Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:56, курсовая работа
Целью в работе ставится осветить основные направления, этапы и методы анализа американского структурализма. В данной курсовой работе также будут подробно рассмотрены ведущие представители дескриптивной лингвистики и их вклады в лингвистическую науку.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Американский структурализм (дескриптивизм)…………………5
1.Определение, причины зарождения и направления американского структурализма (дескриптивизма)……………………………………………5
2.Этапы развития американского структурализма (дескриптивизма)……….6
3.Методы анализа в дескриптивизме…………………………………………...8
1.Синтаксический анализ или анализ по НС……………………………8
2.Трансформационный анализ………………………………………….10
3.Дистрибутивный анализ………………………………………………11
4.Основные положения дескриптивизма……………………………………..12
Глава 2. Ведущие представители американского структурализма……...14
1.Франц Боас……………………………………………………………………14
1.Биография Ф. Боаса…………………………………………………...14
2.Вклад в науку Ф. Боаса………………………………………………..14
2.Леонард Блумфилд…………………………………………………………...15
1.Биография Л. Блумфилда……………………………………………..15
2.Лингвистическая концепция Л. Блумфилда…………………………15
3.Вклад в науку………………………………………………………….16
3.Зеллиг Харрис………………………………………………………………...17
1.Биография З. Харриса…………………………………………………17
2.Вклад в науку………………………………………………………….17
4.Эдуард Сепир…………………………………………………………………18
1.Биография Э. Сепира………………………………………………….18
2.Лингвистическая концепция Э. Сепира..……………………………18
3.Вклад Э. Сепира……………………………………………………….19
5.Бенджамин Ли Уорф…………………………………………………………20
1.Биография……………………………………………………………...20
2.Гипотеза Сепира — Уорфа…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………
В
числе многочисленных профессиональных
и общественных организаций, обязанных
своим существованием Ф. Боасу, был
и комитет американских ученых, который
он создал и возглавил в 1938 г., в возрасте
80 лет. Антифашистский манифест этого
комитета, который подписали 1284 ученых,
гласил, что научное сообщество не должно
быть разделено государственными, расовыми
или религиозными границами, поскольку
наука может процветать лишь в условиях
мира и интеллектуальной свободы ХЪ.
2.1 Биография Л. Блумфилда
Леонард Блумфилд (1887—1949 гг.) — американский лингвист, профессор, один из основателей дескриптивного направления структурной лингвистики.
В
1914 г. Л. Блумфилд опубликовал работу «Введение
в изучение языка». В университете Иллинойса
путем непосредственной записи текстов
и анализа полученного таким образом материала
Л. Блумфилд впервые занялся изучением
«экзотического» тагальского языка, который
теперь является одним из государственных
языков Республики Филиппины. Результаты
этих исследований изложены в книге «Тагальские
тексты» (1917). В 1933 г. вышла в свет его главная
книга «Язык». Умер Л. Блумфилд в Нью-Хейвене
18 апреля 1949 г ХЪ.
2.2 Лингвистическая концепция Л. Блумфилда
Концепция Л. Блумфилда ознаменовала целую эпоху американской лингвистики. Идеи Л. Блумфилда сформировались под влиянием изучения языков индейцев. Основная задача — разработка строго формальных методов анализа лингвистического текста. Свой подход ученый называет материалистическим (или механистическим). Л. Блумфилд считает, что нужно наблюдать речевое поведение объективно, как химическую реакцию, и стремится к точности и естественности лингвистики, используя науку о поведении (бихевиоризм).
По мнению Л. Блумфилда, язык позволяет одному человеку осуществить реакцию, когда другой человек имеет стимул. Все разделение труда в обществе практически обеспечивает язык. Пример про Джека, Джил и яблоко: Джил хочет кушать и просит Джека сорвать яблоко, тот срывает. Если бы речи не было, то работала бы схема 1:
S → R (практическая реакция) или S → r (речевая замещающая реакция)
А поскольку речь есть, то по Л. Блумфилду работает схема 2:
S → r…………s → R ,
где S – голод, r – реакция, s – речь, R – удовлетворение голода ХЪ.
Способ,
с помощью которого могут возникнуть
такие отношения, у разных людей различен.
Л. Блумфилд считает, что этот речевой
компонент доступен только людям и обезьянам,
и полагает, что ему удалось избежать менталистских
терминов.
2.3 Вклад в науку
Л. Блумфилд считается одним из основателей синхронного и сравнительно-исторического изучения языков этой семьи как целого.
Его главная книга «Язык» признана теоретическим манифестом американского дескриптивизма. В своих исследованиях по грамматике алгонкинского языка меномини Л. Блумфилд выступил основоположником теоретической морфонологии.
Работы Л. Блумфилда посвящены индоевропейским и индейским языкам и общей лингвистике. Ученый внес вклад в изучение филиппинских языков и прикладную лингвистику, особенно в теорию преподавания языков и в обучение чтению, написав труд «Руководство по практическому изучению иностранных языков» (1942).
Л.
Блумфилд первым продемонстрировал возможность
и конкретные способы единого научного
подхода на всех уровнях лингвистического
анализа: фонологическом, морфологическом,
синтаксическому, дескриптивном (описательном)
и историческом. В первой части книги «Язык»
Л. Блумфилд излагает дескриптивную технику;
во второй – методику исторического изучения
языка. Работы Блумфилда послужили отправной
точкой для последующих исследований
в области лингвистического анализа, особенно
дескриптивной лингвистики.
3.1 Биография З. Харриса
Зеллиг Харрис (1909—1992) — американский лингвист, профессор, один из наиболее известных и влиятельных представителей второго поколения структуралистов.
В 1932 году окончил Пенсильванский университет и преподавал там с 1931 года вплоть до своей отставки. В Пенсильванском университете З. Харрис создал первую в США специализированную кафедру. Также ученый был президентом Американского лингвистического общества.
З.
Харрис написал много трудов по семитским
языкам, общей теории языка, методологии
лингвистических исследований, математической
лингвистике и теории информации.
3.2 Вклад в науку
З. Харрис в своих работах ставит задачу построения законченной формальной теории языка, систематизирующей позитивистские принципы блумфилдианского дистрибутивного анализа формы без обращения к значению. З. Харрис признаётся самым бескомпромиссным в американской лингвистике сторонником утопической идеи исключения семантики из дескриптивных лингвистических процедур.
Важнейшим
вкладом Харриса в
По
мнению ряда исследователей, поздние
работы Харриса содержат значительный
потенциал и могут ещё сыграть
свою роль в развитии лингвистической
мысли.
4.1 Биография Э. Сепира
Эдвард Сепир (1884 —1939) — американский лингвист и этнолог.
Э.
Сепир родился 26 января 1884 году в Лауэнбурге
в семье кантора. В 1904 г. окончил Колумбийский
университет. С 1910 по 1925 г. был начальником
этнографического отдела Канадской геологической
службы в Оттаве. С 1927 по 1931 г. был профессором
Чикагского университета, с 1931 г. преподавал
в Йельском университете. Э. Сепир был
членом Американской академии искусств
и наук, президентом Американского и Антропологического
обществ. Э. Сепир скончался 4 февраля 1939
г. в Нью-Хейвене.
4.2 Лингвистическая концепция Э. Сепира
Э. Сепир известен как автор книги «Язык. Введение в изучение речи», где он подчеркивает инстинктивный и несоциальный характер приобретения навыков ходьбы и социальный характер приобретения речевых навыков. Он считает, что общение не является первой функцией речевого аппарата, следовательно, органов речи не существует. Язык по Э. Сепиру – человеческий и неинстинктивный способ передачи мыслей, эмоций и желаний посредством системы произвольно производимых символов. Сущность языка заключается в соотношении условных, произвольно артикулируемых звуков или их эквивалентов к различным элементам опыта. Язык является как бы «фишкой», которую используют при необходимости. Э. Сепир проводит анализ речи с указанием значения. Пример: sing, singer, singing, где sing = A, а singer, singing = A+(b). Самостоятельным элементом,
выражающим идею и конкретное значение, является А, а b – несамостоятельный, модифицированный уточняющий элемент.
Что касается критериев или параметров классов языков, то Э. Сепир вводит понятия «материальное содержание» и «отношение». Материальное содержание состоит из основных (корневых) и деривационных значений, а отношение – из конкретно и чисто реляционных отношений. Основные значения выражены корнями и имеются во всех языках. Чисто реляционные значения существуют во всех языках, так как надо связывать корни, чтобы получился язык. По Сепиру отношения между корнями — это синтаксис, указывающий на порядок слов. Деривационные значения и конкретно реляционные значения являются необязательными для всех языков.
Исходя из характера построения слова и порядка присоединения аффиксов, Э. Сепир выделял следующие типы языков: изолирующий, агглютинативный и фузионный.
Э.
Сепир ввел понятие «покроя» языка, который
влияет на языковое мышление. Человек
не может мыслить независимо от языка.
Поскольку все языки разные, то и люди
мыслят по-разному.
4.3 Вклад Э. Сепира
Э. Сепир благодаря своим глубоким знаниям сравнительно-исторических данных установил генетическое родство между различными языками Центральной и Северной. Он свел большинство из общепризнанных 75 групп в шесть крупных макросемей.
В период работы в Чикагском и Йельском университетах Э. Сепир заинтересовался психологическими аспектами анализа языка и поспособствовал проведению лингво-психологических исследований. По мнению Сепира, язык, культура и личность сливаются в единое целое. Большое количество сепировских статей не только привлекли внимание антропологов к индивидууму в его культурной среде, но и оказали заметное влияние на теорию психоанализа.
Э.
Сепир – один из влиятельнейших лингвистов
первой половины 20 века, ему принадлежат
пионерские достижения в лингвистической
типологии, фонологии и социолингвистике.
Исследуя индейские языки Северной Америки,
он выдвинул ряд гипотез об их генетических
связях. Его труды оказали влияние на американский
дескриптивизм и на функциональное и генеративистское
направление.
5.1 Биография
Бенджамин Ли Уорф (1897—1941) — американский лингвист, специалист по языкам американских индейцев и автор «гипотезы Сепира — Уорфа».
В 1918 году Б. Уорф окончил Массачусетский технологический институт и стал химиком-технологом. Во время служебных поездок он познакомился с индейцами хопи и увлёкся их языком (юто-ацтекской семьи), поразившим его радикальным несходством с европейскими языками. Им опубликованы работы по языкам индейцев юто-ацтекской семьи и семьи майя, а также ряд статей более общего характера, где и изложены основные положения теории «лингвистической относительности».
Как
дескриптивные, так и теоретические
работы Уорфа вызывали критику специалистов.
Но его парадоксальная гипотеза, устанавливающая
прямую зависимость категорий мышления
от категорий языка, оказала воздействие
на развитие таких дисциплин, как этнолингвистика,
психолингвистика, общая семантика и грамматическая
типология. Б. Уорфу также принадлежит
термин «языки среднеевропейского стандарта»,
широко используемый в настоящее время.
5.2 Гипотеза Сепира — Уорфа
В своих работах Э. Сепир высказывал некоторые идеи, близкие «гипотезе лингвистической относительности», которую затем наиболее последовательно сформулировал Б. Уорф. Поэтому эта гипотеза известна под названием «гипотеза Сепира — Уорфа» и представляет собой концепцию, разработанную в 30-х годах 20 века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.
Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида. Из языковых характеристик европейских языков выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важные достижения европейской науки (например, ньютоновская картина мира).
В
настоящее время гипотеза Сепира
— Уорфа не имеет сторонников среди серьёзных
профессиональных лингвистов. Но возможность
влияния языковых категорий на восприятие
мира является предметом активной дискуссии
в этнолингвистике, психолингвистике
и теоретической семантике.
Заключение
Дескриптивная лингвистика — одно из направлений американского языкознания первой половины 20 века. Ей присущи свои особенности: распространение теорий позитивизма, прагматизма и бихевиоризма, традиция изучения языков коренного индейского населения и актуальность практических проблем, связанных с разнородными группами иммигрантов, живущих в США.
Информация о работе Американский структурализм. Дескриптивизм