Церковь в раннее средневековье

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 22:39, реферат

Описание работы

Взаимоотношения между церковью и государством в IV-X веках. Внутреннее устройство и жизнь Церкви. Наиболее крупные еретические учения в Раннесредневековом христианстве.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.67 Кб (Скачать)

     Окончательным  поражением арианства принято  считать Второй Вселенский собор 381 года, но такая точка зрения не совсем верна. Изобличение арианства на втором Соборе было более крупномасштабным и ряды поддерживающих ариан представителей духовенства серьёзно уменьшилось, но тем не менее ещё довольно долго, фактически до конца V-го века арианство осталось серьёзной силой, с которой приходилось считаться и с которой необходимо было бороться.   

    Несторианство.   

     Фигура  Иисуса была центральной и  в еретическом учении несториан. "В богочеловечестве Иисуса Христа они находили пункт, не уяснённый для разума. Это вопрос об образе соединения в Лице Иисуса Христа Божественной и человеческой природ". При попытке объяснить это соединение возникла ситуация, схожая с арианской – рациональное, интеллектуальное объяснение вступило в противоречие с верой. "За добродетельную жизнь Иисус был удостоен усыновления от Бога". Бог не может быть рождён (а ведь Иисус рождён Марией), он не может страдать и испытывать боль ( а Иисус был распят).   

     Поскольку  в то время вокруг фигуры  Иисуса велись многочисленные споры Церковь поначалу не выступала с осуждением нового учения. Но "когда архиепископ Константинопольский Несторий возымел мысль сделать своё учение общецерковным", Церковь этому воспротивилась и официально объявила несторианство ересью. И в дальнейшем ситуация с несторианством напоминала арианскую. Нашлись епископы, которые выступили в поддержку Нестора. Известны были несколько сирийских епископов и Феодор Мопсуетский. На соборе в Александрии (430г.) увидели свет 12 анафематизмов, в которых доказывалось единение Бога-отца и Бога-сына.   

     Окончательное  осуждение несторианства произошло в 431 году, на Третьем Вселенском соборе в Эфесе, где были установлены 8 канонов, один из которых был отдельно посвящён несторианству.   

     Что касается  дальнейшей судьбы несторианства, то она была плачевнее, чем у арианства. Как любая интеллектуальная теория, она ещё имела своих сторонников, но Запад больше не сталкивался с несторианством, своё продолжение оно получило на Востоке, в Сирии.   

    Монофизиты.   

     Монофизитство  очень тесно связано с несторианством, хотя сами корни учения у него несколько другие. Монофизиты признавали в Иисусе две сущности, но соглашались почитать только его божественную часть.   

     Церковное  епископство вновь разбилось  на две партии – за и против. Но и те и другие признавали, что пора установить ясность  в вопросе относительно сущности  Христа.   

     По обоюдному  согласию через 20 лет после  предыдущего собора был созван  новый Вселенский собор в Халкидоне. На нём Христос был признан "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно в двух естествах".   

     Это был  один из редких случаев, когда  подобный сложный догматический  вопрос был решён почти единогласно.  Само принятие подобного догмата  означало закат монофизитства.    

       

    Мы рассмотрели  ереси двух основных родов: ереси, построенные  на корнях античной философии, зороастризма и иудаизма; и ереси внутрихристианские, связанные с разным толкованием церковных догматов. В качестве примера третьей и последней группы еретических учений, также частично связанных с догматами, но другого рода можно привести павликианство.   

    Ересь павликиан.   

     Главой  павликиан был Константин, человек, чьего социального статуса мы не знаем, видимо очень образованный и знакомый с религиозными книгами. "В посланиях апостола Павла он встретился с учением о христианстве, как религии преимущественно духовной". Он осудил всевозможные христианские обряды и даже поставил под сомнение существование самой Церкви, как преграды между человеком и Богом. Константин попытался создать новую религиозную общину, которую он хотел сделать апостольской. Первая подобная община возникла в Армении. в городе Кивоссе. Но его община имела силу только при его жизни. В 684 году сам Константин был схвачен и казнён, а его последователи большей частью от ереси отказались, а некоторые с новым лидером Титом повторили судьбу монофизитов, сбежав далеко на Восток.   

       

     Это далеко  не все ереси, существовавшие  в христианстве в Раннем Средневековье,  но если принять за критерий  силу распространения и время  противодействия Церкви то представленные здесь ереси были самыми значительными.   

     

Информация о работе Церковь в раннее средневековье