Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:02, творческая работа
История великой ассирийской державы начинается с небольших городов-государств на севере Месопотамии, находившихся в III и начале II тысячелетия под властью юга Двуречья. Севернее Вавилонии, в верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. На р. Тигр жили кадду (халдеи) уже за 2000 до Р. Хр., имевшие своих государей. Царь Тугулти-Палешарра I (1125 до Р. Хр.) завоевал долину Евфрата и Тигра до Вавилонии, горную запад. Армению и вост. Малую Азию до Понта. Столицей был сначала Ашшур на Тигре (теперь развалины Калат Ширгат), позже Нинуа или Ниневия. Еще большие завоевания сделаны были в IX и VIII вв. Ассурнасирпал, 884-860, простер свои завоевания до Ливана и брал дань с сирийцев и финикиян; С
История великой ассирийской державы начинается с небольших городов-государств на севере Месопотамии, находившихся в III и начале II тысячелетия под властью юга Двуречья. Севернее Вавилонии, в верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. На р. Тигр жили кадду (халдеи) уже за 2000 до Р. Хр., имевшие своих государей. Царь Тугулти-Палешарра I (1125 до Р. Хр.) завоевал долину Евфрата и Тигра до Вавилонии, горную запад. Армению и вост. Малую Азию до Понта. Столицей был сначала Ашшур на Тигре (теперь развалины Калат Ширгат), позже Нинуа или Ниневия. Еще большие завоевания сделаны были в IX и VIII вв. Ассурнасирпал, 884-860, простер свои завоевания до Ливана и брал дань с сирийцев и финикиян; Салманассар II, 860-24, поселил в Сирии своих колонистов; Раманнирари III, 811-782, подчинил мидян и персов и достиг Каспийского моря; Тугулти-Палешарра (Феглаффаласар или Тиглат-Пилезар Библии), 745-727, совершенно подчинил Вавилонию; Салманассар IV, 727-722, и Саргон. 722-705, уничтожили израильское царство. Владения Саргона простирались от Каспийского и Черного морей до Средиземного. Санхериб, 705-681, воевал с Езекией иудейскими, с Египтом, а Ассархаддон, 681-668, подчинил себе Египет, часть Аравии и Малой Азии.
Значительную часть территории Ассирии составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством. Они привыкли к суровому образу жизни. Ассирийские купцы торгуют по всей Передней Азии, их фактории известны в Малой Азии до прихода туда хеттов. Но Ассирия, не имеющая никакой естественной географической преграды, открытая и кочевникам степей, и горцам Загра, требует усиленной военной защиты.
В 8-м веке до н. э. армия Ассирии стала самой сильной в мире. Воины были вооружены железными мечами, боевыми топориками. Они имел круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки. Ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Всадники вооружены были длинными копьями и луками. Ничто не могло остановить ассирийскую армию. Если путь ей преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. Если город имел мощные крепостные сооружения, ассирийцы использовали таран. Воины-силачи раскачивали тяжелое бревно, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме. Массивный наконечник бревна, окованный железом, крошил и дробил крепостную стену. В 8 – 7-м веках до н. э. Ассирийские цари завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины. Совершали победоносные походы на юг – в Египет и на север – в горное царство Урарту. Ассирийская военная держава охватывала огромную территорию - больше, чем любое государство прежних времен.
В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям, чтобы никто не осмелился восстать против них. Они устраивали массовые казни, сажали пленников на кол, ослепляли, сдирали с них кожу. Побежденных царей других стран впрягали вместо животных в колесницу ассирийского владыки. В губы и ноздри им вставляли кольца и водили на веревке, полуголых и грязных держали в клетке у городских ворот. Об ужасе, внушаемом ассирийскими войсками, говорят библейские пророки. О жестокостях, чинимых в завоеванных странах, рассказывают ассирийские летописи и рельефы. В покоренных землях ассирийцы разрушали крепостные стены и уничтожали храмы. Они уводили в плен целые народы, лишая крова сотни тысяч людей. Все, что было ценного в захваченных городах, ассирийцы увозили к себе. В государство текут неиссякаемые потоки дани, пленников, иноземных мастеров. Богатой добычей похвалялись их цари, а художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот и отрубленные головы вражеских воинов. Недаром в древности столицу Ассирии, город Ниневию, называли «логовищем львов» и «городом крови».
Дворец ассирийских царей был построен на искусственном холме и походил на крепость. Его окружала белая стена с зубчатыми башнями. С двух сторон у ворот стояли огромные изваяния добрых духов - крылатых быков с человеческим лицом. у них пять ног - спереди казалось, что они стоят, а сбоку, что идут. Одним из последних ассирийских царей Ашшурбанапал был человеком образованным. Он приказал привозить в свой дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека. В ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, молитвы и заклинания. Выглядела ниневийская библиотека совсем не так, как наша. Ведь в Двуречье писали на глиняных табличках, которые хранили в сосудах.
При Ашшурбанапале, 668- ок. 626, начались восстания в Египте, Вавилонии и Мидии. Нашествие скифов пошатнуло власть Ассирии над подвластными ей народами. После смерти Ашшурбанапала против ассирийского владычества восстали вавилоняне. С ними заключили военный союз мидийцы, жившие к северо-востоку от Двуречья. В 612 году до н. э. Ниневия была осаждена союзниками и захвачена. Дворец сгорел. Согласно преданию, последний ассирийский царь Сарданапал, чтобы не попасть в плен, сам бросился в огонь пожара и сжег себя со всеми сокровищами.
Завоевания Ассирии отличались страшной жестокостью, часто искореняли местное население или перемешивали элементы его, что содействовало нивелировке наций Передней Азии и потере отдельными народами их особенностей. С конца VII в. до Р. Хр. ассирияне смешались с покорившими их народами и исчезли. Великая ассирийская держава погибла.
Гибель Ассирийской державы
Ассирия
Архитектура была ведущим родом искусства, но строили главным образом дворцовые комплексы и крепости, а не только храмы. Открытые раскопками дворцы с богатым убранством дают яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях ассирийской архитектуры и изобразительного искусства.
Наиболее хорошо сохранившиеся и поддающиеся реконструкции сооружения относятся ко времени правления царей Ашшурнасирапала II (884—859 гг. до н. э.), Саргона II (722—705 гг. до н. э.) и Ашшурбанапала (668—633 гг. до н. э.).
Дошедшие в развалинах ассирийские дворцы представляют собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены ортостатами с фризообразными рельефами и росписями.
Классическим
примером ассирийской архитектуры
является дворец 8 в. до н. э. царя Саргона
II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад).
Он был выстроен на искусственной террасе,
часть дворца выступала за городскую стену.
В комплекс дворца было включено и святилище
с башней-зиккуратом из семи уступов. Входы
перекрывались арками, а по сторонам их
были помещены монументальные фигуры
«шеду» или «ламассу» (как их называют
ассирийские тексты), привратные скульптуры
в виде львов и быков с человеческими головами
и крыльями, исполненные в технике очень
высокого рельефа, переходящего в круглую
скульптуру. Интересен прием — изображение
пяти ног, чтобы и входящий и проходящий
мимо мог видеть «стража» ворот одновременно
и в покое, и в движении.
В некоторых частях дворца были использованы в качестве несущих опор колонны с каменными базами и деревянными стволами.
В декорацию
дворца Саргона II (например, в оформление
входов) были введены и изразцы
— глазурованные кирпичи с
яркой многоцветной поливой. Около
дверей стояли высокие «деревья жизни»,
окованные металлом, на вершинах которых
были укреплены пальмовые листья из позолоченной
бронзы. Красочность в отделке дворца
сочеталась, по-видимому, с умелым введением
озеленения на террасах.
Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине.
Реконструкция
Скульптура Ассирии. В пластике Ассирии преобладает рельеф. Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.
От времени Ашшурнасирапала II дошла замечательная алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала (Лондон, Британский музей; высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция ее строго фронтальна, образ царя идеализирован.
Во дворце Ашшурнасирапала сохранились очень низкие, плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они грубоваты, суровы по стилю и представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен. При общей анатомической правильности, детальной проработке мускулатуры ног и рук, изображения людей и животных отличаются скованностью. Общая схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала II уже вполне установилась.
Росписи Ассирии. Росписи, которыми были украшены некоторые помещения дворца Саргона II, изображали процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.
Во дворце царя Синаххериба (705—681 гг. до н. э.), сына Саргона II, в Тиль-Барсибе, городе, расположенном на одной из главных дорог, связывавших Ассирию с Сирией, также были росписи на стенах, изображавшие царя и его деяния (фрагмены в Париже, в Лувре и в музее города Алеппо). В стилистическом отношении эти росписи неоднородны и охватывают период от второй половины 9 в. до н. э. до середины 7 в. до н. э. Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Местами можно проследить даже технику работы художников, последовательные стадии этой работы. Сначала черной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, черная и белая, реже — розовая и голубая. Раскраска условная, плоско стная, без теней.
На протяжении существования ассирийского государства в среде его населения проходило непрерывное имущественное расслоение.
В доме знатного ассирийца было несколько комнат; в парадных помещениях стены украшались циновками, цветными тканями, коврами. В комнатах стояла мебель, украшенная металлическими пластинами и инкрустациями из слоновой кости и драгоценных камней. Во многих домах под самой крышей были расположены окна.
У горожан обстановка была
намного проще: несколько
В доме размещались различные
амулеты, призванные охранять
домашних от "дурного глаза"
и "злых духов". Чтобы избавиться
от них, изображение духа в виде статуэтки
помещали на видном месте. На ней вырезали
текст заговора. Другие аналогичные статуэтки
зарывались под порогом, чтобы преградить
доступ в дом "злым духам". Большинство
из них - с головами различных животных,
совершенно невиданных в мире.
Своими знаниями истории
У шумеров, как и у египтян,
письменность первоначально
Ассирийцы значительно
Писали палочкой наподобие