Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:30, курсовая работа
Целью данной работы является характеристика быта и воспитания в Древней Спарте.
Исходя из поставленной цели выделить следующие задачи:
Охарактеризовать спартанскую воспитательную систему;
Проанализировать быт населения Спарты.
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
СПАРТАНСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА…………………....5
1.1Семейное воспитание…………………………………………………..6
1.2 Организация государственного воспитания………………………….7
1.2.1Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет ……………………………8
1.2.2 Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет…………………………11
1.2.3Воспитание в возрасте от 21 до 30 лет …………………………11
1.3 Женское воспитание в Спарте……………………………………….12
1.4 Воспитание угнетённых групп населения в Спарте………………..13
2. ОБЫЧАИ И БЫТ СПАРТАНЦЕВ………………………………………15
2.1 Законодательство Ликурга………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….22
В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример [24, с. 36]. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общей системе спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом...Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно.» А поэтому, на состязания, проводимые в гимнасиях, регулярно приглашали представителей старшего поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков». На этом основании каждый старик мог поощрить или наказать любого из детей. По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых условиях[10, с. 12].
По мере того как мальчики вырастали, условия воспитания становились все более суровыми: их стригли коротко, заставляли ходить босиком и в любую погоду играть без одежды. В двенадцать лет им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год. Горячей водой им почти не разрешалось мыться: «Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от бань, так и от того, чтобы умащать тело», «Молодые люди спали совместно по илам и агелам6 на ложах, которые сами приготовляли из росшего у Еврота тростника, ломая его руками без всяких орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют ликофон, так как считается, что оно способно согревать» [20, с. 189]. Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудное питание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли голодать. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления[16, с. 9].
Широко известна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво. Таким образом, подобные “уроки жизни” не только приучали детей бороться с лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообладание и выдержку - качества столь необходимые для будущего воина[23, с. 131].
По
исполнении 15 лет мальчики должны были
выдержать несколько
В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испытательный год» своей военной подготовки. Начиная с этого возраста подростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом. Ежегодно в стране погибали сотни рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государства[16, с. 8].
Таким
образом, в возрасте 15 лет мальчиков
уже вводили в атмосферу
«Весьма
серьезно спартанцы относились к музыке
и пению. По их мнению, эти искусства были
предназначены ободрять дух и разум человека,
помогать ему в его действиях. Язык спартанских
песен был прост и выразителен. В них не
содержалось ничего, кроме похвал людям,
благородно прожившим свою жизнь, погибшим
за Спарту и почитаемым как блаженные,
а также осуждения тех, кто бежал с поля
боя, о которых говорилось, что они провели
горестную и жалкую жизнь. В песнях восхваляли
доблести, свойственные каждому возрасту»
[20, с. 189].
1.2.2
Воспитание в возрасте
от 15 до 20 лет
На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. Кроме того, начиная с этого возраста, государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой[10, с. 13].
Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали. О мальчиках заботилось государство. Нигде в древнем мире подобного не было. Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами прибирались и наводили чистоту. Их воспитывали в закрытых полувоенных школах - своего рода «детских домах».
По
достижении 20 лет юноши поселялись
в казармах для взрослых. Все они
считались военнообязанными. Все спартанцы
считались военнообязанными с 20 до 60 лет
и распределялись по возврастным и территориальным
группам. В действующую армию в основном
зачислялись младшие и средние возрасты
(до 40 лет)[27]. Все зачисленные в армию обязаны
были явиться на службу со своим вооружением
и продовольствием.
1.2.3
Воспитание в возрасте
от 21 до 30 лет
С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.
Только
в тридцать лет заканчивается
период обязательного военного образования,
и спартиат становится полноправным
гражданином, обладающим всем спектром
социальных и политических прав[26].
«Кто из граждан не проходил всех ступеней
воспитания мальчиков, - писал Плутарх,
- не имел гражданских прав» [20, с. 189 ].
Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине» - эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. Кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.
Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов[10, с. 15].
Спартанские
девушки ничем не уступали в уровне
своей военной подготовки юношам,
однако их роли в социуме несколько
различались: если мужчина был, прежде
всего, воином, то женщина, по традиции,
рассматривалась как
Таким
образом, спартанское воспитание сводилось
почти исключительно к
Периэки. Итак, военное дело являлось основным занятием спартиатов. Все ремесла и торговля были переданы в руки периэков. Последним в некоторых случаях разрешалось также носить оружие, но все же мирный труд был основой их деятельности. Дети периэков в подавляющем большинстве случаев получали чисто практическое воспитание прежде всего под руководством родителей[19, с. 72].
Сословная замкнутость общественных отношений Спарты выражается в наследственности профессий. Мы можем представить замкнутые периэкские роды оружейников (специальность, широко развитая в Спарте), ткачей, гончаров и т. д., передающие от отцов к детям приемы своего ремесла. То же, конечно, следует сказать о периэках-торговцах. Лишенное гражданских прав, периекское население жадно стремится к укреплению своего экономического положения. В этом отношении особенно любопытно свидетельство Геродота: «Следующая черта принадлежит одинаково лакедемонянам и египтянам: их глашатаи, флейтисты и резники наследуют занятия отцов, так что сын флейтиста становится флейтистом, сын резника — резником и сын глашатая — глашатаем. Посторонние лица не могут при всей звучности голоса устранить членов фамилии глашатаев от их должности, потому что они исполняют свои обязанности по праву наследства, каковы эти черты»[10, с. 14].