Быт і воспітаніе спартанцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является характеристика быта и воспитания в Древней Спарте.
Исходя из поставленной цели выделить следующие задачи:
Охарактеризовать спартанскую воспитательную систему;
Проанализировать быт населения Спарты.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
СПАРТАНСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА…………………....5
1.1Семейное воспитание…………………………………………………..6
1.2 Организация государственного воспитания………………………….7
1.2.1Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет ……………………………8
1.2.2 Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет…………………………11
1.2.3Воспитание в возрасте от 21 до 30 лет …………………………11
1.3 Женское воспитание в Спарте……………………………………….12
1.4 Воспитание угнетённых групп населения в Спарте………………..13
2. ОБЫЧАИ И БЫТ СПАРТАНЦЕВ………………………………………15
2.1 Законодательство Ликурга………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

быт и воспитание спартанцев.docx

— 66.02 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

  1. СПАРТАНСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА…………………....5

    1.1Семейное воспитание…………………………………………………..6

    1.2 Организация  государственного воспитания………………………….7

         1.2.1Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет ……………………………8

         1.2.2 Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет…………………………11

         1.2.3Воспитание в возрасте от 21 до 30 лет …………………………11

    1.3 Женское  воспитание в Спарте……………………………………….12

    1.4 Воспитание  угнетённых групп населения в  Спарте………………..13

     2.   ОБЫЧАИ И БЫТ СПАРТАНЦЕВ………………………………………15

      2.1 Законодательство Ликурга………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Древняя Греция в VII—IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств — полисов, с культурой которых связано развитие воспитания,

школы, педагогической мысли. Здесь развивалась  философия, включавшая

в себя различные отрасли знания, имелась обширная литература, сложились воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом

Спартой и Аттика во главе с Афинами. В  них определились различные условия жизни, а также стили воспитания. В данной работе рассматривается спартанская цивилизация, а точнее её быт и воспитание подрастающего поколения.

      Тип цивилизации, который именуется  теперь "спартанским", не характерен для ранней Спарты. До 600 до н.э. спартанская  культура в целом совпадала с  образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки  скульптур, изящная керамика, фигурки  из слоновой кости, бронзы, свинца и  терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так  же, как и поэзия спартанских поэтов Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная  перемена. Искусство и поэзия исчезают. Спарта внезапно превратилась в военный  лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни  приписывается Ликургу – наследственному  царю Спарты.

     Актуальность  этой темы обуславливается тем, что  исторические события оказывают  большое влияние друг на друга. Цивилизация  Древней Греции позднее стала  основой для возникновения европейской  цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Без этого фундамента, который  был заложен Грецией, не было бы и  современной Европы. Исследование культуры и быта этой цивилизации помогает проследить тенденции развития современной  культуры и предсказать её будущее. Античная культура является замечательным родником, в котором человечество черпает образцы.

     Целью  данной работы является характеристика быта и воспитания в Древней Спарте.

     Исходя  из  поставленной цели выделить следующие  задачи:

    • Охарактеризовать спартанскую воспитательную систему;
    • Проанализировать быт населения Спарты.

     Предметом исследования является история Древней Греции, частью которой является Спарта. Объектом же работы является история Спарты. Хронологические рамки  охватывают Х в. до н. э. – конец IV до н.э.

     Источников  по истории архаической Спарты сохранилось  мало. Сравнительно подробные общие  обзоры общественных отношений, государственного строя, воспитания спартиатов мы находим  у поздних авторов, симпатизировавших олигархии, которые в большей или меньшей степени идеализировали спартанские порядки. Особенно это характерно для Ксенофонта[27] и Плутарха [20], в известной мере для Аристотеля. Кроме того, эти авторы не были спартанцами и далеко не полно были осведомлены о ранней истории Спарты. Интересны отдельные сведения об архаической Спарте, имеющиеся в сочинениях Геродота[7] и Фукидида[22].

     Характеризуя  источники по истории Спарты, необходимо иметь в виду, что авторы многих из них, враждебно относясь к демократическим  Афинам, идеализировали спартанский  общественный строй, и поэтому их выводы нуждаются в тщательной проверке. Ещё Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная свой рассказ о жизни и законах Ликурга, предупреждает читателей, что ничего достоверного сообщить о них невозможно. Тем не менее он не сомневался в том, что этот политический деятель был лицом историческим. Большинство ученых нового времени считают Ликурга личностью легендарной: одним из первых еще в 1820-е годы засомневался в его историческом существовании известный немецкий историк античности К.О. Мюллер. Он предположил, что так называемые «законы Ликурга» гораздо древнее своего законодателя, так как это не столько законы, сколько древние народные обычаи, уходящие своими корнями в далекое прошлое дорийцев и всех других эллинов.

      Таким образом, изучая данный вопрос нужно  учитывать, что источники, которые дошли до нашего времени, требуют критичной интерпретации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СПАРТАНСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
 

     Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий  полис, город-государство, возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой  аристократии. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и  простиралась на север от современного города Спарта.

     После завоевания Лаконики до берега моря дорийцы  начали упорную борьбу за овладение соседними с Лаконикской долиной областями—Кинурией на востоке и плодородной Мессенией на западе. Завоевание Мессении, начавшееся ещё в VIII в. и длившееся около столетия, вылилось  в  две  большие  войны,  осложнённые  социальными  потрясениями  в  спартанском мире [4, 668]. Поэтому спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего огромным количеством рабов. Спарта за всё своё время существования отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы [15, с. 11-12].

     Весь  общественный и государственный уклад Спарты являлся следствием из того основного факта, что эта военная община была лагерем, находящимся в состоянии непрерывной боевой готовности среди масс эксплуатируемого земледельческого населения, живущего на относительно обширной территории. В частности, непрерывная военная подготовка с молодых лет, в условиях которой жило прежде всего мужское население Спарты, ставила в зависимость от государства каждую отдельную спартанскую семью и вела к развитию своеобразной системы государственных трапез, что не только не мешало, однако, тому, что в Спарте классической поры быстро прогрессировало общественное неравенство среди юридически равноправных масс господствующих групп населения, но в некоторых отношениях и содействовало этому, поскольку отказ от этих трапез («сисситий») влек за собой вполне реальные и притом печальные последствия [10, с. 11].

     В VIII - IV веке до н.э., в связи с вышеописанной  напряженной исторической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих трудов:  «в Лакедемоне ... почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели».

     Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «...почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», — писал Аристотель в «Политике». «Мы утверждаем, что законодатель (в Лакедемоне) ввел сисситии и гимнасии ради военных целей»,— замечает Платон, и то же повторяет Аристотель: «В Лакедемоне почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели»[15, с. 197]. 

    1. Семейное  воспитание
 

     Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. Контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни. Новорожденные осматривались в особом месте —«лесхе»— старшими членами филы, и только здоровые дети передавались обратно на руки отцу: «Отец не имел права воспитывать своё дитя, но должен был приносить новорожденного  в  назначенное  место,  называемое  лесхой,  где  восседали старейшины  филы.  Внимательно  осмотрев  его  и  найдя  его  сильным  и крепким,  они  разрешали  его  вскармливать,  назначив  ему  участок  земли (клер)  из  числа 9  тысяч  наделов» [9, с. 211]. Исполнение решения тоже оставляли отцу младенца. Спартиатам нужны были физически крепкие члены их малочисленного класса – сословия, поэтому тех новорождённых, которых признавали вполне здоровыми и крепкими. По  этой  причине  женщины обмывали новорожденных не  водой,  а  вином,  испытывая  таким  образом их здоровье.  Ибо  существует  поверье,  что  дети,  поражённые  эпилепсией  и другими  болезнями,  умирают  от  несмешанного  вина,  тогда  как  здоровые приобретают ещё большую силу и жизнеспособность [23, с. 133]. Стоит отметить, что болезненные дети росли вне замкнутой спартанской общины.   

     Прививание  и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой. Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри семьи. И одним из многочисленных доказательств тому служит найденная археологами ваза, на которой изображена древнегреческая женщина, избивающая ребенка собственной сандалией - настолько прочно подобное явление было связано с бытовой жизнью, что его увековечили в рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение болью и страхом [15, с. 12]. Спартанец, имевший трех сыновей, освобождался от несения сторожевой службы, а отец пятерых - от всех существовавших повинностей [28].

     Плутарх отмечает достоинства спартанских  кормилиц. Они «не целовали детей, давали полную свободу их членам и  всему вообще телу, приучали их не есть много, не бытьразборчивыми в пище, не бояться в темноте или не пугаться, оставшись одним, не капризничать или плакать. На этом основании даже иностранцы выписывали для своих детей спартанских кормилиц» [10, с. 12].  

    1. Организация государственного воспитания
 

     Существовавшая  в  Спарте система образования  была очень четко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. Причем на всех этих трех этапах особенно ярко просматривается доминирующее влияние интересов государства, которое запрещало гражданам воспитывать детей по собственному усмотрению, подчинив этот процесс своим узко-военным нуждам.

     В возрасте от 7 до 30 лет спартанские  юноши проходили период интенсивной  военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым  философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. Однако, спартанское образование было одним из лучших и сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спарте, тоже могли учиться в спартанской школе. Многие богатые и аристократически настроенные родители отправляли детей на воспитание в Спарту.

     Рассказывая о жизни Ликурга, Плутарх подчеркивает то, что главным в спартанской  системе была система воспитания: она воспитывала своих граждан  таким образом, чтобы они не могли  жить сами по себе; они должны были отдавать стране всего себя без остатка. Процесс  воспитания такого подчинения начинался  в детстве, потому что по законам  Ликурга молодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей сколько воспитанниками общества[10, с. 9]. 

     1.2.1Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет. 

     Основной  задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего  воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.

Информация о работе Быт і воспітаніе спартанцев