Централизованное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Проблема происхождения и развития крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной истории. Подобный процесс проходил и в других европейских государствах, однако в нашей стране он имел свои характерные особенности, а именно: более поздний срок возникновения, большую, чем на Западе длительность существования крепостного права, особую связь этого процесса с эволюцией земельной собственности и т.д

Содержание

Введение 3 1. Предпосылки, ход и особенности образования централизованного государства на Руси 4 2. Изменения в экономической, политической, социальной жизни на Руси 10

Заключение 16

Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

Отечеств.история2-1.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

    Землевладельцы, у которых выбежали крестьяне  за 5 лет до 1597 года и которые успели в этот срок подать челобитную о сыске беглых, могли рассчитывать на содействие со стороны государственной власти: таким землевладельцам, говорит указ " давать суд и сыскивать накрепко всякими сыск и по суду и по сыску тех беглых крестьян с женами и детьми и со всеми животы возити назад, где кто жил". А относительно крестьян, выбежавших за 6 и более лет и относительно которых в течение этого срока не было подано челобитья, " суда не давати и назад их, где кто жил не возити". В нашей исторической науке этот указ не раз подвергался толкованию, с одной стороны потому, что он интересен сам по себе, как закон, сыгравший важную роль в судьбе крестьянства, с другой - потому что долгое время это был единственный документ, дающий сколько-нибудь определенное понятие о крепостных и беглых. Больше всего интересовал ученых вопрос о том, почему устанавливается именно 5-летний срок сыска, что могло произойти с крестьянами в период с 1592 по 1597 гг.

    Кстати, именно здесь следует искать истоки дискуссии о законодательной отмене Юрьева дня в конце XVI века, суть, которой была изложена выше, поскольку вполне уместным казалось утверждение о том, что действия крестьян уходивших от своего землевладельца после 1592 года (когда предположительно и был принят законопроект, отменяющий Юрьев день) признавались незаконными и потому ушедшие подлежали сыску и возврату.

    Дает  повод для размышлений взгляд на закон от 24 ноября 1597 года В.О.Ключевского. Историк говорит о том, что, несмотря на признание некоторыми данного  закона первым актом, указывающим на прикрепление крестьян, содержание указа не оправдывает сказания. В самом законе говорится только о том, что крестьянин бежавший не ранее чем 1 сентября 1592 г. (нового года) и землевладелец вчинит иск о нем, то крестьянина вместе с женой, детьми и имуществом следует вернуть на прежнее место жительство. Если условия побега не соответствуют вышеозначенным, (крестьянин убежал ранее сентября 1592 года, землевладелец не подал иск), крестьянин освобождается от преследования. Ключевский полагал что "указ говорит только о беглых крестьянах, которые покидали своих землевладельцев "не в срок и без отказу", т.е. не в Юрьев день и без... явки со стороны крестьянина..., соединенной обоюдным расчетом...

    Этим  законом устанавливалась для  иска и возврата временная давность, так сказать обратная... не ставившая постоянного срока на будущее время" [Ключевский "Сочинения в 9 томах: курс русской истории", стр. 292]. Согласно Ключевскому, закон был принят с целью прекратить затруднения и беспорядки, возникавшие в судопроизводстве вследствие множества и запоздалости исков о беглых крестьянах. Сам же по себе закон не вносил ничего нового в право, а только регулировал судопроизводство о беглых крестьянах.

    Другие  исследователи, в частности Б. Греков говорили о том, что этот закон " с одной стороны признает, что крестьянин крепок своему хозяину, а с другой мирится с фактом бегства и даже его легализирует"

    .Закон  этот был выгоден тем, к кому  бежали крестьяне, т.е. крупным  землевладельцам, которые могли  прятать у себя крестьян, и абсолютно не выгоден мелкому помещичеству. 

    г) Указы Бориса Годунова Положение  находящегося в это время у  власти Бориса Годунова было весьма неустойчивым. Он находился в сложной ситуации. Боярское население было изначально против Бориса и, несмотря на мелкие уступки с его стороны, продолжала считать своим врагом. Угодить служилому люду значило ухудшить положение крестьянства, которое к тому времени показало, что оно далеко не бессловесно и не невесомо в общем ходе жизни Руси. Каждая уступка крестьянству влекла за собой недовольство боярства, но не делать этих уступок правительство Бориса не могло.

    Оно было вынуждено предпринять шаги к некоторому облегчению положения  крестьян. Так появился указ от 1601 года, в котором Борис давал крестьянам выход "от налог и продаж". Существует мнение, согласно которому данный указ был принят в результате сиюминутного решения по "требованию момента". Известно, что выход, связанный с Юрьевым днем был дозволен в период с 19-20 ноября по 2-3 декабря (неделя до и неделя после), указ же был подписан только 28 ноября (правда, срок отказа был продлен, но это и было сделано, очевидно, потому, что издан он был не вовремя...). Отсюда напрашивается вывод, если бы разрешение выхода было мероприятием строго обдуманным и запланированным, правительство, очевидно, издало бы этот указ в более подходящее время, иными словами, вполне вероятно, что этот указ был не более чем защитной реакцией на возникшие обстоятельства.

    В 1602 году (опять- таки за два дня до 26 ноября) был издан новый указ, который по содержанию близок был к предыдущему, но, тем не менее, содержал новые положения, запрещающие бесчинства землевладельцев, которые, препятствуя уходу крестьян, удерживали их насильно, в результате чего возникали бои и грабежи.  И следующие крупные мероприятия в области крестьянской политики были проведены уже правительством Шуйского.

    д) Указ Шуйского от 9 марта 1607 года. Указ Шуйского от 9 марта 1607 года рассматривался в боярской думе и был составлен  в целях борьбы с крестьянским движением. Безо всякой шаткости указ объявляет всех частновладельческих крестьян, записанных за своими господами в писцовые книги 1592 года крепкими.

    Далее тот же закон устанавливает: 

    1) на беглых крестьян и холопов  15 лет сыска; 

    2) вводит десятирублевый штраф за принятие беглого;

    3)увеличивает  "пожилое" до 3 рублей в год,  вкладывая в это понятие новый  смысл - теперь, это не плата  хозяину при выходе крестьянина,  а штраф за держание у себя  беглого; 

    4) разрешает нанимать чужих крестьян  на временную работу только с ведома господина, которому принадлежит крестьянин; )устанавливает обязательный сыск крестьян.

      Этот закон действовал очень  долго. Он как законодательный  акт канул в вечность вместе  с падением Шуйского, но дух  его был жив. "Он не умирал, да и не мог умереть, поскольку землевладельцы требовали дальнейшего укрепления за ними рабочих рук, поскольку власть находилась в руках землевладельцев"

    Таким образом, при определенной направленности законодательства, касающегося крестьян, неудивительно, что в середине XVII века с изданием Соборного Уложения (1649 г.), они оказались окончательно прикрепленными к земле помещиков. 
 

                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение хотелось бы остановится  на причинах закрепощения крестьян. Карл Маркс связывал крепостное право с развитием примитивной отработочной ренты. Б.Д. Греков исследовал историю русского крестьянства, руководствуясь схемой Маркса. По его мнению, крепостничество на Руси утвердилось вслед за широким развитием барщины в XVI в. Можно заметить, что крепостное право на Руси развилось в тесной связи с превращением государственной (поместной) земельной собственности в господствующую форму собственности в XVI в.

    Насильственные  экспроприации частновладельческих  земель - боярских вотчин в Новгороде заложили фундамент всеобъемлющего фонда государственной собственности. Глубокий упадок государственной земельной собственности в конце XVI в. вызвал к жизни новые меры принуждения со стороны государства более жестокие, чем прежде. Крепостнические порядки стали своего рода подпорками для государственной собственности, средством поддержания относительного экономического благополучия поместья, государства.

    Но  в конце концов в стране сложилась  ситуация при которой сохранение крепостного права не было возможно: бремя для крестьян было слишком тяжело - многочисленные крестьянские выступления, прогрессивное население понимало, что крепостное право является очень сильным препятствием для развитая буржуазных отношений, темпов экономического роста и сокращения технического отставания (в Англии в 1861 году пущено метро).Как бы ни была ограничена (малоземелье крестьян, отягощение их повинностями и выкупными платежами), реформа всё же явилась великим актом освобождения личности, создавала предпосылки для образования рынка свободного труда и капиталов, превращая Россию из феодально-крепостнической в буржуазную страну.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

  •  
    1. Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и её время. Л.,1980г.
  • 2. Буганов В.И. Эволюция феодализма в России. М.,1980г.
  • 3. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988г.
  • 4. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994г.
  • 5. Падалка Л.П. Развитие русского права в XV –первой половине XVII в. М., 1986г.
  • 6. Российское законодательство X – XX веков. т.2. М., 1985г.
  • 7. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства. М., 1978г.

Информация о работе Централизованное государство