Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 04:27, контрольная работа
XVIII век — век окончательного падения феодализма в Западной Европе, формирования великих европейских колониальных держав, сложения мирового рынка. На авансцену исторического процесса вышли Англия, самая передовая страна победившей буржуазной революции, и Франция, которая готовилась к эпохальной революции 1789–1793 годов; в католических — Ис.
XVIII век
— век окончательного падения
феодализма в Западной Европе,
формирования великих европейских колониальных
держав, сложения мирового рынка. На авансцену
исторического процесса вышли Англия,
самая передовая страна победившей буржуазной
революции, и Франция, которая готовилась
к эпохальной революции 1789–1793 годов; в
католических — Испании и Италии — феодальные
пережитки были еще достаточно стойки,
а Германия с ее феодальной раздробленностью
и крепостным правом была самой отсталой
из стран Запада, только к концу XVIII века
оправившейся от последствий Тридцатилетней
войны.
В культуру
XVIII век вошел под названием "век
Просвещения", или "век Разума".
"Просвещение" — такое же обозначение
культурной эпохи, как "античность",
"средневековье" или "Возрождение",
то есть у этого термина самый широкий
смысл. Просвещение создало свою особую
картину мира, особую идеологию, на основе
которой возник новый этап в искусствах.
XVIII век
— ключевой период Нового
Просветители
со складом ума, подобным Кондорсе,
все еще питали иллюзии относительно того,
что искусства и науки не только помогут
обрести власть над силами природы, но
дадут людям понимание мира и места личности
в нем, будут способствовать моральному
прогрессу, справедливости государственных
учреждений, а также счастью человека
вообще. Двадцатый век покончил с этим
оптимизмом".
Просвещение
стремилось осветить новым, критическим
светом все доселе существовавшие взгляды
и теории и особенно радикально было настроено
в сферах религии, философии и социальной
мысли. Именно в XVIII веке разум одержал
победу над верой и превратился из адвоката
религии, как это было еще у Р. Декарта,
в ее обвинителя. Разъяснительно-обвиняющая
функция разума создает тот специфический
смысл понятия Просвещения, которым пользовались
в XVIII веке.
Хотя на уровне массового сознания религиозные предрассудки и обряды сохраняли свою традиционную роль, философы XVIII века вели последовательное разоблачение религиозных суеверий с позиций разума. Атеизм был в моде среди очень небольшой части интеллектуальной элиты, но даже те, кто не разделял крайностей атеизма, сходились во мнении, что последовательное мышление не найдет в мире никаких следов присутствия Бога, ничего, кроме природы. Просвещение наследует рационализм Декарта, но отвергает идею Бога. Христианское понимание человека, еще преобладавшее в XVII веке, сменилось пониманием натуралистическим.
Еще сильнее,
чем в XVII веке, проступила зависимость
человека от социума. Возникла концепция
воспитания, согласно которой личность
— отражение состояния общества, следовательно,
оздоровление общества повлечет за собой
совершенствование человека. В человеке
основоположники Просвещения видели существо
от природы доброе, наделенное врожденными
неотчуждаемыми правами на свободу, равенство,
счастье, а разум находит путь к осуществлению
этих стремлений. Эта идея права человека
на счастье на земле, а не в загробном мире,
отличает гедонистический, склонный к
наслаждениям XVIII век от XVII века с его христианским
суровым ригоризмом.
Поэтому
из философии и литературы Просвещения
изгнано все мистическое, сверхчувственное,
иррациональное, поэтому их отличают материалистический,
сугубо рационалистический подход к миру
и человеку. Но ведь свобода личности и
духовная жизнь осуществляются во многом,
как нам сегодня представляется, в сфере
подсознания, и недооценка этой сферы
чревата серьезными искажениями в представлениях
о человеке. Все-таки человек не есть "разумное
общественное животное", он не объясним
исключительно логикой и здравым смыслом;
в человеке всегда есть непредсказуемость,
несводимость к самым исчерпывающим объяснениям,
и это-то и прекрасно, это — основа непохожести
людей друг на друга, которую надо ценить
и уважать. Просветители же полагали, что
в людях куда больше общего, чем различного,
и если людям объяснить их заблуждения
и показать дорогу ко всеобщему счастью,
они, как существа разумные, сразу на эту
дорогу встанут. Это утопическое, иллюзорное
представление о человеке было исправлено
самой историей уже в ходе Французской
революции, которая начиналась под лозунгами
свободы, равенства, братства, а обернулась
разгулом кровавого террора и наполеоновскими
войнами, потрясшими всю Европу. Поэтому
справедливы слова С. Л. Франка, говорящего
о XVIII веке как о веке кризиса автономной
личностно-духовной культуры, "когда
Ренессанс и Реформация на Западе сменились
уже плоским атеистическим просветительством
и когда уже вплотную надвинулся грандиозный
крах этого движения в лице великой французской
революции".
В эпоху
Просвещения политико-
В последнее
время традиционная картина Просвещения
как века торжества Разума претерпевает
изменения. Новейшие историки подчеркивают
важность чувства, чувствительности в
философии Просвещения, особенно на позднем
его этапе. Английский философ Д. Юм утверждал:
"Разум есть раб чувства, и может только
служить и повиноваться чувствам". В
искусстве позднего Просвещения — сентиментализме
— эмоции важнее, чем интеллект, сердце
важнее, чем голова; впервые люди стали
ощущать чужую боль, как свою. Жалость,
сочувствие, отвращение к жестокости стали
мерилом гуманности, слезы стали знаком
нежного сердца. Эти умонастроения вызвали
к жизни сентиментальный роман С. Ричардсона,
Л. Стерна, молодого И. В. Гете.
Мышление
современного человека пронизано категориями,
коренящимися в Просвещении (вера во всемогущество
научного прогресса, заместившая веру
в Бога, вера в справедливость буржуазно-демократических
институтов власти, в общественную значимость
искусства). Эти положения выражали исторический
оптимизм, энергию молодого тогда класса
буржуазии и могут относиться ко всей
истории буржуазного периода: идеология
Просвещения по сей день воплощена на
практике в общественном устройстве западных
демократий.
Мы еще
слишком близко стоим к этой эпохе,
и оценки места и роли Просвещения еще
будут уточняться в развернувшихся ныне
спорах, но для понимания искусства Просвещения
важно еще раз подчеркнуть две вещи: облегченное,
чересчур узкое представление о человеке
как о сумме внешних воздействий со стороны
природы и общества и утопичность надежд
на то, что разъяснение человеку его истинных
интересов приведет к быстрой реформе
общества на основе совершенствования
отдельной личности.
Прямолинейное понимание преобразующего воздействия искусства на жизнь привело к доминированию в литературе Просвещения воспитательного начала, к развитию политико-философской литературы, драматургии. У просветителей философия потеснила искусство, и художественная литература XVIII века отличается не просто повышенным рационализмом, но зачастую используется как прямой рупор идейно-философских воззрений автора. От проблемы "человек и мир", свойственной Ренессансу, искусство Нового времени — и особенно это характерно для XVIII века — переходит к проблеме "человек и общество".