Ассирия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:02, творческая работа

Описание работы

История великой ассирийской державы начинается с небольших городов-государств на севере Месопотамии, находившихся в III и начале II тысячелетия под властью юга Двуречья. Севернее Вавилонии, в верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. На р. Тигр жили кадду (халдеи) уже за 2000 до Р. Хр., имевшие своих государей. Царь Тугулти-Палешарра I (1125 до Р. Хр.) завоевал долину Евфрата и Тигра до Вавилонии, горную запад. Армению и вост. Малую Азию до Понта. Столицей был сначала Ашшур на Тигре (теперь развалины Калат Ширгат), позже Нинуа или Ниневия. Еще большие завоевания сделаны были в IX и VIII вв. Ассурнасирпал, 884-860, простер свои завоевания до Ливана и брал дань с сирийцев и финикиян; С

Работа содержит 1 файл

Ассирия.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

       В Месопотамии существовали даже  школы. Во время раскопок удалось  открыть одну школу в городе  Мари, а в ней - пособия для обучения и задачи для учеников. Одна из табличек провозглашала: "Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть, как солнце". Четыре курса приходилось преодолеть ученику, чтобы изучить клинопись.

       Последние археологические находки  позволили обнаружить на территории Ассирии даже своеобразный Университет. Примерно в 10 км. к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый Университет в истории человечества. Удалось установить название древне-ассирийского города - Шадупум, что на арамейском языке означает "счетная палата" или "казначейство". Шадупум был местом хранения важных документов Ассирии, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.

       Наибольший интерес представляют  имеющиеся здесь таблички, отражающие  знания древних в математике  и геометрии.

       Например, в одной из них доказывается  теорема о подобии прямых треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли еще за 17 веков до Евклида. Найдены также математические таблицы, с помощью которых, по сути дела, можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять деление и вычислять процент 
 
 
 
 

                              БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА 

       Вершины своего военного и  культурного развития Ассирия  достигла при царе Ашшурбанапале,  который правил с 668 по 629 г.г.  до Р.Х.

       Ашшурбанапал заботился о культурном развитии своего царства. Особую известность приобрела его библиотека в Ниневии, которую он собирал из всех больших городов Междуречья и разместил в архивах своего дворца.

       Основное место в библиотеке  занимали книги религиозного и научного содержания, главным образом по математике и астрономии. И в той и в другой древние ассирийцы достигли большого совершенства.

       Писцы Ашшурбанапала увековечили  его боевые походы и подвиги,  начертав их на больших глиняных  призмах. Найдены также аналогичные надписи о военных подвигах выдающихся ассирийских царей - Асархаддона и Синаххериба. Эти тексты по своему содержанию сводятся к трем частям: а) введение, содержащее краткую молитву, обращенную к богам; б) описание деяний царя, его победоносных походов, успешно одержанных побед над врагами; в) рассказ о строительной деятельности царя. Иногда тексты посвящались описанию царских охот, особенно на львов. В них говорится также о заботах царя, связанных с развитием скотоводства, торговли, ремесел, древонасаждения, цветоводства. Все военные походы перечисляются здесь в строго хронологическом порядке, освещаются события данного царствования, обязательно указывается время составления текста.

       В библиотеке Ниневии было  немало текстов, посвященных древнейшим царям Ассирии и вавилонским владыкам.

       В огромном количестве в Ниневийской  библиотеке сохранились различные  письма и депеши. Эти памятники  письменности свидетельствуют о  том, что древнейшие правители  Ассирии и Вавилона считали такую корреспонденцию повседневной и вполне обычной.

       Важное значение имели донесения военачальников о продвижениях войск, о покорении городов и областей, о судьбах плененных врагов; обращения о подвозе оружия и продовольствия; сообщения о потерях в своей армии и в армии врагов.

       Очень важное место в библиотеке  занимают грамматики, словари, школьные книги для упражнений в чтении по слогам.

       Перечисленные выше книги входили  в так называемый классический  отдел библиотеки. Другой отдел  можно назвать "архивным". Здесь  хранились разные документы, общественные  и частные. Наряду с политическими трактами, царскими указами, депешами, перечнями даней и податей, докладами царских наместников и военачальников и с ежедневными донесениями работников царских обсерваторий сюда входят бесчисленные частные документы: купчие крепости, удовлетворенные по всем правилам, за подписями и печатями, на дома, земли, рабов - на всякую собственность; кредитные векселя, контракты и договоры всякого рода. В число литературных памятников входят также коммерческие надписи и договора. В них речь идет об уровне ремесла и торговли, о путях сообщения и юридических отношениях в Ассирии. Еще Геродот отмечал, что почти у каждого жителя Ассирии и Вавилона имелась личная печать. 
 
 
 
 
 

                                        
 

                                         ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 

       От изобразительного искусства  древних ассирийцев нам осталось  много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью  одного из величайших пластических  искусств древности.

       Для ассирийского изобразительного  искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

       Ассирийцы создали новый, военный  жанр. На рельефах царских дворцов  художники с поразительным искусством  изображали военную жизнь. Они  создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

       На алебастровых плитах, украшавших  стены царских дворцов, сохранились  рельефные изображения сцен охоты  и военных походов, придворной  жизни и религиозных обрядов. 

                   
 
 

       Скульптура играла важную роль  в облике ассирийских дворцов.  Человек подходил к дворцу, и  у входа его встречали каменные  фигуры крылатых духов - охранителей  царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные  львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

       Рельефы представляли собой обычно  своего рода хронику событий,  происходивших в правление того  или иного царя. 
 

                                      

Саламансар 3 принимает  дань от израильского царя Ииуя (Фрагмент рельефа Чёрного обелиска из Нимруда). 
 

       Искусство времени правления  ассирийского царя Саргона II гораздо  скульптурнее; рельеф здесь более  выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий. Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г.Мусаир в 714 году до Р.Х., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе.

       Вообще самые большие удачи ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора.

       Ассирийские рельефы IX - VII в.в.  до Р.Х., найденные при раскопках  древних столиц Ассирии, заняли  почетное место в крупнейших  музеях мира - Англии, Франции, Германии, Ирака, США, России и других  странах. 
 
 

                       
 

                                                      

                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 

Культурные  достижения ассирийцев 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ассирия — могучее  древнее государство на территории нынешнего Ирака. В мировую сокровищницу искусства вошли украшавшие царские чертоги VIII-VII веков до н.э. ассирийские барельефы. Кроме прочего, они донесли до нашего времени, какие одежды носили древние ассирийцы — цари и царицы, вельможи, воины, слуги, ремесленники. 

К шедеврам искусства ассирийских барельефов специалисты относят "Сцену в саду". На этом барельефе изображён могущественный царь Ашшурбаннипал, пирующий с супругой в виноградной беседке своего сада. Некоторые искусствоведы обратили внимание на странность "пира" — обычно многолюдного, а в беседке "пируют" лишь двое; на взгляд Ашшурбаннипала, устремлённый поверх царицы, куда-то за пределы сада — "туда, где высится отрубленная голова его врага". Может быть, на барельефе изображена глубокая драма — торжество деспота над искалеченной душой женщины, принуждённой быть участницей этого необычного пира. Однако это — предположения. А что касается одежд царя, царицы и прислужниц — это, можно сказать, документальное свидетельство.

"Сцена в  саду" — единственный сохранившийся барельеф с изображением женщин. Тем важнее он как "носитель информации" о женском костюме в древней Ассирии.

Итак, царица сидит  в высоком кресле у ног возлежащего  на ложе царя Ашшурбаннипала. Она одета  в длинное прямое платье с длинными узкими рукавами и накидку, отделанную каймой и обшитую неширокой бахромой. Вся одежда богато орнаментирована вышивкой (розетки в кругах). На голове царицы — шапочка с фигурным бортиком (венец с драгоценными камнями). Густые завитые волосы, достигающие плеч, уложены правильными рядами. В ушах — серьги, на руках — браслеты. В отличие от египетских цариц — вполне, можно сказать, земная женщина.

На прислужницах царицы тоже прямые обшитые снизу  бахромой платья с длинными узкими рукавами. У них тоже густые достигающие  плеч завитые волосы, уложенные правильными рядами, на головах — тоже маленькие шапочки, но, в отличие от царицы, с гладким бортиком. Различия в одежде царицы и прислужниц, конечно, огромные, но крой платьев и причёски — одинаковы.

С царями дело обстояло иначе. Вообще основной мужской одеждой всех ассирийцев была рубашка с короткими рукавами — канди. Канди носили и цари, только у них оно было длинным, чуть выше ступней ног, а у пастуха или воина не закрывало колен: чем выше положение ассирийца в обществе, тем длиннее было его канди: бывало, что более богатому приходилось довольствоваться рубахой короче, чем более знатному.

Канди придворных обшивалось понизу пурпурной бахромой. Кроме того, знаком социального положения  была обёртываемая вокруг фигуры через  плечо или по груди перевязь, обшитая с одной стороны бахромой из шерсти. Чем знатнее сановники, тем длиннее были перевязи и тем больше бахромы на одежде.

Царь — и  только царь — имел право носить несколько одежд. Поверх канди он надевал сделанный из шерсти непорочных (до года) белых ягнят особой породы узкий конас — не сшитый с боков плащ. Вся поверхность плаща была украшена вышивкой, в которую, вероятно, вводились чеканные пластинки. На некоторых барельефах у Ашшурбаннипала, как и у других ассирийских царей, поверх плаща-конаса надет ещё один плащ, драпированный на груди и обшитый бахромой. Канди носили с поясом, но только у царя длинный пояс заканчивался двойной кистью с пластинками. Сверх плаща-конаса надевалась через плечо перевязь с бахромой.

Головной убор ассирийского царя был из тонкого белого войлока, назывался кидарис и украшался золотыми пластинками — розетками, которые символизировали солнце. Верх кидариса заканчивался шишаком, низ был повязан белой лентой с длинными концами, украшенными бахромой. На каждой руке царь носил по два браслета — на запястье с изображением символа солнца, а выше локтя — незамкнутый обруч. Обувь царя и знатных ассирийцев — сандалии с закрытыми задниками.

Знаком царского достоинства был и зонтик —  им осеняли царя во время торжественных выходов и выездов.

На ассирийских  барельефах только евнухи изображены без бороды и усов: ухоженные вьющиеся от природы или завитые волосы и пышная борода были знаком достоинства.

На дошедших до нас барельефах среди многочисленных изображений историки и искусствоведы выделяют несколько видов военных костюмов. Первый, очевидно, носили в мирное время, второй, с защитными доспехами, — на поле брани. Защитные доспехи различались по роду войск. Копьеносцы, например, кроме рубашки специального покроя (возможно, из кожи), имели щиты. Лучники носили длинные, если сражались стоя, и короткие стёганые из шерсти панцири, покрытые металлическими или кожаными пластинками, и остроконечные металлические шлемы.

Информация о работе Ассирия