Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:56, курсовая работа
Целью в работе ставится осветить основные направления, этапы и методы анализа американского структурализма. В данной курсовой работе также будут подробно рассмотрены ведущие представители дескриптивной лингвистики и их вклады в лингвистическую науку.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Американский структурализм (дескриптивизм)…………………5
1.Определение, причины зарождения и направления американского структурализма (дескриптивизма)……………………………………………5
2.Этапы развития американского структурализма (дескриптивизма)……….6
3.Методы анализа в дескриптивизме…………………………………………...8
1.Синтаксический анализ или анализ по НС……………………………8
2.Трансформационный анализ………………………………………….10
3.Дистрибутивный анализ………………………………………………11
4.Основные положения дескриптивизма……………………………………..12
Глава 2. Ведущие представители американского структурализма……...14
1.Франц Боас……………………………………………………………………14
1.Биография Ф. Боаса…………………………………………………...14
2.Вклад в науку Ф. Боаса………………………………………………..14
2.Леонард Блумфилд…………………………………………………………...15
1.Биография Л. Блумфилда……………………………………………..15
2.Лингвистическая концепция Л. Блумфилда…………………………15
3.Вклад в науку………………………………………………………….16
3.Зеллиг Харрис………………………………………………………………...17
1.Биография З. Харриса…………………………………………………17
2.Вклад в науку………………………………………………………….17
4.Эдуард Сепир…………………………………………………………………18
1.Биография Э. Сепира………………………………………………….18
2.Лингвистическая концепция Э. Сепира..……………………………18
3.Вклад Э. Сепира……………………………………………………….19
5.Бенджамин Ли Уорф…………………………………………………………20
1.Биография……………………………………………………………...20
2.Гипотеза Сепира — Уорфа…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Тульский государственный университет
Кафедра
лингвистики и перевода
Курсовая работа по дисциплине «История языкознания»
на тему:
«Американский
структурализм. Дескриптивизм»
Выполнила: ст. 5-го курса, гр. 830362на
Кононович А.А.
Проверила: доц. каф. ЛиП
Буряковская
А.А.
Тула, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Американский структурализм (дескриптивизм)…………………5
Глава
2. Ведущие представители
американского структурализма……
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Широкое
распространение в науке
Для того чтобы понять важность американского структурализма в лингвистике необходимо дать определение структурализму как лингвистическому направлению. Структурализм – это интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Методологическим образцом для структурализма служит структурная лингвистика ХЪ.
Ф. де Соссюр (1857–1913) считается основателем структурализма, поскольку именно он ввел различие между реальными актами речи и системой, которой человек овладевает при обучении языку. Исследуя язык как систему знаков, структурная лингвистика выявляет противопоставления, создающие значения, и правила комбинирования, управляющие построением языковых последовательностей.
Обычно в лингвистике выделяют четыре основных направления структурализма:
1)
Пражская лингвистическая
2) Американский структурализм,
3) Копенгагенская школа,
4)
Лондонская лингвистическая
Американский структурализм в лингвистике имеет несколько названий и может обозначаться следующими терминами: Американская школа структурной лингвистики, Дескриптивная лингвистика и Дескриптивизм или Дистрибутивная лингвистика в связи с основным методом анализа, применяющимся исследователями.
Несмотря на то, что дескриптивная лингвистика в целом не отходит от структурального направления, она имеет множество особенностей, благодаря которым ее можно рассматривать как отдельное направление. По сравнению с другими направлениями лингвистического структурализма дескриптивная лингвистика имеет наиболее разработанную систему исследований и не прямо производится от выдвинутых Ф. де Соссюром теоретических положений. Американский структурализм в своем развитии проходил через европейские каноны и не зависел в полной мере от идей Ф. де Соссюра.
Дескриптивная лингвистика основала школы, которые были достаточно близки к европейскому структурализму. Истоки этих школ восходят к антропологу и лингвисту Ф. Боасу (1858–1942), а также к его ученикам, основателям ведущих школ американской лингвистики 1920–1950-х годов, Л. Блумфилду (1887–1949) и Э. Сепиру (1884–1939).
В отличие от других школ американский структурализм уделял большое внимание разработке методики лингвистического исследования, определению границ применения отдельных методов и приемов ХЪ.
Тема курсовой работы интересна и заслуживает внимания, поскольку дескриптивисты путем эмпирического опыта описывали языки, в частности индейские. Они очень много сделали для описания конкретных языков, а также их разработка процедур фонологического и морфологического анализа внесла огромный вклад в развитие лингвистики как науки.
Целью
в работе ставится осветить основные
направления, этапы и методы анализа
американского структурализма. В
данной курсовой работе также будут
подробно рассмотрены ведущие
Глава 1. Американский структурализм (дескриптивизм)
В первой половине 20 века в США возникла дескриптивная лингвистика, которая очень активно развивалась как одно из направлений в структурализме. Работы Л. Блумфилда «Введение в изучение языка» и «Язык» наметили будущую программу дескриптивного направления. Позднее в книге З. Харриса «Методы структурной лингвистики» были изложены основные принципы дескриптивизма.
Дескриптивная лингвистика является протестом против неадекватности традиционной грамматики, ориентированной на описание латинского языка и языков Европы, и неприменимости сравнительно-исторического метода с его понятиями звуковых законов и изменений по отношению к многочисленным индейским языкам ХЪ, так как эти языки отличаются по типу от европейских языков и не имеют достаточно длительную ни письменную, ни бесписьменной традицию.
В дескриптивной лингвистике можно выделить следующие отличия от других направлений структурализма:
В американском структурализме обычно выделяют три разные группы или даже школы. Первая из них известна как Йельская школа. Теоретическая работа этой школы, особенно в 1940-х годах, была сосредоточена на дальнейшем творческом развитии идей Л. Блумфилда. Представители этой школы не принимали во внимание значения языковых форм, категории мышления и психики человека, поэтому характерной чертой Йельской школы является антипсихологизм и физикализм. Вторая школа известна как Энн-Арборская группа лингвистов, стремившихся объединить теоретические положения Э.Сепира и Л. Блумфилда. В отличие от Йельской школы здесь обращались к психологизму и рассмотрению языка как одного из видов человеческого поведения. Третья школа – это школа трансформационного анализа.
Главную
роль в формировании концепции дескриптивизма
сыграла исследовательская практика ученых
США, которые занимались изучением языков
и культур американских индейцев. Эти
языки могли описываться только синхронно,
так как исследователи не имели никаких
данных об их истории. Из-за большой разницы
культур ученые не могли свободно овладеть
изучаемым языком и должны были постоянно
консультироваться с его носителем-информантом
по вопросам членения текстов на слова.
Непонятными для исследователей были
многие грамматические и лексические
значения. К тому же полученные знания
о языках плохо сочетались с привычными
представлениями об отображающемся в
языке мире. В результате естественные
и поэтому единственно возможные европоцентрические
семантические модели утрачивали свой
универсальный статус ХЪ.
Американский структурализм возник из-за практических потребностей изучения языков индейцев США. Применяя свои методы в изучении английского языка, а также и других индоевропейских, тюркских и семитских языков, дескриптивизм сохранял практическую направленность в установлении тесных связей с методикой преподавания языков. В развитии дескриптивной лингвистики обычно выделяют три этапа, связанных с научной деятельностью представителей этого направления.
Первый этап непосредственно связан с деятельностью Ф. Боаса (1858 — 1942), поскольку истоками дескриптивной лингвистики обычно называют именно его работы. В большом теоретическом введении к коллективному «Руководству по языкам американских индейцев» он показывает непригодность выработанных на материале преимущественно индоевропейских языков научных принципов для изучения индейских языков. Эти языки имеют иные языковые категории и поскольку они не имеют прошлых этапов своего развития, к ним нельзя применить методы исторической интерпретации. По мнению Ф. Боаса, именно таким образом возникает необходимость создать объективный метод для изучения языков.
Второй этап развития американского структурализма открывает Леонард Блумфилд (1887 — 1949), который попытался создать эти объективные методы изучения языков, ориентировав их на положения «поведенческой» психологии или бихевиоризма. В своем теоретическом труде «Язык» он сформулировал принципы «механистической» лингвистики, которая делит процесс речевого общения на ряд физиологических стимулов и реакций и тем самым изучает речевое поведение человека. Таким образом, на данном этапе Л. Блумфилд решает основные теоретические проблемы лингвистической науки и разрабатывает методику научного исследования.
Третий этап связан с последователями Л. Блумфилда, такими как, например, Зеллинг Харрис, которые в большей степени сформулировали методы дескриптивной лингвистики. Они выдвинули и сам термин — «дескриптивная лингвистика». Дескриптивисты описывают формальные элементы структуры языка с помощью дистрибуции речевых черт, т.е. порядка их расположения. Для языковедов понятие языка тождественно понятию речи, которая в свою очередь является потоком организованных голосовых звуков и их комплексов. Однако на начальном этапе последователи Л. Блумфилда не уделяют должного внимания значению, которое, по их мнению, якобы привносит психологические, философские и внелингвистические элементы и тем самым нарушает классификационную ясность структурных черт речевых сигналов ХЪ.
Но
именно 3. Харрис в последние годы своих
исследований при описании речевых черт
обращается к фактору значения.
Основное внимание языковедов дескриптивного направления сосредоточено на разработке методики исследования. Дескриптивная лингвистика создала свою технику лингвистического описания и установила свои категории и рабочие приёмы.
Информация о работе Американский структурализм. Дескриптивизм