Антибольшевистские правительства России в 1917-1920 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я проведу анализ сил, которые внутри нашей страны противостояли большевикам и выясню, по каким причинам эти силы потерпели поражение. Таким образом, можно выделить следующие задачи, которые я поставил перед собой перед написанием курсовой работы:
1. Обзор антибольшевистских сил внутри страны и анализ их деятельности
2. Анализ взаимоотношений сил, противостоящих большевикам
3. Анализ социальной сферы и отношение народа к антибольшевистским силам в период Гражданской войны
4. Изучение причин, по которым антибольшевистские силы не смогли выстроить собственную социально-политическую систему
5. Анализ хозяйственного сектора страны в областях, находящихся под контролем антибольшевистских сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. 3

ГЛАВА 1. Государственная система в 1917 - 1920 гг. ……………... 5
1.1 Образование трёх систем власти и управления ……............ 7
1.2 Государственно-охранительная управленческая линия белого движения …………………………………………………………………. 14

ГЛАВА 2. «Третий путь» в государственном управлении …………. 24

ГЛАВА 3. Русское политическое совещание ………………………… 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………. 55

Работа содержит 1 файл

курсовая0.docx

— 91.15 Кб (Скачать)

Временное Сибирское правительство возникло 27 января 1918 г. в Томске в основном из эсеров. Его председателем стал эсер П.Я. Дербер, который одновременно являлся министром земледелия.1 В декларации правительство объявило о борьбе с Советской властью, но сохраняло Советы как «классовые организации», на которые должно опираться Учредительное собрание, «об автономии Сибири» и непризнании Декрета о земле и др. В марте 1918 г. оно находилось в Харбине, вело переговоры с Колчаком, а 29 июня переехало во Владивосток, который был занят белочехами, в мае 1918 г. самораспустилось. Уполномоченные Сибирского правительства в Томске 23 июня 1918 г. создали новое образование — Западно-Сибирский комиссариат (председатель и министр иностранных дел эсер П. В. Вологодский).2 Правительство пыталось вести преобразования в духе «демократической контрреволюции», но на деле подготовило приход колчаковской диктатуры. Оно было свергнуто Колчаком 18 ноября 1918 г. Власть перешла к белогвардейскому Омскому правительству.

Таким образом, «третий путь» в государственном  строительстве повсеместно был  прерван установлением власти или  «белых», или «красных». Эти силы имели армии, значительные материальные ресурсы, их противоборство и определяло обстановку. Правительства в Поволжье, на Севере и в Сибири не устраивали буржуазию, она везде требовала  установления твердой власти и добивалась этого. Стать всероссийской властью  «третьей силе» не удалось.

 

 


1. Салазникова С.С. Антибольшевистские  правительства Сибири и Урала  в период "демократической контрреволюции" – с. 154-158

2. Там же.

С июля 1918 г. в Советской республике установилась однопартийная система. Когда оппозиционная большевикам  партия левых социалистов-революционеров 6—7 июля 1918 г. предприняла попытку  государственного переворота, решением V Всероссийского съезда Советов она  была исключена из состава Советов. Так прекратила свое существование  антибольшевистская оппозиция в  Советах. А между тем существование  такой оппозиции способствовало усилению политической и экономической  активности самой правящей партии, помогало выработке наиболее эффективных  управленческих решений, позволяло  отобрать среди них лучшие, оптимальные.

Однопартийность таила в себе огромную опасность. Партия большевиков получила неограниченное влияние в государственных и  общественных структурах, она перестала  быть контролируемой со стороны оппозиции. Отсутствие оппозиции у большевиков  сама РКП(б) стремилась компенсировать развертыванием внутрипартийной демократии. Ежегодно проходили партийные съезды и конференции. За всю гражданскую  войну состоялось 400 заседаний ЦК (из них 59 пленумов, 95 — политбюро, 222 — оргбюро, 19 объединенных заседаний  двух последующих органов). Выборы ЦК осуществлялись на альтернативной основе: на 19 мест выдвигалось 60—65 кандидатур. Проходило свободное обсуждение баллотирующихся. Без обсуждения правящей партией не решалась ни одна управленческая проблема.

В 1918—1920 гг. состоялось 6 общероссийских съездов Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, где  с отчетами выступали руководители государства. Всероссийские съезды Советов (а также областные, губернские, уездные и волостные) как органы государственной власти сыграли  большую роль в управлении страной. Они обосновывали стратегию государственного управления, его приемы и методы, формировали управленческое сознание и волю населения, осуществляли передачу необходимой информации на места. Народная власть обретала авторитет.

Правящая  партия закрепила в своих решениях основные принципы организации и  деятельности государственного аппарата, разработанные Лениным:[19]

  1. Единство Советов и их полновластие.
  2. Партийное руководство.
  3. Участие трудящихся масс в государственном управлении.
  4. Демократический централизм.
  5. Равноправие национальностей.
  6. Единоначалие и коллегиальность.
  7. Контроль и проверка исполнения.
  8. Социалистическое планирование.
  9. Социалистическая законность.
  10. Постоянное совершенствование государственного аппарата.
  11. Возрастание роли науки в управлении общественными процессами.

Вождь большевиков В.И. Ленин призвал  превратить Советскую республику в  единый военный лагерь, свести коллегиальность  «к самому краткому обсуждению только самых важных вопросов в наименее широкой коллегии, а практическое распоряжение учреждением, предприятием, делом, задачей должно быть поручено одному товарищу, известному своей  твердостью, решительностью, умением  вести практическое дело, пользующемуся  наибольшим доверием».

Председатель  СНК РСФСР призвал не создавать  новые государственные учреждения, а вести работу помощи войне «через существующие уже военные учреждения, путем их исправления, укрепления, расширения, поддержки». Он подчеркивал, что «безответственность, прикрываемая ссылками на коллегиальность, есть самое опасное зло, которое грозит всем, не имеющим большого опыта в деловой коллегиальной работе, и которое в военном деле сплошь и рядом ведет неизбежно к катастрофе, хаосу, панике, многовластию, поражению».

Важным  звеном в государственной системе  являлась армия. В июле 1918 г. на V Всероссийском  съезде был законодательно оформлен переход ко всеобщей воинской повинности. Численность армии возросла с 360 тыс. человек в июле 1918 г., до 800 тыс. в ноябре того же года, а затем  до 1,5 млн. в мае 1919 г. и до 5,5 млн. в  конце 1920 г. [19]

На  основании Постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан Революционный  военный совет Республики (РВСР) — орган, осуществлявший в годы гражданской  войны непосредственное руководство  армией и флотом, а также всеми  учреждениями военного и морского ведомств. Положение о РВСР, утвержденное ВЦИК 30 сентября 1918 г., обязывало советские  учреждения, организации и граждан  рассматривать и удовлетворять  требования РВСР в первую очередь. Председателем  являлся народный комиссар по военным  и морским делам (утверждался  ВЦИК), члены назначались СНК. За годы деятельности РВСР с 6 сентября 1918 г. по 28 августа 1923 г. в нем участвовало  на разных этапах гражданской войны 23 человека. Бессменным председателем  являлся Л.Д. Троцкий. В ноябре 1918 г. был образован полевой штаб, осуществлявший непосредственное руководство военными действиями. 30 ноября 1918 г. ВЦИК учредил верховный орган управления — Совет рабочей и крестьянской обороны под председательством В.И. Ленина, что завершило меры по организации руководства Красной Армией. Новый орган власти и управления был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и координировать работу ведомств.

Гражданская война отрезала от Советской республики ряд экономических районов страны: Украину, Сибирь, Урал, Кавказ. Эти районы давали 90% добываемого в стране каменного  угля, почти всю нефть, 85% железной руды, 70% стали, 70% сахара. В руках  Советской власти оставался только центральный район. Поэтому главной  задачей в этих условиях было мобилизовать все оставшиеся ресурсы на нужды  Обороны. В кратчайшие сроки большевики создали систему особых, чрезвычайных мер антикризисного управления экономикой, назвав их военным коммунизмом.

Сущность  военного коммунизма в том, что государство  концентрировало в своих руках  материальные, трудовые и людские  ресурсы для наиболее целесообразного  использования их в интересах  обороны. На основании декрета от 26 июня 1918 г. было национализировано 2500 предприятий (с 1 октября 1919 г.). Они управлялись  на основании строгой централизации. Высшим органом управления промышленностью  оставался ВСНХ; его структура  имела в этот период ярко выраженный военный характер (имелись отделы снабжения и нормирования, финансово-экономический, производственные отделы — горный, металла, текстильный и др.). Оперативное  повседневное руководство предприятиями  каждой отдельной отрасли было сосредоточено  в так называемых главных комитетах  — главках (Главнефть, Главсоль и  др.). До конца 1913 г. было создано 42 главка. Между главком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено — трест, управлявший несколькими  предприятиями. Такая система централизованного  управления получила название «главкизма».

В политической жизни страны возросла роль общественных организаций. Быстро увеличивалось число членов Российского  Коммунистического союза молодежи (РКСМ). Если делегаты его первого  съезда, проходившего в октябре 1918 г., представляли 20 тыс. членов РКСМ, то второго (октябрь 1919 г.) — уже 96 тыс., а третьего (октябрь 1920 г.) — 400 тыс.

В жизни страны возрастала роль профсоюзов, в рядах которых в 1920 г. насчитывалось  свыше 4 млн. человек. Профсоюзы играли большую роль на производстве. Им принадлежало право выбирать третью часть членов фабрично-заводских управлений (две  трети назначало правительство), они осуществляли нормирование труда  и заработной платы, определяли размер продовольственного пайка.

В 1918 г. была образована продовольственная  инспекция, имевшая большое значение в осуществлении контроля за деятельностью  органов Наркомпрода. Нередки были случаи, когда местные Советы создавали  инспекционные группы из рабочих. Их опыт был использован при реорганизации  в октябре 1920 г. Наркомата государственного контроля в Народный комиссариат  рабоче-крестьянской инспекции.

В ноябре 1920 г. советские войска освободили Крым от войск Врангеля. Этими событиями  завершилась гражданская война, начался новый период в истории  страны — восстановление народного  хозяйства.

Руководители  антибольшевистских сил потерпели  поражение. И руководство, и «среднее звено» «белого» движения в 1918— 1920 гг. определенно проигрывали «красным»  в моральном отношении. В борьбе «белых» присутствовал психологический  надлом, который углублялся невиданными  физическими перегрузками. Не случайно Л.Г. Корнилов еще в 1917 г. не смог стать  харизматическим лидером, также  как не стал им и А.И. Деникин в 1918 и 1919 гг. В 1920 г. Деникин передал  командование Врангелю. Причина его  управленческой несостоятельности  в том, что возвышению Деникина на юге способствовали в большей  мере материальные ресурсы края и  в меньшей мере его личные качества, кроме того, руководители «белого» движения всегда лишь состояли на службе у государства, в то время как лидеры большевиков, руководствуясь идеалами мировой революции, создавали новую государственность по всем правилам реального, а не декларативного великодержавия. Деятели «белого» движения проиграли не случайно. Они не сумели предложить России программу, которая могла бы увлечь народ и превзошла бы большевистское понимание будущего России.

Лидеры  умеренных социалистических партий также не выдвинули руководителя общенационального масштаба. А. Ф. Керенский, который по своему положению мог  бы претендовать на место руководителя, быстро понял бесперспективность дальнейшей борьбы и уже в 1918 г. эмигрировал. Один из крупнейших представителей рабочего движения дореволюционного и революционного времени — Г. В. Плеханов отрицательно воспринял Октябрь, но активно не выступил против Советской власти. После попыток принять деятельное участие в сплочении антибольшевистских сил в Поволжье и Сибири в конце 1918 г. уехали виднейшие эсеры Н.Д. Авксентьев, бывший в октябре 1917 г. председателем  предпарламента, и В.М. Чернов, являвшийся председателем Учредительного собрания. Б. В. Савинков руководил в начале гражданской войны белогвардейским  подпольем. Но как эсер он не мог  претендовать на роль лидера в белогвардейском  лагере, где тон задавало монархистски настроенное офицерство.

 

Глава 3. Русское политическое совещание.

В начале января 1919 г. в Париже начало функционировать русское представительство, говорящее от имени России, хотя и не признанное союзниками. Ядро этого  фактического всероссийского правительства  в эмиграции составили послы  бывшего Временного правительства  Керенского: посол во Франции - Маклаков, посол в Вашингтоне - Бахметев, посол  в Риме - Гире, посол в Мадриде - Стахович, посол в Берне - Ефремов, посол в Лондоне - Набоков, посол  в Стокгольме - Гулькевич, бывший посол  во Франции - Извольский. Это было Русское  политическое совещание, которое возглавил  бывший премьер-министр России князь  Г.Е.Львов. Отказавшись от политической деятельности после ухода в отставку с поста премьер-министра России, он после Октябрьской революции не мог оставаться в стороне от антибольшевистской борьбы. Основные вопросы мировой политики в то время решались Вильсоном, Ллойд-Джорджем и Клемансо - негласными диктаторами мира, собравшимися на Парижскую мирную конференцию. Отсутствие там России развязывало им руки и позволяло утверждать решения, не принимая ее в расчет. Для антибольшевистской России выдвигались вопросы исключительной важности: продолжение и развитие помощи союзников русским антибольшевистским правительствам, объединение их и признание одного из них всероссийским, полноправное участие России в мирной конференции. Предстояло затем наладить правильное взаимодействие с существующим русским правительствами и получить от них соответствующие полномочия.

История образования и деятельности Политического  совещания практически до сих  пор не изучена, хотя оно сыграло  заметную роль в объединении антибольшевистских правительств в России и организации  им помощи со стороны союзников. Хранящиеся в ГАРФ документы Г.Е.Львова, Б.В.Савинкова, Н.В.Чайковского, В.А.Маклакова позволяют восполнить существующий пробел в исторической литературе.[17]

Отправляясь в кругосветное путешествие, князь  Львов особые надежды возлагал на помощь президента Соединенных Штатов - Вудро Вильсона. Об этом красноречиво свидетельствует его письмо от 12 октября, написанное в Японии и адресованное очень влиятельному сенатору Крэну, с которым он встречался в Петрограде, будучи премьер-министром. Сенатор  выполнял тогда личное поручение  президента: ознакомиться с происходившими событиями в России и доложить ему. В письме Львов дает восторженную оценку роли Америки и президента Вильсона в послевоенном устройстве мира и развитии демократии во всех странах. "Величайшее счастье для  человечества, - писал князь, - что  в Америке нашелся человек, сумевший взять в руки не палку, как то было бы соответственным старым формам жизни, а камертон, по которому строятся духовные струны народов и который вызвал такой чудный хор лучших и чистых нот Американского народа. Величайшее счастье Америки, что в такой  момент ее президент сумел объединить и поднять на такую моральную  высоту. Переживаемая всемирная драма, несомненно, приведет к новой эре  духовного совершенствования людей и они заживут одной дружной семьей".

Информация о работе Антибольшевистские правительства России в 1917-1920 гг