Американский структурализм. Дескриптивизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью в работе ставится осветить основные направления, этапы и методы анализа американского структурализма. В данной курсовой работе также будут подробно рассмотрены ведущие представители дескриптивной лингвистики и их вклады в лингвистическую науку.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Американский структурализм (дескриптивизм)…………………5

1.Определение, причины зарождения и направления американского структурализма (дескриптивизма)……………………………………………5
2.Этапы развития американского структурализма (дескриптивизма)……….6
3.Методы анализа в дескриптивизме…………………………………………...8
1.Синтаксический анализ или анализ по НС……………………………8
2.Трансформационный анализ………………………………………….10
3.Дистрибутивный анализ………………………………………………11
4.Основные положения дескриптивизма……………………………………..12
Глава 2. Ведущие представители американского структурализма……...14

1.Франц Боас……………………………………………………………………14
1.Биография Ф. Боаса…………………………………………………...14
2.Вклад в науку Ф. Боаса………………………………………………..14
2.Леонард Блумфилд…………………………………………………………...15
1.Биография Л. Блумфилда……………………………………………..15
2.Лингвистическая концепция Л. Блумфилда…………………………15
3.Вклад в науку………………………………………………………….16
3.Зеллиг Харрис………………………………………………………………...17
1.Биография З. Харриса…………………………………………………17
2.Вклад в науку………………………………………………………….17
4.Эдуард Сепир…………………………………………………………………18
1.Биография Э. Сепира………………………………………………….18
2.Лингвистическая концепция Э. Сепира..……………………………18
3.Вклад Э. Сепира……………………………………………………….19
5.Бенджамин Ли Уорф…………………………………………………………20
1.Биография……………………………………………………………...20
2.Гипотеза Сепира — Уорфа…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КР нов2.docx

— 59.03 Кб (Скачать)

     В числе многочисленных профессиональных и общественных организаций, обязанных  своим существованием Ф. Боасу, был и комитет американских ученых, который он создал и возглавил в 1938 г., в возрасте 80 лет. Антифашистский манифест этого комитета, который подписали 1284 ученых, гласил, что научное сообщество не должно быть разделено государственными, расовыми или религиозными границами, поскольку наука может процветать лишь в условиях мира и интеллектуальной свободы ХЪ. 

  1. Леонард Блумфилд

    2.1 Биография Л. Блумфилда

     Леонард Блумфилд (1887—1949 гг.) — американский лингвист, профессор, один из основателей дескриптивного направления структурной лингвистики.

     В 1914 г. Л. Блумфилд опубликовал работу «Введение в изучение языка». В университете Иллинойса путем непосредственной записи текстов и анализа полученного таким образом материала Л. Блумфилд впервые занялся изучением «экзотического» тагальского языка, который теперь является одним из государственных языков Республики Филиппины. Результаты этих исследований изложены в книге «Тагальские тексты» (1917). В 1933 г. вышла в свет его главная книга «Язык». Умер Л. Блумфилд в Нью-Хейвене 18 апреля 1949 г ХЪ. 

2.2 Лингвистическая концепция Л. Блумфилда

     Концепция Л. Блумфилда ознаменовала целую эпоху американской лингвистики. Идеи Л. Блумфилда сформировались под влиянием изучения языков индейцев. Основная задача — разработка строго формальных методов анализа лингвистического текста. Свой подход ученый называет материалистическим (или механистическим). Л. Блумфилд считает, что нужно наблюдать речевое поведение объективно, как химическую реакцию, и стремится к точности и естественности лингвистики, используя науку о поведении (бихевиоризм).

     По  мнению Л. Блумфилда, язык позволяет одному человеку осуществить реакцию, когда другой человек имеет стимул. Все разделение труда в обществе практически обеспечивает язык. Пример про Джека, Джил и яблоко: Джил хочет кушать и просит Джека сорвать яблоко, тот срывает. Если бы речи не было, то работала бы схема 1:

           S → R (практическая реакция) или S → r (речевая замещающая реакция)

А поскольку  речь есть, то по Л. Блумфилду работает схема 2:

               S → r…………s → R ,

где S – голод, r – реакция, s – речь, R – удовлетворение голода ХЪ.

     Способ, с помощью которого могут возникнуть такие отношения, у разных людей различен. Л. Блумфилд считает, что этот речевой компонент доступен только людям и обезьянам, и полагает, что ему удалось избежать менталистских терминов.  

     2.3 Вклад в науку

     Л. Блумфилд считается одним из основателей синхронного и сравнительно-исторического изучения языков этой семьи как целого.

     Его главная книга «Язык» признана теоретическим манифестом американского дескриптивизма. В своих исследованиях по грамматике алгонкинского языка меномини Л. Блумфилд выступил основоположником теоретической морфонологии.

     Работы  Л. Блумфилда посвящены индоевропейским и индейским языкам и общей лингвистике. Ученый внес вклад в изучение филиппинских языков и прикладную лингвистику, особенно в теорию преподавания языков и в обучение чтению, написав труд «Руководство по практическому изучению иностранных языков» (1942).

     Л. Блумфилд первым продемонстрировал возможность и конкретные способы единого научного подхода на всех уровнях лингвистического анализа: фонологическом, морфологическом, синтаксическому, дескриптивном (описательном) и историческом. В первой части книги «Язык» Л. Блумфилд излагает дескриптивную технику; во второй – методику исторического изучения языка. Работы Блумфилда послужили отправной точкой для последующих исследований в области лингвистического анализа, особенно дескриптивной лингвистики. 

  1. Зеллиг Харрис

    3.1 Биография З. Харриса

     Зеллиг  Харрис (1909—1992) — американский лингвист, профессор, один из наиболее известных  и влиятельных представителей второго  поколения структуралистов.

     В 1932 году окончил Пенсильванский университет и преподавал там с 1931 года вплоть до своей отставки. В Пенсильванском университете З. Харрис создал первую в США специализированную кафедру. Также ученый был президентом Американского лингвистического общества.

     З. Харрис написал много трудов по семитским языкам, общей теории языка, методологии лингвистических исследований, математической лингвистике и теории информации. 

     3.2 Вклад в науку

     З. Харрис в своих работах ставит задачу построения законченной формальной теории языка, систематизирующей позитивистские принципы блумфилдианского дистрибутивного анализа формы без обращения к значению. З. Харрис признаётся самым бескомпромиссным в американской лингвистике сторонником утопической идеи исключения семантики из дескриптивных лингвистических процедур.

     Важнейшим вкладом Харриса в лингвистическую  теорию является понятие трансформации, а также разработка методологии дискурсивного анализа, основанного на теории информации. Идеи З. Харриса о «движении информации в дискурсе» нашли частичное продолжение в более поздних работах в рамках теорий коммуникативного синтаксиса.

     По  мнению ряда исследователей, поздние  работы Харриса содержат значительный потенциал и могут ещё сыграть  свою роль в развитии лингвистической  мысли. 

  1. Эдуард Сепир

    4.1 Биография Э. Сепира

     Эдвард  Сепир (1884 —1939) — американский лингвист и этнолог.

     Э. Сепир родился 26 января 1884 году в Лауэнбурге в семье кантора. В 1904 г. окончил Колумбийский университет. С 1910 по 1925 г. был начальником этнографического отдела Канадской геологической службы в Оттаве. С 1927 по 1931 г. был профессором Чикагского университета, с 1931 г. преподавал в Йельском университете. Э. Сепир был членом Американской академии искусств и наук, президентом Американского и Антропологического обществ. Э. Сепир скончался 4 февраля 1939 г. в Нью-Хейвене. 

     4.2 Лингвистическая концепция Э. Сепира

     Э. Сепир известен как автор книги «Язык. Введение в изучение речи», где он подчеркивает инстинктивный и несоциальный характер приобретения навыков ходьбы и социальный характер приобретения речевых навыков. Он считает, что общение не является первой функцией речевого аппарата, следовательно, органов речи не существует. Язык по Э. Сепиру – человеческий и неинстинктивный способ передачи мыслей, эмоций и желаний посредством системы произвольно производимых символов. Сущность языка заключается в соотношении условных, произвольно артикулируемых звуков или их эквивалентов к различным элементам опыта. Язык является как бы «фишкой», которую используют при необходимости. Э. Сепир проводит анализ речи с указанием значения. Пример: sing, singer, singing, где sing = A, а singer, singing = A+(b).  Самостоятельным элементом,

выражающим  идею и конкретное значение, является А, а b – несамостоятельный, модифицированный уточняющий элемент.

Что касается критериев или параметров классов  языков, то Э. Сепир вводит понятия «материальное содержание» и «отношение». Материальное содержание состоит из основных (корневых) и деривационных значений, а отношение – из конкретно и чисто реляционных отношений. Основные значения выражены корнями и имеются во всех языках. Чисто реляционные значения существуют во всех языках, так как надо связывать корни, чтобы получился язык. По Сепиру отношения между корнями  — это синтаксис, указывающий на порядок слов. Деривационные значения и конкретно реляционные значения являются необязательными для всех языков.

     Исходя  из характера построения слова и порядка присоединения аффиксов, Э. Сепир выделял следующие типы языков: изолирующий, агглютинативный и фузионный.

     Э. Сепир ввел понятие «покроя» языка, который влияет на языковое мышление. Человек не может мыслить независимо от языка. Поскольку все языки разные, то и люди мыслят по-разному. 

     4.3 Вклад Э. Сепира

     Э. Сепир благодаря своим глубоким знаниям сравнительно-исторических данных установил генетическое родство между различными языками Центральной и Северной. Он свел большинство из общепризнанных 75 групп в шесть крупных макросемей.

     В период работы в Чикагском и Йельском университетах Э. Сепир заинтересовался психологическими аспектами анализа языка и поспособствовал проведению лингво-психологических исследований. По мнению Сепира, язык, культура и личность сливаются в единое целое. Большое количество сепировских статей не только привлекли внимание антропологов к индивидууму в его культурной среде, но и оказали заметное влияние на теорию психоанализа.

     Э. Сепир – один из влиятельнейших лингвистов первой половины 20 века, ему принадлежат пионерские достижения в лингвистической типологии, фонологии и социолингвистике. Исследуя индейские языки Северной Америки, он выдвинул ряд гипотез об их генетических связях. Его труды оказали влияние на американский дескриптивизм и на функциональное и генеративистское направление. 

  1. Бенджамин Ли Уорф

    5.1 Биография

     Бенджамин Ли Уорф (1897—1941) — американский лингвист, специалист по языкам американских индейцев и автор «гипотезы Сепира — Уорфа».

     В 1918 году Б. Уорф окончил Массачусетский технологический институт и стал химиком-технологом. Во время служебных поездок он познакомился с индейцами хопи и увлёкся их языком (юто-ацтекской семьи), поразившим его радикальным несходством с европейскими языками. Им опубликованы работы по языкам индейцев юто-ацтекской семьи и семьи майя, а также ряд статей более общего характера, где и изложены основные положения теории «лингвистической относительности».

     Как дескриптивные, так и теоретические  работы Уорфа вызывали критику специалистов. Но его парадоксальная гипотеза, устанавливающая прямую зависимость категорий мышления от категорий языка, оказала воздействие на развитие таких дисциплин, как этнолингвистика, психолингвистика, общая семантика и грамматическая типология. Б. Уорфу также принадлежит термин «языки среднеевропейского стандарта», широко используемый в настоящее время. 
 
 

     5.2 Гипотеза Сепира — Уорфа

     В своих работах Э. Сепир высказывал некоторые идеи, близкие «гипотезе лингвистической относительности», которую затем наиболее последовательно сформулировал Б. Уорф. Поэтому эта гипотеза известна под названием «гипотеза Сепира — Уорфа» и представляет собой концепцию, разработанную в 30-х годах 20 века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.

     Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и  по-разному мыслят. В частности, отношение  к таким категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида. Из языковых характеристик европейских языков  выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важные достижения европейской науки (например, ньютоновская картина мира).

     В настоящее время гипотеза Сепира — Уорфа не имеет сторонников среди серьёзных профессиональных лингвистов. Но возможность влияния языковых категорий на восприятие мира является предметом активной дискуссии в этнолингвистике, психолингвистике и теоретической семантике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Дескриптивная лингвистика — одно из направлений американского языкознания первой половины 20 века. Ей присущи свои особенности: распространение теорий позитивизма, прагматизма и бихевиоризма, традиция изучения языков коренного индейского населения и актуальность практических проблем, связанных с разнородными группами иммигрантов, живущих в США.

Информация о работе Американский структурализм. Дескриптивизм