Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 22:39, реферат
Взаимоотношения между церковью и государством в IV-X веках. Внутреннее устройство и жизнь Церкви. Наиболее крупные еретические учения в Раннесредневековом христианстве.
Первые монашеские общины были небольшими, но достаточно чётко устроенными, строго регламентированными с религиозной и экономической точек зрения. Вот как Карсавин описывает недельный распорядок и устройство общины: "Три-четыре дома составляли трибу, каждая из которых по очереди в течение недели несла на себе работы, касающиеся всего монастыря, заведуя кухней, церковью и прочим. Утром и вечером все собирались на общую молитву; по субботам и воскресеньям – на литургию".
Первые
монастыри возникали на
Несмотря
на всё это монастыри на
Западе сталкивались и с
"Братство стремящихся к богу представляется Бенедикту в виде военного отряда – schola. Поэтому и деятельность монаха выражается словом "служить"; и устав не что иное, как "закон", ненарушимый и непреложный, как непреложен закон воинской дисциплины". Эта дисциплина пронизывает все области монашеской жизни. "Бенедикт старается отнять у монаха его личность и вложить в его душу новое содержание, выраженное в уставе". Три основных обета: безбрачия (что вполне очевидно, учитывая полный уход от мира), бедности и послушания; в полной мере отражены в Бенедиктинском уставе. "Устав Бенедикта предназначается для большинства, для средних людей, ставя себе целью воспитание их в духемонашеского идеала". Об обетах Карсавин пишет так: "с корнем необходимо вырвать из монастыря порок обладания чем-нибудь" и "среди предписаний устава, помимо молитв, постов и других внешних средств, особое место занимает смирение". Считалось, что молитва – занятие коллективное: "Бог охотнее внимает совместной молитве".
"Молиться в эту эпоху означает "петь". Это была не просто "песня", это была "воинственная песнь, выкрикиваемая монахами, этими "воинами Христовыми", в лицо сатанинскому воинству, чтобы обратить его в бегство, метая в него, словно копья, самое надёжное и разящее оружие – слово молитвы".
Выполнение
всех этих правил даётся
Бенедиктинский устав сыграл огромную роль в развитии монашества на Западе, "Бенедикт сумел соединить идеалы Востока с особенностями западной жизни и культуры". И, благодаря этому, "устав Бенедикта утвердился в римских монастырях".
Западные
монастыри жили по этому
Глава 3.
Наиболее крупные еретические учения в Раннесредневековом христианстве.
"С самого начала христианства были люди, только внешнем образом его принявшие и сущности его не понявшие".
Борьба с ересями, то есть по сути борьба за чистоту веры – это большая часть церковной жизни, долг Церкви перед истинно верующими, "поставить на путь истинный" выбравших не ту дорогу, одна из важнейших миссий Церкви.
Самыми первыми ересями, относящимися ещё ко II-III векам были ереси возникшие в иудаизме, среди традиционного еврейского населения. "Иудействующие" ереси были прежде всего связаны с попыткой совместить закон Моисеев и заповеди Нового Завета. "Партия христиан из иудеев фарисейского направления возбудила вопрос о необходимости для спасения соблюдения и Моисеева закона".
Это же движение в будущем распалось на две части: евионитов и назареев. "Назареи в сущности не отступали от общецерковного учения". Они лишь предусматривали соблюдение закона Моисея, вкупе с Христовым.
Евиониты же утверждали полное повиновение законам Моисея, а его отступников, в том числе апостола Павла, объявили врагами веры. "Евиониты не придавали христианству большого значения, считая его продолжением иудейства". Фактическим протестом против истинной веры было то, что "они совершали таинство Евхаристии только однажды в год, в воспоминание тайно вечери Спасителя, и употребляли в нём одну воду, как аскеты". Впоследствии из них образовалось новое движение елкезаитов, ставшее в свою очередь родоначальником гностицизма.
Гностицизм.
"Это учение,
как высшее, духовное, составляло
для людей, создавших его,
"Как обладающие единственно истинным знанием (гносисом), гностики в своих системах предлагают безусловное решение всех вопросов бытия и жизни".
Первым
и наиболее известным
Сам гностицизм
подвергался трансформации во
времени и окончательно
Манихейство.
Первоначально
манихейство казалось
Тальберг пишет о происхождении манихейства так: "в 277 году парфянская династия арзакидов, властвовавшая в Персии, сменилась национальною персидскою династией сассанидов. С восстановлением отечественного государственного устройства у персидских магов появилось стремление восстановить и древнюю отечественную религию Зороастра во всей её чистоте".
Однако один из магов, по имени Манес, обладавший большим авторитетом, нашёл сходство между христианством и зороастризмом. Манес был когда-то пресвитером в Агваце, но был отлучён от Церкви за персидский дуализм.
"От вечности
существуют два царства:
Христос
в манихействе – это только
первый Человек. Но Иисус не
однороден, существует
Материя
в манихействе также
Манихейское движение было особенно сильно в IV веке, против него издавались законы Диоклетианом. Несмотря на это манихейство достаточно успешно противостояло светским властям. Однако со всё большей христианизацией общества волна манихейства сошла на нет сама собой.
Антитринитарии.
Если манихейство и гностицизм являются в целом движениями одного рода, то антитринитарии – это ересь совсем другого порядка. "Оно составляет результат стремлений человеческого ума уяснить одним разумом, без пособия веры, Богооткровенное учение, составляющее тайну для человека и принимаемое только верою". Другими словами это была попытка рационально объяснить веру, что само по себе представляется невозможным. Вера, по определению апостола Павла "есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11. 1.).
"Предметом
её был главный христианский
догмат о единстве и
Антитринитарии – это первые еретики непосредственно внутри христианства. Большинство их идеологов были членами церковной общины и зачастую имели пресвитерский сан.
Самым известным из антитринитариев был епископ Самосаты Павел, утверждавший, что "Иисус Христос в строгом смысле не есть Бог". За ересь его лишили епископского сана, что однако не отпугнуло его последователей, получивших название павлиан.
Ересь антитринитариев стала первой ересью официально осуждаемой на специально собранных по этому поводу соборов: Александрийского (261 г.) и Римского (262 г.).
Арианство.
Среди Раннесредневековых ересей арианство – наиболее крупное движение, реальное конкурирующее с ортодоксальной верой.
Основателем
этой ереси был
За распространение еретического учения епископ Александр в 323 году отлучил Ария и его последователей от Церкви.
Впервые
в истории Церкви раскол
На соборе
произошло изобличение
Однако
те же самые епископы
С этого
момента арианство колебалось
от ереси до практически