Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:02, творческая работа
История великой ассирийской державы начинается с небольших городов-государств на севере Месопотамии, находившихся в III и начале II тысячелетия под властью юга Двуречья. Севернее Вавилонии, в верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. На р. Тигр жили кадду (халдеи) уже за 2000 до Р. Хр., имевшие своих государей. Царь Тугулти-Палешарра I (1125 до Р. Хр.) завоевал долину Евфрата и Тигра до Вавилонии, горную запад. Армению и вост. Малую Азию до Понта. Столицей был сначала Ашшур на Тигре (теперь развалины Калат Ширгат), позже Нинуа или Ниневия. Еще большие завоевания сделаны были в IX и VIII вв. Ассурнасирпал, 884-860, простер свои завоевания до Ливана и брал дань с сирийцев и финикиян; С
В Месопотамии существовали
Последние археологические
Наибольший интерес
Например, в одной из них доказывается
теорема о подобии прямых
БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА
Вершины своего военного и
культурного развития Ассирия
достигла при царе
Ашшурбанапал заботился о культурном развитии своего царства. Особую известность приобрела его библиотека в Ниневии, которую он собирал из всех больших городов Междуречья и разместил в архивах своего дворца.
Основное место в библиотеке занимали книги религиозного и научного содержания, главным образом по математике и астрономии. И в той и в другой древние ассирийцы достигли большого совершенства.
Писцы Ашшурбанапала
В библиотеке Ниневии было немало текстов, посвященных древнейшим царям Ассирии и вавилонским владыкам.
В огромном количестве в
Важное значение имели
Очень важное место в
Перечисленные выше книги
От изобразительного искусства
древних ассирийцев нам
Для ассирийского
Ассирийцы создали новый,
На алебастровых плитах, украшавших
стены царских дворцов,
Скульптура играла важную роль
в облике ассирийских дворцов.
Человек подходил к дворцу, и
у входа его встречали
Рельефы представляли собой
Саламансар 3 принимает
дань от израильского царя Ииуя (Фрагмент
рельефа Чёрного обелиска из Нимруда).
Искусство времени правления ассирийского царя Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий. Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г.Мусаир в 714 году до Р.Х., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе.
Вообще самые большие удачи ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора.
Ассирийские рельефы IX - VII в.в.
до Р.Х., найденные при раскопках
древних столиц Ассирии,
Культурные
достижения ассирийцев
Ассирия — могучее
древнее государство на территории
нынешнего Ирака. В мировую сокровищницу
искусства вошли украшавшие царские чертоги
VIII-VII веков до н.э. ассирийские барельефы.
Кроме прочего, они донесли до нашего времени,
какие одежды носили древние ассирийцы
— цари и царицы, вельможи, воины, слуги,
ремесленники.
К шедеврам искусства ассирийских барельефов специалисты относят "Сцену в саду". На этом барельефе изображён могущественный царь Ашшурбаннипал, пирующий с супругой в виноградной беседке своего сада. Некоторые искусствоведы обратили внимание на странность "пира" — обычно многолюдного, а в беседке "пируют" лишь двое; на взгляд Ашшурбаннипала, устремлённый поверх царицы, куда-то за пределы сада — "туда, где высится отрубленная голова его врага". Может быть, на барельефе изображена глубокая драма — торжество деспота над искалеченной душой женщины, принуждённой быть участницей этого необычного пира. Однако это — предположения. А что касается одежд царя, царицы и прислужниц — это, можно сказать, документальное свидетельство.
"Сцена в саду" — единственный сохранившийся барельеф с изображением женщин. Тем важнее он как "носитель информации" о женском костюме в древней Ассирии.
Итак, царица сидит в высоком кресле у ног возлежащего на ложе царя Ашшурбаннипала. Она одета в длинное прямое платье с длинными узкими рукавами и накидку, отделанную каймой и обшитую неширокой бахромой. Вся одежда богато орнаментирована вышивкой (розетки в кругах). На голове царицы — шапочка с фигурным бортиком (венец с драгоценными камнями). Густые завитые волосы, достигающие плеч, уложены правильными рядами. В ушах — серьги, на руках — браслеты. В отличие от египетских цариц — вполне, можно сказать, земная женщина.
На прислужницах царицы тоже прямые обшитые снизу бахромой платья с длинными узкими рукавами. У них тоже густые достигающие плеч завитые волосы, уложенные правильными рядами, на головах — тоже маленькие шапочки, но, в отличие от царицы, с гладким бортиком. Различия в одежде царицы и прислужниц, конечно, огромные, но крой платьев и причёски — одинаковы.
С царями дело обстояло иначе. Вообще основной мужской одеждой всех ассирийцев была рубашка с короткими рукавами — канди. Канди носили и цари, только у них оно было длинным, чуть выше ступней ног, а у пастуха или воина не закрывало колен: чем выше положение ассирийца в обществе, тем длиннее было его канди: бывало, что более богатому приходилось довольствоваться рубахой короче, чем более знатному.
Канди придворных обшивалось понизу пурпурной бахромой. Кроме того, знаком социального положения была обёртываемая вокруг фигуры через плечо или по груди перевязь, обшитая с одной стороны бахромой из шерсти. Чем знатнее сановники, тем длиннее были перевязи и тем больше бахромы на одежде.
Царь — и только царь — имел право носить несколько одежд. Поверх канди он надевал сделанный из шерсти непорочных (до года) белых ягнят особой породы узкий конас — не сшитый с боков плащ. Вся поверхность плаща была украшена вышивкой, в которую, вероятно, вводились чеканные пластинки. На некоторых барельефах у Ашшурбаннипала, как и у других ассирийских царей, поверх плаща-конаса надет ещё один плащ, драпированный на груди и обшитый бахромой. Канди носили с поясом, но только у царя длинный пояс заканчивался двойной кистью с пластинками. Сверх плаща-конаса надевалась через плечо перевязь с бахромой.
Головной убор ассирийского царя был из тонкого белого войлока, назывался кидарис и украшался золотыми пластинками — розетками, которые символизировали солнце. Верх кидариса заканчивался шишаком, низ был повязан белой лентой с длинными концами, украшенными бахромой. На каждой руке царь носил по два браслета — на запястье с изображением символа солнца, а выше локтя — незамкнутый обруч. Обувь царя и знатных ассирийцев — сандалии с закрытыми задниками.
Знаком царского достоинства был и зонтик — им осеняли царя во время торжественных выходов и выездов.
На ассирийских барельефах только евнухи изображены без бороды и усов: ухоженные вьющиеся от природы или завитые волосы и пышная борода были знаком достоинства.
На дошедших до нас барельефах среди многочисленных изображений историки и искусствоведы выделяют несколько видов военных костюмов. Первый, очевидно, носили в мирное время, второй, с защитными доспехами, — на поле брани. Защитные доспехи различались по роду войск. Копьеносцы, например, кроме рубашки специального покроя (возможно, из кожи), имели щиты. Лучники носили длинные, если сражались стоя, и короткие стёганые из шерсти панцири, покрытые металлическими или кожаными пластинками, и остроконечные металлические шлемы.