Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:26, реферат
Проблема воспитания подрастающего поколения, столь актуальная в настоящее время, интересовала многих выдающихся российских педагогов, профессионально занимавшихся воспитанием в различных учебных заведениях. Наиболее интересными представляются взгляды и деятельность И.И. Бецкого, выполнявшего в конце ХVIII века обязанности шефа Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. Он впервые четко сформулировал понятие воспитания, которое, по его словам, должно придать известное направление воле и сердцу, выработать характер, внушить согласие с природой человека, искоренить предрассудки.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Бецкой И.И. и его педагогические идеи…………………………………….4
2. Реализация идей И.И. Бецкого в учебно-воспитательных заведениях…...9
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Бецкой И.И. и его педагогические идеи…………………………………….4
2. Реализация идей И.И. Бецкого в учебно-воспитательных заведениях…...9
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………19
Введение
Проблема воспитания подрастающего поколения, столь актуальная в настоящее время, интересовала многих выдающихся российских педагогов, профессионально занимавшихся воспитанием в различных учебных заведениях. Наиболее интересными представляются взгляды и деятельность И.И. Бецкого, выполнявшего в конце ХVIII века обязанности шефа Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. Он впервые четко сформулировал понятие воспитания, которое, по его словам, должно придать известное направление воле и сердцу, выработать характер, внушить согласие с природой человека, искоренить предрассудки.
Результатом такого воспитания
становилось, по мнению И.И.
Бецкого, создание новой
Особенно важным И.И. Бецкой
считал хорошее воспитание и
образование женщин как
1. И.И. Бецкой и его педагогические идеи
И.И.Бецкой побочный сын генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого, сокращенную фамилию которого впоследствии получил, и, вероятно, баронессы Вреде.
Родился в Стокгольме, где отец
его был в плену, и там
же прожил детские годы. Получив
сначала под руководством отца
«преизрядное учение», Бецкой
был послан для дальнейшего
образования в Копенгаген, в местный
кадетский корпус; затем недолго
служил в датском
В
России Бецкой сначала состоял флигель-
Исследованиями П. М. Майкова установлено, что он совсем не принимал участия в перевороте 25 ноября (6 декабря) 1741 г возведшем на престол Елизавету. Вследствие происков канцлера Бестужева Бецкой был принужден (1747) выйти в отставку. Он выехал за границу и по дороге туда старался, по собственным его словам, «ничего не пропустить из пространной живой книги природы и всего виденного, выразительнее всяких книг научающей почерпнуть все важные сведения к большому образованию сердца и ума». За границей Бецкой прожил 15 лет, преимущественно в Париже, где посещал светские салоны, свел знакомство с энциклопедистами и путем бесед и чтения усвоил себе модные тогда идеи. Пётр III в начале 1762 г. вызвал Бецкого в Петербург и назначил главным директором канцелярии строений и домов его величества. В перевороте 28 июня (9 июля) 1762 г. Бецкой не принимал участия и о подготовке к нему, по-видимому,ничего не знал; может быть, потому, что всегда равнодушно относился к политике в собственном смысле. Екатерина, знавшая Бецкого с самого приезда своего в Россию, приблизила его к себе, оценила его образованность, изящный вкус, его тяготение к рационализму, на котором и сама воспиталась. В дела государственные Бецкой не вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область — воспитательную.
Указом,
3 марта 1763 г на него было возложено
управление Академией Художеств, при
которой он устроил воспитательное
училище. 1 сентября того же года был
обнародован манифест об учреждении
московского воспитательного
По
мысли Бецкого, в Петербурге было
открыто «воспитательное
В качестве директора
К концу жизни Бецкого Екатерина охладела к нему, лишила его звания своего чтеца. Из её выражения: «Бецкой присвояет себе к славе государской» можно думать, что причина охлаждения коренилась в уверенности императрицы, что Бецкой единственно себе приписывает заслугу воспитательной реформы, между тем как Екатерина и сама претендовала на значительную роль в этом деле. Екатерина отказалась от проектов, а Иван Иванович, вложивший в них все свое состояние, в 1720 году ослеп. Последние годы его жизни были тяжкими Бецкой погребен в Александро-Невской лавре. На надгробном его памятнике высечены слова из оды Державина: «Луч милости был, Бецкой, ты». В 1868 г. во дворе Петербургского Воспитательного дома установлен бюст Бецкого (1868, увеличенная копия скульптора А. П. Лаврецкого с оригинала Я. И. Земельгака, 1803; наб. Мойки, 52), бронзовая фигура Бецкого помещена на памятниках императрице Екатерине II в Петербурге и Царском Селе, на фризе памятника «Тысячелетие России». 1.2. Основные педагогические идеи И.И. Бецкого В 1764 г. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей, который впоследствии получил силу закона и был опубликован под названием “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”. В докладе говорилось о необходимости воспитать в России “новую породу людей — образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев — “третий чин людей”, способных развивать промышленность, торговлю, ремесло. Для этого необходимо, считал Бецкой, организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, в которых дети с пяти-шестилетнего возраста должны пребывать в течение 10—12 лет. Их следует изолировать от окружающих с тем, чтобы не подвергать “развращенному влиянию среды.
От
императрицы Бецкой получил задание
преобразовать имеющиеся
Следует
также, говорил он, внушать детям
склонность к опрятности и бережливости,
обучать их тому, как вести домашнее
хозяйство. Бецкой придавал очень большое
значение физическому воспитанию, главными
средствами которого считал чистый воздух,
а также “увеселение невинными
забавами и играми, чтобы мысли
всегда в ободрение приводить, искореняя
все, что скукою, задумчивостью и
прискорбием назваться может
”. Он требовал, чтобы соблюдалась
чистота, проводились физические упражнения
и трудовые занятия, развивающие
физические силы детей. Им было составлено
руководство по физическому воспитанию
детей под названием “Краткое
наставление, выбранное из лучших авторов
с некоторыми физическими примечаниями
о воспитании детей от рождения их
до юношества”, которое на основании
постановления сената было разослано
по городам России во все воспитательные
учреждения. Касаясь вопросов умственного
воспитания, Бецкой указывал на то, что
процесс учения должен быть приятным
для детей, проводиться без принуждения,
опираться на детские склонности. Учить
юношество следует, по его мнению, “больше
от смотрения и слушания, нежели от твержения
уроков”. Бецкой предупреждал, что принуждение
детей к учению может привести к притуплению
детских способностей, и настаивал на
категорическом запрещении физических
наказаний. В “Генеральном плане Московского
воспитательного дома говорилось по этому
поводу: “Единожды навсегда ввести закон
и строго утверждать — никогда и ни за
что не бить детей”. Бецкой требовал тщательно
выбирать воспитателей, которые должны
заменить детям родителей, требовал, чтобы
воспитатели были русскими, “добросовестными
и примера достойными людьми”, он говорил
о том, чтобы из всех живущих в воспитательном
доме создать дружную семью. Но, провозглашая
прогрессивные идеи, Бецкой мало заботился
об их выполнении в создаваемых правительством
детских учреждениях.
2. Реализация идей И.И. Бецкого в учебно-воспитательных заведениях
Бецкому принадлежит целый ряд
проектов создания и
Во-вторых, система Воспитательных домов в России должна была, по замыслу ее творца, включать в себя не только сами приюты, но и целую сеть сопутствующих институтов, от родильных домов и госпиталей до ремесленных мастерских и ссудных касс. И наконец, в-третьих, Воспитательный дом должен был стать местом формирования нового типа людей, так называемого третьего сословия, причем специфика этого сословия должна была определяться не только по признаку профессиональной принадлежности к разряду "купцов, художников, торговщиков и фабрикантов", но и по самой идеологии. В существовании в стране третьего сословия, свободных людей, живущих своим трудом, в том числе интеллектуальным, Бецкой видел залог нравственного возрождения всей нации.
Первоначально предполагалось, что становление этой но вой генерации третьего сословия будет совершаться в замкнутом кругу, и только после того, как вырастет несколько поколений бывших воспитанников, их влияние начнет распространяться на остальных, идеологически не развитых представителей того же, стихийно складывавшегося, сословия, а затем и на всех остальных: "…надеяться можно, что вышедшие… из онаго Дома обоего пола люди не только заобычайной уже им трезвой и трудолюбивой жизни своей не оставят, но еще и детей своих равным образом воспитывать станут; и в других примером своим к подражанию тому же охоту возбудят, а по умножении и по рассеянии таковых в обществе может со временем последовать счастливая перемена во нравах и склонностях всей той части народа, к которой они принадлежать будут".
Возможно, в дальнейшем Бецкой
даже ожидал постепенного