Быт древних греков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:31, реферат

Описание работы

Быт - это часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в:
1. Пище
2. Одежде для защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды (одежда, обувь и др.)
3. Жилье
4. Поддержании физического здоровья

Содержание

Вступление 3-4
Греческий быт 5-11
I. Греческое жилище
Дворцы в эпоху Гомера 5-6
Общий вид греческих городов и дома древних греков 7-8
Богатый дом в V – IV вв. 9-11
II. Одежда
Греческая одежда 12-13
Косметика 14-15
III. Семья
Цель брака в Греции 16
Религиозная основа семьи 17
Обязанности детей по отношению к их родителям 18
IV. Еда у греков 19-21
Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

Быт древних греков.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Вступление                                                                                                        3-4                            

Греческий быт                                                                                                5-11

    I. Греческое жилище

    1. Дворцы в эпоху Гомера                                                               5-6                
    2. Общий вид греческих городов и дома древних греков            7-8 
    3. Богатый дом в V – IV вв.                                                           9-11

    II. Одежда

    1. Греческая одежда                                                                     12-13  
    2. Косметика                                                                                 14-15

     III. Семья

    1. Цель брака в Греции                                                                      16
    2. Религиозная основа семьи                                                            17
    3. Обязанности детей по отношению к их родителям                   18

     IV. Еда у греков                                                                                       19-21

Список  используемой литературы                                                            22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вступление 

    Быт - это часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в:

    1. Пище

    2. Одежде для защиты от неблагоприятного  воздействия окружающей среды  (одежда, обувь и др.)

    3. Жилье

    4. Поддержании физического здоровья

    5. Сохранении и продолжении семьи (рода)

   Быт в широком смысле - уклад  стереотипного видения повседневной  жизни. Часто проводится противопоставление  быта как «низкой» стороны  жизни человека и различных  «высоких» сторон: любовь, культура, наука. Любопытно, что краткий  термин с полным соответствием понятию «быт» отсутствует во многих языках (например, в английском).

    Интерес человека к выдающимся достижениям  всегда был свойственен человеку, и корениться в самой его природе. Уже древние греки выбрали  девизом своих Олимпийских игр лозунг: «Выше, быстрее, сильнее!», и этот девиз сохраняет свою актуальность в современном спорте. Кто самый богатый человек на земле? Кто самая красивая женщина в мире? Какой небоскреб самый высокий? У какого автомобиля или самолета самая большая скорость? Даже самый праздный вопрос: «Кто дольше всех сможет удержаться на фонарном столбе высотой десять метров?» – вызывает восторженный интерес у многих читателей газет и журналов.

    У нас же вызвал интерес такой вопрос: как жили люди несколько десятков веков тому назад? Как жили, выглядели, как общались между собой люди самой выдающейся цивилизации древних греков – этот вопрос мы и постараемся разобрать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Греческий быт

    I. Греческое жилище

  1. Дворцы в эпоху Гомера

    В царских жилищах эпохи Гомера только одна часть делалась каменной, а именно – спальни хозяина и членов его семьи. Такова была комната, построенная Одиссеем вокруг ствола дикого оливкового дерева, служившего подножием его постели; таковы были шестьдесят две комнаты, назначавшиеся для сыновей и дочерей Приама в большом троянском дворце; таковы были, наконец, апартаменты волшебницы Кирки. Эти очень небольшие каменные комнаты были окружены деревянными постройками. Все большие залы, в которых собирались для еды и питья, сооружались из бревен и досок, точно так же как и кладовые, в которых хранились съестные запасы, одежда и оружие, а также и помещения для рабов.

    Пол делался из утоптанной земли. Стены  и потолки комнат, двери, наличники, а иногда даже и пороги у дверей  делались из ели, дуба, ясеня или оливкового дерева. Посредством полировки, а, может быть, с помощью какого-нибудь лака, столяры придавали видимым поверхностям бревен и досок некоторый блеск. Все деревянные части здания еще более темнели от дыма очага, от жира, стекавшего с шипением на горячие уголья при жарении мяса, и, наконец, от горения смолистого дерева, которое зажигали на металлическом кружке, при наступлении ночи, для освещения жилища. Сажа, получавшаяся при этом, осаждалась повсюду; в доме Одиссея она портила оружие, развешанное по стенам. На самом деле у них не было печей, и огонь или посередине комнаты, или около стены, причем дым выходил через дверь или в щель между досками перегородок и крыши.

    Некоторые места у Гомера, по-видимому, указывают  на знакомство греков с украшением, с давних времен  употреблявшимся  на  Востоке:  мы 

имеем в виду украшения из металла, слоновой кости ли эмалированного фаянса, которыми покрывались потолки, стены, а иногда и пороги дверей. Но эти места  Гомера относятся только к жилищам, построенным богами, или ко дворцу Алкиноя, где все было волшебное. Что касается дворца Менелая, то хотя Телемах и восхищается над бронзой, золотом, серебром и слоновой костью, но поэт не говорит, чтобы эти материалы покрывали стены; быть может, ими была украшена только мебель.

    В столовой дома Одиссея, где собирались женихи, шла стряпня в течение  целого дня, и останки убитых животных сваливались в корзины или  валялись по углам; тут были бычьи  ноги и головы и свежие кожи, запачканные  в крови. Двор также не отличался  чистотой. Чтобы представить себе подобное жилище, надо вспомнить о домах современных пашей и беев Малой Азии. Мы находим там то же обилие построек, частью каменных и частью деревянных, покрывающих большое пространство земли; то же разделение жилища на открытую, общественную половину, селамлик, соответствующую мегарону Гомера, – и на секретную, частную – гарем, соответствующую древнему таламосу. Наконец, такие же обширные службы для невольников и для провизии. Впереди и между этими зданиями – обширные и грязные дворы, по которым слоняются люди и животные. Внутри жилища – та же смесь известной роскоши и распущенности, поражающая европейца: дорогое оружие, трубки, украшенные драгоценными камнями, чашки, кофейники и тазы изящной формы, и в особенности – прекрасные ковры, вместе с тем – повсюду пыль, запачканные стены, грязные потолки, через которые протекает дождь. В углублениях свалены в кучу одеяла, которые слуги по вечерам расстилают по диванам и на полу, как это мы встречаем беспрестанно и в Одиссее.

      
 

  1. Общий вид  греческих городов и дома греков.

    В течение долгого времени греческие  города признавали роскошь только по отношению к общественным зданиям. Частные жилища были удивительно  жалкого вида и страдали отсутствием  самого элементарного комфорта. Очевидно, что их обитатели почти не жили у себя и чаще всего спали вне дома, под портиками. Городские улицы, узкие и извилистые, еще более стеснявшиеся выступами и балконами первых этажей, едва были доступны для солнечных лучей. Афины особенно долго сохраняли самый несчастный вид. Город, как известно, был сожжен во время Персидских войн; но его снова выстроили с той же небрежностью. Улицы по-прежнему извивались по всем направлениям, а дома многолюдных кварталов оставались маленькими и неудобными. Иностранцы отзывались о них с презрением. Сам Демосфен с некоторым удивлением смотрел на бедные жилища Мильтиада, Аристида и Фемистокла. Таким образом, роскошь проникала в частные жилища очень медленно.  Сначала отодвинули дальше городскую стену и разбили новые кварталы. Архитектор Гипподам Милетский произвел настоящую революцию в постройке городов. При своих работах в Пирее, Фуриях и на Родосе он старался расположить улицы по правильному плану и выравнивал дома в линию. Платон намекает на новый полицейский устав, направленный против собственников домов. В Афинах астиномы и ареопаг должны были наблюдать за поддержание домов в порядке, заставлять производить ремонт и привлекать виновных к ответственности. Почти все города, Афины и Мегары, Скион и Потидея, Самос и Сарды, окружили себя большими предместьями, где было больше простора для проявления роскоши. Вместо тесных лачуг появились настоящие человеческие жилища. Но трудно перестроить торговые городские улицы и увеличить на них дома. Вследствие этого богатые классы сохранили привычку селиться за городом.  Фукидид  и  Исократ  утверждают,  что в их времена красивые  

дома  надо было искать за городскими стенами. В IV в. Демосфена пугает возрастающая роскошь частных жилищ. Впрочем, эти новые вкусы проявляли себя особенно в заморских странах, в колониях, и именно там эллинские частные постройки достигают своего высшего развития в V и IV вв., во дворцах тиранов и царей.

    Греки никогда не знали в своих жилищах  того обилия вещей, которое нередко  превращает наши квартиры  в какое-то подобие комиссионных магазинов. Обстановка даже в самых богатых домах вплоть до очень поздних времен была весьма скромной. Главным ее элементом было ложе, которое выполняло в греческом жилище поистине универсальные функции. На нем и спали, и ели (греки-мужчины обычно принимали пищу полулежа), и вели беседы в непринужденной домашней обстановке, и занимались чтением и письмом. Дополняли обстановку греческого дома столы и стулья обычно самой простой формы,  а так же сундуки и ларцы, в которых хранили одежду и ценные вещи. К этому можно добавить глиняную и медную посуду, корзины, переносные жаровни, с помощью которых греки обогревали свои дома и готовили пищу. Другой домашней утвари они не знали.

    В их домах не было ни водопровода, ни канализации. Воду доставляли в амфорах  и кувшинах из ближайшего источника или фонтана на городской площади. Лишь в эллинистическое время в некоторых наиболее благоустроенных городах стали делать ответвления от магистральной трубы городского водопровода, по которым вода поступала в дома горожан. Нечистоты спускались в сточные канавы, прорытые прямо вдоль городских улиц. Во многих греческих домах не было даже кухни: пищу готовили прямо под открытым небом во внутреннем дворике. 
 
 
 

  1. Богатый дом  в V – IV вв.

    Перед домом обыкновенно находилась загородка, захватывавшая часть улицы.  Свободное пространство  между этой  загородкой и дверью

составляли  стены, часто украшавшиеся живописью, надписями, имевшими целью отвратить  от дома воров и злую судьбу, первобытными изображениями Гекаты и Гермеса  и жертвенником Аполлона Агиейя… Направо и налево от входа располагались конюшни и лавки (J, H), выходившие непосредственно на улицу. В конце прихожей (А) находилась дверь. Чтоб известить о своем приходе, стучали металлическим молотком или же, как в Спарте, кричали во всю мочь «оге!», так как дверь запиралась только на ночь, сначала на задвижку, а позже на ключ. При этом шуме начинала лаять собака, державшаяся на цепи, и выходил из своего помещения привратник. С того времени как стали строить большие частные дома, у каждого уважавшего себя гражданина имелся привратник.

        K
        G G G
        D C E
            B    
           
        H H
                 
        H H A J J

                                           Греческий дом 

    Отворивши дверь, входили во двор (В), окруженный с трех, а иногда и с четырех  сторон галереей с колоннами (перистилями). Это был центр дома; тут часто находился днем хозяин дома, тут принимали посетителей и тут даже ели в хорошую погоду. Посередине двора возвышался памятник Зевсу,  а  в  глубине,  с  правой  или  левой  стороны,  по  углам двора или в

боковых   комнатах,   находились   жертвенники   богам   собственности   и

семейным  богам. По обеим сторонам галереи  располагались различные комнаты  для гостей.

    Через галерею против входной двери  или, если портиков не было с этой стороны, то через широкую дверь входили в мужскую залу (С). Это была главная комната дома, где собиралось все семейство; тут находился очаг или жертвенник Гестии, иногда окружавшийся маленькой круглой беседкой.

    Вся только что описанная часть дома составляла мужскую половину. В глубине залы с очагом находилась дверь, ведшая в женскую половину, гинекей. Там обыкновенно встречали супружескую комнату и комнаты дочерей (E, D), располагавшиеся направо и налево от мужской залы, и затем другие комнаты, где работали рабыни. За гинекеем часто устраивался небольшой садик (К); в него входили через дверь, называющуюся «садовой дверью».

    Под двором и домом находился подпол и погреба. Богатые дома снабжались баней, булочной и пекарней.

    Почти все греческие дома, особенно в  Афинах, имели второй этаж. Если семья могла удовлетвориться комнатами первого этажа, то верхние комнаты охотно отдавались внаймы посторонним, причем они в таких случаях снабжались лестницами, спускавшимися непосредственно на улицу. В скромных жилищах второй этаж соединялся с первым внутренней лестницей и заключал в себе кладовые, чердаки и очень часто женские комнаты; там же обыкновенно спали служанки.

Информация о работе Быт древних греков