Бытовое поведение дворян в мемуарах М.А. Дмитриева

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: показать бытовое поведения дворян конца XVIII -первой половины XIX веков в освещении Михаила Александровича Дмитриева.
Для решения поставленной цели необходимо решить несколько исследовательских задач:
- рассмотреть повседневное поведение и манеры дворян как часть истории повседневности;
- проследить жизненный и творческий путь М.А. Дмитриева, обратив особое внимание на историю создания мемуаров и их ценность как исторического источника по изучению быта и нравов дворян;
- выявить в источнике информацию об особенностях поведения и нравов дворян изучаемого нами периода;
- воссоздать особенности бытового поведения дворян в отражении мемуаров М.А.Дмитриева.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… с.3
Глава 1. Бытовое поведение дворян как часть истории повседневности………………………………………………………………. с.9
Глава 2. Жизненный путь и литературное творчество Михаила Александровича Дмитриева………………………………………………...с.14
Глава 3. Бытовое поведение дворян в освещении мемуаров М.А. Дмитриева……………………………………………………………………с.22
Заключение…………………………………………………………………..с.32
Приложение№ 1 .Портрет М.А. Дмитриева в 1860-е гг …….....................с.34
Приложение № 2 Портрет И.И. Дмитриева……………………………….с.32
Список источников и литературы…………………………………………..с.36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Короткие визиты принято было наносить при отъезде. Уехать, не нанося знакомым визита и не сообщив об отъезде, противоречило правилам хорошего тона. Возвращаясь после долгого отсутствия, тоже нужно было посетить знакомых. Причем семейным людям супруги наносили визиты вместе, а холостяков или вдовцов, у которых не было взрослых дочерей, мужчина посещал один. В пятницу и субботу на Страстной неделе визитов не делали.

     Для визитов не надевали только что купленное платье, так как оно стесняет. Визитный туалет должен быть простым и изящным. Собираясь в гости, всегда брали с собой визитные карточки.60

      Светский, или «интимный», визит требовал оплаты ответным визитом. Особы преклонных лет были вправе не отдавать визита младшим; начальники не отдавали визита подчиненным, а дамы — мужчинам. В Новый год, Рождество, Пасху, именины, после свадьбы являлись с поздравительными визитами.61

     Когда приходили с визитом, хозяйка  сама шла навстречу, здоровалась, и, если в гостиной еще кто-нибудь находился, знакомила визитера со всеми. Хозяйка, встретив гостя — как женщину, так и мужчину, — садилась не раньше, чем сядет гость.

     Муж с женой, приходя с визитом, не должны были входить под руку, жена должна была пройти вперед. Если во время визита приходил еще кто либо, нельзя было уходить тут же — это оскорбило бы вновь пришедших. Уходящих визитеров хозяйка вела в переднюю и ждала там, пока они не уйдут. По уходе дверь закрывали не сразу же, а ждали пока гости не отойдут немного, после этого дверь запирали по возможности бесшумно.

      Дмитриев неоднократно описывает визиты в своих записках, отмечая элементы этикета. В то время существовало понятие первого, или вступительного, визита. Такие визиты совершались новобрачными «по принятому обычаю, следовало было кому-нибудь из старших делать с женихом и невестой визиты»62.

     Так же служащими, прибывшими в другую местность, а также молодым чело веком, который стал самостоятельным63. Гость должен был следить за тем, чтобы «не засидеться» больше 20 минут. Требуемое вежливостью приглашение хозяев остаться подольше всерьез не воспринималось. Во время первого визита угощение не подавалось. В начале разговора визитер благодарил за оказанную ему честь.

     После первого визита было принято присылать  ответное приглашение в течение  недели, иначе считалось, что знакомство не будет иметь продолжения. Если ответный визит откладывался на неопределенное время, это означало, что знакомство нежелательно.64

     Венчали день дворянина «собрания» — на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе - он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих. Таким образом, бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной службе — областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы светского общения вводили внеслужебные ценностные критерии, и юный поручик, ловко танцующий и умеющий смешить дам, мог почувствовать себя выше стареющего, побывавшего в сражениях полковника. С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта.65

     Внутренняя  организация бала делалась задачей  исключительной культурной важности, так как была призвана дать формы  общению «кавалеров» и «дам», определить тип социального поведения внутри дворянской культуры.66 Это повлекло за собой ритуализацию бала, создание строгой последовательности частей, выделение устойчивых и обязательных элементов. Возникала грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу (от входа в зал до разъезда) соответствовали типовые эмоции, фиксированные значения, стили поведения. Однако строгий ритуал, приближавший бал к параду, делал тем более значимыми возможные отступления, «бальные вольности», которые композиционно возрастали к его финалу, строя бал как борение «порядка» и «свободы».

     Начинались  балы поздно -  в 9-10 часов вечера. Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы. Они служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы.67  По словам Дмитриева, подробно описавшего танцы на балах, «всякий бал начинался длинным польским»68 или полонезом. В первой паре с хозяйкой шел самый почетный гость, во второй- хозяин дома с самой почтенной гостьей.69 «Вторым танцем были  так называемая русская кадриль с вальсом»70.В разгар бала использовали мазурку, где самым важным было мужское соло71.Завершался бал котильоном - танцем-игрой; после ужина поднимались и старики с молодыми и дурачились в гросс-фазере.»72

     В обществе, особенно на балу ценилось умение кавалеров развлекать дам. Жанрами  бальной словестности были веселые  анекдоты, короткие занимательные рассказы. Заканчивались балы как правило под утро.73

      Еще одним местом, где дворяне проводили свободное время, были всевозможные клубы, вечера кружки74. Эта форма досуга была особенно близка М.А.Дмитриеву, который был активным участником литературной и светской жизни. Он высоко оценивал их роль, правда, не без иронии. «Около сороковых годов, завелись в Москве так называемые литературные вечера, в которых, правду сказать, мало было литературного. Надобно сказать, что все эти собрания одних и тех же людей, коротко знакомых между собою, и из которых многие занимались литературою, заключали в себе самое избранное московское общество, не по внешним отличиям, но по просвещению»75.   «Здесь занимались не сообщением друг другу городских новостей, но  разменом мыслей о благородных предметах человечества….это были взаимные сообщения идей и даже иногда жаркие споры о преимуществах той или иной образованности, сравнение Запада с нашей Россией или славянства с народами других национальностей»76.

По мнению Дмитриева, вечера были довольно приятным развлечением.

     Популярны были Английские клубы.77 Состоять в таком клубе было очень почетно, только мужчины могли стать его членами, количество их не превышало 600 человек.78

      «Праздное время» дворяне проводили так  же на прогулках, о которых у М.А. Дмитриева есть некоторые замечания: «Мы в летнюю пору ездили прогуливаться по большей части в парк, который начали садить, я помню это в  1832 году»79

      Михаил  Александрович описывает только что появившееся в то время  заведение - воксал. Воксалами, или вокзалами, задолго до железных дорог, назывались увеселительные заведения с садом, буфетом, сценой – по примеру лондонского сада такого типа.80

    «Воксал было чрезвычайно удобное заведение. Члены воксала платили, помниться, всего десять рублей ассигнациями, а дамы и того менее. За эту цену они имели право всякой день ходить в здание воксала, где находились всевозможные журналы и газеты, несколько роялей прекрасного тона и всегда настроенных, прекрасный чай и тонкой, почти роскошный ужин; и все это не за самую дорогую цену, почти за безделицу»81.

     М.А. Дмитриев пишет о манерах общения, поведения дворян, в частности о манере здороваться: «Тогда был обычай здороваясь и прощаясь целовать руку даме»82. «Подавая руку для поцелуя, дамы и барышни непременно должны были снимать перчатку. Подать для поцелуя руку в перчатке – верх неприличия»83. Барышня могла «радушно» подать руку «пожилому кавалеру». Подать руку «молодому кавалеру» – большая неосторожность. Многие родители были недовольны, когда их дочери, вместо реверанса или поклона, стали подавать «молодым кавалерам» руку.84     

       Дамские поцелуи в обе щеки — мода, пришедшая в первые годы XIX века из Франции.85 Однако неверно думать, что только французские манеры господствовали в дворянском обществе. Дамы, например, приветствовали мужчин по старинной русской традиции целованием в лоб или в щеку.86

      Существовали  и иные формы дворянского досуга. Многие дворяне того времени « были увлечены карточной игрой» 87, которая не прекращалась ни днем, ни ночью и была у некоторых чуть ли не основным источником доходов88. В карты играли в специально отведенной комнате, которую называли « инфернальной», т.е. «преисподней».89

      М.А. Дмитриев в мемуарах  « Главы  из воспоминаний моей жизни» дает хоть и не цельную, но значительную интересующую нас информацию о бытовой культуре, нормах поведения, этикете дворян первой половины XIX века. В мемуарах он затрагивает такие аспекты поведения как визиты, манеру здороваться. Описывает «праздное» времяпрепровождение; дает оценку некоторым устоявшимся нормам поведения общества. Значительное место в мемуарах занимают его рассуждения о петербургском и московском дворянстве, о гражданской службе. В мемуарах мы находим описание вошедших в моду тогда литературных вечеров и Английских клубов.

      Судя по информации, выявленной в записках М.А.Дмитриева, он сам являлся знатоком и строгим ревнителем норм дворянского этикета. С его точки зрения подобные нормы отличали истинного дворянина, являлись его неотъемлемым качеством. Дмитриев осуждает отступления от принятых традиций, рассматривает это как признак «дурного тона» и воспитания. При  достаточно ироничных высказываниях и оценках, которые Дмитриев дает дворянскому обществу в целом и отдельным его героям, очевидно, что автора мемуаров отличает достаточный дворянский снобизм, осознание элитного положения дворянства в русском обществе. Он постоянно подчеркивает свое знатное происхождение, свое «правильное» с точки зрения принятых норм поведение в тех или иных ситуациях.

    Будучи знатоком и ревнителем норм дворянского поведения, Дмитриев достаточно полно отразил его в своем мемуарном произведении, что позволяет использовать «Главы из воспоминаний моей жизни» как информативный источник для изучения бытовой культуры российского дворянства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Целью курсовой работы являлось - показать нравы  и особенности поведения дворян в освещении М.А. Дмитриева по его мемуарам « Главы из воспоминаний моей жизни». Изучение данного аспекта в жизни общества входит в сферу исследований нового направления в исторической науке- истории повседневности.

      При рассмотрении мемуаров Дмитриева как источника по изучению нравов и поведения дворян, можно прийти к выводу, что мемуары дают важную информацию по интересующей нас теме. Это описание некоторых аспектов повседневной жизни дворян, традиций, норм и устоев дворянского общества. Дмитриев описывает развлечения дворян, нормы общения, обычаи, традиции.

      М.А. Дмитриев в мемуарах  « Главы  из воспоминаний моей жизни» дает хоть и не цельную, но значительную интересующую нас информацию о бытовой культуре, нормах поведения, этикете дворян первой половины XIX века. В мемуарах он затрагивает такие аспекты поведения как визиты, манеру здороваться. Описывает «праздное» времяпрепровождение; дает оценку некоторым устоявшимся нормам поведения общества. Значительное место в мемуарах занимают его рассуждения о петербургском и московском дворянстве, о гражданской службе. В мемуарах мы находим описание вошедших в моду тогда литературных вечеров и Английских клубов.

      Судя по информации, выявленной в записках М.А.Дмитриева, он сам являлся знатоком и строгим ревнителем норм дворянского этикета. С его точки зрения подобные нормы отличали истинного дворянина, являлись его неотъемлемым качеством. Дмитриев осуждает отступления от принятых традиций, рассматривает это как признак «дурного тона» и воспитания. При  достаточно ироничных высказываниях и оценках, которые Дмитриев дает дворянскому обществу в целом и отдельным его героям, очевидно, что автора мемуаров отличает достаточный дворянский снобизм, осознание элитного положения дворянства в русском обществе. Он постоянно подчеркивает свое знатное происхождение, свое «правильное» с точки зрения принятых норм поведение в тех или иных ситуациях.

    Будучи знатоком и ревнителем норм дворянского поведения, Дмитриев достаточно полно отразил его в своем мемуарном произведении, что позволяет использовать «Главы из воспоминаний моей жизни» как информативный источник для изучения бытовой культуры российского дворянства.

        Мемуары Дмитриева, несомненно, очень ценный источник, описывающий повседневную жизнь дворян с точки зрения очевидца тех событий. Сама тема повседневного этикета, нравов, традиций  дворян требует дальнейшего изучения с привлечением массы других источников, так как является актуальной на данном этапе развития исторической науки, связанным с повышением интереса к истории повседневности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бытовое поведение дворян в мемуарах М.А. Дмитриева