Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:00, научная работа
Фольклор – форма выражения самосознания этноса. Современная наука возвращается к изучению фольклора как к воплощению народного мировоззрения и миропонимания. В результате всё большую популярность в изучении фольклора приобретает достаточно новый так называемый концептуальный подход. Чтобы понять суть данного подхода, необходимо дать понятие двум связанным между собой терминам: «концептосфера» и «концепт».
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
§1 АНАЛИЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ФОЛЬКЛОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ …………………………………………………………………………6
§2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БАШКИРСКОГО И БУРЯТСКОГО НАРОДОВ (на материале эпоса «Урал-батыр» и улигера «Гэсэр») ……………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….14
КОНЦЕПТ БАТЫР В БАШКИРСКОЙ И БУРЯТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(на материале эпоса «Урал-батыр» и улигера «Гэсэр»)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПРОЕКТ
Выполнила:
студентка 5 курса ГОУ СПО
Уфимский педагогический колледж №1,
г. Уфа Республика Башкортостан
Ишмуратова Гульназ Мурадымовна
Научный руководитель:
Закирова Гузель Рафкатовна,
преподаватель истории
и обществознания
Уфа
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
§1 АНАЛИЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ФОЛЬКЛОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ …………………………………………………………………………6
§2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БАШКИРСКОГО И БУРЯТСКОГО НАРОДОВ (на материале эпоса «Урал-батыр» и улигера «Гэсэр») ……………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Фольклор – форма выражения самосознания этноса. Современная наука возвращается к изучению фольклора как к воплощению народного мировоззрения и миропонимания. В результате всё большую популярность в изучении фольклора приобретает достаточно новый так называемый концептуальный подход. Чтобы понять суть данного подхода, необходимо дать понятие двум связанным между собой терминам: «концептосфера» и «концепт».
Термин «концептосфера» был введен в отечественной науке академиком Д.С.Лихачевым. По его определению, концептосфера – это совокупность концептов нации, она образована всеми возможными концептами носителей языка. Иначе говоря, концептосфера – языковая картина мира.
Концепт (по Д.С.Лихачеву) – обобщенная мыслительная единица, отражающая и интерпретирующая явления действительности в зависимости от образования, личного опыта, профессионального и социального опыта носителя языка.
Чем богаче культура нации, ее фольклор, литература, наука, исторический опыт, религия, тем богаче концептосфера народа.
Вместе с этим повысился интерес к мифологии, которая очень ярко, насыщенно отражает древние аспекты этнокультурной традиции народов. Многие представления прошлого сохранились в особом жанре фольклора – эпосе.
Эпос – это органичное соединение мифа и фантастики с реальностью. Эта связь дает возможность образно выразить основное содержание эпопеи, провести четкую грань между положительными и отрицательными явлениями в жизни, изобразить персонажей обобщенно. Всё это говорит о том, что эпос есть единая система жизненных мировоззрений народа.
Эпические сказания «Гэсэр» и «Урал-батыр» имеют богатый фольклорный материал, который лежит в основе их сюжетов. Оба произведения обладают также обширным языковым материалом, что дает возможность изучения концептосферы каждого из них.
Основными концептами в обоих эпических сказаниях являются ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ, ДОБРО-ЗЛО, ДУША, СЕРДЦЕ. Наиболее ярко характеризует национальный менталитет как башкирского, так и бурятского народов концепт ДОБРО. Концепт ДОБРО коррелирует с такими чертами как сила, «мужественность», жертвование своей жизнью ради жизни на земле, совершение благого во имя народа, честь, честность, скромность, дом, сыновья почтительность, гуманность. По мнению авторов исследования, со всем этим также тесно связан концепт БАТЫР.
Богатырский герой присутствует в фольклоре всех народов мира, то есть является одним самых распространенных персонажей. Главными героями башкирского эпоса «Урал-батыр» и бурятского улигера «Гэсэр» выступают батыры (в улигере батор). Поэтому авторы исследования решили узнать, сходны ли представления двух кочевых в древности народов о том, кого называют батырами.
Объект исследования – фольклорные тексты - башкирский народный эпос «Урал-батыр» и бурятский улигер «Гэрэс».
Предмет исследования – семиотический (символический) язык данных фольклорных текстов, в частности, концепт БАТЫР.
Цель исследования – изучить и теоретически обосновать концепт БАТЫР по данным языка эпического текста «Урал-батыр» башкирского народа и улигера бурятского народа «Гэрэс».
Задачи:
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сопоставление, метод лингвокультурологической интерпретации, позволяющий посредством анализа лексики текста проникнуть в систему смыслов, лежащих в основе семантики слов и отражающих культурную специфику менталитета этноса; концептуальный анализ, направленный на семантическую реконструкцию, базирующуюся на изучении совокупности контекстов, в которых употреблена лексема, реализующая исследуемый концепт. Для семантической оценки языкового материала используется метод интроспекции, т.е. собственная интуиция, субъективное мнение автора.
Теоретическая ценность исследования определяется тем, что в нем осуществлен новый концептуальный подход к анализу и сопоставлению эпических текстов двух народов в семантическом аспекте.
Практическая
значимость работы состоит в том, что
она может помочь в составлении словаря-тезауруса
башкирского и бурятского народного эпоса.
Результаты исследования могут привлекаться
при изучении устного народного творчества
в высшей, средне специальной и средней
школе.
§1 АНАЛИЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ФОЛЬКЛОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Отечественным филологам 19- начала 20 вв. (Н.И. Костомарову, А.А. Потебне, А.Н. Афанасьеву, А.Н. Веселовскому и др.) было свойственно рассмотрение фольклора «как определенной системы мировоззрения и народных представлений». Подобная культурная направленность фольклора делала его в эпоху его активного бытования формой, моделирующей системой традиционной народной культуры и соответственно социорегулятивным, социорегламентирующим фактором, служившим делу утверждения и распространения принципов и канонов этой культуры, способствовавшим их внедрению в общественное сознание.
В трудах Н.И. Толстого и ученых Тартуской семиотической школы было показано, что своеобразие каждого типа культуры получает выражение в формирующей его концептосферу (картину мира) системе культурных семиотических (символических) смыслов, в которых воплощаются обусловленные историческим опытом народа мировоззренческие основы (Толстой 1995: 168, 291-293; Лотман 1965а; 1965б). Фольклор как форма, моделирующая система традиционной народной культуры воспроизвел континуум традиционных культурных смыслов, подвергнув их семантическому перекодированию в элементы, концептуальные составляющие устнопоэтической картины мира(Путилов 1994: 118, 122126). При этом обозначенные концепты объективировались средствами «обслуживающей» фольклор языковой системы. Но языковым единицам присущи собственные значения - собственная лексическая и грамматическая семантика, образующая концептосферу языка - языковую картину мира (отсюда восходящая к В. Гумбольдту идея «языкового мировидения»). А это значит, что концептосфера фольклора - система его культурных смыслов - получала выражение через призму семантики объективировавшего его языка. Эти смыслы образовывали в семантической сфере языковых единиц второй, иерархически более высокий символический слой и тем самым создали специфические, собственно фольклорные лингвистические значимости и отношения: в фольклоре «элементы (языка) почти теряют собственное лексическое значение и приобретают значимость и соответственно новые валентности в пределах некоторой замкнутой, жестким образом организованной системы» (Цивьян 1973: 13).
Так, традиционный концепт «добрый молодец» получил выражение в словах дуб, хмель, виноград, сокол, соловей, селезень, голубь (Лазутин: 115 и след.). Символический смысл «граница между своим и чужим мирами» представлен в словах лес, поле, море, камень (Никитина 1993: 109-110).
Культурный семиотический смысл, внедряясь в семантическую сферу слова и подавляя его собственную лексическую семантику, становился фактором, определяющим возможности его сочетаемости в тексте с другими словами, и обычно значительно расширял их.
Таким образом, влияние концептосферы фольклора на его языковой строй осуществлялось в весьма широких масштабах и сказалось не на отдельных языковых элементах, но самым существенным образом реорганизовало используемую фольклором языковую систему, организовало ее характерным для нее образом.
§2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БАШКИРСКОГО И БУРЯТСКОГО НАРОДОВ (на материале эпоса «Урал-батыр» и улигера «Гэсэр»)
Героический эпос «Гэсэр» является уникальным памятником духовной культуры бурятского народа. Не только буряты, но и многие другие народы Центральной Азии считают эпос своим: тибетцы, монголы, калмыки, алтайцы. Поэтому Гэсэр стал как бы символом центральноазиатской общности различных культур и традиций. Эпос о Гэсэре дошел до нас в множестве версий, которые отличаются богатством сюжетов и своеобразие художественных приемов.
Согласно эпическому сказанию, Гэсэр совершил множество подвигов. Он очистил мир от чудовищ, установил мир на земле, гармонию и благоденствие, сделал его более приспособленным для жизни человека.
Эпос «Урал-батыр», созданный в традиционном жанре «кубаир» - древнейшее устное произведение башкирского народа, насчитывающее не одну тысячу лет.
Урал-батыр, так же как и Гэсэр, преодолевая множество трудностей, уничтожает девов и змей, а также добывает «живую воду» для того, чтобы победить Смерть во имя вечного существования человека и природы.
Оба эпических произведения, сохранив древние фольклорные мотивы, дают богатый материал для изучения их языковой картины мира, то есть концептосферы.
В эпическом сказании «Урал-батыр» интересующий автора исследования концепт БАТЫР раскрывается через основную сюжетную линию «Урал» и подкрепляется благодаря другой, параллельно идущей линией – «Шульген». Урал и Шульген – братья-батыры. Однако из двух братьев в эпосе именно Уралу выпала роль батыра в полном смысле этого слова. Поэтому именно через данного персонажа автор исследования сделает попытку концептуального анализа предложенной темы.
В первую очередь, БАТЫР – почетный титул у монгольских и тюркских народов, присоединяемый к имени. Это основное лексическое значение данного концепта. Однако в рассматриваемых фольклорных текстах данный смысл претерпел значительные изменения.
В эпосе «Урал-батыр» изучаемый концепт имеет свою специфику. Прежде всего, БАТЫР – это егет с прекрасной выдержкой, отличной силой воли, терпеньем:
«Я не сделаю и глотка,
Пока не вырасту егетом…
Пить не стану я – вот мое слово!»
«Кровь отпил (Шульген), и боясь расплаты,
Задумал Уралу закрыть он рот:
И заставил поклясться брата,
Что отцу тот не донесет.»
Данные строки говорят, что батыр не только должен обладать терпеньем и выдержкой, но и уметь держать данное кому бы то ни было слово и ни в коем случае не нарушать его: «Старик Янбирде взял палку и начал колотить поочередно своих сыновей. Из жалости к брату продолжал молчать и Урал…»
БАТЫР – это милосердие: «Урал забрал птицу, чтобы она не досталась Шульгену, отнес ее в сторону. «Не печалься!..сам отнесу тебя к матери и отцу».
БАТЫР – это решительность, целеустремленность:
«Шел сюда я не дни, а годы…
Если смерть не найду я тут…
Мир от Смерти не освобожу,
Мне Уралом не зваться вовек!»
Его героические подвиги (уничтожение различных демонов, змей, девов и других, которые причиняют страдания людям) определяют концепт БАТЫР как сила, смелость, герой, отвага.
Таким образом, можно сделать вывод, что фольклор башкирского народа акцентирует свое внимание на личностных качествах человека, которые и являются главным, по их мнению, «стержнем» концепта БАТЫР. И эти качества раскрываются во всех поступках главного героя.
Некоторые сложности возникли при вычленении концепта БАТЫР в эпосе бурятского народа «Гэсэр». Очень сложно с первого раза определить, что же положено в основу концепта БАТЫР в эпосе «Гэсэр».
Приведем несколько примеров, каким бурятский народ описывает батыра в эпическом произведении:
Информация о работе Концепт «батыр» в башкирской и бурятской литературе