Церковь в раннее средневековье

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 22:39, реферат

Описание работы

Взаимоотношения между церковью и государством в IV-X веках. Внутреннее устройство и жизнь Церкви. Наиболее крупные еретические учения в Раннесредневековом христианстве.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.67 Кб (Скачать)

     Первые монашеские общины были небольшими, но достаточно чётко устроенными, строго регламентированными с религиозной и экономической точек зрения. Вот как Карсавин описывает недельный распорядок и устройство общины: "Три-четыре дома составляли трибу, каждая из которых по очереди в течение недели несла на себе работы, касающиеся всего монастыря, заведуя кухней, церковью и прочим. Утром и вечером все собирались на общую молитву; по субботам и воскресеньям – на литургию".   

     Первые  монастыри возникали на Востоке,  изолированные безлюдные пустыни  были идеальным местом для  поселений, но "результатом восточного  влияния было усиление на Западе  аскетического течения". Монашеские  идеи были столь популярны,  что "Епископы основывают монастыри  и содействуют их процветанию". Главные духовные сановники своих  областей основывают монастыри  по всей Италии: "Появляются  монастыри в Кремоне, Болонье, Равенне, около Павии, в Неаполе, Террачине, Кампании и Сицилии". Общую тенденцию их основания и распространения можно выразить так: "Монастыри возникали везде, вне зависимости друг от друга".   

     Несмотря  на всё это монастыри на  Западе сталкивались и с некоторыми  проблемами, здесь мало безлюдных  областей, как на Востоке, нет  возможности далеко уйти от  мира, в физическом смысле этого  слова. "На Западе немыслимо  долгое обособленное существование  монастырского общежития". Необходима  была западная система монашества, потому что восточная к Западу  была неприменима. И подобной  системой стал классический устав  Бенедиктинского монастыря в Монте – Кассино. Устав вовсе не ограничивший свободу других монастырей, но предоставивший им достойный пример для подражания и альтернативу существующим порядкам. "Мы видим перед собою, - говорил Кассиан, - почти столько же образов жизни, сколько монастырей и келий".   

    "Братство  стремящихся к богу представляется Бенедикту в виде военного отряда – schola. Поэтому и деятельность монаха выражается словом "служить"; и устав не что иное, как "закон", ненарушимый и непреложный, как непреложен закон воинской дисциплины". Эта дисциплина пронизывает все области монашеской жизни. "Бенедикт старается отнять у монаха его личность и вложить в его душу новое содержание, выраженное в уставе". Три основных обета: безбрачия (что вполне очевидно, учитывая полный уход от мира), бедности и послушания; в полной мере отражены в Бенедиктинском уставе. "Устав Бенедикта предназначается для большинства, для средних людей, ставя себе целью воспитание их в духемонашеского идеала". Об обетах Карсавин пишет так: "с корнем необходимо вырвать из монастыря порок обладания чем-нибудь" и "среди предписаний устава, помимо молитв, постов и других внешних средств, особое место занимает смирение". Считалось, что молитва – занятие коллективное: "Бог охотнее внимает совместной молитве".   

    "Молиться  в эту эпоху означает "петь". Это была не просто "песня", это была "воинственная песнь, выкрикиваемая монахами, этими "воинами Христовыми", в лицо сатанинскому воинству, чтобы обратить его в бегство, метая в него, словно копья, самое надёжное и разящее оружие – слово молитвы".   

     Выполнение  всех этих правил даётся непросто, но, принимая их "монах превращается  в воина Христова". Устав решает  многие экономические проблемы, возникавшие перед монастырями  в прошлом "Огораживая монастырь  от мира, Бенедикт старался превратить  его в самодовлеющую хозяйственную  единицу". Во главе монастыря  находится пожизненный аббат,  под властью которого "жила  крепкая и единая организация,  обеспечивавшая личное спасение  определёнными формами труда  и молитвы, протекавших под строгим и бдительным надзором, и в то же время обеспечивавшая своё существование продуманную организацией монашеского труда и связью своею с экономической жизнью страны".   

     Бенедиктинский устав сыграл огромную роль в развитии монашества на Западе, "Бенедикт сумел соединить идеалы Востока с особенностями западной жизни и культуры". И, благодаря этому, "устав Бенедикта утвердился в римских монастырях".   

     Западные  монастыри жили по этому уставу  фактически все Средние века, лишь в позднем Средневековье,  когда монастыри подверглись  очень серьёзному обмирщению, эти  идеалы были во многом разрушены  и утрачены.   

    Глава 3.   

    Наиболее крупные  еретические учения в Раннесредневековом христианстве.   

    "С самого  начала христианства были люди, только внешнем образом его принявшие и сущности его не понявшие".   

     Борьба  с ересями, то есть по сути борьба за чистоту веры – это большая часть церковной жизни, долг Церкви перед истинно верующими, "поставить на путь истинный" выбравших не ту дорогу, одна из важнейших миссий Церкви.   

     Самыми  первыми ересями, относящимися  ещё ко II-III векам были ереси возникшие в иудаизме, среди традиционного еврейского населения. "Иудействующие" ереси были прежде всего связаны с попыткой совместить закон Моисеев и заповеди Нового Завета. "Партия христиан из иудеев фарисейского направления возбудила вопрос о необходимости для спасения соблюдения и Моисеева закона".   

     Это же  движение в будущем распалось  на две части: евионитов и назареев. "Назареи в сущности не отступали от общецерковного учения". Они лишь предусматривали соблюдение закона Моисея, вкупе с Христовым.   

     Евиониты же утверждали полное повиновение законам Моисея, а его отступников, в том числе апостола Павла, объявили врагами веры. "Евиониты не придавали христианству большого значения, считая его продолжением иудейства". Фактическим протестом против истинной веры было то, что "они совершали таинство Евхаристии только однажды в год, в воспоминание тайно вечери Спасителя, и употребляли в нём одну воду, как аскеты". Впоследствии из них образовалось новое движение елкезаитов, ставшее в свою очередь родоначальником гностицизма.   

    Гностицизм.   

    "Это учение, как высшее, духовное, составляло  для людей, создавших его, истинное  религиозное знание, истинное религиозное  ведение. В основе его лежали  начала греческой философии, иудейского  богословия и восточных религий,  особенно Зороастра". Заранее  оговорюсь, что в мою задачу  не входит подробная характеристика  и разбор гностицизма и других  ересей, я лишь выскажу основные  положения различных еретических  учений.   

    "Как обладающие  единственно истинным знанием  (гносисом), гностики в своих системах предлагают безусловное решение всех вопросов бытия и жизни".   

     Первым  и наиболее известным представителем  гностического учения был Симон Волхв. Он прославился тем, что хотел купить у апостолов силу Святого Духа через рукоположение. Современник Симона Керинф стал первым идеологом гностицизма. "По началам гностицизма он учил, что творение видимого мира совершено не Богом, а демиургом, низшим духовным существом. Вместе с евионитами он признавал Христа простым человеком".   

     Сам гностицизм  подвергался трансформации во  времени и окончательно утвердился  в качестве "цельной гностической  системы". "Исходным пунктом  миросозерцания большей части  гностиков был дуализм: основными  началами бытия и жизни они  признавали, с одной стороны Верховное  Существо или Высочайшего Духа, с другой – материю". Через  эманацию они создают других  духовных вечных существ. Совокупность  их называется плирмою. Материя противопоставляется этим живым существам и представляется "как самостоятельное, независимое начало чувственной, материальной жизни и зла". На этом сходство основных гностических групп ограничивается. Их дальнейшее разделение происходит по территориальному и некоторым идеологическим признакам. Например александрийские гностики отличаются от сирийских из-за противоположных мнений по поводу материи. Александрийские гностики считают материю мёртвым хаосом, сирийские же усвоили зороастрийское воззрение о живой материи, деятельном начале всякого зла. Крупнейшими деятелями гностицизма являются Василид, Валентин, Тациан, Маркион и Карпократ. Само распространение гностицизма связано с ещё не забытой античной традицией, традицией античной философии. Но в III-ем веке гностицизм полностью теряет своё значение, уступая место манихейству.   

    Манихейство.   

     Первоначально  манихейство казалось продолжением  гностицизма, однако основным  различием между двумя ересями  было то, что в манихействе  полностью отсутствовали зачатки  греческой философии и иудейства. "Оно представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра".   

     Тальберг пишет о происхождении манихейства так: "в 277 году парфянская династия арзакидов, властвовавшая в Персии, сменилась национальною персидскою династией сассанидов. С восстановлением отечественного государственного устройства у персидских магов появилось стремление восстановить и древнюю отечественную религию Зороастра во всей её чистоте".   

     Однако  один из магов, по имени Манес, обладавший большим авторитетом, нашёл сходство между христианством и зороастризмом. Манес был когда-то пресвитером в Агваце, но был отлучён от Церкви за персидский дуализм.   

    "От вечности  существуют два царства: царство  духа – добра и света и  царство материи – зла и  мрака. Первое состоит из пяти чистых стихий: огня, воздуха, света, воды и земли, второе из пяти нечистых: бури, тины, тумана, дыма и бессветного жара".   

     Христос  в манихействе – это только  первый Человек. Но Иисус не  однороден, существует бесстрастный  Иисус, бесстрастный Сын человеческий, и страждущий Иисус, страждущий  Сын человеческий.   

     Материя  в манихействе также противопоставляется  Духу. Материя воспринимается как  Зло. "Средство к освобождению  от материи – это строгий  аскетизм".   

     Манихейское  движение было особенно сильно  в IV веке, против него издавались  законы Диоклетианом. Несмотря на  это манихейство достаточно успешно противостояло светским властям. Однако со всё большей христианизацией общества волна манихейства сошла на нет сама собой.   

    Антитринитарии.   

     Если манихейство  и гностицизм являются в целом  движениями одного рода, то антитринитарии – это ересь совсем другого порядка. "Оно составляет результат стремлений человеческого ума уяснить одним разумом, без пособия веры, Богооткровенное учение, составляющее тайну для человека и принимаемое только верою". Другими словами это была попытка рационально объяснить веру, что само по себе представляется невозможным. Вера, по определению апостола Павла "есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11. 1.).   

    "Предметом  её был главный христианский  догмат о единстве и троичности  Бога". Антитринитарии считали Бога единым существом, а Христа и Святой Дух – не лицами Божественными, "имеющими отдельное, личное бытие".   

     Антитринитарии – это первые еретики непосредственно внутри христианства. Большинство их идеологов были членами церковной общины и зачастую имели пресвитерский сан.   

     Самым известным  из антитринитариев был епископ Самосаты Павел, утверждавший, что "Иисус Христос в строгом смысле не есть Бог". За ересь его лишили епископского сана, что однако не отпугнуло его последователей, получивших название павлиан.   

     Ересь антитринитариев стала первой ересью официально осуждаемой на специально собранных по этому поводу соборов: Александрийского (261 г.) и Римского (262 г.).   

    Арианство.   

     Среди Раннесредневековых  ересей арианство – наиболее  крупное движение, реальное конкурирующее  с ортодоксальной верой.   

     Основателем  этой ереси был Александрийский  священник Арий, который "начал  в церковных собеседованиях проводить  мысль, что Сын Божий не есть  сын по существу, а только по  благодати, есть творение, хоть  высшее и существовавшее прежде  других, но не одного существа  с Богом".   

     За распространение  еретического учения епископ  Александр в 323 году отлучил  Ария и его последователей  от Церкви.   

     Впервые  в истории Церкви раскол произошёл  внутри неё. Несколько епископов,  в том числе Евсевий Никомидийский, очень уважаемый епископ, Ария поддержали. Для переговоров с Арием был послан епископ Осия, но тот, убедившись, что Ария не разубедить, по свидетельству епископа Арсения "подал императору Константину мысль о созвании в 325 году Вселенского собора".   

     На соборе  произошло изобличение арианства,  особенно удачным было выступление  святого Афанасия, говорившего: "Бог  вочеловечился, чтобы человек  обожился".   

     Однако  те же самые епископы свидетельствовали,  что "Арий остался в своих мнениях непреклонен". Деятельность Ария продолжилась, в 336 году он даже встретился с императором Константином, после чего император постановил вернуть Ария в лоно Церкви.   

     С этого  момента арианство колебалось  от ереси до практически признанной  части христианской религии. Существует  версия, согласно которой император  Константин принял крещение перед  смертью по арианскому обычаю.   

Информация о работе Церковь в раннее средневековье