Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:30, курсовая работа
Целью данной работы является характеристика быта и воспитания в Древней Спарте.
Исходя из поставленной цели выделить следующие задачи:
Охарактеризовать спартанскую воспитательную систему;
Проанализировать быт населения Спарты.
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
СПАРТАНСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА…………………....5
1.1Семейное воспитание…………………………………………………..6
1.2 Организация государственного воспитания………………………….7
1.2.1Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет ……………………………8
1.2.2 Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет…………………………11
1.2.3Воспитание в возрасте от 21 до 30 лет …………………………11
1.3 Женское воспитание в Спарте……………………………………….12
1.4 Воспитание угнетённых групп населения в Спарте………………..13
2. ОБЫЧАИ И БЫТ СПАРТАНЦЕВ………………………………………15
2.1 Законодательство Ликурга………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….22
Илоты. Илоты находились в рабской зависимости по праву завоевания, но в связи с низким уровнем экономики были оставлены завоевателями на своих прежних земельных участках с обязанностью содержать завоевателей. Лишенные какого-либо воспитательного, культурного воздействия (илотам, как неоднократно свидетельствуют греческие авторы, запрещалось даже петь песни), видящие с малых лет истощающий труд близких, принужденные сами принимать в нем участие, они росли в атмосфере, насыщенной ненавистью к угнетателям, и эту ненависть разделяли все соседи народа-поработителя[16, с. 11]
Таким образом, обозначилась основная тенденция спартанского воспитания: его исключительная направленность на развитие физических способностей в ущерб эстетической качеств души человека: «Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы»[20, с. 189]. Это подтверждает цитата Геродота: «…Рассказывают также, будто сам Леонид отослал союзников, чтобы спасти их от гибели. Ему же самому и его спартанцам не подобает, считал он, покидать место, на защиту которого их как раз и послали»[7, с. 220].
Подобная
политика воспитания не нашла полного
одобрения среди лучших философов
того времени. И Платон и Аристотель резко
осуждают спартанский максимализм, став
сторонниками “золотой середины”, особенно
относительно того, что касается воспитания
ребенка. Не соглашаются они также и с
целями спартанского правительства, стремящегося
создать военную нацию для большего укрепления
и расширения границ своего государства.
Платон в воспитании тела видит лишь подготовку
человека к уподоблению божеству. Аристотель
же говорит о том, что физическое воспитание
необходимо прежде всего для оборонительной,
а не захватнической политики. Однако
оба философа поддерживают некоторые
воспитательные методы спартанцев.
Обычаи
и правила, которые регулировали
повседневную жизнь спартанцев, Э. Мейер
классифицировал как «житейский
уклад дорийской племенной
Раскопки на месте позднейшей Спарты показали, что поселение здесь возникло в IX в. до н. э.; найденные при раскопках предметы керамического производства (главным образом в виде обломков), украшения (особенно фигурки из слоновой кости) характерны для «гомеровской» эпохи и других районов Эллады. Особенно интересно близкое сходство так называемой геометрической керамики Спарты с посудой, найденной при раскопках в Дельфах, древнейшем общегреческом культовом центре, игравшем крупную роль в религиозной и политической жизни Греции. Обращает на себя внимание, что Дельфы потом были особенно тесно связаны с исторически известной позднейшей Спартой. Однако никаких следов крупных зданий дворцового типа раскопки не обнаружили. Таким образом, весьма еще неполные пока данные археологии позволяют предположить, что самый центр Спартанского государства возник в позднегомеровскую эпоху [13,с. 114].
Другие же результаты раскопок, проведенных в 1906—1910-х годах английской археологической экспедицией в Спарте, послужили поводом к частичной реабилитации античного предания о законодательстве Ликурга. Англичане исследовали святилище Артемиды Орфии — один из самых древних храмов Спарты — и нашли много художественных произведений местного производства: прекрасные образцы расписной керамики, уникальные терракотовые маски (больше нигде не встречающиеся), предметы из бронзы, золота, янтаря и слоновой кости. Эти находки в большинстве своем как-то не вязались с представлениями о суровой и аскетичной жизни спартанцев, о почти абсолютной изоляции их города от всего остального мира. И тогда ученые предположили, что законы Ликурга в VII веке до нашей эры еще не были пущены в действие и хозяйственное и культурное развитие Спарты шло так же, как и развитие других греческих государств[6, с. 146].
Но, классическая Спарта, о которой говорили античные источники (это уже конец VI века), представляла собой город-государство с суровым образом жизни[1, с. 39].
Постоянная
угроза плотского мятежа требовала
максимальной сплоченности и организованности
спартиатов. в Спарте была проведена
целая серия реформ, вошедших
в историю под именем «законов
Ликурга» ( Наиболее вероятно, что «ликургов
строй» в окончательном виде сложился
не ранее чем к концу VII — началу VI в. до
н. э.). Реформы эти в короткий срок до неузнаваемости
изменили облик спартанского государства,
превратив его в военный лагерь, все обитатели
которого были подчинены казарменной
дисциплине. Для современной науки несомненно,
что образ Ликурга — образ легендарный,
лишенный всякой исторической реальности.
Тем не менее не исключено, что такие меры,
как раздел завоеванной спартиатами территории
на клеры, реорганизация древнего совета
старейшин в герусию, установление эфората,были
проведены одновременно. Все эти основные
законы Спартанского государства могли
явиться результатом деятельности крупного
организатора, имя которого впоследствии
было обожествлено: в Спарте потом существовал
особый культ Ликурга как божества света
[7, с. 119].
2.1
Законодательство
Ликурга
В соответствии с принципом «ликургова строя» все полноправные граждане Спарты официально именовались «равными». В Спарте действовала на протяжении почти двух столетий целая система мер, направленных к тому, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения и тем самым приостановить рост имущественного неравенства среди спартиатов. С этой целью была изъята из обращения золотая и серебряная монета. Согласно преданию, Ликург заменил ее тяжелыми и неудобными железными оболами, уже давно вышедшими из употребления за пределами Лаконии. Торговля и ремесло считались в Спарте занятиями, позорящими гражданина. Ими могли заниматься лишь периеки, (букв, «живущие вокруг») — неполноправное население небольших городков, разбросанных по территории Лаконии и Мессении на некотором удалении от самой Спарты [14, с. 84-85]. Как сообщает Страбон в своей «Географии»: «Все периэки подчинялись спартанцам, но пользовались общими законами и принимали участие в государственных делах и учреждениях. Сын Еврисфена Агис лишил их равенства в правах и повелел им платить Спарте подати»[9, с. 199]
Практически все пути к накоплению богатства были закрыты перед гражданами этого государства. Впрочем, даже если кому-то из них удалось бы сколотить состояние, воспользоваться им под бдительным надзором спартанской полиции нравов он все равно не смог бы. Все спартиаты независимо от их происхождения и общественного положения — исключения не делалось даже для стоявших во главе государства «цареи» (Начиная с древнейших времен Спартой управляли два «царя», принадлежавшие к двум различным династиям. Власть «царей» была пожизненной, по ее сильно ограничивал постоянный надзор со стороны эфоров. Всей полнотой власти «цари» пользовались лишь во время войны в качестве верховных главнокомандующих спартанской армии.) — жили в совершенно одинаковых условиях, как солдаты в казарме, носили одинаковую простую и грубую одежду, ели одинаковую пищу за общим столом в сисситиях, пользовались одинаковой домашней утварью[25, с. 13]. На производство и потребление самых незначительных предметов роскоши в Спарте был наложен строжайший запрет. Ремесленники из числа периэков изготовляли лишь самую простую и необходимую утварь, орудия труда и оружие для снаряжения спартанской армии. Ввоз же в Спарту чужеземных изделий был категорически запрещен законом. Спартанскому правительству удалось сплотить граждан перед лицом порабощенных, по постоянно готовых к возмущению илотов[14, с. 84-85].
Спартанцам предписан был самый строгий образ жизни. Например, мужчины не могли обедать дома, они собирались за общие столы, где обедали группами, или товариществами. Этот обычай общественных столов назывался сиссития: «Ликург ввел совместные трапезы. Он заставил питаться на глазах у всех, полагая, что при этом будет меньше нарушений предписанных законов» [27]. Каждый член товарищества доставлял к столу определенное количество муки, вина, плодов и денег. Обедали они очень умеренно, любимое кушанье их составляла черная похлебка, сваренная на свинине, с приправой из крови, уксуса и соли: «Больше всего спартанцы ценят так называемую черную похлебку, так что старые люди даже не берут свой кусок мяса, но уступают его юношам»[20, с. 189]. На покрытие издержек такого общего стола каждый спартанский гражданин обязан был ежемесячно доставлять какое-то количество съестных припасов: ячменной муки, вина, сыра и фиг. Приправы приобретались на незначительные денежные взносы. Самые бедные люди, которые были не в состоянии платить эти взносы, освобождались от них. Но от сисситии мог быть освобожден только тот, кто был занят жертвоприношением или чувствовал усталость после охоты. В этом случае, чтобы оправдать свое отсутствие, он должен был послать в сисситию часть принесенной жертвы или убитого им животного[3, с. 78]: «На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам»[20, с. 189]. Женщины не допускались в эти организации, но вместе с тем являлись полными хозяйками в семейном быту, который, в противоположность построенному на общинных началах быту мужчин, был весьма замкнутым. О пережитках доклассовых отношений говорят также многие обычаи в семейной жизни спартиатов; спартанский обряд заключения брака состоял в похищении девушки-невесты; семья была моногамная, но вместе с тем допускалась свобода внебрачных отношений и для мужа, и для жены[13, с. 120].
В частных жилищах Ликургом был изгнан всякий признак роскоши, для чего им было предписано не употреблять при постройке домов никаких других инструментов, кроме топора и пилы.
Естественным следствием простоты таких отношений и потребностей было то, что деньги в государстве не обращались в большом количестве, и при ограниченности торговли с другими государствами, в особенности в первые времена, легко обходились без золота и серебра[17, с. 220].
При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, приспособленной к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучение к грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву[16, с. 10]: «Темы их маршевых песен побуждали к мужеству, неустрашимости и презрению к смерти. Их пели хором под звук флейты во время наступления на врага. Ликург связывал музыку с военными упражнениями, чтобы воинственные сердца спартанцев, возбужденные общей благозвучной мелодией, бились бы в единый лад. Поэтому перед сражениями первую жертву царь приносил Музам, моля, чтобы сражающиеся совершили подвиги, достойные доброй славы»[20, с. 190].
Такая
самобытность в нравах и образовании,
которую поддержали законы Ликурга,
еще больше усиливала противоположность
между спартанцами и всеми
остальными эллинами, вела к еще
большей отчужденности
Природная
суровость Спарты уже сама по себе
удаляла от нее чужеземца, и если
что и могло привлекать его
туда, так это только одна любознательность.
Для спартанца же любая сторона
не могла иметь никакой
Пребывание в военном лагере считалось праздником. Здесь строгость домашней жизни получала некоторое облегчение и жилось несколько свободнее. Багряная одежда, носимая спартанцами на войне, венки, которыми они украшались, вступая в сражение, звуки флейт и песен, сопровождавших их при наступлении на врага, - все это придавало страшной прежде войне веселый торжественный характер.
Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны, разрешив хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего, связанного с похоронами, скверной [20, с. 190]. Храбрые воины, павшие на поле битвы, погребались увенчанные лавровыми венками. Еще почетнее было погребение в багряной одежде; имена указывались только на могилках убитых в сражении. Трус же наказывался оскорбительным позором. Кто бежал с поля битвы или уходил из строя, тот лишался права участвовать в гимнастических играх, в сисситиях - выставлялся на всеобщее презрение и поношение. Он запретил класть с покойником какое-либо имущество, запретил надписи на могильных памятниках, за исключением тех, которые были воздвигнуты погибшим на войне, а также плач и рыдания при похоронах[21, с. 67].
Поэтому матери перед битвой напутствовали своим сыновьям: «Со щитом или на щите». «Со щитом» - значит, ожидаю твоего возвращения с победой. «На щите» - значит, путь лучше тебя принесут мертвого, нежели ты побежишь с поля боя и вернешься в бесславии[23, с. 78].
В
древней Спарте существовала причудливая
смесь тоталитаризма и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В историческом развитии Древней Греции на рубеже IX—VIII вв. до н.э.произошли глубокие изменения. Появляются новые социально-политические организмы, получившие название полисов, стали основными ячейками древнегреческого общества, государства и культуры. Формирование полисного строя составляет содержание процесса исторического развития Древней Греции в архаический период VIII—VI вв. до н. э.
Со второй половины VII в. до н. э. на первое место среди государств Пелопоннеса выдвигается Спарта. В течение IX—первой половины VIII в. до н. э. спартанцы вели упорную борьбу с соседними племенами за господство над Лаконией. В конце концов им удалось подчинить своей власти всю эту область от южных границ Аркадского нагорья до мысов Тенар и Малея на южном побережье Пелопоннеса. Таким образом, уже в процессе завоевания Лаконии определялись основные особенности общественного строя и экономики Спарты, и сформировалась суроваяя система воспитания и уклад жизни.