Антибольшевистские правительства России в 1917-1920 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я проведу анализ сил, которые внутри нашей страны противостояли большевикам и выясню, по каким причинам эти силы потерпели поражение. Таким образом, можно выделить следующие задачи, которые я поставил перед собой перед написанием курсовой работы:
1. Обзор антибольшевистских сил внутри страны и анализ их деятельности
2. Анализ взаимоотношений сил, противостоящих большевикам
3. Анализ социальной сферы и отношение народа к антибольшевистским силам в период Гражданской войны
4. Изучение причин, по которым антибольшевистские силы не смогли выстроить собственную социально-политическую систему
5. Анализ хозяйственного сектора страны в областях, находящихся под контролем антибольшевистских сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. 3

ГЛАВА 1. Государственная система в 1917 - 1920 гг. ……………... 5
1.1 Образование трёх систем власти и управления ……............ 7
1.2 Государственно-охранительная управленческая линия белого движения …………………………………………………………………. 14

ГЛАВА 2. «Третий путь» в государственном управлении …………. 24

ГЛАВА 3. Русское политическое совещание ………………………… 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………. 55

Работа содержит 1 файл

курсовая0.docx

— 91.15 Кб (Скачать)

Значительное  влияние на решения съезда оказала  позиция П.Н. Милюкова как председателя партии. Газета «Приазовский край» (Ростов н/Д) 11 октября 1918 г., накануне прибытия П.Н. Милюкова в Екатеринодар, опубликовала интервью Павла Николаевича корреспонденту «Трансокеан» в Киеве, в котором  он заявил, что «исходным пунктом  и местом сбора для похода против большевиков следует наметить Добровольческую  армию, сражающуюся под командованием  Деникина», что он «поддерживает  план об использовании немцев после  занятия Украины в борьбе против большевиков». Хотя Положение о конституционной  монархии в марте 1917 г. на 7-м съезде кадетской партии было исключено  из ее программы и заменено требованием  республики, вождь партии возвратился  все-таки к дофевральскому 1917 г. требованию кадетов по вопросу о власти.

В резолюции конференции по внешнеполитическим вопросам содержалось резкое высказывание против самоопределения и отделения  народов бывшей царской империи. В частности, о Польше было сказано  однозначно, что решения Временного правительства об отказе в суверенитете Польши «должны оставаться непоколебимыми». В этом же духе построил свое выступление  присутствовавший на конференции французский  посол Гонье, подчеркнувший, что  «союзники помогут воссоздать былую  мощь России». П.Н. Милюков, подытоживая  работу съезда, отметил: «На III съезд  вынес постановление входить  в контакт только с теми государственными образованиями, которые откажутся  от своей независимости и признают формулу: единая и неделимая великая  Россия. Пока Украина этого не сделала. Гораздо легче договориться с  Доном, ибо в первой же декларации правительства Краснова было заявлено, что Донское правительство — власть временная, до образования всероссийской власти, которая объединит разрозненные земли России».

Позиции кадетов по вопросу о формировании всероссийской власти на съезде в  Екатеринодаре были изложены членом ЦК В. А. Степановым в тезисах: [17]

  1. «Создание Временной всероссийской государственной власти, единой для всей России», было признано «основной и неотложной задачей текущего политического момента».
  2. «Объединение всех правительств отдаленных частей России для общей деятельности, направленной к образованию единой Всероссийской государственной власти», было определено съездом в качестве «очередной задачи партии народной свободы».

Добровольческая армия, на формировании которой, как  известно, была печать классового отбора, рассматривалась как «общенациональная  и общегосударственная сила», центр  военного и территориального объединения. При этой армии, по мнению съезда, должно сформироваться Всероссийское правительство  из военных с участием представителей партии кадетов.

Съезд высказался за переговоры с эсеровскими  правительствами Поволжья, Сибири по вопросу о формировании общероссийской власти. Признана была, однако, недопустимой коалиция с социалистами. Также съезд признал Юго-Восточный краевой комитет партии народной свободы «центром политической деятельности партии на юго-востоке России» (председатель В.Ф. Зеелер, бывший комиссар Временного правительства в Ростове-на-Дону, юрист по образованию, товарищ председателя; Н.Е. Парамонов — Ростов-на-Дону; В.М. Бухштаб — Таганрог; М.С. Воронков (бывший правительственный комиссар Донской области) — Новочеркасск; секретарь — С.В. Зеленский (Ростов-на-Дону). Таким образам, съезд санкционировал вступление партии во Всероссийское правительство, именуемое особым совещанием, состав которого был объявлен через несколько дней после закрытия съезда; председатель — генерал А.И. Драгомиров; товарищ председателя правительства — В.А. Степанов; военный министр — генерал А.С. Лукомский; товарищ военного министра — генерал Макаренко; министр иностранных дел — С. Д. Сазонов (бывший царский министр); товарищ министра иностранных дел — А.А. Нератов (монархист); министр внутренних дел — И.И. Астров; министр торговли и промышленности — В.А. Лебедев; министр путей сообщения — Э.И. Шуберский.

Кадеты  заняли в правительстве ключевые посты (Н.И. Астров, В. А. Степанов, В. А. Лебедев, в другое время в него входили  также М.М. Федоров, В.Н. Челищев, К.Н. Соколов).

Разработанное кадетами «Временное положение об управлении областями, занимаемыми Добровольческой  армией» последовательно проводило  принцип диктатуры. В соответствии с ним вся полнота власти в  районах, подконтрольных Добровольческой  армии, принадлежала одному лицу —  ее верховному руководителю. Особое совещание  находилось при диктаторе и являлось совещательным органом. Законы и  указы мог издавать только главнокомандующий. Параграф 2 первого раздела «Положения»  гласил, что на захваченной территории сохраняют силу законы, изданные до 25 октября 1917 г., т.е. формально признавалась юридическая деятельность Временного правительства, созданного в результате свержения самодержавия. Однако в  специальном дополнении разъяснялось, что законы, принятые до 25 октября 1917 г., сохраняют свою силу «с изменениями, а равно из имеющих быть изданными  на основании этих законов». По букве  и смыслу этого дополнения верховный  руководитель, или главнокомандующий  Добровольческой армией, мог вносить изменения и в «послефевральское» законодательство, если считал это нужным и своевременным.

В особом совещании большинство принадлежало генералам-монархистам, которые обсуждали  вопрос о предложении великому князю  Николаю Николаевичу Романову принять  корону после освобождения России от большевиков. Так, на юге возникла «деникия», государство «царя Антона» (как  полушутливо называли Деникина в  Особом совещании).

Осенью 1918 г. наступил новый этап в гражданской  войне. 18 ноября 1918 г. адмирал Колчак произвел в Омске военный переворот. Он арестовал социалистов — членов директории и установил военную  диктатуру в Сибири, на Урале, Дальнем  Востоке, принял титул «верховного  правителя российского государства» и звание главковерха. Умеренные  социалисты были отброшены на второй план, во главе антибольшевистских сил выступили буржуазия и  помещики при поддержке иностранных  войск 14 государств.

В марте 1919 г. адмирал Колчак начал  широким фронтом наступать от Урала к Волге. Он не стал продвигаться к Царицыну на соединение с Деникиным, не стал координировать свои действия с южными армиями. Он решил наступать  на восток и первым войти в Москву, но был разбит войсками большевиков  и отступал, преследуемый партизанами. 27 декабря 1919 г. он был пленен белочехами. 4 января 1920 г . Колчак издал указ о передаче «верховной всероссийской власти» А.И. Деникину, Противоборство диктатуры «буржуазии» с диктатурой пролетариата обострилось.[11]

 

Глава 2. «Третий путь» в государственном управлении

В огне гражданской войны возник и  чисто человеческий протест против кровавой бойни. Средние слои города и деревни, выразителями интересов  которых были умеренные социалистические партии меньшевиков и эсеров, выступили  против двух диктатур («белых» и  «красных»), как выражались, против «авантюристов обоих лагерей». В  гражданской войне такие социалисты видели столкновение не двух социальных потоков — буржуазии и помещиков, с одной стороны, рабочих и  беднейших крестьян — с другой, а трех: буржуазии и помещиков, во-первых, пролетариата, руководимого большевиками, во-вторых, и «демократии», к которой они относили трудовых крестьян, ремесленников, мелких торговцев  и интеллигенцию, — в-третьих. Из такого понимания расстановки сил  вытекала и задача, поставленная меньшевиками и эсерами, — вести одновременно борьбу на два фронта: и против большевиков, и против «золотопогонной буржуазно-помещичьей орды». Во имя осуществления «третьего  пути» обещали вести политику эсеровские правительства, сформировавшиеся в 1918 г. в Сибири, на Дальнем Востоке  и Севере, в Поволжье. Изучение организации  власти и системы центрального и  местного управления эсеровских правительств представляет профессиональный, научный  и общественный интерес.

Депутаты  эсеровского большинства Учредительного собрания считали его «хозяином  земли русской». После его роспуска ЦК эсеров начал переброску депутатов  в Сибирь, Поволжье и другие регионы  для организации власти. 8 июня 1918 г. такие депутаты собрались в  Самаре, где сформировали правительство  — Комитет членов Учредительного собрания (сокращено Комуч). Это правительство  соединяло в себе все функции  власти — законодательную, исполнительную, судебную и военную. Оно ставило цель: действовать от имени Учредительного собрания и подготовить его созыв. Правительство составилось в следующем виде: Е.Ф. Роговский — председатель и управляющий ведомством охраны; П.Г. Маслов — ведомство земледелия; В.И. Алмазов — продовольствие; В.Н. Филипповский — торговля и промышленность; И.М. Майский — отдел труда; Д.Ф. Раков — финансы; И. П. Нестеров — пути сообщения; П.Г. Белозеров — ведомство почт и телеграфов; Краснов — государственный контроль; В.А. Абрамов — государственные имущества; полковник Н.А. Галкин — военное ведомство; П.Д. Климушкин — ведомство иностранных дел; А.С. Былинский — юстиция; Е.Е. Лазарев — просвещение. Все министры были эсерами (за исключением беспартийных Галкина и Краснова, а также меньшевика Майского).

Самарский комуч посылал своих «наместников-комиссаров»  на места, где формировались региональные органы эсеровской всероссийской власти. Таким посланцем на Кубани, например, являлся бывший городской голова Петрограда эсер Г. И. Шрейдер, возглавивший в Екатеринодаре Юго-Восточный  комуч и издававший газету «Родная  земля». В это эсеровское правительство  входили как представители бывшего  Временного правительства (И. В. Пешехонов, В. Н. Малянтович и др.), так и местные  умеренные социалисты — эсеры A . M . Белоусов, М.Г. Бабин-Корень, М.Г. Бочарников (секретарь комитета), Н.Ф. Березов  и другие, всего примерно 20 человек, в том числе представители  «Союза возрождения», Кубанской краевой  рады, посланцы от партий и различных общественных организаций. Формирование комитетов Учредительного собрания проходило и в других регионах с целью развертывания подготовки Всероссийского Учредительного собрания.

Самарский комуч декларировал «восстановление  демократических свобод», формально  установил 8-часовой рабочий день; разрешил созыв рабочих конференций  и крестьянских съездов, деятельность фабзавкомов и профсоюзов, 30 августа 1918 г. в Самаре был создан Совет  рабочих депутатов. Комуч отменил  декреты Советской власти, возвратил  фабрики, заводы и банки бывшим владельцам, объявил свободу частной торговли, восстановил земства и городские  думы и другие демократические учреждения, признавал необходимость уравнительного распределения земли.

Предметом особой заботы комуча было формирование армии Учредительного собрания для  защиты «попранных прав народа». «Народная  армия» формировалась на принципе добровольного  привлечения людей в войска, а  затем на принципе мобилизации (срок службы 3 месяца, полное довольствие, жалованье  — 15 рублей в месяц). За служащими, поступавшими в армию, сохранялись должности  до окончания срока службы.

К лету 1918 г. Комитету членов Учредительного собрания подчинялась территория от Волги до Урала. Помимо Самарской  губернии в нее входили Симбирская, Казанская, Уфимская, Оренбургская (на началах автономии в делах  внутреннего управления), а также  отдельные уезды Саратовской  и Пензенской губерний. Территориальное  расширение поставило перед комучем  задачу организации системы местного управления.[20]

Местное государственное управление при  комуче выполняли губернские и уездные  уполномоченные. Согласно приказу комуча «Временные правила о губернских уполномоченных» (№ 85 от 6 июля 1918 г.) ближайшей  задачей губернского уполномоченного  было принятие экстренных мер к восстановлению деятельнос ти губернских учреждений и должностных лиц в тех  формах, в каких они функционировали  при Временном правительстве. Комуч  возобновил деятельность местного самоуправления: в городах — городских дум, а в пределах губерний и уездов — земских собраний.

Низшей  ступенью местного управления при комуче были: в деревнях — сход с функциями, предусмотренными прежним законом, с сельским старостой во главе, а  в городах — квартальные советы. Они разделялись на собственно квартальные (по участкам — кварталам), районные и центральный совет кварталов. Каждый квартальный совет избирался  на общем собрании жителей данного  квартала обоего пола, достигших 20-летнего  возраста, большинством голосов, сроком на 1 год; районный и центральный  советы кварталов избирались соответственно квартальными и районными советами (по два от каждого). Квартальные  советы занимались жилищно-санитарными  и продовольственными делами, ведали самоохраной и культурно-просветительными мероприятиями. Для осуществления  этих функций они избирали из своей  среды председателя, секретаря, казначея, имели канцелярию и разделялись  на соответствующие секции. Центральному совету кварталов разрешалось ходатайствовать  перед властью об издании обязательных постановлений и «о наложении  взысканий на граждан за нарушение  постановлений по самоохране».

На  территории комуча развивался процесс  организации и самоорганизации  населения с целью попечительства о местных пользах и нуждах, организации представительства  в органах государственного управления и местного самоуправления. К таким  организациям относились: «Общество  инженеров и техников», «Техническое общество», «Фабричная инспекция», «Хлебный союз», «Самарский биржевой комитет», «Союз домовладельцев», «Общество  фабрикантов и заводчиков», «Торгово-промышленное общество» и многие другие.

Однако  на государственное строительство  налагала отпечаток обострившаяся  гражданская война. Сам комуч  вынужден был расширять карательные  функции своих ведомств, принять  участие в вооруженной борьбе. В сентябре 1918 г. «народная армия» потерпела ряд поражений от Красной  Армии. 7 октября 1918 г. Самара была занята советскими войсками. Комуч бежал  в Уфу, где еще 23 сентября уступил  власть Уфимской директории. Совет  управляющих ведомствами перешел  на положение Областного Уфимского  правительства. Комитет был переименован в Съезд членов Учредительного собрания. В декабре 1918 г. часть его членов была расстреляна в Омске белогвардейцами. Тогда же «съезд» и «совет»  были окончательно упразднены.

В 1918 г. в ряде регионов также были предприняты попытки формирования демократических правительств под  флагом умеренных социалистических партий.

2 августа 1918 г. в Архангельске  было сформировано «социалистическое»  правительство — «Верховное управление  Северной области» под председательством  народного социалиста Н.В. Чайковского.  Правительство отменило декреты  Советской власти, ликвидировало  советские учреждения, приступило  к денационализации промышленности, торговли, флота, домовладений и  банков, восстановило частную торговлю, пригласило союзников и начало  формирование «славянско-британского  легиона». Было арестовано 6 сентября  белогвардейцами, но освобождено  американцами. 28 сентября Н.В. Чайковский  в контакте с американским  дипломатом Д. Фрэнсисом сформировал  «Временное правительство Северной  области». Однако социалистические  элементы были оттеснены от  руководства правительством. С января 1919 г. главную роль в нем  играл генерал Е.К. Миллер. 20 апреля 1918 г. правительство признало  верховную власть Колчака. 

Информация о работе Антибольшевистские правительства России в 1917-1920 гг