Быт древних греков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:31, реферат

Описание работы

Быт - это часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в:
1. Пище
2. Одежде для защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды (одежда, обувь и др.)
3. Жилье
4. Поддержании физического здоровья

Содержание

Вступление 3-4
Греческий быт 5-11
I. Греческое жилище
Дворцы в эпоху Гомера 5-6
Общий вид греческих городов и дома древних греков 7-8
Богатый дом в V – IV вв. 9-11
II. Одежда
Греческая одежда 12-13
Косметика 14-15
III. Семья
Цель брака в Греции 16
Религиозная основа семьи 17
Обязанности детей по отношению к их родителям 18
IV. Еда у греков 19-21
Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

Быт древних греков.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

    Для постройки домов употреблялись  различные материалы: для фундамента – тесаный камень или песчаник, а для стен – кирпич-сырец или дерево. Такие стены было легко проломить, и в Афинах существовал для этого особый класс воров.

    Внешние украшения долгое время отличались большой простотой. Ограничивались тем, что покрывали стены слоем  извести. В IV в. начинает

распространяться  роскошь. Стены стали украшиваться бронзовыми пластинками, золотом и слоновой костью, стенной живописью. Во внутренней галерее развешивались ковры, вышивные работы, роскошно вымащивался пол. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. Одежда

  1. Греческая одежда.

    Костюм  греков не подвергался большим изменениям на протяжении многих лет. Это можно объяснить тем, что греческий костюм состоял из простых кусков материи, которым греки умели придавать невероятное разнообразие и изящество.

    Древнейшая  мужская одежда – накидка, называвшаяся гиматием. Гиматий состоял из большого куска материи прямоугольной формы; его накидывали на спину таким образом,  что верхний левый конец его  перебрасывался через левое плечо и спускался на грудь, а верхний правый конец проходил под или над правой рукой, и остаток его закидывался назад, за спину, опять через левое плечо. Гиматий обыкновенно доходил только до колен и плотно прилегал к телу.

    Кроме гиматии, греки – преимущественно  женщины – носили сорочку, называвшуюся хитоном, одеяние, во многом сходное с нашей рубашкой.

    Хламида – плащ фессалийского происхождения, в основном употреблялся юношами и часто составлял единственную одежду их во время торжественных игр и состязаний. Хламида была небольшим в сравнении с гиматией куском материи четырехугольной формы с зашитыми в каждой из четырех углов ее небольшими тяжестями. Она надевалась вокруг плеч и застегивалась пряжкой на правом плече. Но, прежде всего хламида была мантией всадников.

    Естественный  белый  цвет  в  греческой   одежде   считался   наиболее

приличным. Однако в ранний период своей истории греки носили пеструю одежду из разноцветных материй, получаемых из азиатских материй. Позднейшие греки стали отдавать предпочтение более умеренным тонам, но зато пестрые рисунки на тканях они заменили вышивками. Нижнее платье делалось из белых тканей, верхние накидки пестрели яркими цветами: синим, фиолетовым, желтым, красным, пурпурным.

    Греки носили сандалии и башмаки, которые  зашнуровывались спереди иногда только до лодыжек, иногда же до икр.

    Греки не чувствовали потребности покрывать голову: в молодости и в старости они ходили с обнаженной головой. Шапку носили только люди, принужденные родом своих занятий большую часть времени проводить на открытом воздухе: земледельцы, пастухи, путешественники. При встречах шапку вежливо снимали.

    И мужчины, и женщины уделяли большое  внимание убранству волос. Потеря и  даже укорочение волос считалось  страшным позором. Прически женщин были очень разнообразны. Для того, чтобы  придать волосам любимый светло-рыжий  оттенок, гречанки натирали их едкой мазью и затем подвергали действию солнечных лучей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Косметика

    Женщины, проводя всю свою жизнь дома, имели  много свободного времени, что и  побуждало их усиленно заниматься своим  туалетом.

    Исомах  увидел однажды свою жену «всю покрытую белилами, с целью увеличить белизну своей кожи, и румянами, – чтобы придать себе поддельный румянец; кроме того, она надела высокую обувь с целью увеличить свой рост». Он порицает ее за подобные ухищрения, «которые могут обмануть только посторонних», и советует ей показываться ему в «простом и приличном наряде».

    От  жены Стрепсиада, по словам ее мужа, всегда пахло «благовониями 

и шафраном». Аристофан изображает нам почтенных  женщин своего времени разодетыми и  убранными цветами даже у себя дома, в изящной обуви  и в платьях ярких цветов. Один поэт в Антологии упоминает «о легких материях шафранного и пурпурного цвета, о накладных волосах, надушенных нардом, о белых туфлях, о ящичке для румян и о помадах». Вот, по словам Аристофана, список вещей, составляющих принадлежность женского туалета: «бритва, зеркало, ножницы, восковая мазь, натровая щелочь, накладные волосы, бахрома, головные повязки, шапочки, растительные румяна, белила, духи,  пемза, шнурки, сетки, покрывала, румяна, ожерелья, карандаши для глаз, полотняное платье, эллебор, пояс, короткий плащ, длинное платье, завивальные щипцы, серьги, подвески, браслеты, пряжки, кольца для ног, печати, цепи, перстни, мази, футляры, сердолики».

    Искусство скрывать физические недостатки было очень развито. «Если ж мала ростом, она подкладывала пробки в свою обувь; высокая – носит тонкие подошвы и никогда не ходит, не опустивши головы, чтобы уменьшить свой рост. Если у нее узкие бедра, она подвешивала что-нибудь снизу, и прохожие восклицают при ее виде: какие роскошные формы! Если у нее большой живот, она требует, чтобы ей сделали грудь как у комических актеров, – когда она встанет, то ее живот покажется вдавшимся назад, как будто ее втянули крючком. Если у нее рыжие брови, то имеется черная краска, чтобы подкрасить их. Если она черна, ее покрывают белилами. Если она слишком бледна, употребляют румяна». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Семья

  1. Цель брака в Греции

По древним представлениям, цель брака заключалась в обеспечении непрерывности рода и продолжении наследственных жертвоприношений. Ни о взаимной симпатии, ни о сходствах привычек и речи не было; брачующиеся соединялись не за тем, чтобы слить воедино свои мысли и чувства или поддерживать друг друга в жизненных испытаниях: они просто исполняли обязанность, в одно и то же время и патриотическую, и религиозную. Идеи эти, ослабевшие со временем, всегда сохраняли свою власть над душами древних... Отсюда вытекало то, что в браке, как его понимали греки, личность женщины ничего не значила. О ее чувствах не спрашивали. Ее выбирали не ради нее самой, а принимали как необходимое орудие для сохранения семьи и государства. Ее задача считалась выполненной, когда она рождала нескольких сыновей. Это не все: как только брак становится только гражданской обязанностью, от которой нельзя уклониться, не совершая преступления против религии и государства, прелесть домашней жизни пропадает, и вместе с тем уменьшается и влияние женщины. Афинянин относился к женитьбе как к долгу, без увлечения и довольно неохотно. Он вводил законную супругу к себе в дом, потому что того требовал интерес республики, но он строго отмерял ей ту роль, какую она должна была играть в его жизни, и раз такая граница была установлена, он больше не заботился об устройстве счастливого очага. 
 
 
 
 
 
 

  1. Религиозная основа семьи

 Чтобы понять организацию эллинской семьи, надо уяснить себе один факт, освещенный Фюстель де Куланжем, который противоречит современным понятиям.

 Греки думали, что мертвый продолжает жить в. могиле. Жизнь его не понималась в чисто духовном смысле, он нуждался в пище и питье, как и раньше, когда был на земле. «Я лью на могилу,— говорит Ифигения у Еврипида,— молоко, мед, вино, потому что все это радует мертвых». Орест обращается к своему умершему отцу с такой просьбой: «Если я буду жив, ты будешь получать богатые тризны4, но если я умру, у тебя не будет доли в трапезах, питающих мертвых». «Умершие,— пишет Лукиан,— едят кушанья, которые мы ставим на их могилах, и пьют вино, которое мы на них выливаем; таким образом, умерший, которому никто не делает приношений, осужден на вечный голод» (Фюстель де Куланж. Древняя гражданская община). Поэтому на сыне лежала строгая обязанность приносить своему умершему отцу необходимую пищу, и эта обязанность вытекала не из долга признательности, но из его собственных интересов. Умершие были, действительно, в некотором роде «священными существами. Древние давали им самые почтительные имена, какие только могли выдумать. Они называли их добрыми, святыми, блаженными. Они питали к ним все благоговение, какое только доступно человеку по отношению к божеству, внушающему к себе любовь или ужас. Для них каждый усопший был богом» (Там же). Обладая возможностью приносить добро или зло своим близким, мертвый делал это исходя из того, насколько почитали его после смерти.

 Таким образом, каждая семья имела особых богов в лице своих предков и, следовательно, свою собственную религию. Но эта религия имела некоторые особенности. Мертвые не могли принимать приношения от любого человека; им были угодны приношения от их прямых потомков. Посторонний являлся для них чужим, можно сказать, врагом. Поэтому необходимо было принять многочисленные меры, чтобы не дать угаснуть потомству навсегда. Кроме того, необходимо было в случае принятия постороннего в семью приобщить его прежде всего к домашнему культу и представить предкам. Из этих двух основных требований и вытекали все правила, относящиеся к эллинской семье. 
 
 
 
 
 

  1. Обязанности детей по отношению к их родителям

 Главная обязанность детей состояла в  том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Перечислять подробно здесь все остальные обязанности нет необходимости, достаточно будет указать только на две.

 Во-первых, сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. «Закон,— говорит Исей,— повелевает содержать родителей; родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка» (О наследстве Керона). Была тесная связь между правом наследовать и обязанностью заботиться о пропитании, и один из клиентов Исея, добиваясь признания себя наследником одного человека, основывает свое право именно на том факте, что если бы этот человек был еще жив и без средств к существованию, то обязанность заботиться о его пропитании лежала бы именно на нем (О наследстве Клеонима). Сын освобождался от этой необходимости только в одном случае. Если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-либо ремеслу, он терял всякое право на материальное содержание от него (Плутарх. Солон).

 Во-вторых, сын обязан был воздавать своим  умершим родителям почести, предписанные законами религии. Среди обвинений, выдвигаемых оратором Ликургом против некоего Леократа, фигурирует «преступление в святотатстве по отношению к его родителям, так как он уничтожил их могилы и лишил их тех погребальных почестей, которых они требовали».

 Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор. Во всяком случае, виновный лишался всех своих политических прав. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Еда у греков

 У греков было два завтрака. Первый — утром  после сна; он состоял из небольшого куска хлеба, смоченного в вине. Второй завтрак — около середины дня. Нам очень мало известно о характере  этого завтрака, но на основании  нескольких текстов можно только заметить, что он был более существенен, так как готовили его на кухне.

 Принятие  пищи, соответствовавшее нашему обеду, проходило вечером или даже тогда, когда уже совсем смеркалось. Приглашали гостей обычно к этому столу. Грек не любил кушать в одиночку и не считал хорошим ужин без друзей. Этим объясняется огромное число разного рода сборищ, подписок и складчин, позволявших принимать участие в этих общих столах. Такие пиршества проходили или у одного из соучастников, или у какого-нибудь отпущенника, сдававшего для этого внаем свое помещение, или у какой-либо гетеры46. Существовали также ужины, на которые каждый участник приносил свою долю в корзине.

 Приглашали  друзей или лично и устно при свидании на общественной площади, или посылали за ними раба.

 Приглашенные - близкие друзья или родственники той семьи, куда приглашались, охотно приводили с собой своих друзей. Нередко бывало, что приходили  к обеду и неприглашенные, и  это злоупотребление породило даже особый сорт людей, носивших презрительное название паразитов47. Плутарх посвящает целую главу тому, насколько можно пользоваться вольностью являться без приглашения.

 Приглашенные  тщательно одевались; как правило, они принимали ванну и душились. Вежливость требовала особой пунктуальности с их стороны, и за стол садились, не поджидая опаздывающих.

 Первоначально обедали сидя, но этот обычай сохранился только в немногих городах, например на острове Крит. Еще до Персидских войн спартанцы переняли восточный обычай обедать, возлежа на ложах. Здесь речь идет только о мужчинах, так как дети и женщины, если случайно и допускались к столу, то всегда должны были сидеть. К гетерам это правило не относилось.

 На  каждом ложе помещались один или два человека; поставленные рядом, эти ложа были очень похожи на современные диваны. Они покрывались красивыми покрывалами и часто делались такими высокими, что взобраться на них можно было только с помощью маленьких скамеечек. За спиной у гостей лежали подушки, похожие на наши, или валики в цветных или узорчатых чехлах; такие подушки часто приносили с собой. Обедающие опирались левым локтем на подушку и находились в Аолусидячем, полулежачем положении. Двое возлежали на одном ложе спиной друг к другу; но возможно, что, опираясь на одинаковые руки, они придавали различный наклон своему телу, помещая руку то ближе к спине, то держа ее перед грудью.

Информация о работе Быт древних греков