Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне: точки зрения в исторической литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:59, реферат

Описание работы

Цена Победы, как часть цены войны, выражает сложный комплекс материальных, экономических, интеллектуальных, духовных и других усилий государства и народа, понесенного ими урона, ущерба, потерь и издержек. Это также и соответствующие последствия не только в социальном и демографическом плане, но и во внешнеполитических и экономических сферах международных отношений, растянувшихся на долгие годы.

Содержание

Введение.
Глава I. Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.
1.1. Оценка победы советского народа.
1.2. Причины многочисленных потерь и ущерба, нанесенного СССР в годы Великой Отечественной войны.
1.3. Людские потери в Великой Отечественной войне.
1.4. Имущественные потери в Великой Отечественной войне
Глава II. Значение Урала в Великой Отечественной войне.
Глава III. Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне в интерпретации различных исторических теорий.
3.1. Формационное измерение.
3.2. Модернизационное измерение.
3.3. Религиозный (христианский) подход.
3.4. Либеральная модель исторического развития.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Переход на выпуск вооружений содействовал техническому прогрессу в индустрии края. Централизация и специализация производства, крупносерийное и массовое изготовление продукции позволили заводам применять самые передовые, а иногда и неизвестные мировой практике технологические методы, механизировать частично трудоемкие операции. Не было таких видов военной продукции, которые бы не изготавливались на Урале. Чтобы удовлетворить потребности фронта в специальных сортах черных металлов, ученым и металлургам, и прежде всего коллективу Магнитогорского металлургического комбината, пришлось в короткий срок освоить технологию выплавки броневой стали в больших мартеновских печах.

Кроме всего этого, на Урале в годы войны, где был собран цвет рабочего класса страны, зародились многие патриотические начинания и движения.

В связи с новым размещением производительных сил, изменением системы кооперации между предприятиями, крупным ростом производства, резко увеличились перевозки внутри региона. В то же время на уральских магистралях, связывавших центр страны с Сибирью и Дальним Востоком, намного возрос транзитный поток: на фронт шли военные эшелоны, на восток — поезда с грузом и населением. Все это требовало исключительной четкости в работе железнодорожников.

Самоотверженно работали речники Камского речного пароходства. Судовые коллективы с целью экономии средств сами ремонтировали пароходы, сокращали расход топлива, выступали застрельщиками буксировки большегрузных возов.

При потере важнейших аграрных районов роль сельского хозяйства на востоке страны существенно возросла. Это вызвало ряд изменений в организации и структуре колхозно-совхозного производства Урала. При сохранении ведущего положения колхозов поднялся удельный вес совхозов, подсобных хозяйств предприятий и учреждений, выросла доля личных хозяйств рабочих, служащих и колхозников. Ведущей отраслью в колхозах и совхозах было производство хлеба, а основной доход давало животноводство, широкое распространение получило выращивание картофеля и овощей. Для колхозников их личное хозяйство, называемое подсобным, превратилось в основное, - давало средства для существования и все продукты питания, кроме хлеба, и средства для уплаты налогов государству.

Рабочая сила из деревни переводилась в военную промышленность, на транспорт и строительство. Уменьшение сельчан коснулось не только взрослых трудоспособных мужчин, но и женщин, подростков. На селе сократилось количество техники и орудий труда. Объем работ, производимых тракторами и комбайнами, сосредоточенными в машинно-тракторных станциях, в колхозах уменьшился в 2—3 раза. Это привело к резкому ухудшению обработки земли. Усилилось влияние неблагоприятных погодных условий.

Сокращение рабочей силы частично восполнялось небывалым подъемом производственной активности всех групп сельского населения. Подъему трудовой активности способствовали различные материальные и моральные стимулы, широко применялись властями и репрессивные меры воздействия. Однако сохранить сельскохозяйственное производство в тыловом Урале в довоенных размерах не удалось. Посевные площади сократились на 33 %, уменьшилось поголовье скота.

              В годы войны увеличился контингент населения, нуждавшегося в государственном снабжении продовольствием, вырос объем поставок сырья для военной промышленности, но объективных условий соответствующего роста сельского хозяйства не было. В этой обстановке происходит резкое ужесточение управления колхозами, совхозами и МТС со стороны центральных военно-хозяйственных и планирующих органов.

Оказывая огромную материальную помощь фронту, колхозники Урала сами испытывали недостаток питания, нехватку необходимых вещей. В уральской деревне ускорилась ломка уклада сельской жизни.

В условиях войны усилилось воздействие отрицательных факторов социальной сферы на человека. Великая Отечественная война, отвлекая ресурсы жизнеобеспечения и резко ограничивая потребление большинства людей, привела к колоссальному напряжению всех духовных и физических сил. Перечисленные моменты заставляли людей жить и работать на износ, что естественно сказывалось отрицательно на демографических процессах. С 1940 по 1944 г. рождаемость на Урале сократилась в 3,7 раза (по стране — в 2 раза).

Война осложнила нормальную работу школ. Часть школьных зданий была передана на военные нужды, они передавались под госпитали, призывные пункты. Ухудшилось снабжение школ учебниками, оборудованием, письменными принадлежностями. Наплыв на Урал эвакуированных детей создал перегрузку классов, занятия проводились в две-три, а иногда и в четыре смены. Увеличился отсев учащихся, часть старшеклассников ушла на фронт, другие стали работать. В школах вводилась обязательная военная и физическая подготовка. Школьники своим трудом помогали промышленным предприятиям, участвовали в сельскохозяйственных работах.

Помимо этого, в данной работе хотелось бы привести конкретные сведения о военных потерях геологоразведчиков Урала в Великой Отечественной войне.

Судя по данным, подготовленным к 25-летию Победы (1970), из системы Уральского геологического управления были мобилизованы в РККА в течение всего военного периода 1 347 чел. В это количество были включены, по-видимому, работники ведомственных трестов, влившихся в 1950-е годы в состав Управления.

По этим же данным, не вернулись с фронта 196 чел. В дальнейшем были выявлены еще 10 чел. Таким образом, на сегодня числится 206 чел. погибших геологоразведчиков – работников системы Уральского геологического управления.

Имена всех погибших геологоразведчиков сверены с записями в книгах «Память» по Пермской, Свердловской и Челябинской областям, изданными в 1990-х годов соответствующими облвоенкоматами. 

Из 206 персоналий достаточно уверенно идентифицированы пофамильно 187 чел. Они распределены по времени гибели следующим образом: 1941 г. – 24 чел. (12,8%); 1942 г. – 47 чел. (25,1%); 1943 г. – 39 чел. (20,9%); 1944 г. – 25 чел. (13,4%); 1945 г. – 14 чел. (7,5%); нет сведений – 28 чел. (20,3%).

По обстоятельствам гибели 187 человек распределены так: убиты в бою – 78 чел. (41,8%), пропали без вести – 55 чел. (29,4%), умерли от ран – 18 чел. (9,6%), умер в плену – 1 чел. (0,5%), нет сведений – 35 чел. (18,7%).

Средний возраст: 137 идентифицированных по возрасту погибших составляет 30,5 лет (с колебаниями от 18 до 45 лет).

Установлена профессиональная принадлежность погибших только у 90 чел. (48%). Наибольшее количество приходится на геологический персонал – 33 чел., рабочих – 19 чел., буровиков – 13 чел. Далее следуют: топографы – 9 чел., геофизики – 8 чел., служащие – 5 чел., работники механической службы – 3 чел.

Во время подготовки к празднованию следующего юбилея – 50-летия Победы (1995) были выявлены личные дела некоторых погибших геологоразведчиков, а также установлена связь с родственниками. В результате удалось составить биографический каталог на 60 человек, что составляет всего 32% от общего количества выявленных погибших (при этом найдены фотографии только на 27 человек, или 14,4%).[7]

Таким образом, 64 года назад Великая Отечественная война стала историей. В ее летописи немало было сказано громких слов в адрес трудового Урала, ведь общеизвестно, что каждый второй снаряд, выпущенный по врагу, делался из уральский стали.

 

Глава III. Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне в интерпретации различных исторических теорий.

3.1. Формационное измерение.

              Историков, исповедующих формационный подход, объединяло то, что они интерпретировали войну как классовое противостояние между ударными силами мирового империализма в лице фашистской Германии и всеми трудящимися в лице форпоста мирового социализма – СССР. Советское государство, выстояв и победив в жестокой войне на уничтожение, показало всему миру преимущество политического и социально-экономического строя социализма.

              Морально-политическое единство советского народа стало важнейшим фактором победы над фашизмом. В результате победы СССР в Великой Отечественной войне мир раскололся на две системы: социалистическую во главе с СССР и капиталистическую во главе с США. Виновником раскола стали США,  обладавшие тогда огромным военно-экономическим потенциалом и ядерным оружием. Если СССР в войне потерял треть национального богатства, то США увеличили свой экономический потенциал на 20 %. В 1945 г. советская промышленность производила лишь 18% от американской.[8]

3.2. Модернизационное измерение.

              Широкие массы населения активно включались в политический процесс, но со временем их энтузиазм был узурпирован тоталитарной властью. Ярко выраженный характер получила дифференциация культурных систем и ценностей, правда, с однобокой социалистической ориентацией.

              Механизмы советской модернизации определялись тем, что она проводилась в контексте социалистических преобразований, шла в русле перманентной революции в стране, тесно переплетаясь с ней и отражая ее суровый характер. Экспроприация дореволюционных носителей модернизации нанесла тяжелый урон не только им, но и серьезно усложнила механизм советской модернизации, увеличила ее «жертвы». Это дало основание В.В. Алексееву утверждать, что революция, начатая в 1917 г., продолжалась весь XX в. Такой вывод подтверждают и многочисленные сталинские репрессии, от которых погибло значительно больше людей, чем в некоторых странах во время классических революций. Косвенным подтверждением продолжающейся революции могут служить также Великая Отечественная война и послевоенная ракетно-ядерная гонка, поскольку официально утверждалось, что они защищали идеалы Октября 1917 г., социалистические завоевания. На практике это означало установление и сохранение коммунистических режимов в Восточной Европе и ряде стран Азии. Внутренняя революция и внешние революционные войны свидетельствовали о тесном переплетении революции и модернизации, которая была поставлена на службу им.

              В Великой Отечественной войне главную роль играл военно-технический фактор. Появление авиации и танков породили новую тактику «блицкрига»; это новое оружие оказалось в руках Германии и обеспечило ее победы на первом этапе войны. Однако Германия не сумела одержать окончательную победу; тактика танковых клиньев была заимствована Красной Армией, и «Третий рейх» был разгромлен.[9]

3.3. Религиозный (христианский) подход.

              Основная причина Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны – попытка объединенных европейских государств военной силой подчинить себе народы Евразии и тем самым устранить конкурента за мировое влияние. Ранее в истории военная агрессия Европы в отношении Евразии была пресечена Александром Невским, а позднее Кутузовым.

              Господь Бог защитил Святую Русь и еще раз показал необходимость единения религии и власти. Победа в войне подчеркнула богоугодность и особую духовно-историческую миссию русского народа.[10]

3.4. Либеральная модель исторического развития.

              Либеральные историки, отрицая марксистскую теорию классовой борьбы, пишут об особой роли СССР активным участником войны начиная с первых ее дней рассматривали с этой точки зрения такие события, как оккупация Восточной Польши, Прибалтики, части Румынии, Советско-финскую войну. После публикации в начале 1990-х годов книг В. Суворова (Резуна) либеральные историки определенно пишут о заинтересованности Сталина в развязывании войны как решающей фазы в реализации идеи мировой революции, о роли советско-германского Пакта о ненападении от 23 августа 1939 г.как катализатора Второй мировой войны, об использовании Сталиным Гитлера в качестве «ледокола» мировой революции, о подготовке Сталиным в 1940-1941 гг. наступательной войны против Германии, об определении им дня «М», т.е. точной даты нападения, и т.д. В определении итогов Второй мировой войны основное внимание фиксируется на таких фактах, как непосильная цена победы, разрушения и жертвы войны, неудача в полной реализации идеи мировой революции.

              Оценивая внутреннее положение СССР в годы Великой Отечественной войны, часть либеральных историков, абсолютизируя такие факты, как репрессии, депортации целых народов, судьба военнопленных и т.д., пишут об ужесточении сталинского режима. Другие же (например, Д. Боффа) пишут о том, что данные факты, несомненно, имели место, однако под давлением таких обстоятельств, как желание Сталина выиграть войну путем сплочения вокруг него всего общества, давление на Сталина союзников по антигитлеровской коалиции, наблюдение за тем, что делал Гитлер на оккупированных территориях и т.п., произошла некоторая «либерализация» сталинского режима. Под этим понимаются такие факты, как изменение отношения советского государства к церкви, взлет национализма и патриотизма на основе повышения внимания к истории и символике дореволюционной России, роспуск Коминтерна и т.д. Подчеркивается, что война с Германией началась в 1941 г. вопреки расчетам Сталина. В течение первого полугодия боевых действий система с трудом выстояла. Миллионы советских людей были убиты и захвачены в плен. Немцы подошли к Москве, а в следующем году – к берегам Волги. Система не рухнула из-за просчетов Гитлера, а в конечном счете вследствие того, что население поддержало сталинский режим, так как навязываемая оккупантами гитлеровская система оказалась еще более страшной.

              С 1942 г. увеличился объем промышленного производства, и было достигнуто военное могущество. Во время войны идея сталинизма впервые слилась с идеей русского национализма. Это проявилось, в частности, в изменении состава партии. К 1945 г. ее ряды расширились – в ней к этому времени состояло 6-7 млн членов. Таким образом, последняя, третья по счёту, сталинская партия, партия войны – это, по сути, воплощение национального сталинизма со Сталиным во главе.

              Построить социализм, выиграть войну у самой мощной страны в Европе, к тому же в условиях, когда помощь союзников была несущественной, - всё это свидетельствовало в пользу советского социализма. Прежде всего, победа стала аргументом для сохранения незыблемости социально-политического и экономического строя.

Заключение.

Каково значение и итоги победы советского народа в войне?

      Сохранена свобода и независимость СССР;

      Расширились границы СССР;

      Разгромлен фашизм;

      Народы Европы спасены от фашистского ига;

      Изменился социально-экономический строй в странах Восточной Европы.

Основными источниками победы советского народа были:

      Героизм, сплочение народных масс;

Информация о работе Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне: точки зрения в исторической литературе