Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:56, реферат
Гражданская война в России – это время, когда кипели необузданные страсти, и миллионы людей готовы были жертвовать своими жизнями ради торжества своих идей и принципов. Это было характерно и для тех, кого называли «красными», кто отстаивал идеи Октябрьской революции, и для их противников – «белых», и для крестьян-повстанцев, выступавших третьей силой и боровшихся за свои частные интересы против и первых, и вторых.
Введение
1.«Красные» и «белые»
1. Белый террор
2. Красный террор
2.Между «красными» и «белыми»
1.Крестьяне против «красных»
2.Крестьяне против «белых»
Заключение
Использованная литература
Формально красный террор был прекращён 6 ноября 1918 г. По некоторым данным, за этот период ВЧК репрессировала 31 тыс. человек, из которых 6 тыс. было расстреляно. В тоже время, в октябре 1918 года Ю. Мартов, лидер партии меньшевиков заявлял, что жертв репрессий ЧК в ходе красного террора с начала сентября было «более чем десять тысяч».
Вместе с тем даже в 1922 году В.И. Ленин заявляет о невозможности полного прекращения террора, а о необходимости его законодательного урегулирования, что следует из его письма наркому юстиции Курскому от 17 мая 1922 года: «Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас. Формулировать надо как можно шире, ибо только революционное правосознание и революционная совесть поставят условия применения на деле, более или менее широкого. С коммунистическим приветом, Ленин».
Известный чекист М. Я. Лацис так определял принцип красного террора: «Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, — к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом — смысл и сущность красного террора». (найти источник)
Согласно мнению М. Я. Лациса, явно повторяющему мнение большинства лидеров большевистского движения и членов ВЧК: «Гражданская война не знает писаных законов ... надо не только разгромить действующие вражеские силы, но и показать, что кто бы ни поднял меч против существующего классового строя, от меча и погибнет. По таким правилам действовала буржуазия в гражданских войнах, которые она вела против пролетариата... Мы еще недостаточно усвоили эти правила. Они убивают нас сотнями и тысячами. Мы казним их по одному, после долгих обсуждений перед комиссиями и судами. В гражданской войне нет места для суда над врагами. Это – смертельная схватка. Если не убьешь ты, убьют тебя. И если ты не хочешь быть убитым, убей сам!»
При этом, по его словам, органы ЧК были даже не слишком строги и решительны в принятии решений о непосредственной ликвидации, убийстве противников новой революционной власти: «Если можно в чем-нибудь обвинить ЧК, то не в излишнем рвении к расстрелам, а в недостаточности применения высшей меры наказания. Строгая железная рука уменьшает всегда количество жертв».
Согласно сведениям, опубликованным лично М.Лацисом, в 1918 году и за 7 месяцев 1919 года были убиты 8389 человек, из них: Петроградской ЧК — 1206; Московской — 234; Киевской — 825; ВЧК – 781 человек, заключено в концлагеря – 9496 человек, тюрьмы — 34334; взяты заложники 13111 человек и арестованы 86 893 человека.
Современная официальная оценка красного террора как исторического факта нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ № 9-П от 30 ноября 1992 года: «Идеи диктатуры пролетариата, красного террора, насильственного устранения эксплуататорских классов, так называемых врагов народа и советской власти привели к массовому геноциду населения страны 20 - 50-х годов, разрушению социальной структуры гражданского общества, чудовищному разжиганию социальной розни, гибели десятков миллионов безвинных людей».
Заявляя о красном терроре времен гражданской войны, Президент РФ В.В. Путин назвал его причиной последующей волны не менее трагичных сталинских репрессий: «Достаточно вспомнить расстрел заложников в годы гражданской войны, уничтожение целого ряда сословий - духовенства, российского крестьянства, казачества».
Столкновения
между регулярными частями
Декрет о земле дал крестьянам то, чего они так долго добивались, - помещичью землю. На этом свою революционную миссию крестьяне посчитали оконченной. Они были благодарны Советской власти за землю, однако сражаться за эту власть с оружием в руках не спешили, надеясь переждать тревожное время у себя в деревне, возле собственного надела. Чрезвычайная продовольственная политика была встречена крестьянами с недоумением. Они не могли понять, зачем нужна земля, если хлеб отбирают до последнего зернышка. В деревне начались столкновения с продотрядами. Только в июле – августе 1918 г. в Центральной России таких столкновений было зафиксировано 150. Большевики применяли к недовольным чрезвычайные меры – отдачу под суд, ревтрибуналы, тюремное заключение, конфискацию имущества и даже расстрел на месте.
Когда Реввоенсовет объявил мобилизацию в Красную Армию, крестьяне ответили массовым уклонением от нее. На призывные пункты не являлось до 75% призывников. В канун первой годовщины Октябрьской революции в 80 уездах Центральной России почти одновременно вспыхнули крестьянские восстания. Мобилизованные крестьяне, захватив оружие и разойдясь с призывных пунктов, поднимали своих односельчан на разгром комбедов, Советов, партийных ячеек. Значительное число крестьянских восстаний в Центральной России объяснялось тем, что эти районы очень интенсивно эксплуатировались продотрядами. А их массовость обеспечивалась за счет участия в них среднего крестьянства и даже бедноты, хотя каждое выступление большевики объявляли “кулацким”. Правда, само понятие “кулак” было весьма растяжимо и неопределенно, и имело скорее политический, а не экономический смысл.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что крестьянские выступления вряд ли можно охарактеризовать как собственно антисоветские и даже антибольшевистские. В сознании народных масс советская власть, большевики ассоциировались с демократическим этапом революции, давшим мир, землю, народовластие. Но крестьяне никак не могли смириться с конкретными фактами насильственного изъятия хлеба, принудительных повинностей, отсутствия свободы торговли. Их недовольство, таким образом, носило скорей тактический, а не стратегический характер.
Массовое
недовольство крестьян наблюдалось
и в тылу белых армий. Однако оно
имело несколько иную направленность,
чем в тылу у “красных”. Если
крестьяне центральных районов России
выступали против чрезвычайных мер, но
не против советской власти как таковой,
то крестьянское движение в тылу белых
армий возникало как реакция на попытки
реставрировать старые земельные порядки
и, значит, неизбежно принимало большевистскую
направленность. Ведь именно большевики
дали крестьянам землю. При этом союзниками
крестьян в этих районах оказывались рабочие,
что позволяло создать широкий антибелогвардейский
фронт, который укреплялся за счет вхождения
в него меньшевиков и эсеров, не нашедших
общего языка с белогвардейскими правителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Советские
историки подсчитали, что в 1917—1922 гг. погибли
15—16 млн. россиян, из них 1,3 млн. стали жертвами
террора, бандитизма, погромов. Гражданская,
братоубийственная война с миллионами
человеческих жертв обернулась национальной
трагедией. И «красный» и «белый» террор
независимо от цвета, идей, лежащих в их
основе, и степени их подтверждения на
уровне официальных документов, продемонстрировали
миру наиболее варварские методы борьбы
за власть. Время расставило все на свои
места. Белый террор не привел оппозицию
к власти. Очевидные в свое время для многих
преимущества социализма, ради которого
самоотверженно вводили «красный» террор,
также канули в лето вместе с Советским
Союзом. А ценность не родившихся потомков
людей, убитых во время террора, не может
быть восстановлена уже ни коим образом.
И приходится только гадать, какой людской
потенциал России утерян безвозвратно!
Остается только надеяться, что трагедия
братоубийства в годы Гражданской войны
в России окажется уроком для последующих
поколений в выборе средств и способов
разрешения национальных конфликтов.
Список использованной
литературы
Информация о работе Белый и красный террор в гражданской войне