Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:49, курсовая работа
Цель: рассмотреть историю Финикии от начала ее возникновения до распада, величайшие достижения данного периода. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Показать историю возникновения Финикии.
Раскрыть сферу политики и торговли древних финикийцев.
Проанализировать достижения финикийцев.
Охарактеризовать развитие культуры и экономики финикийцев в первом тысячелетии до нашей эры.
Определить роль Финикии в мировой истории.
Введение
Актуальность: Представленная работа посвящена теме
«Цивилизация Древней Финикии». Данная
тематика носит актуальный характер в
современных условиях.
Для современного состояния науки характерен
переход к глобальному рассмотрению темы
«Цивилизация Древней Финикии».
Вопросам исследования посвящено множество
работ. В основном материал, изложенный
в учебной литературе, носит общий характер,
а в многочисленных монографиях по данной
тематике рассмотрены более узкие вопросы.
Однако, требуется учет современных условий
при исследовании обозначенной темы.
Высокая
значимость и недостаточная практическая
разработанность тематики данной работы
«Цивилизация Древней Финикии» определяют
несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу «Цивилизация
Древней Финикии» необходимо в целях более
глубокого и обоснованного разрешения
частных актуальных проблем тематики
данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена,
с одной стороны, большим интересом к теме
«Цивилизация Древней Финикии» в современной
науке, с другой стороны, ее недостаточной
разработанностью. Рассмотрение вопросов
связанных с данной тематикой носит как
теоретическую, так и практическую значимость.
При
этом предметом исследования является
рассмотрение отдельных вопросов о истории
Финикии и достижениях ее народа, сформулированных
в качестве задач данного исследования.
Цель: рассмотреть историю Финикии от начала ее возникновения до распада, величайшие достижения данного периода. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Предмет исследования: цивилизация Финикии
Практическая значимость: Материалы данной курсовой можно использовать в образовательных целях. А именно, при преподавании Истории Древнего мира в средних классах.
Хронологические рамки: III–II тыс. до н.э.
Территориальные рамки: Восточное Средиземноморье
Историография: Ряд ученых на протяжении различных исторических периодов изучали историю Древней Финикии. Например Б. А. Тураев, говоря о культуре финикийцев, отмечает наличие в ней множества позднейших наслоений и иностранных влияний, которые затрудняют изучение культуры. Также, по мнению Тураева, «промежуточное положение страны и характер народа обусловили эклектизм и подражательность искусства». [8]
Обзор финикийской экономики и
Исследование Дональда Хардена посвящено обширному обзору истории Финикии и затрагивает множество различных аспектов развития финикийцев: искусство, производство, основание колоний и т.п. По мнению Д. Хардена, «сама природа финикийского искусства с его заимствованными мотивами и смешением стилей затрудняет анализ и делает его чрезвычайно субъективным». Автор также отмечает торговый склад ума финикийцев, замечая, что «финикиец, со всеми его художественными склонностями, интересовался не столько искусством, сколько тем, как бы выгоднее продать товар в далекие страны».[9]
Написанию раздела, касающегося финикийской письменности, помогла книга И. Ш. Шифмана, вышедшая в серии очерков «Финикийский язык».[11] В этой работе подробно рассматривается язык Финикии во многих аспектах: структуре построения предложений, словоупотребления, грамматических конструкций и т.п. В приложении к книге даются образцы финикийских текстов.
В целом же можно сказать, что история Финикии, ее развития и культуры недостаточно исследована как в современной, так и в более ранней научной литературе.
Структура: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава содержит материалы о возникновении Финикии ее политике, торговле и распаде Финикии.
Вторая глава посвящена величайшим достижениям и культуре финикийцев.
В заключении содержатся выводы по проделанной работе.
Список использованной литературы содержит литературу, на которую я опиралась в ходе написания курсовой работы.
Приложение содержит рисунки по данной тематике.
Особый вариант цивилизационного развития, отличный от речных цивилизаций, возник в древности на земле Восточного Средиземноморья. К нему относятся городские цивилизации Финикии.
В силу каких причин стало возможным появление в данном регионе подобных цивилизаций? Прежде всего, прослеживается прямая связь с особенностями ландшафта Восточного Средиземноморья, который представлен двумя климатическими зонами. Одна узкий пояс побережья с мягким средиземноморским климатом, плодородными почвами и удобными морскими стоянками. Другая зона обширное плоскогорье с резким континентальным климатом, с пустынями и оазисами в долинах небольших рек. Две сравнительно крупные реки региона Оронт и Иордан не были такими полноводными как Нил, Евфрат, Хуанхэ или Ганг. Поэтому здесь не могла сложиться обширная ирригационная система, требующая сильного государства и крепкой центральной власти.
Сравнительно
небольшой мир Восточного Средиземноморья
представлен постоянно
Довольно
значительную роль в политической,
культурной и особенно экономической
истории древнего Средиземноморья
сыграла Финикийская
Таким образом, материальная культура Финикии в меньшей мере зависела от земледелия, но больше от ремесла, особенно благодаря запасам полезных ископаемых и ценных пород леса в Ливанских горах.
Население Финикии
представляло собой сложный этнический
конгломерат. Здесь проживали
В антропологическом и
Финикийцы отличались высокими деловыми качествами, известны были в истории как умелые купцы, великие мореплаватели, изобретатели алфавита. Например, Геродот писал: «Финикияне, прибывшие в Элладу, поселились в этой земле и принесли эллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинам». [1]
Финикийцы всегда славились своим
умением торговать. Первое упоминание
о торговле встречается у Геродота в самом
начале его труда и позволяет думать, что
в 1400-1200 гг. до н.э. финикийцы уже занимались
торговлей, перевозили египетские и ассирийские
товары, вели торговлю с Аргосом. Таким
образом, финикийцы уже в то время занимались
посреднической торговлей, которой не брезговали
и в более позднее время. Велась и работорговля,
свидетельство о которой мы находим у Геродота:
две похищенные жрицы из Фив были проданы
в Ливию и Элладу.[1] Принимая во внимание
сведения Хардена, известно также, что
имела место и торговля детьми. [9]
Финикийцы вели торговлю с различными
странами. Торговля с Аргосом велась еще
раньше первого тысячелетия до нашей эры
. Упоминает Геродот и о торговле с Ливией,
товаром которой были рабы. О наличии торговых
связей с Египтом мы находим два упоминания
у Геродота: «Из всей Эллады, да, кроме того,
еще из Финикии в Египет привозят дважды
в год вино в глиняных сосудах и все-таки,
можно сказать, там не увидишь ни одного
порожнего сосуда. Куда же, спрашивается,
они деваются? Я отвечу на это. Каждый староста
общины обязан собирать все сосуды в своем
городе и отправлять в Мемфис. Из Мемфиса
же, наполнив водой, их переправляют в
ту безводную Сирийскую пустыню. Таким
образом, всю глиняную винную посуду, ввозимую
в Египет, там опоражнивают и затем, в дополнение
к прежней, отправляют в Сирию» ; второе
упоминание позволяет судить также и о торговых
связях с Элладой: финикияне заимствовали
у египтян обычай обрезания (несомненно,
в результате торговых отношений), те финикияне,
что поддерживают связь с Элладой, своих
детей не обрезают. Есть еще несколько
упоминаний о торговле с Элладой: Геродот
упоминает, что финикияне ввозят стирак
в Элладу. [1] Страбон же говорит о том, что
карфагенские купцы экспортировали африканские
драгоценные камни, которые греки называли
«карфагенскими». Также Страбон упоминает
о торговле Карфагена с Киреной:«Место
под названием Харакс служило карфагенянам
портом; они привозили сюда вино, получая
в обмен сильфий и его сок от торговцев,
тайком достававших эти продукты из Кирены.
[6]
Что касается торговли с менее развитыми
странами, интересно упоминание Геродота
о торговле карфагенян с ливийцами за Геракловыми
столпами: карфагеняне оставляли товары
на берегу, после чего возвращались на корабль
и подавали дымовой сигнал. Ливийцы же оставляли
возле товаров золото и так же отходили.
Так продолжалось до тех пор, пока количество
золота не устраивало карфагенян. Как добавляет
Геродот, «ни одна сторона не обманывала:
карфагеняне не трогали золото, пока не удовлетворялись
его количеством, а туземцы не трогали товары,
пока вторая сторона не принимала золото».
[6]
Продвигались финикийцы и на запад, на Кипр,
который славился своим вином, оливковым
маслом и хлебом. Страбон пишет, что остров
привлекал финикийцев также медью и корабельным
лесом. [6] Кипр, по-видимому, уже в 1000 г. до
н.э. был важным промежуточным пунктом
торговли финикиян с Западным Средиземноморьем.[1]
Таким образом, финикийцы торговали древесиной
Ливана, металлами с запада (Кипр), изделиями
из металла, кроме того, они занимались
посреднической торговлей.
Финикийцы основали многочисленные колонии в Средиземном море, и даже на побережье Атлантического океана. Наиболее известные их колонии— Карфаген, Утика, Кадис и т.д.[10]
В период персидского владычества финикийские города впервые объединились в союз. Это случилось в IV веке до н. э., когда жители Тира, Сидона и Арвада выбрали своим центром старое поселение, назвав его Триполи (по-гречески «трехградье»). Там собирался обще-финикийский совет — своего рода парламент из 300 человек. К тому времени городами формально по-прежнему правили цари, но на деле власть перешла к богатейшим торговцам и банкирам. Иногда они свергали формального государя и передавали его полномочия судьям-суффетам, избираемым на год.
В громадной Персидской державе финикийцы чуть ли не впервые за свою историю изведали выгоды мира и законности, смогли пользоваться хорошо налаженной системой дорог и почтовых сообщений. И в итоге случилось неизбежное — они забыли о прежних лишениях, «зазнались» и начали выходить из повиновения монарха. Например, когда он повелел Тиру и Сидону готовить флот для похода на Карфаген, те решительно отказались выступать против сородичей.
Дальше — больше: в финикийских головах зародилась мысль о независимости. В 350 году до н. э. они подняли восстание под руководством некоего Теннеса, но силы оказались неравными. Семь лет спустя царь Артаксеркс III дотла разорил Сидон, истребив 40 тысяч его жителей. А затем пришел последний завоеватель — Александр Македонский, который в 332 году до н. э. подверг не меньшим разрушениям Тир. Островной город сопротивлялся непобедимому полководцу целых семь месяцев. Тогда царь велел насыпать к нему дамбу от материка, таким образом превратив его в полуостров. В конце концов стены рухнули под ударами греческих таранов и ядрами катапульт. Почти 10 тысяч тирцев погибли в бою или были распяты победителем на крестах, а остальные жители были обращены в рабство. И хотя после этой жестокой расправы город все-таки возродился, он уже не вернул себе прежнего значения.
После смерти Александра Финикия стала «яблоком раздора» для его преемников — египетских Птолемеев и сирийских Селевкидов, в конце концов доставшись последним. Первенство на торговых путях тем временем окончательно перешло к грекам, и даже в гаванях Ливана греческий язык вытеснил ханаанейский. Последние остатки самостоятельности Тир и Сидон утратили при римлянах. На месте «варварских» строений были возведены храмы, дворцы и ипподромы греко-римского образца. [10]
Новая сфера деятельности, в которой финикийцы пока еще не имели соперников стало посредничество — обмен валют и кредит. Тир и Сидон сделались важнейшими финансовыми центрами Древнего мира — во многом благодаря покровительству персидских царей, которые захватили тогда владения Вавилона. В 525 году до н. э. Камбиз при помощи финикийского флота захватил Египет и в благодарность объявил ханаанеев «царскими друзьями», передав им в залог этой дружбы несколько городов Палестины. Персидская администрация надежно охраняла купцов из Леванта в любом уголке царских владений. Те платили верной службой — помогали Дарию и Ксерксу в их знаменитых походах на Грецию (как всегда, предоставляли суда). При этом убивали двух зайцев — задабривали покровителей и ослабляли главных конкурентов на морях.[10]