю с Аргосом. Таким образом, финикийцы уже в то время занимались посреднической торговлей, которой не брезговали и в более позднее время. Велась и работорговля, свидетельство о которой мы находим у Геродота: две похищенные жрицы из Фив были проданы в Ливию и Элладу.[1] Принимая во внимание сведения Хардена, известно также, что имела место и торговля детьми. [9] 
Финикийцы вели торговлю с различными странами. Торговля с Аргосом велась еще раньше первого тысячелетия до нашей эры . Упоминает Геродот и о торговле с Ливией, товаром которой были рабы. О наличии торговых связей с Египтом мы находим два упоминания у Геродота: «Из всей Эллады, да, кроме того, еще из Финикии в Египет привозят дважды в год вино в глиняных сосудах и все-таки, можно сказать, там не увидишь ни одного порожнего сосуда. Куда же, спрашивается, они деваются? Я отвечу на это. Каждый староста общины обязан собирать все сосуды в своем городе и отправлять в Мемфис. Из Мемфиса же, наполнив водой, их переправляют в ту безводную Сирийскую пустыню. Таким образом, всю глиняную винную посуду, ввозимую в Египет, там опоражнивают и затем, в дополнение к прежней, отправляют в Сирию» ; второе упоминание позволяет судить также и о торговых связях с Элладой: финикияне заимствовали у египтян обычай обрезания (несомненно, в результате торговых отношений), те финикияне, что поддерживают связь с Элладой, своих детей не обрезают. Есть еще несколько упоминаний о торговле с Элладой: Геродот упоминает, что финикияне ввозят стирак в Элладу. [1] Страбон же говорит о том, что карфагенские купцы экспортировали африканские драгоценные камни, которые греки называли «карфагенскими». Также Страбон упоминает о торговле Карфагена с Киреной:«Место под названием Харакс служило карфагенянам портом; они привозили сюда вино, получая в обмен сильфий и его сок от торговцев, тайком достававших эти продукты из Кирены. [6]  
Что касается торговли с менее развитыми странами, интересно упоминание Геродота о торговле карфагенян с ливийцами за Геракловыми столпами: карфагеняне оставляли товары на берегу, после чего возвращались на корабль и подавали дымовой сигнал. Ливийцы же оставляли возле товаров золото и так же отходили. Так продолжалось до тех пор, пока количество золота не устраивало карфагенян. Как добавляет Геродот, «ни одна сторона не обманывала: карфагеняне не трогали золото, пока не удовлетворялись его количеством, а туземцы не трогали товары, пока вторая сторона не принимала золото». [6]  
Продвигались финикийцы и на запад, на Кипр, который славился своим вином, оливковым маслом и хлебом. Страбон пишет, что остров привлекал финикийцев также медью и корабельным лесом. [6] Кипр, по-видимому, уже в 1000 г. до н.э. был важным промежуточным пунктом торговли финикиян с Западным Средиземноморьем.[1]  
Таким образом, финикийцы торговали древесиной Ливана, металлами с запада (Кипр), изделиями из металла, кроме того, они занимались посреднической торговлей.

Финикийцы основали многочисленные колонии  в Средиземном море, и даже на побережье Атлантического океана. Наиболее известные их колонии— Карфаген, Утика, Кадис и т.д.[10]

 

    1. Политика и торговля.

 

В период персидского  владычества финикийские города впервые объединились в союз. Это  случилось в IV веке до н. э., когда жители Тира, Сидона и Арвада выбрали своим центром старое поселение, назвав его Триполи (по-гречески «трехградье»). Там собирался обще-финикийский совет — своего рода парламент из 300 человек. К тому времени городами формально по-прежнему правили цари, но на деле власть перешла к богатейшим торговцам и банкирам. Иногда они свергали формального государя и передавали его полномочия судьям-суффетам, избираемым на год.

В громадной  Персидской державе финикийцы чуть ли не впервые за свою историю изведали выгоды мира и законности, смогли пользоваться хорошо налаженной системой дорог и  почтовых сообщений. И в итоге  случилось неизбежное — они забыли о прежних лишениях, «зазнались»  и начали выходить из повиновения  монарха. Например, когда он повелел  Тиру и Сидону готовить флот для похода на Карфаген, те решительно отказались выступать против сородичей.

Дальше —  больше: в финикийских головах  зародилась мысль о независимости. В 350 году до н. э. они подняли восстание под руководством некоего Теннеса, но силы оказались неравными. Семь лет спустя царь Артаксеркс III дотла разорил Сидон, истребив 40 тысяч его жителей. А затем пришел последний завоеватель — Александр Македонский, который в 332 году до н. э. подверг не меньшим разрушениям Тир. Островной город сопротивлялся непобедимому полководцу целых семь месяцев. Тогда царь велел насыпать к нему дамбу от материка, таким образом превратив его в полуостров. В конце концов стены рухнули под ударами греческих таранов и ядрами катапульт. Почти 10 тысяч тирцев погибли в бою или были распяты победителем на крестах, а остальные жители были обращены в рабство. И хотя после этой жестокой расправы город все-таки возродился, он уже не вернул себе прежнего значения.

После смерти Александра Финикия стала «яблоком раздора» для его преемников —  египетских Птолемеев и сирийских  Селевкидов, в конце концов доставшись последним. Первенство на торговых путях тем временем окончательно перешло к грекам, и даже в гаванях Ливана греческий язык вытеснил ханаанейский. Последние остатки самостоятельности Тир и Сидон утратили при римлянах. На месте «варварских» строений были возведены храмы, дворцы и ипподромы греко-римского образца. [10]

Новая сфера  деятельности, в которой финикийцы пока еще не имели соперников стало посредничество — обмен валют и кредит. Тир и Сидон сделались важнейшими финансовыми центрами Древнего мира — во многом благодаря покровительству персидских царей, которые захватили тогда владения Вавилона. В 525 году до н. э. Камбиз при помощи финикийского флота захватил Египет и в благодарность объявил ханаанеев «царскими друзьями», передав им в залог этой дружбы несколько городов Палестины. Персидская администрация надежно охраняла купцов из Леванта в любом уголке царских владений. Те платили верной службой — помогали Дарию и Ксерксу в их знаменитых походах на Грецию (как всегда, предоставляли суда). При этом убивали двух зайцев — задабривали покровителей и ослабляли главных конкурентов на морях.[10]

Информация о работе Цивилизация Древней Финикии