Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:11, контрольная работа
Проблема происхождения и развития крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной истории. Подобный процесс проходил и в других европейских государствах, однако в нашей стране он имел свои характерные особенности, а именно: более поздний срок возникновения, большую, чем на Западе длительность существования крепостного права, особую связь этого процесса с эволюцией земельной собственности и т.д
Введение 3 1. Предпосылки, ход и особенности образования централизованного государства на Руси 4 2. Изменения в экономической, политической, социальной жизни на Руси 10
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Федеральное агентство по образованию РФ
Уральский государственный экономический университет
Центр
дистанционного образования
Контрольная
работа
по дисциплине:
«_____________________________
на тему:
«_____________________________
вариант
_______________
______________________________
Краснотурьинск
2008
Введение
Заключение
Список используемой
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема происхождения и
В советской историографии, начиная с Б.Д. Грекова, утвердилась концепция постепенного зарождения и развития крепостного права со времен "Русской правды", через судебники XV - XVI вв. и до Соборного Уложения 1649 г. В дальнейшем большинство историков отказались видеть крепостное право в законодательстве до конца XV века. В качестве компромисса стали проводить разграничение понятий "крепостничество" - проявление внеэкономического принуждения в различных формах при феодализме - и "крепостное право" - т.е. прикрепление крестьян к земле феодала в законодательстве, начиная с конца XV века.
Неоднозначно оценивается и
Нет единой
точки зрения и по поводу того, могла ли
Россия избежать крепостного права, так,
одни исследователи считают, что перед
Россией в XVI веке была альтернатива развития,
минуя крепостное право; другие оценивают
XVI - XVII вв. как расцвет крепостничества,
третьи - как последний резерв клонящегося
к упадку феодализма.
Для того чтобы достаточно
подробно осветить вопрос о
крепостном праве в России, необходимо
рассмотреть его развитие
ПРЕДПОСЫЛКИ
ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО
ГОСУДАРСТВА.
Одной
из первых причин образования Русского
централизованного
государства является усиление экономических
связей между русскими землями.
Этот
процесс был вызван общим экономическим
развитием страны. В первую
очередь сильно развивалось сельское
хозяйство. На смену подсечной системе
и
перелогу приходит другой способ обработки
земли - пашенная система, которая
требует более совершенных орудий производства.
Происходит увеличение
посевных площадей за счёт освоения новых
и ранее заброшенных земель.
Появляются излишки, что способствует
развитию животноводства, а так же
торговле, которая начинает прогрессировать
в этот период. Развивается
ремесло, так как сельскому хозяйству
необходимо всё больше и больше орудий
труда.
Происходит
процесс отделения ремесла от
сельского хозяйства, что
влечёт за собой необходимость обмена
между крестьянином и ремесленником, то
есть между городом и деревней. Повсеместно
происходит не только
усовершенствование старых технологий,
но и появление новых. В производстве
руды наблюдается отделение добычи и плавки
руды от последующей её
обработки. В кожевенном производстве
помимо сапожников появляются такие
профессии, как ременники, сумники, чеботари,
уздечники. В XIV веке на Руси
получили распространение водяные колёса
и водяные мельницы, пергамент стал активно
вытесняться бумагой. Всё это настоятельно
требовало объединения русских земель,
то есть создания централизованного государства.
В этом была заинтересована большая часть
населения, и, прежде всего дворянство,
купцы и ремесленники. Ещё одна предпосылка
объединения русских земель заключалась
в обострении классовой борьбы.
В этот период усиливается эксплуатация крестьянства феодалами. Начинается процесс закрепощения крестьян.
Феодалы стремятся закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями не только экономически, но и юридически. Всё это способствует сопротивлению крестьян. Они убивают феодалов, грабят и поджигают их поместья, а иногда просто убегают на свободные от помещиков земли.
Перед феодалами встала задача укротить крестьянство и довести до конца его закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию эксплуататорского государства - подавление сопротивления эксплуатируемых масс.
Перечисленные две причины сыграли конечно же не последнюю роль в процессе объединения русских земель, но был ещё и третий фактор, ускоривший централизацию Русского государства, угроза внешнего нападения, заставившая русские земли собраться в один мощный кулак.
Основными внешними врагами в этот период были Речь Посполитая и Золотая Орда.
Но только после того, как отдельные княжества начали объединяться вокруг Москвы, стал возможен разгром монголо-татар на Куликовом поле. А когда Иван III объединил почти все русские земли, татарское иго было свергнуто окончательно. С Литвой московские и другие князья, Новгород и Псков воевали 17 раз.
Литва
постоянно нападала на новгородские
и псковские земли, что то же
способствовало объединению этих княжеств
с московским. Борьба за присоединение
к московскому государству западных и
юго-западных земель Древней Руси привела
к затяжной литовско-московской войне
1487-1494 гг. Согласно договору 1494 года Москва
получила Вяземское княжество и территорию
в бассейне верхнего течения Оки.
В образовании единого
Государственный строй Русского централизованного государства. Так как Московское государство оставалось ещё раннефеодальной монархией, то отношения между центром и местами строились на основе сюзеренитета-вассалитета, хотя с течением времени это менялось. Московские князья делили свои земли между наследниками. Старший сын стал иметь больше привилегий при разделе наследства. Он получал большую долю наследства, чем остальные. Он же сохранял положение старшего князя. Менялись отношения между великими и удельными князьями и с юридической точки зрения.
Существовали
иммунитетные грамоты и договоры,
которые первоначально
С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти, а падение Золотой Орды – внешним. Вначале Московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский стол. После Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 года (стояние на реке Угре) московские князья стали не только фактически, но и юридически независимы. Но говорить о полной княжеской власти, то есть о самодержавии, ещё не приходится. Власть великого князя была ещё ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой. Боярская дума. В XIV – XV веках совет при князе постепенно становится постоянно действующим.
На его основе образовалась боярская дума, в которую входили высшие светские и церковные иерархи. Строгого регламента в деятельности Думы не было, но её решения и законодательные установления («приговоры») делали её важнейшим распорядительным и законодательным органом. Она имела сравнительно стабильный состав. В боярскую думу входили так называемые думные чины, – введённые бояре и окольничьи. Компетенция думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально этого нигде не было зафиксировано.
Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступить самовольно, иначе любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство осуществляло политику, выгодную ему. Однако с течением времени великие князья всё больше подчиняют себе боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти. Значительная роль боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются характерными особенностями раннефеодальной монархии. Центральное управление.
Приказы. К концу XV – началу XVI вв. вместе с ограничением власти наместников и волостелей новые функции единого государства привели к созданию централизованной системы управления. Возникает приказная система управления. Приказ возглавлял боярин, в распоряжении которого находился штат дьяков и иных должностных лиц. Приказная изба имела своих уполномоченных на местах. Приказная бюрократия назначалась из дворян.
Контроль за деятельностью приказов осуществляла боярская дума, но её влияние постепенно уменьшалось. Каждый приказ ведал определённым направлением государственной деятельности. Посольский приказ ведал дипломатической службой. Разбойный приказ – наказывал за разбойные и лихие дела.