Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа
Истоки башкирской литературы восходят к древнетюркским руническим и письменным памятникам типа Орхона - Енисейских надписей и к рукописным произведениям 11в. на языках тюрки («Дивану лугат ат – тюрк» М.Кашгари, «Кутадгу билик» Ю.Баласагуни). О булгарском периоде развития башкирской литературы (11-13 вв.)
БАШКИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Истоки башкирской литературы восходят к древнетюркским руническим и письменным памятникам типа Орхона - Енисейских надписей и к рукописным произведениям 11в. на языках тюрки («Дивану лугат ат – тюрк» М.Кашгари, «Кутадгу билик» Ю.Баласагуни). О булгарском периоде развития башкирской литературы (11-13 вв.) свидетельствуют башкирские легенды об алпах (великанах), журавлях, дошедшие до наших дней в устной и письменной форме; путевые записки арабского путешественника Ибн - Фадлана, книги Якуба Ибн - Нугмана «Таварихи Булгария» («История Булгарии», 12 в.). В последующем отдельные сюжеты «Таварихи Булгария» нашли отражение в произведениях башкирских историков и писателей Ш.Муслими, Т.Ялсыгула Аль - Башкорди, Г.Сокроя. Классическим образцом художественной литературы 1-ой пол. 13 в. является поэма «Кисса-и Йусуф» Кул Гали. Сюжет о любви героев поэмы Зулейхи и Йусуфа заимствован из восточной литературы. Среди башкир сохранилось много версий поэмы в письменной и устной форме. В период татаро-монгольского ига ряд ученых и писателей уехали в страны Ближнего Востока, Египет, среди них башкирские ученые и поэты Гильметдин Санджар Аль-Башкорди и Насретдин Аль-Насыри.
В 13-14 вв., в период формирования башкирской народности и совершенствования башкирского языка на кыпчакской (кыпсакской) основе, на обширной территории Золотой Орды широкое развитие получила также название кыпчакская литература на языках тюрки. Так, дастаны «Хосров и Ширин» (1341-42) Кутби, «Жумжума султан» (1391-92) Хусема Катиба, «Мухаббатнаме» (1353-54) Хорезми, «Гулистан бит-тюрки» (1391-92) Сайфа Сараи и другие произведения стали общим наследием башкир, татар, казахов, узбеков.
В башкирской литературе средневековья преобладали традиционные для восточной литературы жанры: касыда, газель, дастан, хикаят, кысса, наме (обрамленная повесть). Дастан Махмуда бин Гали аль-Булгари «Нахжель-фарадис» («Ворота в рай», 14 в.), произведения религиозно-дидактического содержания способствовали распространению прозаических жанров. Дастаны из серии «Али-батыр», «Кисекбаш», «Кысса-и Сакам», «Кысса-и Фаттахетдин» составили основу агиографической литературы башкир. В средние века из арабской, персидской, индийской, позже из турецкой литературы проникали многие сюжеты («Калила и Димна», «Бахтиарнаме», «Сорок везиров», «Анекдоты Ходжи Насретдииа» и др.) и возникали их национальные версии. Так, повесть «Бахтиарнаме» на тюрки способствовала зарождению башкирской обрамленной повести в прозе. Получили развитие жанры хикаят, саяхатнаме (путевые заметки), кысса и другие. В башкирской устной литературе 15-16 вв. выделяются имена древних мастеров слова Хабрау-йырау, Асан Кайгы, Казтуган-йырау и других, популярных также среди казахов и ногайцев.
Присоединение Башкирии к Русскому государству в середине 16 в. явилось переломным моментом в развитии духовной культуры башкир. В башкирской литературе сильнее проявилась национальная тематика, окрепла взаимосвязь с фольклором, появились светские оригинальные жанры: шежере, таварих. Среди рукописных произведений 16-19 вв. особое место занимают шежере, в которых хроника рода, генеалогия тесно переплетаются с изложением исторических событий, с преданиями и легендами. Таковы большие по объему шежере юрматынских, кыпсакских, табынских, усерганских, айлинских башкир. «История усерган» (начала 19 в.) написана в форме дастана. Башкирские восстания 17-18 вв. активизировали народную публицистику и демократическое направление в литературе. Самое значит среди них - послание идеолога башкирского восстания 1755г. Батырши императрице Елизавете Петровне, своего рода социально-философский трактат тех лет, по особенностям жанра близкий к русским историческим повестям. Яркой страницей литературы стала поэзия Салавата Юлаева (1754-1800), башкирского национального героя и поэта, полководца Крестьянской войны 1773-1775гг. Большая заслуга Салавата как поэта в том, что он использовал поэтическое слово как боевое оружие, соединив лучшие традиции устной и письменной поэзии. С середины 16в. по 18 в. широкую известность снискали народные поэты-сэсэны: Кубагуш (16 в.), Баик, Айдар (18в.) и другие. В их кубаирах, айтышах нашли отражение социальные мотивы, вольнолюбивые чаяния народа. В литературе начала 19 в. ведущее место занимала поэзия, в том числе песни сэсэна Буранбая-Яркея, участника и героя Отечественной войны 1812г. , сосланного впоследствии за выступления против колониального гнета царизма в Сибирь. Его поэтические традиции успешно продолжали сэсэны Ишмухамет Мурзакаев (1781-1878), Габит Аргынбаев (Габит-сэсэн) (1856-1921). В 1812 в Казани была напечатана книга под названием «Кузый-Курпяч», башкирская повесть, писанная на башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских, 1809 года в переводе на русский язык Т. Беляева, крещеного башкира. В русском переводе известен и другой эпический памятник – «Алдар и Зухpа», повествующий в том же стиле о жизни и нравах башкирского народа, о подвигах его батыров. Автором этого народного романа переводчик считается Кункас-сэсэн, известный в ту пору поэта-историка. Это произведение, созданное по фольклорным сюжетам, демократично по духу и форме. Дастанная традиция продолжалась также в романтической поэме «Бузьегет», написанной в 1842г. в Уфе. Она по форме и сюжету близка к поэмам «Кисса-и Йусуф», «Тагир и Зухра», «Лейля и Меджнун».
В конце 1-ой половины 19 в. распространилась суфийская поэзия. Видными ее представителями являются поэты - выходцы из башкир: Т.Ялсыгул Аль-Башкорди (1767-1838), Г.Усман (1752-1834), М.Кутуш Кыпсаки (1761-1849), А.Каргалы (1784-1824), Х.Салихов (1794-1867), Ш.Заки (1825- 65), Г.Сокрой (1826-89) и др. В их творчестве имели место и светские мотивы. В этот период среди башкир выдвинулись ученые-реформаторы: Х.Жданов (1767-1869), Г.Усман, З.Расулев (1833-1917),
А.Диваев (1855-1933). В творчестве Усмана, Заки, Сокроя отразились признаки перехода литературы от средневековья к новому времени.
Во 2-ой половине 19 в. в башкирской литературе началось развитие просветительского направления. В его зарождении и становлении значительную роль сыграли преподаватели восточных языков и литератур Оренбургского кадетского корпуса : М.Биксурин (1819- 1903), С.Кукляшев (1811-1867), М.Иванов (1812- 1889). Они составляли и издавали хрестоматии для школ, в которые были включены материалы по башкирскому языку, фольклору и литературе, образцы переводов текстов из восточной классики.
Значительную эволюцию претерпевает проза. Наряду с традиционными жанрами появляются новые. Если книги-кысса Кашафетдина Шагимардана (1840-1910) и сборники хикаятов «Переводы Навадир», составленные Хабибназаром Утяки, "Берек", подготовленный В.В.Радловым, созданы в основном в традиционных жанрах, то повести "Салима" и "Асма" P.Фaxpeтдuнoвa, рассказы и повести З.Хади (1863-1932) написаны по принципу реалистических жанров западной литературы. В башкирской прозе последней четверти 19 в. постепенно укрепляются черты просветительского реализма. Представителями просветительского движения в Башкортостане стали М.Акмулла (1831-95) и М.Уметбаев (1841-1907). Уметбаев вошел в историю башкирской культуры как поэт и ученый-краевед. В своей многогранной просветительской и творческой деятельности, ориентируясь на русскую прогрессивную культуру и науку, он выступал как историк и этнограф, лингвист и поэт, фольклорист и переводчик, педагог и общественный деятель. Часть его научных трудов и поэтических произведений опубликована в 1897г. в книге «Ядкар». Много нового, оригинального внес в башкирскую поэзию Акмулла. Идейно-эстетическую ценность его поэзии определяется, прежде всего демократичностью содержания, поэтической простотой и афористичностью стиля, остротой сатиры. В его поэтике органически сочетались жанровые формы восточной и башкирской поэзии: кубаиры, айтыши, песни, рубай, байты, газели, маснави и т.п. Демократическая поэзия Акмуллы оказала благотворное влияние на многих башкирских и татарских поэтов последующих поколений.
В истории башкирской литературы начала 20 в. стало переломным этапом, периодом возникновения и формирования новых направлений и художественных методов. Под влиянием революции 1905-1907 центральное место в башкирской литературе занимает революционно-демократическое направление. Складываются новые идейно-эстетические принципы. Просветительский реализм перерастает в критический, появляются тенденции и явления синтеза реалистических и романтических методов. На страницах печати, например, в газете «Урал», сатирических журналах «Карсыга», «Сукеш», издаваемых в Оренбурге, печатаются стихотворения революционного характера. Возникновение и развитие революционно-демократического направления в башкирской литературе связано с именем и творчеством Мажита Гафури (1880-1934). Вступив на литературное поприще в начале века, он возвысил общественную роль реалистического искусства, содействовал становлению и укреплению метода критического реализма в башкирской литературе. В начале 20в. в литературу пришла группа молодых поэтов: Сафуан Якшигулов (1871-1931), Даут Юлтый (1893- 1938), Шайхзада Бабич (1895-1919), Сайфи Кудаш (1894-1993). Проза обогатилась эпическими жанрами: романом Х.Сагди, повестями Гафури, З.Хади, А.Тагирова, рассказами и нэсерами А.Тангатарова, Ф.Сулейманова, А.Исянбердина, Ф.Валеева, Г.Рафики и др. В башкирской драматургии появились многоактные пьесы: «Герой Отчизны» и «Жертвы жизни» Ф.Туйкина, «Братья Галимовы» Г.Ниязбаева, «На войне» Г.Гумерского. Башкирская поэзия начала века открыла новые темы и мотивы. Так, поэзия Якшигулова, отражающая определенные настроения башкирского общества, углубляющая некоторые социальные мотивы, обогащенная философскими раздумьями, в основном развивалась в русле просветительского реализма. Его стихи в сборниках «Положение башкир» («Башkорт хэллэре», 1911 г.), «На Дёме» («Дим буйында», 1912 г.), «Порывы души» («Кунел ялkыннары», 1916 г.) призывают народ к борьбе за свои права, выступают против разорения башкирских земель. На романтических традициях формировалась поэзия Бабича. В своих произведениях он создал романтический образ человека-мятежника, который ищет счастье, разочаровывается, но стойко переносит все невзгоды и тяготы жизни. Продолжая традиции Г. Тукая и Акмуллы, лирико-эпические произведения Бабича «Газазил», «Клоп», «Китабеннас» подняли на новую ступень национальную сатиру. Велика заслуга Бабича в обогащении поэтики, вобравшей в себя традиции восточной и народной поэзии. Стихи и поэмы Я.Юмаева, Г.Исянбердина, Б.Мирзанова, в различной степени, затрагивающие социальные и философские проблемы, свидетельствуют о разнообразных тенденциях и противоречивой эволюции романтические направления в поэзии.
После Октябрьской революции выявилось два направления в башкирской литературе: национально-патриотическое, ратующее за башкирскую автономию, за самостоятельные развитие национальной культуры и литературы, и революционно-демократическое, защищающее большевиков, борющееся за власть Советов. Во главе первого направления стояли писатели Бабич, Х.Габитов, Сулейманов. Возникла литературная организация «Тулкын» («Волна») под руководством Бабича. В книгах стихов «Молодой Башкортостан» («Йэш Башkортостан», 1918г.) Бабича, «Башкирские мелодии» («Башkорт мондары», 1918г.) Габитова отражались мысли и чаяния башкир, борющихся за автономию. Во главе второго направления стояли Юлтый, Тагиров, Ш.Худайбердин. Гафури и Кудаш после некоторого колебания примкнули ко второму. В 1920г. после разгона большевиками Башкирского правительства А.-З.Валидова башкирская литература национально-патриотического направления перестала существовать. Бабич был убит незадолго до этого красноармейцами, Сулейманов эмигрировал за границу, оставшиеся отошли от творчества или были вынуждены принять советскую платформу (Габитов, С.Мрясов).
В годы Гражданской войны литературные силы группировались вокруг большевистских газет «Башкортостан хэбэрлэре» («Известия Башкортостана»), «Кюряш» («Борьба»), «Кызыл юл» («Красный путь») и фронтовой печати. Гафури, Юлтый, Тагиров, молодые поэты Г.Гумер, Ш.Фидаи, Ярлы Карим, Б.Ишемгул работали и печатались в местной периодике. В годы войны и первых лет восстановления народного хозяйства широкое распространение получили оперативные и массовые формы поэзии: стихи-агитки, поэтические обращения, песни, эпиграммы, памфлеты, басни. Башкирская проза характеризовалась и малыми жанрами: рассказами, очерками, зарисовками, нэсерами, часто носила очерково-публицистический характер.
В конце 1919г. был создан Башкирский Государственный Театр Драмы. В его репертуаре были пьесы М.Бурангулова, Ниязбаева, Юлтыя, Х.Ибрагимова. В 1920г. Юлтый написал драму «Карагул», ставшую одним из популярнейших произведений башкирской драматургии. Созданная в том же году комедия Ибрагимова «Башмачки» стала классикой башкирской литературы. Социальные перемены в жизни страны, мысли и чувства пролетарских масс нашли отражение в книгах стихов и поэм «Мои памятки» (1924г.) Юлтыя, «Красные гроздья» (1925г.) Гафури, «Заря труда» (1926г.) Т.Янаби, «Песни плуга» (1926г.) Кудаша. Появились поэмы с новым героем: «Труженик» (1921г.) Гафури, «Шараф» (1922г.) Юлтыя, «В кузнице», «На лугу» (1921-1922гг.) Кудаша, «Селькор» (1925г.) Гумера. Стали издаваться литературно-художественные журналы «Яны юл» («Новый путь», 1923г.), «Белем» («Знание», 1924г.), «Янылык» («Новость», 1927г.), «Сэсэн» (1927г.), «Октябрь» (1930г.), где печатались молодые писатели Булат Ишемгул, Гайнан Хайри, Батыр Валид, Али Карнай, Сагит Агиш, Габдулла Амантай.
Развитие и формирование новой башкирской литературы в 20-е гг. проходило не гладко: шла острая идейно-эстетическая борьба между различными творческими направлениями, стилями, имели место абстрактность и риторичность в поэзии, натурализм в прозе, экспрессионизм и конструктивизм в драматургии. Возникли первые писательские организации. В 1923г. в Уфе создается объединение поэтов Башкортостана. Большая творческая секция писателей работала при Бюро журналистов республики. В 1927г. эти две творческие организации объединились в Башкирскую ассоциацию пролетариатских писателей (БАПП). В 1934г. создается Союз писателей БАССР.
В 20-е гг. усиленными темпами развивается проза. Гафури создает повести «Черноликие» (1925г.), «Ступени жизни» (1928г.), Тагиров – «На поворотах бурной реки» (1923-1926гг.), «Первые дни» (1927г.), «Фабрика зерна» (1928г.), «Комсомол» (1929г.), изображающие тяжелое прошлое башкирского народа и его борьбу за светлое будущее. И.Насыри выступает с романтическими рассказами, нэсерами, повестями «Гульдар» (1927г.), «Нападение» (1929г.). В 1928г. Хайри закончил роман «Поворот» о путях башкирского народа к революции. Развивается драматургия. На сцене башкирского театра идут новые пьесы Тагирова («Алатау», «В переходный период»), Гафури («Красная звезда»), Юлтыя («На мельнице»).
Несмотря на идейно-тематическую преемственность, в литературе 20-х и 30-х гг. наблюдались и качественные различия. В 30-е гг. намечается более зрелый подход ко многим темам, прежде всего, к традиционной для 20-х гг. теме революционной борьбы народных масс. Эти годы – период интенсивного развития всех жанров поэзии, прозы, драматургии.
В поэзию широким эпическим планом входят картины социального переустройства жизни. В ней рассматривается проблема социального и духовного возрождения человека, что обусловило популярность жанра поэмы в 30-е гг. («Земля» Б.Бикбая, «Трактористка Айхылу» Ишемгула, «Прекрасные долины Агидели» Р.Нигмати, «Три песни» Г.Саляма, «Ишимбай» Гумера, «В родном селе» Х.Карима и другие).
Тагиров, Юлтый, Насыри, Янаби - писатели старшего поколения - создали в 30-е гг. свои лучшие произведения. Достигают творческой зрелости Нигмати, Агиш, Карнай, Бикбай, пришедшие в литературу в предыдущем десятилетии. Мощным потоком вливается в литературу новое поколение мастеров слова: Хадия Давлетшина, Малих Харис, Кадыр Даян, Салях Кулибай, Кирей Мэргэн, Мустай Карим. Наблюдается поворот к темам современности, что хорошо видно на примере драматургии. Драматургов 30-х гг. больше интересуют герои дня («Хакмар», «Дружба и любовь», «Дочь степи» С.Мифтахова, пьесы Тагирова, Н.Карипа и др.). Причем уже в эти годы национальная литература чутко улавливала тревожные симптомы, зреющие внутри общества. В образе председателя колхоза Юлая в драме Мифтахова «Дружба и любовь» (1939г.) проявляются тенденции, которые породили впоследствии явление, названное культом личности.