Борис Николаевич Ельцин – первый президент России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:50, реферат

Описание работы

В реферате я остановлюсь на основных этапах его жизни и политической карьеры, попытаюсь нарисовать его политико-психологический портрет.

Содержание

Вступление
Глава I. Политико?психологический портрет
Глава II. Советский период
1. Детство
2. Работа в Свердловске
3. Москва, ЦК КП. Конфликт с Политбюро
4. Депутат
5. Лидер России
Глава III. Президентство
1. Борьба с «центром»
2. Экономическая реформа
3. Конфликт с парламентом
4. Президент и его окружение. Повторное избрание
5. Отставка
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 48.95 Кб (Скачать)

ГЛАВА II. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Б. Ельцин родился 1 февраля 1931 года в селе Бутка Свердловской области. О своем детстве он пишет так: «Детство было очень тяжелое. Еды не было. Страшные неурожаи… К тому же кругом орудовали банды, почти каждый день перестрелки, убийства, воровство. Мы жили бедновато. Домик небольшой, корова. Была лошадь, но и она вскоре пала. Так что пахать было не на чем… В 35?м году, когда уже и корова сдохла, и стало совсем невмоготу… отец решил все-таки податься куда-то на стройку, чтобы спасти семью… Отец завербовался на стройку рабочим. Поселили нас в барак – типичный по тем временам… деревянный, дощатый продуваемый насквозь. Общий коридор и 20 комнатушек, никаких, конечно, удобств, на улице туалет, на улице же и вода из колодца… С шести лет, собственно, домашнее хозяйство было на мне… Просуществовали мы таким образом в бараке десять лет… Вот так… детство и прошло. Довольно безрадостное».

В школе Ельцин учился отлично, но из?за плохого поведения он «не один раз был на грани того, что со школой придется распрощаться».

В 1955 г. Борис Николаевич окончил Уральский политехнический институт, где получил специальность инженера-строителя. Затем работал в различных строительных организациях Свердловска. Сначала рабочим, потом мастером, начальником участка, главным инженером, начальником стройуправления, начальником домостроительного комбината.

Ельцин  был членом КПСС с 1961 года. Он говорит, что "… искренне верил в идеалы справедливости, которые несет партия, также искренне вступал в партию, досконально изучил и устав, и  программу, и классиков, перечитал  работы Ленина, Маркса, Энгельса… Вообще же это только в последнее время мы стали размышлять о негативной роли вмешательства партии в хозяйственные дела. Тогда и хозяйственники, и тем более партийные работники считали это совершенно в порядке вещей.

И я так считал, и для меня было совершенно естественно, когда я  получал вызов одновременно в  несколько райкомов партии на совещания, правда, естественно, пытался увернуться от всех этих заседаний, но то, что они  проходили, то, что там с помощью  накачек, выговоров и так далее  решались многочисленные хозяйственные  и прочие проблемы – это было сутью существования системы, и  никаких вопросов или возражений не вызывало".

В 1968 году Б. Ельцин был назначен заведующим отделом строительства Свердловского  обкома партии. Через семь лет он был избран секретарем обкома, я  с 1996 по 1985 гг. работал первым секретарем обкома партии.

О своей работе в качестве руководителя области Б. Ельцин пишет так: "Постепенно сложилась своя команда – сильная  и творческая. Мощное бюро… было принято, чтобы каждый высказывал те претензии, которые имелись, в том  числе ко мне… Я преднамеренно  создавал такую деловую, открытую обстановку, чтобы любые критические замечания  в мой адрес были нормальным, рабочим  явлением. Хотя сам я не всегда был  согласен с критикой, как-то это задевало самолюбие, но старался себя переломить. Начался период бурной работы. И  как всегда в моей жизни бывало, больше всего я не жалел самого себя. В то время секретарь обкома партии был первым лицом в области. Его мнение практически по любому вопросу было окончательным решением. Соответственно вел себя и Б. Ельцин. Он вникал во все вопросы жизни  области, решал проблемы ее развития, под его контролем находились отношения с союзным руководством. Действовал он жестко и напористо, в  рамках, как сейчас принято говорить, «административно-командного стиля». «Проводил ли какие-то совещания, вел  ли бюро, делал ли доклады на пленуме  – все это выливалось в твердый  напор, натиск, давление. В то время  эти методы давали свой результат, тем  более если руководитель обладал определенными волевыми качествами».

Энергичного руководителя заметили в ЦК КПСС. С  приходом на пост Генерального секретаря  партии М. С. Горбачева, в высших партийных  структурах началась активная смена  кадров. Б. Ельцин был назначен заведующим отделом строительства в ЦК КПСС в апреле 1985 г. Уже в июне его избрали секретарем ЦК по вопросам строительства, а в декабре – первым секретарем Московского горкома. Это был один из ключевых постов.

Почему  выбор М. Горбачева пал именно на Б. Ельцина? Горбачев нуждался в верных и решительных сторонниках своего нового курса. Идеи перестройки и  обновления социализма были активно  поддержаны Ельциным. Горбачев рассчитывал, что напористый Ельцин сможет внести необходимые коррективы в работу московской парторганизации и улучшить положение в столице в целом. Новому руководителю области была оказана  всевозможная поддержка. «По линии  Политбюро, правительства, секретариата ЦК принимались решения с целью  оказать помощь Москве финансами  и, продовольствием, кадрами». Это подтверждает и Б. Ельцин.

Деятельность  Ельцина на новом посту отличали решительный подход к преодолению  недостатков, борьба с коррупцией в  торговле и правоохранительных органах, кардинальные перестановки в партийно-бюрократическом  аппарате. Например, из тридцати трех первых секретарей райкомов партии он заменил  двадцать три.

Неудачи первых лет перестройки показали, что принимаемых мер недостаточно. Это понимал и Б. Ельцин. Он все  резче стал выступать против порядков существовавших в высших партийных органах. Постепенно у него испортились отношения с Е. К. Лигачевым, в то время, фактически, вторым человеком в партии. Ельцин пытался найти поддержку у М. Горбачева, в личных беседах он докладывал генсеку необходимость «новых шагов вперед»,…абсурдность политики полумер и топтания на месте" и т. д. Открытый конфликт Ельцина с Горбачевым и Политбюро в целом произошел на октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Необходимо  отметить, что в тот период Ельцин не выдвигал альтернативную программу  перестройки, не выступал против руководящей  роли партии. «Позиции Горбачева и  Ельцина были сходны во многом. Оба  признавали, что нужны серьезные  изменения в функционировании и  деятельности аппарата партии. Но административно-командная  система, по их мнению, нуждалась не в коренном демонтаже, а в более  эффективном функционировании». Свое выступление на пленуме Ельцин объяснил, в первую очередь, необходимостью самокритики  в Политбюро, «критического анализа  складывающейся ситуации». Особенно его  раздражали «славословия в адрес  Генерального секретаря». Не последнюю  роль сыграл конфликт с Е. Лигачевым, сложности в управлении городом.

Горбачев  не прямо указывает на то, что  причинами выступления стали, во-первых,…уязвленное  самолюбие "из-за того, что «Горбачев  держит его кандидатом в члены  Политбюро, что мешает ему действовать  более авторитетно и решительно», во-вторых, неудовлетворенность результатом  работы на посту первого секретаря  МГК партии: «в Москве по существу ничего не изменилось… Ельцин начал нервничать, впадать в панику, административный зуд, забывая о своих призывах к демократии».

Выступление Б. Ельцина на Пленуме не содержало  радикальных предложений, было противоречиво  и сумбурно. Во-первых, он заявил, что  полностью поддерживает доклад М. Горбачева, с которым тот выступил на Пленуме. Замечания же сводились к тому, что изменения в работе ЦК идут слишком медленно, «ничего не изменилось с точки зрения стиля работы Секретариата Центрального Комитета партии, стиля работы товарища Лигачева», и «партия сейчас должна как раз взять именно революционный путь и действовать по-революционному»,…а «такого революционного духа,…напора…не чувствуется», «…нужен возврат к ленинским нормам жизни партии». Кроме того, Ельцин отметил, что у людей «…стала падать вера» в перестройку и что люди «реально ничего за это время не получили». Соответственно, нужно осторожнее «подойти… к срокам провозглашения и реальных итогов перестройки». Далее он заявил, что в «деятельность партии нужно внедрять демократизм, что все проблемы партии возникли благодаря тому, что не было коллегиальности,…власть партийная была отдана в одни единственные руки», и «один человек был огражден абсолютно от всякой критики», «…что наблюдается и в данный момент в отношении Генерального секретаря». В заключение, «…Ельцин попросил освободить его от обязанностей кандидата в члены Политбюро».

Критикуя  данные аспекты деятельности руководства  КПСС, Б. Ельцин оказался прав. М. С. Горбачев, другие члены Политбюро оказались  не готовы даже к такой незначительной критике. Ельцина объявили в «прямом  несогласии с курсом перестройки, с  ее практикой, с ее темпами, с ее назначением  и существом…» (Горбачев), в попытках расколоть партию, в «политическом  нигилизме» (Н. Рыжков) и т. п.

Б. Ельцин не ожидал такой резкой критики, оказался в замешательстве, попытался  оправдаться и в повторном  выступлении заявил, что у него никогда не было «никаких сомнений ни в стратегической линии, ни в политической линии партии». На Пленуме МГК  КПСС (ноябрь 1987 г.) он пошел еще дальше, сказав, что «…политической направленности» в его выступлениях не было, он «согласен с той критикой, которая была высказана и не может ее опровергнуть». Ельцин признал, что им «…двигали амбиции и что он очень виновен перед партией… и лично перед Михаилом Сергеевичем Горбачевым».

Тем не менее критику Ельцину не простили, уволили с поста первого секретаря МГК и исключили из состава кандидатов в члены Политбюро. М. Горбачев в одной из личных бесед заявил ему, что «больше не допустит его до политики».* Но Горбачев не стал расправляться со своим противником. Ельцину предоставили работу первого заместителя председателя Госстроя, министра СССР. По свидетельству Л. Суханова, после октябрьского Пленума, «…когда все члены ЦК уже разошлись, а за столом остался сидеть один Ельцин…, именно Горбачев подошел к нему и, подав руку, помог поверженному подняться и выйти из помещения…» Горбачев назначает его министром, хотя вполне мог бы «сослать» в какую-нибудь Тьмутаракань послом, где уже у Ельцина никаких шансов на политическое выживание не было. Затем, после выборов в ВС СССР, Горбачев создает специально для Ельцина Комитет по делам архитектуры и строительства". Ельцин остался членом ЦК партии.

Ельцин  тяжело переживал случившееся. По его  словам, после октябрьского Пленума  для него наступило «трудное время», «кризис», «образовалась какая-то пустота, вакуум; человеческий вакуум». «Какие-то кошмарные полтора года… Да и работа… не по мне… слишком уж втянулся в партийную, политическую жизнь».

Последствия Пленума сыграли в жизни Бориса Николаевича не только отрицательную, но и положительную роль. Его критическое  выступление, отставка имели большой  резонанс в политических кругах. К  тому же ЦК принял решение не опубликовывать стенограмму Пленума, что способствовало созданию множества легенд вокруг этого  события. Появилось множество «самиздатовских» вариантов речи Ельцина, вокруг него появился ореол «борца за справедливость». Его популярность резко повысилась.

Б. Ельцин решает возобновить политическую карьеру. "Он прекрасно понимал  силу своего личного воздействия  на людей, понимал также и психологию россиян – за одного битого двух не битых дают, – понимал, что дело идет к более или менее демократическим выборам. Поэтому и он, его окружение, осознавали, что ему просто необходим «выход к широкой аудитории»

С этой целью Ельцин выступил на XIX всесоюзной партконференции, состоявшейся в июне-июле 1988 г. Его речь содержала практически те же положения, что и октябрьская, но само выступление было лучше подготовлено и носило явно наступательный характер. Приведем здесь выдержки из него.

«Считаю, что некоторые члены Политбюро, виновные как члены коллективного  органа, облегченные доверием ЦК и  партии, должны ответить: почему страна и партия доведены до такого состояния? И после этого сделать выводы – вывести их из состава Политбюро». «Одной из главных причин трудностей перестройки является ее декларативный  характер… И как результат перестройки – за 3 года не решили каких-то ощутимых реальных проблем для людей, а тем более не добились революционных преобразований». «В партии должно быть нормальным явлением многообразие мнений… Партия для народа, и народ должен знать все, что она делает… Должны быть и подробные отчеты Политбюро, Секретариата…» Ельцин предложил предать гласности вопросы финансирования партийного бюджета, а также подверг критике привилегии работников партаппарата. В заключение он сказал, что считает свое выступление на октябрьском Пленуме правильным и потребовал «политической реабилитации», то есть отмены решения Пленума, который признал выступление Ельцина «политически ошибочным».

На  конференции Ельцина в основном подвергли критике, не «реабилитировали». Но своей цели он добился. «Представленный  им „счет“ правящей партии дал ему  такое народное признание, о котором  мог только мечтать любой политик» В адрес Ельцина тысячами поступали  письма, телеграммы, звонки со словами  поддержки.

На  волне этой популярности Б. Ельцин был  избран народным депутатом СССР в  марте 1989 г. Основными пунктами его программы были: борьба за социальную справедливость, равные возможности и права всех граждан, ликвидация всех привилегий для руководящей элиты, критика партийно-государственной бюрократии. Ельцин проводил частые встречи с избирателями, принимал участие в митингах. Он вспоминает, что «…проводил встречи почти каждый день, а в последний месяц перед выборами даже по две в день и участвовал более чем в 20 крупных многотысячных митингах».

Информация о работе Борис Николаевич Ельцин – первый президент России