Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:11, реферат
Мой реферат состоит из шести частей – вступления, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе я анализирую причины расколы, даю характеристику патриарха Никона. Во второй главе изложены все нововведения произведенные Никоном и их последствия, раскол. В третьей главе рассматривается роли и последствия раскола. В последней, пятой части – заключении я провожу анализ своей работы, делаю выводы по теме моего реферата.
Введение 3
Глава 1. Истоки и причины раскола. Патриарх Никон 4
Глава 2. Нововведения. Раскол церкви 9
Глава 3. Роли и последствия раскола 14
Заключение 16
Список использованной литературы: 17
А в 1685 году царевна Софья издала двенадцать указов, предписывающих конфисковывать имущество «староверов», их самих бить кнутом и ссылать, а перекрещивающих в старую веру казнить.
Нельзя не отметить то мужество, с которым старообрядцы переносили все гонения и преследования. Чем беспощаднее и суровее становились начавшиеся казни, тем большее упорство они вызывали. На смерть стали смотреть как на мученический подвиг. «Чем больше ты нас мучишь, тем больше мы тебя любим» - писал Протопоп царю. А свои взгляды он обосновал следующим образом: «Церковь - православна, а догматы церкви от Никона-еретика во всем противны. А государь наш Алексей Михайлович православен. Но только простою своею душою принял от Никона книги. Думая, что они православны, не рассмотрел в них плевел еретических».
Многие тысячи людей стали уходить в глухие места, где устраивали новые поселения. Что же заставляло старообрядцев покидать насиженные места? Конечно, прежде всего, твердость в вере, уверенность в том, что «никонианство» кощунственно. Для этих людей были характерны фанатичная преданность старине, яростное неприятие всего нового, особенно иноземного, враждебное отношение к любому светскому знанию, отказ от любого общения с «никонианами». Уверенные с воцарением Антихриста и близком конце света, старообрядческие проповедники учили, что спастись можно лишь «вторым огненном крещением» - самосожжением. Вот почему в 1675 - 1695 годах было зарегистрировано 37 коллективных самосожжений, во время которых погибло не менее двадцати тысяч человек.
Но откуда такая уверенность в своем праве спорить о вере с патриархом и высшим духовенством? Чтобы ответить на этот опрос, необходимо понять, кто были те люди, которые уходили в раскол.
Нередко во главе раскола
становились служители
Среди раскольников было много посадских людей. Отношения посада с церковными властями осложнились из-за враждебности патриарха Никона к ликвидации «белых» слобод. Купцы были недовольны тем, что церковь и монастыри вторгались в торговлю и промысловые занятия. Также среди раскольников были и представители господствующего сословия. Особенно известны имена боярыни Морозовой и княгини Урусовой.
Основную же массу раскольников
составляли крестьяне, скрывавшиеся от
барских и монастырских поборов, произвола
властей, искавшие там не только
старины, но и воли.
Итак,
раскол как религиозное настроение
и как протест против западного
влияния произошел от встречи
преобразовательного движения в
Государстве и Церкви с народно-психологическим
значением церковного обряда и с национальным
взглядом на положение русской Церкви
в христианском мире. 18
Раскол и оформление
Раскол последней трети семнадцатого века - сложное социально-религиозное движение. Но враждебность раскольников к официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его социальный состав и характер.
Идеология раскола отразила чаяния
крестьянства и отчасти посадского сословия,
и потому ей были присущи как консервативные,
так и прогрессивные черты.
К консервативным чертам можно отнести:
К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести:
христианскому вероучению;
Неоднозначными и, скорее всего отрицательными чертами раскола можно считать:
Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была, прежде всего, борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.
События тех времен показали,
что, отстаивая свои
Гонения на старообрядцев продолжались
более двухсот лет. При Петре старообрядцам
разрешили жить в городах и
селениях, но обложили массой
дополнительных налогов и штрафов. При
Екатерине II преследования стихли, однако
в двадцатых годах девятнадцатого века
вновь начали набирать силу.
Особой жестокости они достигли в царствование
Николая I. Лишь после 1905 года
старообрядцы получили право организовывать
общины, устраивать крестные ходы,
иметь колокольный звон. В 1971
году на поместном соборе
Русской православной церкви было
признано, что старые
обряды «равночестны» послереформенным,
то есть также каноничны
(правомерны). Таким образом, Московская
Патриархия сделала серьезный шаг к
преодолению раскола Русской церкви,
происшедшего три столетия назад. 20
В своём реферате я рассмотрела истинные причины раскола, изложила нововведения, произведенные Никоном и их результаты, проанализировала сам раскол и определила его исторические последствия. Трудно, да наверно и невозможно однозначно сказать, что же стало причиной раскола – кризис в религиозной или в светской сфере. Скорее всего, в расколе соединились обе эти причины. Общество не было однородным, соответственно, различные его представители защищали разные интересы. Отклик своих проблем в расколе нашли различные слои населения: и крепостные крестьяне, которые обрели возможность выразить протест правительству, становясь под знамя защитников старины; и часть низшего духовенства, недовольная силой патриаршей власти и видевшая в ней лишь орган эксплуатации; и даже часть высшего духовенства, желавшая пресечь усиление власти Никона. А в конце XVII века в идеологии раскола важнейшее место стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества. Некоторые идеологи раскола, в частности Аввакум и его соратники, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и духовной власти за их действия.
Словом, ни один историк пока не представил объективной точки зрения на раскол, которая бы охватывала все тонкости жизни русского народа в XVII веке, повлиявшие на церковную реформу. Мне тем более трудно утверждать что-то определенное по этому поводу, но я все-таки склоняюсь к мнению, что истинной причиной Раскола Русской Православной Церкви было стремление его главных действующих лиц с обеих сторон захватить власть любыми путями. Последствия, отразившиеся на всем течении жизни в России, их не волновали, главное для них было – сиюминутная власть!
Раскол оставил на теле России глубокие, незаживающие рубцы. В результате борьбы с расколом погибли тысячи людей, в том числе и дети. Перенесены тяжелые муки, исковерканы судьбы тысячи людей.
В целом, движение раскола – реакционное. Оно препятствовало прогрессу, объединению земель России в единое государство. В тоже время раскол показал стойкость, мужество, широких групп населения в отстаивании своих взглядов, веры, (сохранение старинного уклада жизни, порядков, установленных предками).
Раскол
– это часть нашей истории.
И нам, современникам, необходимо знать
свою историю и брать из старины всё лучшее.
А в наше время, особенно в последние годы,
наша духовность находится под угрозой.
Информация о работе Церковный раскол и его исторические последствия