Ассирия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:02, творческая работа

Описание работы

История великой ассирийской державы начинается с небольших городов-государств на севере Месопотамии, находившихся в III и начале II тысячелетия под властью юга Двуречья. Севернее Вавилонии, в верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. На р. Тигр жили кадду (халдеи) уже за 2000 до Р. Хр., имевшие своих государей. Царь Тугулти-Палешарра I (1125 до Р. Хр.) завоевал долину Евфрата и Тигра до Вавилонии, горную запад. Армению и вост. Малую Азию до Понта. Столицей был сначала Ашшур на Тигре (теперь развалины Калат Ширгат), позже Нинуа или Ниневия. Еще большие завоевания сделаны были в IX и VIII вв. Ассурнасирпал, 884-860, простер свои завоевания до Ливана и брал дань с сирийцев и финикиян; С

Работа содержит 1 файл

Ассирия.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

История великой ассирийской державы  начинается с небольших городов-государств на севере Месопотамии, находившихся в III и начале II тысячелетия под  властью юга Двуречья. Севернее Вавилонии, в верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. На р. Тигр жили кадду (халдеи) уже за 2000 до Р. Хр., имевшие своих государей. Царь Тугулти-Палешарра I (1125 до Р. Хр.) завоевал долину Евфрата и Тигра до Вавилонии, горную запад. Армению и вост. Малую Азию до Понта. Столицей был сначала Ашшур на Тигре (теперь развалины Калат Ширгат), позже Нинуа или Ниневия. Еще большие завоевания сделаны были в IX и VIII вв. Ассурнасирпал, 884-860, простер свои завоевания до Ливана и брал дань с сирийцев и финикиян; Салманассар II, 860-24, поселил в Сирии своих колонистов; Раманнирари III, 811-782, подчинил мидян и персов и достиг Каспийского моря; Тугулти-Палешарра (Феглаффаласар или Тиглат-Пилезар Библии), 745-727, совершенно подчинил Вавилонию; Салманассар IV, 727-722, и Саргон. 722-705, уничтожили израильское царство. Владения Саргона простирались от Каспийского и Черного морей до Средиземного. Санхериб, 705-681, воевал с Езекией иудейскими, с Египтом, а Ассархаддон, 681-668, подчинил себе Египет, часть Аравии и Малой Азии. 

Значительную  часть территории Ассирии составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством. Они привыкли к суровому образу жизни. Ассирийские купцы торгуют по всей Передней Азии, их фактории известны в Малой Азии до прихода туда хеттов. Но Ассирия, не имеющая никакой естественной географической преграды, открытая и кочевникам степей, и горцам Загра, требует усиленной военной защиты. 

В 8-м веке до н. э. армия Ассирии стала самой  сильной в мире. Воины были вооружены  железными мечами, боевыми топориками. Они имел круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки. Ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Всадники вооружены были длинными копьями и луками. Ничто не могло остановить ассирийскую армию. Если путь ей преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. Если город имел мощные крепостные сооружения, ассирийцы использовали таран. Воины-силачи раскачивали тяжелое бревно, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме. Массивный наконечник бревна, окованный железом, крошил и дробил крепостную стену. В 8 – 7-м веках до н. э. Ассирийские цари завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины. Совершали победоносные походы на юг – в Египет и на север – в горное царство Урарту. Ассирийская военная держава охватывала огромную территорию - больше, чем любое государство прежних времен.

В завоеванных  странах ассирийцы прибегали  к страшным жестокостям, чтобы никто  не осмелился восстать против них. Они  устраивали массовые казни, сажали пленников на кол, ослепляли, сдирали с них кожу. Побежденных царей других стран впрягали вместо животных в колесницу ассирийского владыки. В губы и ноздри им вставляли кольца и водили на веревке, полуголых и грязных держали в клетке у городских ворот. Об ужасе, внушаемом ассирийскими войсками, говорят библейские пророки. О жестокостях, чинимых в завоеванных странах, рассказывают ассирийские летописи и рельефы. В покоренных землях ассирийцы разрушали крепостные стены и уничтожали храмы. Они уводили в плен целые народы, лишая крова сотни тысяч людей. Все, что было ценного в захваченных городах, ассирийцы увозили к себе. В государство текут неиссякаемые потоки дани, пленников, иноземных мастеров. Богатой добычей похвалялись их цари, а художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот и отрубленные головы вражеских воинов. Недаром в древности столицу Ассирии, город Ниневию, называли «логовищем львов» и «городом крови».

Дворец ассирийских  царей был построен на искусственном  холме и походил на крепость. Его окружала белая стена с зубчатыми башнями. С двух сторон у ворот стояли огромные изваяния добрых духов - крылатых быков с человеческим лицом. у них пять ног - спереди казалось, что они стоят, а сбоку, что идут. Одним из последних ассирийских царей Ашшурбанапал был человеком образованным. Он приказал привозить в свой дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека. В ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, молитвы и заклинания. Выглядела ниневийская библиотека совсем не так, как наша. Ведь в Двуречье писали на глиняных табличках, которые хранили в сосудах.

При Ашшурбанапале, 668- ок. 626, начались восстания в Египте, Вавилонии и Мидии. Нашествие  скифов пошатнуло власть Ассирии  над подвластными ей народами.  После смерти Ашшурбанапала против ассирийского владычества восстали вавилоняне. С ними заключили военный союз мидийцы, жившие к северо-востоку от Двуречья. В 612 году до н. э. Ниневия была осаждена союзниками и захвачена. Дворец сгорел. Согласно преданию, последний ассирийский царь Сарданапал, чтобы не попасть в плен, сам бросился в огонь пожара и сжег себя со всеми сокровищами.  

Завоевания Ассирии  отличались страшной жестокостью, часто  искореняли местное население или  перемешивали элементы его, что содействовало нивелировке наций Передней Азии и потере отдельными народами их особенностей. С конца VII в. до Р. Хр. ассирияне смешались с покорившими их народами и исчезли. Великая ассирийская держава погибла.

Гибель  Ассирийской державы

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Ассирия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Архитектура 

Архитектура была ведущим родом искусства, но строили  главным образом дворцовые комплексы и крепости, а не только храмы. Открытые раскопками дворцы с богатым убранством дают яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях ассирийской архитектуры и изобразительного искусства.

Наиболее хорошо сохранившиеся и поддающиеся реконструкции сооружения относятся ко времени правления царей Ашшурнасирапала II (884—859 гг. до н. э.), Саргона II (722—705 гг. до н. э.) и Ашшурбанапала (668—633 гг. до н. э.).

Дошедшие в  развалинах ассирийские дворцы представляют собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены ортостатами с фризообразными рельефами и росписями.

Классическим  примером ассирийской архитектуры является дворец 8 в. до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Он был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца было включено и святилище с башней-зиккуратом из семи уступов. Входы перекрывались арками, а по сторонам их были помещены монументальные фигуры «шеду» или «ламассу» (как их называют ассирийские тексты), привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Интересен прием — изображение пяти ног, чтобы и входящий и проходящий мимо мог видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении. 
 

                               

В некоторых  частях дворца были использованы в качестве несущих опор колонны с каменными базами и деревянными стволами.

В декорацию  дворца Саргона II (например, в оформление входов) были введены и изразцы  — глазурованные кирпичи с  яркой многоцветной поливой. Около  дверей стояли высокие «деревья жизни», окованные металлом, на вершинах которых были укреплены пальмовые листья из позолоченной бронзы. Красочность в отделке дворца сочеталась, по-видимому, с умелым введением озеленения на террасах. 

 

               Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Реконструкция 

Скульптура Ассирии. В пластике Ассирии преобладает  рельеф. Круглая скульптура в искусстве  Ассирии большой роли не играла.

От времени  Ашшурнасирапала II дошла замечательная  алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала (Лондон, Британский музей; высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция ее строго фронтальна, образ царя идеализирован.

Во дворце Ашшурнасирапала  сохранились очень низкие, плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они грубоваты, суровы по стилю и представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен. При общей анатомической правильности, детальной проработке мускулатуры ног и рук, изображения людей и животных отличаются скованностью. Общая схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала II уже вполне установилась.

Росписи Ассирии. Росписи, которыми были украшены некоторые  помещения дворца Саргона II, изображали процессии, в которых царь являлся  в сопровождении своих приближенных и воинов.

Во дворце царя Синаххериба (705—681 гг. до н. э.), сына Саргона II, в Тиль-Барсибе, городе, расположенном  на одной из главных дорог, связывавших  Ассирию с Сирией, также были росписи  на стенах, изображавшие царя и его  деяния (фрагмены в Париже, в Лувре и в музее города Алеппо). В стилистическом отношении эти росписи неоднородны и охватывают период от второй половины 9 в. до н. э. до середины 7 в. до н. э. Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Местами можно проследить даже технику работы художников, последовательные стадии этой работы. Сначала черной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, черная и белая, реже — розовая и голубая. Раскраска условная, плоско стная, без теней.

                                                       
 
 

                                                    ЖИЛИЩЕ 

       На протяжении существования ассирийского государства в среде его населения проходило непрерывное имущественное расслоение.

       В доме знатного ассирийца  было несколько комнат; в парадных  помещениях стены украшались  циновками, цветными тканями,  коврами. В комнатах стояла мебель, украшенная металлическими пластинами и инкрустациями из слоновой кости и драгоценных камней. Во многих домах под самой крышей были расположены окна.

       У горожан обстановка была  намного проще: несколько стульев  и табуретов разнообразной формы, на прямых или скрещенных ножках. Спали обычно на циновках, за исключением хозяина и хозяйки дома, у которых были деревянные кровати на четырех ножках в виде львиных лап, с матрацем и двумя одеялами. В одном из углов двора помещалась печь для хлеба; на столбах портика были развешаны бурдюки с вином и кувшинами с водой для питья и умывания. На очаге, устроенном на открытом воздухе, стоял большой котел с кипящей водой.

       В доме размещались различные  амулеты, призванные охранять  домашних от "дурного глаза" и "злых духов". Чтобы избавиться от них, изображение духа в виде статуэтки помещали на видном месте. На ней вырезали текст заговора. Другие аналогичные статуэтки зарывались под порогом, чтобы преградить доступ в дом "злым духам". Большинство из них - с головами различных животных, совершенно невиданных в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                ПИСЬМЕННОСТЬ 

       Своими знаниями истории народов  Месопотамии и ее соседей человечество  обязано в первую очередь глиняной табличке.

       У шумеров, как и у египтян,  письменность первоначально была  прерогативой писцов. Вначале они  пользовались грубым, пиктографическим  письмом, изображая общий вид  предметов, вернее их очертания.  Затем эти рисунки все более  и более упрощались и превращались в группы клиньев. 

                                                     

       Ассирийцы значительно упростили  клинопись, приведя ее в определенную  систему и окончательно перейдя  к горизонтальному письму. Ассирийцы  и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии. Однако основным материалом для письма оставалась глина.

       Писали палочкой наподобие грифеля  с тупым концом в виде треугольника. После того как вся поверхность  плитки была исписана, ее сушили  на солнце, а затем обжигали. Благодаря  этому знаки сохранялись, а  плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы - эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы.

Информация о работе Ассирия